Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Три главных правила дебюта»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №13им.В.Д.Кравченко»

«Три главных правила дебюта»

Занятие внеурочной деятельности

«Шахматы»

2а класс

Автор: Быкова С.В., учитель начальных классов

Осинниковский городской округ

Тема: «Три главных правила дебюта»

Цель: Изучить принципы игры в дебюте, усвоить основы дебюта.

Задачи :  Знакомство с основными методами и принципами шахматной игры в дебюте.

Способствовать   стимулированию и  развитию творческих способностей   и  аналитической работы юного шахматиста.

Воспитание способности мыслить не только в игре, но и в других науках.

Планируемые результаты» :

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-личностная мотивация к познавательной деятельности;

- осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной форме о значении шахмат в жизни человека; осуществлять поиск существенной информации 
(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать результаты своей деятельности.

Предметные:познакомить с основными методами и принципами шахматной игры в дебюте.

Образовательные  ресурсы:

-основные

1. И.Г Сухин «Шахматы» первый год или «Учусь и учу». Пособие для учителя, Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.;

2. И.Г.Сухин учебник «Шахматы» «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» Часть 2, 1 год. Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.

3.Шахматная демонстрационнаямагнитная доска с комплектом фигур.

4.Ноутбук с колонками.

6.Интерактивная доска.

6. Комплект шахмат для каждого ученика.

7. Слайд-презентация.

-дополнительные

карточки с тестами;

сказочные герои Маша и Медведь;

карточки со словарными словами: дебют, гроссмейстер;

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в группах

Технологии

Проблемно-диалогическая , наблюдение.

Технология проведения:

-деятельность учителя;

-деятельность учащихся;

Ход занятия:

Учитель:   В самом начале нашего знакомства с шахматами мы осознаём, сколь многое зависит  от первых ходов. Уже в ранней стадии партии оба игрока  имеют  огромное количество возможностей – голова идёт кругом! Как не сбиться с пути неопытному шахматисту, как не сесть на мель при выходе из родной гавани, на какие маяки держать курс и победить? На эти и другие вопросы постараемся найти  ответы на сегодняшнем занятии.

Медведь:  -А спорим, что я тебе поставлю мат в три хода?

Маша:  - Нет не поставишь!

Медведь: - Нет поставлю!

Маша: - Очень интересно!

Медведь: - Давай я буду ходить чёрными, а ты белыми.

Ты делаешь первый ход  f2-f3,   а я  e7 –e5,теперь ты ходишь  g2 –g4, а я тебе ставлю мат!

Учитель:  - Обманул Машу медведь, перехитрил! Ну  что , Машенька, теперь ты хочешь научиться играть в шахматы?

Маша:Хочу! Хочу! Хочу!

Учитель: -Ну что ж тогда садись и учись   вместе с ребятами. Что  же надо знать, что бы не получить мат  в начале игры?  А что такое дебют?

Дети:

Два войска шахматных фигур

Застыли в напряженьи.

Сейчас начнётся новый тур,

И всё придёт в движенье.

Готов тут каждый воевать

Упорно и отважно…

Но КАК СРАЖЕНЬЕ НАЧИНАТЬ –

Узнать нам очень важно!

Чтоб не пришла к тебе беда

На первых же минутах,

Запомни раз и навсегда

ТРИ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛА ДЕБЮТА!

Учитель:- И так первое правило дебюта.

Дети:

В ДЕБЮТЕ С ПЕРВЫХ ЖЕ ХОДОВ
ЗА ЦЕНТР СРАЖАТЬСЯ БУДЬ ГОТОВ!

Твои фигуры - пешки пусть

Такой себе находят путь,

Себе такую ставят цель,

Чтоб захватить, усилить центр!

Учитель: Итак, шахматная партия должна начинаться борьбой за центр. Вспомним, что такое  ЦЕНТР на шахматной доске.

Дети:

Клетки шахматной страны

меж собою все равны.

Но четыре клетки все же

вам должны быть всех дороже.

Все стремятся в этом мире

их в свои владенья взять:

d (дэ) – четыре, e (е) – четыре

и еще d (дэ) – пять, e (е) – пять.

И недаром в целом свете

шахматисты-игроки

называют клетки эти

ЦЕНТРОМ шахматной доски!

С них, как  будто с высоты,

Доску лучше видишь ты!

Пешкой или же фигурой

ЦЕНТР быстрее захвати,

Будет твой «противник» хмурым:

Под контролем все пути!

