Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Лета чудные мгновения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

«Глагол в речи» (6 класс)

МБОУ СОШ №170 с УИОП Ново-Савиновского района г.Казани 

Автор: Масловская А. В., учитель русского языка и литературы

Глагол в тексте

( 6 класс)

Цель урока: создание условий для совершенствования знаний о роли глагола в речи.

Тип урока: урок «открытия новых знаний».

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие эмоциональной сферы  восприятием  прекрасного, развитие любви к родной природе, создание внутренней мотивации к учению.

Метапредметные:

Регулятивные: формирование умения ставить цели работы,

Коммуникативные: умение работать в группе, участвовать в принятии коллективного решения.

Познавательные: формирование умения строить речевое высказывание, умение работать с текстом.

Предметные:

Познавательные: создание условий для совершенствования знаний о роли глагола в речи, обратить внимание на  использование глаголов в текстах разных стилях речи.

Развивающие: развитие у детей орфографических и речевых навыков; развитие языковой компетенции обучающихся; совершенствовать умение анализировать текст; развивать речевую и мыслительную деятельности; обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные: способствовать воспитанию у шестиклассников любви к родному языку и красоте родной природы; содействие воспитанию интереса к урокам русского языка.

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Целеполагание.
  3. Актуализация необходимых знаний.
  4. Выявление места и причины затруднения.
  5. Самостоятельная работа с самостоятельной проверкой по эталону.
  6. Включение в систему знаний и повторение.
  7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

(1 слайд) Звучит музыка  П.И. Чайковского «Январь. У камелька» (небольшой камин или очаг для обогревания)

  • Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Урок мы начнем с прослушивания замечательной музыки П. И. Чайковского «Январь. У камелька».

Учитель:  В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и  метели. Я  хочу предложить вашему вниманию отрывок из известного стихотворения, в котором описывается вьюга  (2 слайд)  Попробуем восстановить этот текст, вставив пропущенные слова. Если у вас возникнут затруднения, вы можете воспользоваться словами для справок. Данную работу выполняйте в группах.

Буря мглою небо …,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь она …,

То … , как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой …,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко … .

Учитель: Прочитайте с выражением восстановленный текст (читает 1 ученик).

Учитель: Знакомы ли вам эти строки? Из какого они произведения? Ученик: стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».

Учитель: Посмотрите на экран, проверьте правильность выполненного задания  (3 слайд).

Учитель: Без какой части речи не смог бы обойтись поэт, описывая вьюгу?

Ученик: Без глаголов.

2. Целеполагание.

 Учитель: Что же будет предметом нашего разговора? Попробуйте сформулировать тему   нашего урока

Ученик: Глагол. Роль глагола в тексте.

Учитель: Запишите в тетрадях число, классная работа, тему урока (4 слайд)

Учитель: В  этимологическом словаре мы читаем о глаголе следующее: Глагол – слово греческого происхождения, означающее «речь» (5 слайд)

- Внимательно прочитайте тему нашего урока.  Исходя из темы урока, сформулируйте главную цель урока. Что нам сегодня предстоит выяснить? Ученик: Определить роль глагола в тексте (6 слайд)

Учитель:  (7 слайд) Эпиграфом к нашему уроку станут строчки из стихотворения  Б. Пастернака: «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия…». На уроке мы будем совершать   открытия. Сегодня каждый из вас побывает в роли юного исследователя. Самые активные будут награждены снежинками.

3. Актуализация необходимых знаний.

Учитель: Я продиктую вам глаголы, один человек запишет их на доске, а остальные  - в тетради.

Блестеть, гореть, зарасти, заложить, коснуться, слагать.

Учитель: Какая орфограмма объединяет эти глаголы?

Ученик: Чередующиеся гласные в корне  

Учитель:  Проверьте свои записи (8 слайд).

Учитель:  Теперь поработаем в группах. Решите кроссворд, используя записанные глаголы. Отгадайте зашифрованное слово. (9 слайд)

(представитель одной группы зачитывает слово «глагол»)

Учитель: Посмотрите на экран. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание (10 слайд).

Физкультминутка.

