Урок окружающего мира "Где зимуют птицы?", 1 класс
Технологическая карта к уроку. Ф И О учителя: Гришина Анастасия Владимировна Предмет: окружающий мир, 1 Е класс Тема: Где зимуют птицы? Тип урока: урок открытия нового знания Цели: • Обучающая. создание образовательного пространства для расширения и закрепления знаний учащихся о перелетных и зимующих птицах нашего края. • учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления, приводить примеры птиц; формировать представления о научном поиске, методах работы ученых; • Развивающая. Способствовать развитию связной речи, наблюдательности, любознательности, интереса к предмету, умения сравнивать, наблюдать, анализировать. • Воспитательная. Воспитывать за¬ботливое отношение к птицам, к своему родному краю; Средства: - компьютер, интерактивная доска - А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник 2ч. - А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2 - Атлас-определитель «От земли до неба» - карточки для распределение ролей в группе - слайдовая презентация к уроку «Где зимуют птицы?» - разрезная мозаика с изображением птиц (синица, снегирь, воробей, дятел, ласточка, сорока) - карточки с тестом для индивидуальной работы Форма работы: работа фронтальная, индивидуальная, парная, групповая Планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные знать: условия, необходимые для жизни зимующих и перелётных птиц; основные правила поведения в местах обитания птиц; уметь: приводить примеры представителей групп зимующих и перелётных птиц, раскрывать особенности их жизни, усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края, научиться приводить примеры птиц каждой группы. Использовать приобретённые на уроке знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения и сравнения. Регулятивные УУД - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Коммуникативные УУД -Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы - Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. - иметь определённые познавательные потребности и учебные мотивы Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты - Предметные - Метапредметные (УУД: Коммуникативные Регулятивные Познавательные) - Личностные I.Мотивация к учебной деятельности (1-2 минуты) Цель: -активизировать обучающихся, эмоционально настроить, проверить готовность к уроку Организует проговаривание правил поведения на уроке. Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие. Захотели вновь прийти! -Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте мы и их поприветствуем, встанем и кивнём головой. Слайд 1 - Так же нас на уроке приветствует зимнее солнышко и дарит нам свои волшебные лучики: счастья, добра, здоровья. И я вам дарю лучик добра и знаний. Чтоб вы были добрыми, вежливыми, уважали друг друга и окружающих, и чтоб на уроках получали знания, которые вам понадобятся в жизни. - Давайте поделимся и с нашими гостями лучиками. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им Личностные: Проявлять эмоциональную отзывчивость к предложениям учителя II.Актуализация опорных знаний (5 минут) Цель: - готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового знания Выявляет знания учащихся о саванне и тропических лесах. Ответы детей на интерактивной доске. : На прошлом уроке мы вместе с Муравьишкой Вопросиком и Мудрой Черепахой совершили интересное путешествие. -В каких районах земного шара мы побывали на прошлом уроке и кого видели вы расскажите, ответив на вопросы кроссворда. Слайд № 1 Предметные: Уметь работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний. Познавательные УУД Уметь осознанно и произвольно высказывать свое мнение о птицах, их жизни, называть домашних и диких птиц. Регулятивные УУД Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей III.Формулирование темы урока, постановка цели (3-4 минуты) Цель: -организовать формулирование темы урока обучающимися; -организовать постановку цели урока обучающимися. IV. Открытие нового знания (15 минут) 1 часть Цель: - дать конкретное представление об изучаемых фактах и объектах. - добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. Организует работу в группах Ответы детей. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель урока. Групповая работа - Слово по горизонтали получилось «страус», вы уже знаете, что это самое крупное не летающее животное. А к какому виду животного она относится мы узнаем, прочитав загадку. (птицы) Слайд №2. - А что мы уже с вами знаем и проходили о птицах? (строение тела, чем они питаются ) - А что бы вы хотели еще узнать о птицах? Узнаем названия новых птиц, вспомним как им можно помочь зимой… -У: А еще, как вы уже заметили к нам на урок снова пришел Муравьишка, который уверяет, что видел в Африке во время сафари обыкновенную ласточку, которая летом выводила птенцов под крышей деревенского дома. Как же так? Что делала ласточка в Африке? -У: А Мудрая черепаха каждый день видит воробьев, голубей, сорок? Почему они не улетели на юг? -У: Почему остались? - У: Поэтому мы еще и попытаемся на уроке выяснить, где зимуют птицы? Какие виды бывают птиц. Почему некоторые птицы улетают зимовать в теплые края, а некоторые остаются зимовать в наших краях, и как об этом узнали учёные. Слайд № 3 - Давай те же с вами отгадаем названия наших птиц и распределим на тех, которые остаются зимовать и которые улетают на юг, собрав пазлы, которые я для вас приготовила, а будете их собирать в группах и приклеивать на листы, у каждой группы по две птицы и свои роли, приклеенные на столах. Если засомневаетесь в названии, то обратитесь к атласу-определителю. 1 группа – ласточка (перелетная) и воробей (зимующая) 2 группа – жаворонок (перелётная) и дятел (зимующая) 3 группа – грач (перелётная) и свиристель (зимующая) 4 группа – скворец (перелётная) и синица (зимующие) 5 группа – журавль (перелётная) и поползень (зимующая) 6 группа - зяблик (перелётная) и сова (зимующая) (снегирь, щегол, клёст – зимующие) Слайд № 4 Предметные: Формулировать, понимать учебную задачу урока и стремиться выполнять ее. