Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

МКДОУ «Введенский детский сад общеразвивающего вида №3»

Тема «Формирование представлений о здоровом образе жизни

у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

  Сообщение из опыта работы на РМО

Воспитатель Савчишина Е.А.

Возраст  детей  от  трех  до  семи  лет – важный  период,  в  котором  закладываются прочные  основы  здоровья.

Одной  из  основных  задач  из  ФГОС  (П 1.6)  «является  охрана  и  укрепление физического  и  психического  здоровья  детей,  в  том  числе  их эмоционального благополучия».

ФГОС  ДО  (П 3.3.1)  раскрывает  требования  к  развивающей  предметно – пространственной  среде  «обеспечивать  максимальную  реализацию образовательного  потенциала  пространства  Организации,  Группы,  а  также территории,  прилегающей  к  Организации  или  находящейся  на  небольшом удалении  приспособленной для реализации Программы (далее-участок), материалов, оборудование и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны  и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Проблемой формирования здоровья детей занимались ученые из различных областей и знаний:

- медицины и физиологии (Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков  и  др.)

- психологии (О.С. Осадчук  и  др.)

- экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф.Аменд  и  др.)

- и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, О.В. Морозова и др.)

Актуальность проблемы опыта заключается в том, что проблема здоровья и его сохранения – одна из самых важных. Дошкольный возраст является решающим  в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладывается основные черты личности, формируется характер отношение к себе и окружающим. Именно на этом этапе важно у детей сформулировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанное потребность систематических занятиях физической культуры и спорта. Я провела анкетирование с родителями «Физическое воспитание ребенка»  и  «Состояние здоровья вашего здоровья ребенка». И пришла к выводу, что главной причиной является низкий уровень знаний родителей о ценности своего здоровья и здоровья своих детей. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка.

Совместно с медицинским работником детского сада изучив и проанализировав разработанные «Листы здоровья», проанализировав диагностику по «Физическому развитию»,  пришла  к  выводу, что  дети  слабые  и  часто  болеют.  Наблюдения  за частоболеющими  детьми  показали,   что  обычно  заболевание  начинается  с  насморка,  заложенности  носа,  затем  появляется  кашель.  Даже  проболев определенный срок,  дети,  приходят  в  детский  сад  не  совсем  долеченными.

Для  решения  возникшей  проблемы,  я  составила  перспективное  планирование  мероприятий  по  оздоровлению  детей  начиная  с  младшего  дошкольного  возраста.

Работа   ведется  и  вне занятия (НОД),  это  отражено  в  циклограмме  деятельности  педагога  и  детей.  По  проектной  деятельности  были  запланированы  и  проведены  проекты  по  самообразованию  на  тему  по  здоровому  образу  жизни:

  • Проект  «Будь  здоров,  малыш!»
  • Проект  «Познай  себя»
  • Проект  «Мы  обедаем»
  • Проект  «Целый  день:  наш  режим»
  • Проект  «Поговорим  о  здоровье».

Для  педагогов  были   проведены  открытые  просмотры:

гимнастика  после  сна  «У  нас  в  гостях – Айболит»

Цель: укрепление  здоровья  воспитанников  через  игровую  двигательную  деятельность;

дидактическая  игра  по  здоровому  образу  жизни  «Одень  куклу  Дашу»

Цель:  создания  условий  для  закрепления  у  детей  представления  о  сезонной  одежде  с  целью  формирования  интереса  к  здоровью;

-  «Игра - занятие  «Я  и  мое  тело»»

Цель:  формировать  представление  о  значении  каждого  органа  для  нормальной  жизнидеятельности  человека:  глаза – смотреть,  уши – слышать,  нос – нюхать,  язык – пробовать  и  определять  на  вкус,  руки – хватать,  держать, трогать,    ноги – стоять,  ходить,  голова – думать,  запоминать,  туловище – наклоняться, поворачиваться в  разные  стороны;   воспитывать  интерес  к  изучению  своего  тела.

В  своей  работе  я  уделяю  большое  значение  созданию  благоприятных  условий  для  реализации  укрепления  здоровья  детей  и  в  группе  были  созданы  различные 

«Центры  развития»:

                                           «Центр  развития  по  ЗОЖ  «Здоровейка» »

- атрибуты  для  сюжетно – ролевых  игр

- дидактические  игры

«Я и мое тело»

*  «Сложи портрет»

*  «Одень куклу Дашу»   и др.

- игры – вкладыши

«Части тела»,

*  «Наши пальчики»   и др.

- картотека «Беседы  по  ЗОЖ»

Беседа  «Какой я, что у меня внутри»

Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»   и  др.

-  игры   по  «здоровому  образу  жизни»

*  «Как  нужно  ухаживать  за  собой»

*  «Чтобы  кожа  была  здоровой»

*  «Правила  гигиены»

*  «Хвастунишка»

-  картотека  МПИ,  СПИ

«Центр  развития  по  ОБЖ  «Моя  безопасность» »

-  карточки  «Безопасность дома и на улице»

-  карточки  «Расскажи детям о специальных машинах»

-  карточки  «Ядовитые  грибы»  и  др.

                                     «Центр  детской  книжки  «Мойдодыр» »

-  книга  «Я  и  мое  тело»

-  энциклопедия  «Азбука  о  здоровье»

-  пословицы  и  поговорки  о  здоровье,  о  спорте

-  загадки  по  теме  «Человек»

                    «Центр  физического развития  «Спорт-здоровый образ жизни» »

-  гимнастические  палки,  обручи,  скакалки  и  т.д.

-  цветные  ленты  на  колечках

-  «дорожки  здоровья»

Наиболее   распространенные   и   самые   любимые   среди   детей   дошкольного  возраста –  это  подвижные  игры.   Игра   является   наиболее   доступным   и  эффективным   методом   воздействия  на  ребенка.

Говоря  об  оздоровительном   эффекте   подвижных   игр,   следует  отметить,   что  разнообразные    действия    играющих    оказывают    благотворное    влияние    на 

сердечно - сосудистую,  дыхательную  и  другие  системы  организма  детей.   Игры  способствуют  общему  развитию  и  укреплению  мышц,  а  также  улучшению  обмена  веществ.  Наличие  в  играх   движений   способствует   максимальной   разгрузке центров  головного  мозга.   Удовольствие,  доставленное игрой,  не  только  даёт отдых  уставшему  организму,  нервной  системе,  но  и повышает жизнедеятельность, увеличивает   работоспособность.

Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья, рекомендуется  закалять  детей ввиду того, что адаптация к температурным перепадам идет сложно, и за чего дети часто болеют простудными заболеваниями. Поэтому  особое  внимание  в  режиме  уделяю проведению  закаливающих процедур.

Для сохранения и укрепления здоровья детей использую традиционную систему закаливания:

- закаливающие воздушные ванночки для тела до и после сна,

- контрастные ванночки для рук (круглый год)

  контрастные ванночки для ног – в летний период

- профилактические упражнения для верхних дыхательных путей

- дыхательные и звуковые упражнения

- точечный массаж

- формирование и коррекция осанки

- профилактика плоскостопий

- упражнения и задания на развитие мелких мышц рук

- упражнение на развитие мимики и артикуляции

- физкультминутки

- организация работы с ослабленными детьми

-ходьба босиком  по «дорожке здоровья»

Эти мероприятия проводятся в соответствии с принципом здоровьесберегающей системы систематически и последовательно. Все закаливающие процедуры я провожу  с согласия родителей.

Для  укрепления  же  эмоционального  здоровья  детей  использую  психогимнастику,  сказкотерапию,  улыбкотерапию,  игры  и  упражнения  на  развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций.  Общее значение игр для детей переоценить, наверное, невозможно. Именно в игре ребёнок получает полноценное, многоплановое развитие: физическое, трудовое, психическое, умственное. Поэтому очень важно вызвать интерес к играм у детей и их родителей, и внедрить родителей  в повседневную жизнь.

Наладить взаимоотношения с родителями  мне помогают разнообразные формы работы:

-  Показ занятий

приглашала  на мероприятие «День открытых дверей» для родителей, где провела  открытый  показ  на тему  «Сохранение и укрепление здоровья».

-  Мероприятие  «Утренняя гимнастика»

 подготовила консультацию на тему «Для чего нужна Утренняя гимнастика»,

-  НОД «Физическое развитие»

- «Мастер – класс  «Поговорим  о  здоровье»  (из Проекта  «Поговорим  о  здоровье»)

А так же помогают другие формы работы

-  консультации   

-  тематические родительские собрания

-  фотостенды в приемной, в котором отражается жизнь детей в детском саду

В приемной оформлен уголок «Это интересно!», где содержатся консультации и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни:

-  Консультация «Закаливание детей раннего возраста»,

-  Консультация «Профилактика простудных заболеваний у детей!»,

-  Консультация "Да здравствует мыло душистое",

-  Консультация "Учимся чистить зубы".

Следует выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Мне удалось сделать родителей своими помощниками и союзниками. Они помогают мне в оформлении предметно- развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно- ролевым играм, шьют костюмы к мероприятиям. С первых дней знакомства с ними, я показываю, рассказываю все, что ждет их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей, выслушиваю их просьбы относительно питания, сна, одежды ребенка. Поэтому родители активно оказывают  помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов. Благодаря родителям на прогулочной площадке создана «Тропинка здоровья», «Поиграйка с Зайкой» - кольцеброс для игр с мячами.

Я и наша группа активно участвует во всех мероприятиях ДО и получаем различные Грамоты.

  • Участие во Всероссийской Акции «Зарядка с чемпионом», проводил зарядку кандидат мастера спорта по греко-римской борьбе Кущев И.В.
  • Участие в конкурсе «Зауральское качество: Здоровье в каждый дом» 2016 г.
  • Грамота за 1 место в смотре-конкурсе «Лето пришло–радость принесло» 2015 г.
  • Грамота за 1 место в смотре-конкурсе «Лето пришло–радость принесло» 2016 г.;
  • Грамота за 1 место в смотре–конкурсе «Снежный городок» и создание благоприятных условий для организации прогулок воспитанников в зимний период
  • Грамота за 2 место в смотре-конкурсе «Дидактические игры по ЗОЖ»
  • Грамота за 2 место в конкурсе «Лучший здоровьесберегающий проект для детей дошкольного возраста и их родителей»
  • Участие во Всероссийской Акции «Дарю тебе сердце» Лучшим примером является личное участие в спортивных соревнованиях.

  • Грамота 1 место за спортивные достижения  Савчишиной Е.А. «Олимпиаде: физкульт-ура!» на зимней Олимпийской неделе между педагогами
  • Грамота 1 место за спортивные достижения в лыжных гонках Савчишиной Е.А. «Олимпиаде: физкульт-ура!» на зимней Олимпийской неделе

Вывод: Благодаря качественному подходу к проведению  оздоровительной работы в ДОУ прослеживается снижение заболеваемости положительная динамика состояния здоровья  детей.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому  образу жизни, формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