Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Методический материал Методическая разработка Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию "Северное сияние"

муниципальное дошкольное образовательное учреждение    муниципального образования «Город Архангельск»   «Детский сад комбинированного вида №154 «Колобок»

Горяева Марина Борисовна, МБДОУ Детский сад №154, воспитатель группы компенсирующей направленности, высшая квалификационная категория.

Конспект НОД по образовательной области  «Художественно – эстетическое развитие»

Тема: «Северное сияние», подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (6-7 лет)

 

Непосредственная образовательная деятельность

Цель: 

Развивать  творческие способности дошкольников посредством изобразительной и музыкальной деятельности.

Задачи:

I. Образовательные:

1.  Обеспечить усвоение воспитанниками знаний о творчестве С.Г. Писахова через художественную литературу, музыкальный материал.

2.  Расширить представление о деталях русского мужского и женского костюма.

3. Отрабатывать умения   украшать женский кокошник и мужской пояс, используя цветную бумагу, цветные нити, цветной картон.

II. Развивающие:

1. Развивать чувство цвета, колорита, композиции.

2. Способствовать развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации движения кисти руки.

3. Развивать вокально-хоровую технику: артикуляцию, дикцию, плавное звуковедение, координацию между слухом и голосом, умение выполнять движения вместе с пением.

4. Развивать познавательный интерес к творчеству С.Г. Писахова через изобразительную и музыкальную  деятельность.

4. Следить за осанкой детей при выполнении движений и в статичном положении.

III. Воспитательные:  

1. Воспитывать любовь к Северному краю через литературный, песенный и танцевально-игровой репертуар Архангельской области.

     2.Воспитание эстетического восприятия (точности, аккуратности) при выполнении аппликации.

3. Воспитывать  умение радоваться и восхищаться выполненными работами сверстников.
 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Предварительная работа: Знакомство с  творчеством Писахова С.Г., чтение его сказок с рассматриванием иллюстраций.  Разучивание музыкального материала.

Используемые методы:

1. Словесный (диалог, вопросы - ответы, художественное слово)

2. Наглядный (иллюстрации)

3. Исполнение песни, ритмической попевки.

4. Метод  практического действия (изодеятельность, хороводные движения, игра)

План проведения НОД:

I часть - Организационный момент: (2 мин.) Вход детей с выполнением движений и пением «Северного хоровода». Приветствие гостей.

II часть – Музыкальная (5-6 мин.)

III часть – Практическая (10-12 мин.) Выполнение работы – украшение шаблонов кокошников и поясов.

IV часть – Заключительная (6 мин.) Хороводная игра «Скоморох», подведение итогов, вручение подарков гостям, прощание, уход детей из зала.

Ход занятия:

I часть:

Дети входят в зал под мелодию «Северный хоровод», поют, танцуют. Встают полукругом, кланяются, приветствуют гостей. Проходят и садятся на стулья.

II часть:

Воспитатель: - Когда я была маленькой, я очень любила слушать сказки. Раскрою вам секрет, что я и сейчас – уже взрослая – люблю сказки. Думаю, что и вы их любите?! И вот я все размышляю, почему мы все так любим сказки?! (ответы детей)

- Правильно, потому что они добрые, смешные, там добро побеждает зло, там храбрые герои и т.д. Вот как много можно сказать о том, почему мы любим сказки. А сами вы пробовали сочинять сказки? Я пробовала, но у меня ничего не получилось. Оказывается, это очень сложно! А вот у этого писателя-сказочника сочинять сказки получилось! Кто знает, кто это? Показать фотографию Писахова.

Воспитатель: - Мальчик Степан, так  звали писателя в детстве, очень любил слушать сказки. И все, что видел вокруг себя в окружающем мире и что слышал – Степан запоминал. Когда он стал взрослым – это ему все пригодилось. И стал Степан Григорьевич Писахов  сказки писать. Назовите, пожалуйста, какие вы сказки знаете? Ребята, посмотрите! А что это за овощ? (иллюстрация)

- Правильно, дети! Это редька! Какая она по форме? (круглая). По цвету? (черная) А по вкусу? (горькая) А у сказочника Степана Писахова – она сладкая! Может быть, кто-то знает, как сказка называется?(«Сахарна редька»). Предлагаю вспомнить ее, слушайте внимательно! «Заболели у меня зубы от редьки. И то сказать – редька больно сахарна выросла в то лето. Уж мы и принялись ее исть». С этой сказкой можно поиграть. Давайте покажем да и расскажем с чем, да и как редьку можно есть.

Пальчиковая музыкальная игра «Редька»   

     Ели редьку кусками,  руки показывают большой шар

     ели редьку ломтями,   правая рука «рубит» по левой ладони 

     ели редьку с солью,    руки «щепоткой»

     ели редьку голью,   потирают ладошками     

     ели редьку с квасом,  поглаживать по коленям

     ели редьку с маслом,  правой ладошкой тереть по левой вперед-назад

     ели редьку мочену,  ладошки вниз

     ели редьку сушену,   руки вверх машут из стороны в сторону     

     из редьки морс варили, сделать чашу левой рукой и «помешивать» правой

     с редькой чай пили!  сделать ладошками чашку  и поднести ко рту    

Муз. руководитель: -  Степан Григорьевич так же как и вы очень любил наш город. О каком городе я говорю? Почему он его так любил? (Он родился и жил в Архангельске) Показать фотографию дома (в Архангельске, на ул. Поморская, в доме 27)

- Об Архангельске немало сложено красивых песен, и мы с вами знаем одну, как она называется? (ответы детей) Давайте мыисполним её протяжно и нежно. Предлагаю Полине начать и спеть запев сольно, а мы подхватим.

Песня «Осень в городе»,авт. Курачий Е. (муз. руководитель поощряет  детей за проникновенное пение).

III часть:

Воспитатель: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть иллюстрации к сказкам Писахова  «Морожены песни» да «Северное сияние». Вы  уже с ними знакомы. Это исключительно северные сказки! Ведь только у нас на Севере бывают сильные морозы  и северное сияние! (иллюстрации к сказкам)

- Как красиво! Как необычно!  Посмотрите, какие наряды у девушек, а какие головные уборы! (показать иллюстрацию женского и мужского северных костюмов). Кто знает, как они называются? Кокошники русские девицы украшали бусами, бисером, да драгоценными камнями, как будто это северное сияние.  А парни выходили на гулянья, подпоясовшись  красивыми расшитыми поясами.

- Вы сегодня тоже одеты в народные костюмы. Посмотрите друг на друга. Чего же не хватает  в ваших костюмах? (Девочкам – кокошники, мальчикам – пояса). А хотите сделать такие же красивые кокошники и пояса? (показать образец). На столах для вас приготовлены формы кокошников и поясов и украшения – разноцветные бисеринки, их можно расположить  в виде северного сияния. И драгоценные  камни есть.  Рассаживайтесь за столами и приступайте к работе.

Дети выполняют работы – украшают приготовленные заранее шаблоны кокошника  и пояса приготовленным материалом под р.н. мелодии. По окончании – надевают готовые детали, встают полукругом и показываются всем.

IV часть:

Воспитатель: - Посмотрите, ребята! Как преобразились ваши костюмы!  Давайте покажем нашим гостям наши поделки, да заведём весёлую игру «Скоморох».

Делают круг, и проводится хороводная игра  «Скоморох» (2 раза).

Воспитатель: - Вы сегодня были молодцы, настоящие мастера и мастерицы! Давайте и нашим гостям на память подарим небольшие сувениры, расписные козули, наши традиционные северные пряники, которые вы тоже сделали сами.

Дети встают полукругом, подводится итог занятия:

Воспитатель: - Ребята, вы очень красиво украсили наряды. Какими элементами вы дополнили свои костюмы? (ответы детей). Что стало главным в узоре ваших кокошников и поясов? (Северное сияние) Что использовали для этого?

Муз. руководитель: - Вы проникновенно и нежно пели песню об Архангельске, дружно водили хоровод и играли в музыкальные игры. И вот  настала пора прощаться. Муз. руководитель предлагает попрощаться песенкой. Дети под русскую народную музыку выходят из зала.

Дидактический материал, оборудование:  Иллюстрации портрета С.Г. Писахова, дома его детства, изображение редьки, иллюстрации к сказкам «Северное сияние», «Морожены песни», картинки с русскими нарядами. Чтение отрывка из сказки  «Сахарна редька». Русские народные костюмы для детей (сарафаны и рубахи), шапочка Скомороха.

Музыкальный материал:«Северный хоровод» муз. Филиппенко, сл. Васильевой-Рождественской, «Пальчиковая игра «Редька» муз. Кулемина Л.И., сл. Писахов С.Г., песня «Осень в городе» авт. Курачий Е., хороводная игра «Скоморох» из сборника «Лети над Севером, песня» сост. Мокроусова Л.И., фонограммы песен из репертуара Северного русского народного хора.

Изобразительные средства: для аппликации: клеенки, кисти, подставки для кистей, тряпочки, клей в розетках, клеящие карандаши. Шаблоны кокошников и поясов по количеству детей. Нарезанные заранее цветные нити в тарелочках, формы цветов, квадратов и ромбов из цветной бумаги.