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Физкультминутка. (1 мин.) Цель: снять мышечное и статическое напряжение IV. Открытие нового знания, 2 часть V. Закрепление нового (10 мин) Цель: Закрепить полученные новые знания и выяснить недопонимания в теме. 1.Знакомство с зимующими (осёдлыми) птицами. Организует беседу и фронтальную работу по ответам учащихся 2.Знакомство с перелётными птицами. Организует подведение итога в виде фронтальной работы. Организует динамическую паузу. Организует работу в парах с литературой в учебнике, учит пользоваться информацией о птицах. Дополнение информации иллюстрациями на слайдах Организует работу с картой, а также самостоятельное выполнение Ответы детей Ответы детей Ответы детей. Осуществляют поиск необходимой информации из учебной литературы Выступление учащихся с ответами на вопросы Ответы детей Выполняют работу с картой на интерактивной доске, оценивают себя по шкале - У: А сейчас наши ребята расскажут нам ещё интересную информацию о перелетных и зимующих птицах и зададут вам вопрос. Птиц, которые остаются в родных краях, называют зимующими, у них с осени образуется толстый слой подкожного жира, поэтому они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из 10 примерно 1-2 доживают до весны. Как мы можем помочь им? -Д: Сделать и развесить кормушки с кормом. -У: Мы с вами их уже развесили в школьном дворе и дома и проводим акцию «Птичья столовая», подкармливаем птиц. - А вот птицы, которые летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места называют как вы уже сказали Перелётные. Что для них можем мы с вами сделать? (когда вы станете постарше мы с вами сделаем скворечники для птиц, которые к нам прилетают и не успевают себе построить домики-гнёзда) - Подведём итог. Как называют птиц, которые круглый год живут рядом с нами? - Почему их так называют? - Куда улетают некоторые птицы зимой? (В тёплые края.) - Когда они вновь возвращаются к нам? - Как называют этих птиц? - Почему их так называют? -У: А сейчас ребята мы проверим, как вы запомнили, какие птицы зимующие, а какие перелетные? Давайте проверим. Встаньте из-за парт. Если я называю зимующую птичку, вы садитесь, как будто вам холодно, а когда перелетную, встаньте на цыпочки и поднимите руки вверх, как будто собрались улетать. Ласточка (полетели), поползень (присели), жаворонок (полетели), дятел (присели), зяблик (полетели), соловей (полетели), воробей (присели), синица (присели), скворец (полетели), галка (присели), сова(присели), журавль(полетели). – У: Где же все-таки зимуют перелётные птицы? И как учёные об этом узнали? - Это вы узнаете из текста, который у вас находится в учебнике на с. 85, работать вы будете в парах и по плану. Слайд № 5. Не забудьте показать, когда закончите, что пара готова. Подняв руки «сцеплены» Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8 Слайд № 9 Слайд № 10 - Почему же многие птицы улетают на зиму в тёплые края? Слайд № 11 - Улетают птицы не из-за холодов, а из-за нехватки еды Слайд № 12 - Давайте на примере журавля и ласточки проследим путь перелёта птиц в тёплые края. Слайд № 13, Слайд № 14 - Сейчас вы открываете РТ на с.15 и отмечаете синими стрелками направление осенних перелётов ласточек и журавлей. Красными стрелками обозначьте направление их весенних перелётов. Затем мы проверим, отметив, на электронной доске Предметные: Научатся различать зимующих и перелетных птиц, группировать птиц по определенным признакам, объяснять причины отлета птиц в теплые края, приводить примеры зимующих и перелетных птиц, получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Предметные: Уметь различать зимующих и перелетных птиц, группировать птиц по определенным признакам Физкультминутка. (1мин.) Цель: снять эмоциональную напряжённость VI.Контролирующее задание (7 мин.) Цель: - зафиксировать новое содержание урока; учить подводить итоги и формулировать грамотные ответы Организует самостоятельную работу Организует работу с деформированным текстом. Организует динамическую паузу. Самостоятельно выполняют задание. Выполняют самопроверку по образцу, фиксируя «+», «-». Выполняют самооценку рядом с заданием. Тестовая работа Повторяют движения за учителем Работа с интерактивной доской Слайд № 15 Тест «Третий лишний» а) ласточка а) скворец зяблик поползень дятел журавль б) свиристель б) снегирь синица свиристель журавль соловей Слайд № 16 - Прочитайте текст, если заметили ошибку, исправьте (Я иду по зимнему лесу. Раздаётся барабанная дробь дятла. Весело поёт соловей. Слышится громкое: «Ку-ку». Трещат сороки.) Слайд № 17 Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг. Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать. В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. А внизу леса, поля – Расстилается земля. Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много. Вот и юг! Ура! Ура! Приземляться нам пора. - Выполним задание на интерактивной доске, распределим птиц Подведём итог: - Какие группы птиц запомнили? - Каких птиц называем зимующими? Приведите примеры осёдлых, кочующих. - Каких птиц называем перелётными? - Что для птиц страшнее всего зимой? - Как мы им можем помочь? Предметные: Уметь работать в паре, используя представленную информацию для закрепления полученных знаний. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.) Цель: - организовать рефлексию и самооценку обучающихся собственной учебной деятельности. Организует рефлексию. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Оценивают свою работу по критериям Слайд № 18 - Каждый из вас может подвести итог своей работы на уроке. В помощь вам будут слова-помощники. Которые вы видите на экране. - А так же оцените свою работу на уроке. Выберите нужного цвета для вас смайлик и поднимите его. Критерии, по которым вы будите оценивать себя, выведены на экран. Слайд № 19 Слайд № 20 Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности