Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Вечные темы искусства и жизни. Мир образов камерной и симфонической музыки

Цель: через общение с разными художественными произведениями постараться понять, что язык искусства с течением времени не изменяется и в его основе находятся духовные ценности, выработанные человечеством.

Задачи:

  • развитие эмоционального и осознанного отношения к произведениям искусства различных эпох и направлений;
  • через «звучание» художественных образов учиться понимать, как художник становится летописцем своей эпохи, отражая ее пульс;
  • развивать у учащихся умения анализировать, синтезировать, размышлять на основе материала урока (музыки И. С. Баха, репродукций картин, образного исполнения песен «Город золотой», «Свечи»);
  • учиться выражать отношение к вечным ценностям, выработанным человечеством;
  • расширять культурно-художественный кругозор учащихся через знакомство с музыкой и живописью XVIII-XX вв.

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование: нотный материал («Город золотой» Б. Гребенщикова, «Свечи» М. Звездинского), музыкальные фрагменты (И. С. Бах, Органная прелюдия ми-минор, Скерцо из сюиты №2), портреты И. С. Баха, Б. Гребенщикова, Ф. да Милано, свеча, фотографии органа, пламени свечи, репродукции картин (Т. Гейнсборо «Дама в голубом», А. Венецианов «На жатве», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»), интерактивная доска.

 

Сценарий урока

«Многое меняется, сердце остается лишь одно». 

Ф. М. Достоевский

 

Ребята входят в класс под музыку песни «Город золотой».

– У нас сегодня необычный урок – урок-размышление. О чем мы будем размышлять? Пускай нам поможет высказывание «Многое меняется, сердце остается лишь одно», принадлежащее русскому писателю XIX века Ф. М. Достоевскому. (Высказывание и портрет писателя – на экране интерактивной доски.) Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

– Действительно, проходят годы, пролетают целые эпохи, сменяются поколения людей, но остаются чувства доброты, надежды, веры, которые помогают в трудную минуту. И неважно, когда художник жил – много лет назад или в наши дни. Если он настоящий мастер, он создаст такое произведение, которое будет волновать многие поколения людей, принося им «утешение и подпору». Мы встретимся с произведениями искусства, созданными в разные эпохи, и постараемся понять, как они влияют на наших современников, а значит и на нас с вами.

– Вы узнали музыку, которая звучала в самом начале? («Город золотой» Б. Гребенщикова, Ф. Канова да Милано)

(Показ на интерактивной доске портретов Ф. Канова да Милано и Б. Гребенщикова.)

– О чем эта песня? (об идеальном городе, где нет зла, насилия, где много света)

– Каков характер у жителей этого города? (это нежные, мечтательные, отзывчивые люди)

– Давайте исполним песню и постараемся правдиво выразить интонацию авторов.

(Исполнение песни «Город золотой».)

– Получился ли образ песни? (мы постарались передать образ Красоты, Доброты, Нежности)

– И если нас в душе хоть немного затронула эта музыка, значит, она не зря создана. Она становится для нас «утешением и подпорой».

– Почему современный рок-музыкант Борис Гребенщиков обратился к мелодии музыканта конца XVI века Франческо да Милано? (это было своеобразное родство душ; в разные эпохи творцы искусства стремились найти тот источник света, который поможет людям преодолевать трудности на их жизненном пути)

– Наверное, таким мастером, который помогал людям обрести уверенность в своих силах, был композитор Иоганн Себастьян Бах. (На экране –  портрет И. С. Баха.)

– Вспомните, какая страна подарила миру Баха? (Германия)

– Посмотрите: Бах совсем не похож на наших современников – и одежда другая, и прическа. Композитор жил давно – более 250 лет назад.

– Говорят, что по внешнему облику можно понять внутренний мир человека. Как вы думаете, это был легкомысленный человек? (учащиеся рассуждают о внутреннем мире композитора: серьезный, спокойный, внимательный взгляд, наверное, требовательный к себе и окружающим)

– То, что это был требовательный к себе человек, говорит тот факт, что основные произведения композитор написал уже в зрелом возрасте.

Далее приводятся факты из биографии композитора: Иоганн Себастьян Бах, младший сын Иоганна Амброзиуса, родился в Эйзенахе в 1685 году, 21 марта. Был придворным музыкантом в Веймаре у герцога Иоганна Эрнста, органистом в церкви в Мюльхаузене и Веймаре, руководителем камерной музыки при великокняжеском ангальткетенском дворе. В 1723 году был назначен в Лейпциг директором хора музыки.

После прослушивания фрагментов из биографии композитора учащиеся отмечают, что его жизнь была «на колесах», композитор переезжал с места на место.

В те времена жизнь музыканта была тяжела, постоянный поиск заработка заставлял его искать новое место работы. Биографы рассказывали также о том, что слишком независимый нрав был у композитора, и музыку он писал «недостаточно подобострастную». Долгое время Бах работал в церкви, сопровождая службу. Поэтому им написано много музыки для органа – могучего, громкоголосого инструмента, по звучанию соперничающего с целым симфоническим оркестром. (На экране появляется изображение органа.)

Бах, как и многие другие люди, преодолевал одну жизненную неурядицу за другой. Вместе с ним была его семья. Уставший приходил Бах с работы. И семья встречала его в гостиной за столом, делились впечатлениями о прошедшем дне. Давайте прислушаемся к этой беседе.

