Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

«Сказкотворчество как педагогическая технология»

МУ ДО Раменский Центр Развития Творчества Детей и Юношества г. Раменское Московской обл.

Автор: Новичкова Елена Борисовна,педагог дополнительного образования,

руководитель детского творческого объединения «Театр кукол Буратино»

«Сказкотворчество как педагогическая технология»

В системе дополнительного образования особенно художественной и культурологической направленности такие педагогические. технологии, как: игровая, эвристическая ,  коллективный подход, метод сотрудничества и ТРИЗ являются неотъемлемой,  составляющей  в работе педагога

.Без игрового метода и  творческое решение изобретательных задач ( ТРИЗ) в объединениях театрального направления просто не обойтись.

 Творчески решать задачи в исполнительском мастерстве это одно, а  попытаться самим придумать сказку для будущего спектакля это другое. Для такого сложного  процесса нужна подготовка, и прежде всего знание народных сказок.

«Сказкотворчество» этот термин принадлежит выдающемуся педагогу XX века В.А. Сухомлинскому. Он высоко ставил  сказку в  деле воспитания подрастающего поколения, считая её  образцом народной педагогики и  ценил  выше новейших  кабинетных теорий.

Что такое сказка? Это вымысел, но вымысел не для забавы и развлечения, а вернее, не только для этого, в ней  заложен многовековой опыт человечества: как жить среди людей, как жить в мире природы.

Знать и понимать смысл сказок своего народа, значит осознать себя частью своей родной национальной культуры,  определиться в  моральных установках, воспитать  патриотическое чувство.

 Знать  сказку и разыгрывать её на сцене, уже хорошо,  а вот попробовать сочинить свою  историю, пусть  с помощью педагога  - это более высокий уровень творческого труда. Здесь  необходимо проявить не только  фантазию, но  провести  сюжетную линию  к определённому концу,  идее -  выводу:  «Сказка лож, да в ней намёк. Добрым молодцам урок»  

Иносказание и метафоры сказки позволяет  творчески осмыслить действительность, понять и взглянуть на привычные вещи с другой, неожиданной стороны .

 Как отмечал Сухомлинский - в сочинительстве сказок, мы воспитываем   чувство красоты, формируем будущую личность. Образный язык сказки способен творить действительно чудеса, он не только развивает мышление и кругозор  ребёнка, учит его говорить по- русски, обогащает его речь. Сказка способна  корректировать  психику ребёнка. Недавно появилось такое понятие, как « сказкотерапия».

Может ли «сказкотворчество» быть педагогической технологией, методом воспитания и  образования? Может, ведь это органично сочетается с таким известными технологиями как: игровая, ТРИЗ – решение изобретательных задач, а также педагогикой коллективного творчества и сотрудничества.

Так с чего начать это  «сказкотворчество»? Начать необходимо с базовых знаний сказок народов мира и  классических авторских сказок, а  потом открывать  горизонты  фантазии ребёнка.

Вот например, совет - как придумать сказку,  от удивительного  писателя - сказочника , автора всем известной сказки о Чипполино  Джанни  Родари.

 Первый совет:   Сказка «на новый лад». Известную сказку пересказать на новый лад,  осовременить её язык и образы, добавить современные реалии, и даже героев.

Например, Колобок   может  встретить не только Зайчика, Волка и Лису, но и Ёжика, или Белочку. Так дополняя действующими лицами сказку – спектакля мы не только  решаем насущную проблему  равной занятости всех  учащихся, каждый получает свою роль, но и начинаем сочинять, фантазировать, придумывать в логике сюжета конечно, новых персонажей, не это ли первая ступень к «сказкотворчеству», ведь мы обогащаем своей фантазией всем известный сюжет.

Только важно следить, чтобы  добавление героев  не  меняла сути самой сказки .  В сказке « Колобок»  например, в финале Лиса должна обязательно обмануть -  обхитрить Колобка, наказать его за самоуверенность и бахвальство. 

Другое дело  детям трудно принять такой финал , ведь  они успевают  полюбить главного героя - Колобка, чувствуя с ним свою идентичность. Тогда   пусть дети  поразмышляют -  как спасти Колобка от Лисы? Вот вам ещё пример «стихотворчества» - изменить финал сказки, не меняя её мораль. Решить эту  задачу творчески,   очень полезно, ведь даёт возможность детям впервые самим  разрешить  проблему, с которыми    придётся не раз  встречаться  в  будущем.