Дети:

- Быстрее всего ЦЕНТР можно захватить ходами пешек.

1. е-2  - е-4,или  д-2 – д-4. Чёрные тоже должны бороться за центр:1. Е-7 – е-5,или д-7  -  д-5.

Чтобы центр не уступать,на е-4 есть е-5!

.(ребёнок  показывает ходы на магнитной доске)

Второе правило дебюта

Дети:

Запомни правило второе:

Пусть кони скачут к центру боя!

А за конями и слоны

В борьбу за центр вступать должны»

Короче: пусть в начале бури

Выходят «легкие» фигуры!

Учитель: - Покажите лёгкие фигуры.

Дети:

На Kf3 (конь эф-три) есть Kc6 (конь цэ-шесть)

Здесь коннице хвала и честь!

А слон, пойдя на c (цэ) – четыре,

Сказал: «нет поля лучше в мире!»

Ответ не трудно отыскать:

Слон черный вышел на c (цэ) – пять!

(Ребёнок демострирует  ходы на магнитной доске)

Третье  правило дебюта

Дети:

А третье правило дебюта

Зовет нас к осторожности:

Опасно в центре королю-то,

Пускай уходит он отсюда

При первой же возможности!

Он может это сделать ловко

Отличным ходом – РОКИРОВКОЙ!

(показ на доске рокировки)

Учитель:   Третье правило дебюта можно выразить одним словом – РОКИРУЙ!

- Каждый шахматный дебют имеет своё название. Например, рассмотренное нами начало называется  «Итальянская партия». Есть и «Русская партия», «Испанская партия», «Английское начало», «Староиндийская защита» и много других.

Чтобы хорошо играть, надо знать немало дебютов. Но всё-таки главное – запомнить и применять в игре три главных правила дебюта.

Выполнять основные правила дебюта можно разными ходами в одном и том же дебюте.

Например, в «Итальянской партии» возможен такой вариант:

1.e2 –e4,  e7 –e5.  2.Кg1-f3Кb8 – c6

3.Сf1-c4  Сf8-c5      4. c2-c3      Кg8-f6

5.d2-d3     d7-d6       6.Кb1-d2    a7-a6

7.   o-oo-o8.Сс4-b3    Сс5-а7

Так играл белыми экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов  - наш соотечественник 12-й чемпион мира , международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта, трёхкратный чемпион СССР, обладатель приза «Шахматный Оскар», президент Международной ассоциации фондов мира, главный редактор журнала «64-Шахматное  обозрение» и энцеклопедического словаря «Шахматы»в матче за мировое первенство.

Шесть лет назад он приезжал в наш город  Осинникии дал мастер класс в шахматной школе «Дебют» для ребят, которые имеют первый и второй разряды.

В настоящее время в Москве он открыл свою шахматную школу, где обучает этой замечательной игре одарённых детей.

Медведь:А у меня  тоже есть лесная шахматная школа  и я вам принёс задачки.

Маша:  -Очень интересно! Справятся они или нет?

(Медведь  раздаёт тесты)

Учитель:  Ребята, работаем в группах. Одна группа Машина , а другая Медведя.Кто быстрее  и правильно  справится с заданием.

(самостоятельная работа детей в группах, аргументированные ответы)

Рефлексия:

Учитель:  Ребята, оцените себя по системе ценности шахматных фигур.

-Сколько стоит ферзь?(9) - Ладья?(5) - Слон и конь?(по 3 очка) А пешка?(1)

-Поднимите ту шахматную фигуру, которая покажет на сколько вы усвоили тему  «Три главных правила дебюта».

(дети показывают фигуры и аргументируют свои ответы)

Учитель:Я благодарю всех вас, ребята, и вас ,Миша и Маша, за активное участие  и интерес к этой  интеллектуальной , увлекательной  вечно молодой игре под названием «Шахматы». До встречи на следующем занятии.

Тест №1

Какое из этих утверждений неверно?

А.  В дебюте не следует  делать пешками более двух или трёх ходов.

Б.   В дебюте не стоит без крайней необходимости дважды ходить одной и той же фигурой.

В.   Чем больше пешек ты передвинешь в дебюте, тем лучше.

Тест №2

Какое из следующих дебютных правил неверно?

А.   Как правило, сначала ты должен  развить хотя бы одного коня и лишь затем развивать слонов.

Б.   Только гроссмейстеры понимают, что стратегически правильнее развивать ладьи прежде коней и слонов.

СМОТРЕТЬ РАБОТУ