(Слушание органной Прелюдии ми-минор.)

– Каков был характер разговора? Как между собой разговаривали? Спокойным или нервным был диалог? (разговаривали с уважением друг к другу, никто никого не перебивал; размеренная, спокойная речь)

– Как вы это поняли? (музыка подсказала: спокойный, неторопливый темп, негромкая динамика, голоса звучали поочередно)

– О чем мог быть разговор? (ответы детей)

– Сколько голосов разговаривали между собой? (4 голоса; наверное, сам композитор и кто-то из детей; дружной была семья)

­– Такое согласие в музыке называется полифония (с греческого «многоголосие»).

(На экране – определение «полифония».)

– Помогала сохранять тепло домашнего очага мама – Анна Магдалена. Первая жена Баха умерла, и Анна Магдалена стала для детей настоящей матерью, а для самого Баха – другом, помогающим преодолевать трудности. Композитор посвятил музыку Анне Магдалене – своего рода письмо-признание.

(Звучит «Скерцо» из сюиты №2 И. С. Баха.)

После прослушивания учащиеся делятся своими впечатлениями, обращают внимание на настроение, средства выразительности, на солирующий инструмент с нежным голосом – флейту.

(На экране – изображение флейты.)

– Такая музыка, где один голос ведет мелодию, а остальные будто подыгрывают, помогают ему, называется гомофония (с греческого «одноголосие»).

(На экране – определение «гомофония».)

– Как бы вы назвали эту музыку? (бабочка, шутка, облако, порхающая) Почему? (ответы детей)

– Сам Бах назвал ее «Скерцо». (На доске – новое слово «скерцо».)

– Скерцо с итальянского – «шутка». Во времена композитора музыкальные названия давали, как правило, по-итальянски, так как профессиональная музыка появилась в Италии.

– Как вы думаете, почему композитор так назвал свою музыку? (ответы детей) Возможно, потому, что хотел видеть своих жену и детей улыбающимися, на мгновение забывающими жизненные неурядицы.

Далее учащиеся делятся на группы. Каждой группе раздаются листы бумаги и фломастеры. Им предлагается изобразить музыку «Скерцо», почувствовать ее пульс, движение мелодии. Также на экране доски один/двое учащихся показывают пульс музыки. После выполнения задания идет обсуждение выполненной работы. Каждая группа защищает свой проект, анализирует работу учащихся у доски. Далее ребята приходят к выводу, что музыка непрерывно движется, увлекая нашу фантазию вслед за собой.

После этого учащимся предлагается рассмотреть женские портреты и определить, какой из образов по своей интонации ближе всего музыке «Скерцо».

(На экране – женские портреты: крестьянки (А. Венецианов «На жатве»), купчихи (Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»), дворянки (Т. Гейнсборо «Дама в голубом»).)

Дети размышляют над образами. У «Дамы в голубом» улыбка мимолетная, еле заметная, легкая, изящная, близкая по интонации «Скерцо». Это неслучайно, так как оба произведения создавались примерно в одно время, в XVIII веке, которое современники называли «Галантным веком». Поэтому и шутка изящная, тонкая, немного прикрытая, интеллигентная.

– Как вы считаете, можно ли назвать эту музыку современной нам? (можно, потому что Бах выразил искренние чувства к своим родным людям, и мы это поняли; но в наши дни эти чувства выражают более открыто)

– Что наиболее вас привлекло в музыке Баха? Может быть, она чем-то вам помогла? (музыка помогает внимательно слушать собеседника, бережнее, с добротой относиться друг к другу)

– Действительно, музыка помогает человеку оставаться добрым, отзывчивым к окружающим людям.

– Вспомните, что когда встречались члены семьи Баха после трудного дня, они рассаживались за круглым столом, зажигали свечи и рассказывали о своих повседневных делах. С какими чувствами? (с добротой, уважением, искренностью, мягкостью)

– Давайте зажжем нашу свечу и представим, что это – кусочек пламени того огня, который согревал семью Бахов.

(Зажигается свеча, на экране появляется изображение пламени свечи.)

Исполняется песня «Свечи» (авт. М. Звездинский).

– Посмотрите друг на друга, почувствуйте себя. Теплее стало? Значит, мы не зря с вами постарались.

– На уроке мы сами почувствовали, как музыка, даже такая старинная, как музыка Баха, преобразует нашу жизнь через нас самих. Если музыка находит отклик в нашей душе, значит, на какой-то миг мы становимся добрее.

 

– На уроке мы встречались с разными произведениями искусства. По-своему авторы затрагивают проблемы, которые волнуют не только их, но и многих людей. Как вы думаете, что их объединяет? (ответы детей) Они искренне, правдиво выражают свое отношение к жизни, используя разные художественные краски.

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский говорил: «Многое меняется, сердце остается лишь одно». Действительно, проходят годы, рождаются и умирают люди, но остаются вечные ценности – Вера, Доброта, Надежда, Искренность, Любовь...

 

Домашнее задание: написать письмо-признание родному человеку (в виде стихотворения, открытки, рисунка, поделки и т. п.).

 

Выход из класса под музыку песни «Свечи». Дети прикрепляют на доску фрагменты пламени свечи (выражающие их отношение к прошедшему уроку).

 

Список литературы

  1. Маслова Л. П. Педагогика искусства. / Н., Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1997.
  2. Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. Энциклопедический музыкальный словарь. / М., Советская энциклопедия, 1966.