При этом необходимо направить фантазию ребёнка по верному руслу, не Батман  прилетел и спас Колобка, не кто – то чудесный, а более реальный, приближённый к действительности может помочь, ведь все чудеса можно творить самим.

Так один из вариантов решения проблемы может быть например, дедушка и бабушка:  пошли  в лес на поиски пропавшего Колобка, и в последний момент спасти его от Лисы. наказывая впредь от взрослых не убегать .Но принципиально важно - драматическое напряжение сказки не должно ослабевать, преуменьшать опасность  нельзя, детей не стоит  кормить манной кашей, ведь в будущей, самостоятельной жизни им придётся столкнуться с коварными и даже жестокими обманщиками.

А вот вариант второй :  звери, что поначалу хотели  съесть Колобка стали его друзьями и  спасли от коварной Лисы. Но как  превратить опасных зверей в друзей , об этом тоже стоит подумать  и пофантазировать вместе с детьми.

 Как не обмануть противника, а превратить его в друга? Это  можно найти и в народных сказках, когда  медведь, или волк  помогают  главному герою за проявленную доброту к ним. Не в  это ли  мудрое посланием наших предков последующим поколениям?  Полезно сделать такие открытия  ещё в детском возрасте, заложить основу модели будущего поведения – уметь превратить врага в друга.  

Второй способ, можно сочинить сказку,  отвечая на вопрос: «А что было потом?»

Так можно  «Сказку о трёх поросят»продолжить  зимой, да ещё  применив следующий совет Джанни  Родари - «сказка  наизнанку».Пусть не Поросята  бегают от хищника - Волка, а они сами  устроят на него охоту, и так проучат  Волку, что ему ничего не останется, как подружиться с поросятами, или навсегда оставить их в покое.

Множество рецептов есть для сочинительства: это и «Сказочный салат» - компиляция известных сказок и многое другое, что нам предлагает Джанни Родари.  Но не следует   идти на поводу разыгравшейся  фантазии. Соблюдая чувство меры,  не  упускать главный принцип - развлекая обучать, давать пример поведения: как себя вести, в  той, или иной ситуации, а  не загромождать  сказку  многочисленными персонажами, превращаю представление в пёстрый винегрет  из  сказок, и  потонуть в перипетиях  и приключениях.  

Этим  часто грешат новогодних представления, этакие  громкоголосые, пёстрые шоу, что  оглушают  детей, в буквальном  смысле слова.  Мораль таких зрелищ, как правило, притянута за уши, и просто декларируется в финале. Чувство меры должно быть во всём.

Существует  множество приёмов для сочинения сказок.  Например, оживать, очеловечивать вещи. Так можно научить  ребёнка аккуратного отношения,  например, к книжкам.  Придумать сказку о книжках, что  сбежали от хозяина на примере  сказки « Федорино горе» Корнея Чуковского.

 Или применить   «фантастическое вычитание»: вычесть у Зебры  полоски, или хвост у павлина и что с ними станет?
 Можно наделить животных несвойственными им качествами, например :рыбка любила лазит по деревьям, или предметы превращаются во что- то другое. Например, метла вообразила себя космической ракетой.

Необычность, неординарность, и  юмор, насмешка  играют не маловажную роль в сочинении сказок, как и ощущение реальной опасности, о чём было упомянуто выше в ситуации  - наивный доверчивый Колобок и хитрая, коварная Лиса.

Иносказание сказок, взгляд со стороны  способны высмеять недостатки, дурные привычки, предостеречь об опасности  воспитывает лучше, чем все нотации.

Создавать что – то своё, ощутить себя первооткрывателем,  нового сказочного персонажа, или целой сказки, решить проблему в вымышленной ситуации,  вместе с педагогом это более высокий уровень сотрудничества и коллективного творчества, когда дети не просто исполнители, а они ещё и творцы  -  первооткрыватели.

Детям приученным просто запоминать и исполнять очень интересно, самим, пусть при помощи взрослых создать что –то  своё. Так рождаются будущие творцы и в искусстве и науке.

Таким методом мы развиваем в детях  творческое,  мышление, способность к неожиданным решениям и открытиям,  воспитываем не пассивную - исполнительскую, но активную, жизненную позицию в будущем.

Ничем не заменить совместную радость творчества  детей и взрослых, когда педагог  становится немного ребёнком, а ребёнок становиться мудрым фантазёром.

Сказки сочинять вместе с детьми полезно и весело.