Учитель: Проведем физкультминутку. Во время выполнения упражнений посчитайте, пожалуйста, сколько глаголов прозвучит в стихотворении

(11 слайд)

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

И сейчас мы  ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай быстро, голова. (Вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Учитель: Сколько глаголов встретилось в стихотворении?  (восемь)

4. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Садитесь, продолжим  наше исследование. Перед вами два текста, прочитайте их выразительно  (12 слайд)

1)Зима – время года, продолжающееся на Северном полушарии Земли с момента зимнего солнцестояния (21 и 22 декабря) до момента весеннего равноденствия  (20 и 21 марта). Зима включает три календарных месяца: декабрь, январь и  февраль и составляет 90-91 календарный день. Характеризуется понижением температуры, установлением снежного покрова. Самым холодным месяцем считается январь, самым теплым – декабрь. (Из энциклопедии)

2) Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

             С. Есенин.

Учитель: Что общего между этими текстами?

Ученик: Оба текста имеет общую тему – зима.

Учитель: Чем отличаются эти тексты?

Ученик: Первый текст написан в научном стиле, а второй – в художественном.

Учитель:  Назовите, пожалуйста, какие признаки научного стиля вы нашли  в первом тексте?

Ученик: Он взят из научного источника, используются термины, сложные предложения, передается точная информация.

Учитель: А какие признаки художественного стиля вы нашли во втором тексте?

Ученик: Во втором тексте присутствует эмоциональность речи, воздействие на читателя при помощи художественных средств, автор передает свои чувства и мысли.

5. Самостоятельная работа с самостоятельной проверкой по эталону.

Учитель: Из первого текста выпишите в тетрадь глаголы, которые используются для формулировки научных понятий (13 слайд).

Ученик: Включает, составляет, характеризуется, считается.

Учитель: Как вы думаете, какую роль глагол играет в научном стиле?

Ученик: В научном стиле глагол используется для точной передачи научной информации.

Учитель: А теперь понаблюдаем за ролью глаголов в художественном произведении (14 слайд).

Ученик:  Всё стихотворение  полно плавного движения, жизни, достигается это благодаря мастерскому использованию глаголов в переносном значении.

Учитель:  Выпишите глаголы в переносном значении.

Ученик: Поет, аукает, баюкает, плывут  (слайд 15).

6. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: Как называется художественный прием, который используется Есениным в стихотворении?

Ученик: Олицетворение.

Учитель: Вспомним, что такое олицетворение.

Ученик:  Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Учитель:  Прочитайте стихотворение.  (Один ученик читает выразительно стихотворение).

Месяц.

Над излучиной речной

Тихий сумрак лег ночной.

Из-за тучи выплыл месяц,

Месяц ходит, как ручной!

Он проходит над селом,

Стукнул в тучу, вызвал гром.

Над рекой остановился,

Всю засыпал серебром.

Учитель: Найдите  в своем предложении олицетворение  и  определите, что является  основой олицетворения в данных примерах? Работаем в группах.

(1 группа: В нашем предложении олицетворение – лег. В основе этого приема лежит глагол, употребленный в переносном значении.

2 группа: В нашем предложении олицетворение – выплыл, ходит. В основе этого приема лежит глагол, употребленный в переносном значении.

3группа: В нашем предложении олицетворение – проходит, стукнул, вызвал. В основе этого приема лежит глагол, употребленный в переносном значении.

4 группа: В нашем предложении олицетворение – остановился, засыпал. В основе этого приема лежит глагол, употребленный в переносном значении).

Учитель: Если не будет глаголов, то исчезнет движение, олицетворение не получится. В основе олицетворения лежит глагол. Олицетворение - глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Учитель: Какие открытие мы сегодня совершили, наблюдая за глаголами в научном и художественном стилях?

Ученик: ответ произвольный

Учитель:1) В научных текстах глагол используется для точной передачи научной информации;

 2) Глагол в художественном тексте чаще всего выступает в роли олицетворений, одушевляя предмет;

Учитель: Итак, мои исследователи, сегодня мы сделали первый шаг к вашей будущей серьёзной научной работе. Давайте посмотрим, кто же был сегодня наиболее активным? У кого больше всего снежинок. Молодцы! Хотела бы отметить работу …, …. За активное участие на уроке вы получаете …,…

Учитель: Дома, чтобы закрепить полученные знания, выполните следующие задания на выбор:

  1. Упр. 403 (на 4)
  2. Упр. 402 (на 5)

 Чтобы вы и дальше могли совершать открытие, необходимо иметь хорошее настроение, необходимо иметь хорошее настроение.

Я хочу вам раскрыть секрет хорошего настроения.

Секрет хорошего настроения.

С добрым чувством просыпаться,

И друг другу улыбаться,

Никогда не унывать,

Другу тяжко – поддержать,

Пожалеть и приласкать.

Братьев меньших защищать.

Тех, кто старше, уважать…

Жизнь сердечно обожать –

Новый день, как чуда, ждать!