«Дидактические игры по патриотическому воспитанию»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 171»
Авторская методическая разработка
по номинации: «Символ России, овеянный славой»
на тему: «Дидактические игры по патриотическому воспитанию»
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для детей старшего и дошкольного возраста, родителей и педагогов.
Цель методической разработки -создание условий для формирования патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с семьёй, родным городом, краем, страной.
В методической разработке представлена сериядидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста:«Символы города Зима», «Знатоки города», «Узнай достопримечательность города по фрагменту». «Символы города Иркутска» «Четвёртый лишний», «Флаг России», «Народная культура», «Символы России» (8 игр).
В этих играх дети смогут в игровой обучающей форме познакомиться и закрепить знания о государственных символах России, символах города Иркутска, города Зима, достопримечательностях города Зима, о красоте и природе Родины, природе Прибайкалья, приобщиться к народной культуре России через ознакомление с русскими народными традициями, праздниками, пословицами.
Данная разработка доступна для использования другими педагогами, так ка не требует особых материальных затрат.Предлагаемые игровые технологии просты и понятны педагогам и не требуют специальной подготовки по данному направлению работы.
Ожидаемые результаты:
1.Расширение знаний детей о малой и большой Родине, природе России.
2.Приобщение к русской народной культуре, русским народным традициям.
3.Формирование патриотических чувств, бережного отношения к природе и архитектурным достопримечательностям России.
4.Развитие познавательного интереса к истории Родины.
5.Развитие коммуникативных и социальных навыков в процессе игровой деятельности.
6.Развитие психических процессов: речи, внимания, логического мышления, памяти, мелкой моторики рук.
«Дидактические игры по патриотическому воспитанию»
Дидактическая игра «Символы города Зима»
Цель: познакомить детей с символами города Зима: гербом, флагом, рассказать об истории их происхождения, учить складывать из частей по образцу флаг и герб города Зима, развивать познавательный интерес, логическое мышление, мелкую моторику.
Оборудование: 2 листа (формат А 4) на картоне «Флаг города Зима», «Герб города Зима», 2 листа (формат А 4) на картоне «Флаг города Зима», «Герб города Зима » разрезанных на части.
Описание игры
1 этап
На первом этапе
Предложить детям внимательно рассмотреть флаг и герб города Зима, рассказать детям об истории их происхождения, предложить собрать герб и флаг города Зима по образцу.
2 этап
На втором этапе дети играют самостоятельно по подгруппам и индивидуально.
Дидактическая игра «Знатоки города»
Цель: познакомить детей с основными достопримечательностями города Зима, рассказать об их истории, воспитывать любовь к своему родному городу, развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь, мелкую моторику рук.
Оборудование: 10-15 карточек с изображением основных достопримечательностей города Зима
Описание
1-этап
На первом этапе предложить детям внимательно карточки с изображением основных достопримечательностей города Зима, рассказать об их истории происхождения.
2-этап
На втором этапе предложить детям поиграть в игру «Знатоки города». Педагог показывает карточку с изображением какой-то достопримечательности города Зима, и просит детей назвать эту достопримечательность. Кто правильно называет.получает фишку. Таким образом выявляются знатоки города.
3-этап
На третьем этапе игра проводится с усложнением. Дети играют самостоятельно собирая фотографические изображения города Зимы в виде пазлов.
Дидактическая игра «Узнай достопримечательность города по фрагменту»
Цель: закреплять знания детей о достопримечательностях родного города по отдельному фрагменту (части достопримечательности), воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к архитектурным достопримечательностям города, развивать речь, логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику.
Оборудование: 10-15 карт (формат А 4) с изображением основных достопримечательностей города Зима, карточки (10х10 см) с изображением фрагментов основных достопримечательностей города Зима.
Описание
1-этап
На первом этапе воспитатель знакомит детей с игрой, предлагает угадать и назвать достопримечательность родного города по фрагменту. Если дети называют правильно достопримечательность города, то воспитатель показывает детям изображение этой достопримечательности.
2-этап
На втором этапе дети играют самостоятельно по подгруппам и индивидуально
Дидактическая игра «Символы Иркутска»
Цель: познакомить детей с символами Иркутска :гербом, флагом, рассказать об истории их происхождения, учить складывать из частей по образцу флаг и герб Иркутска, развивать познавательный интерес, логическое мышление, мелкую моторику.
Оборудование: 2 листа (формат А 4) на картоне «Флаг Иркутска», «Герб Иркутска», 2 листа (формат А 4) на картоне «Флаг Иркутска», «Герб Иркутска» разрезанных на части.
Описание игры
Предложить детям внимательно рассмотреть флаг и герб Иркутска, рассказать детям об истории их происхождения, предложить собрать герб и флаг Иркутска по образцу.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: закреплять знания о флоре и фауне родного края (природе Восточной Сибири и Прибайкалья) воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, развивать познавательный интерес, операции логического мышления (анализ и синтез), речь, внимание, мелкую моторику рук.
Оборудование: 6 карт (формат А 4) с изображениями животного и растительного мира (Восточной Сибири, Африки, Арктики и др.) по 4 изображения на каждой карте.
Описание игры
1-этап
На первом этапе воспитатель предлагает рассмотреть изображения на карте, назвать четвёртый лишний предмет, обосновать свой ответ, сделать вывод, почему этот предмет лишний.
2-этап
На втором этапе дети играют самостоятельно по подгруппам и индивидуально.
Дидактическая игра «Флаг России»
Цель: познакомить детей с символом России: флагом, рассказать об истории его происхождения, учить складывать из частей по образцу флаг России, развивать познавательный интерес, логическое мышление, мелкую моторику.
Оборудование: 1лист (формат А 4) на картоне «Флаг России», 1лист (формат А 4) на картоне «Флаг России», разрезанный на части.
Описание игры
Предложить детям внимательно рассмотреть государственный символ-флаг, России, рассказать детям об истории его происхождения, предложить собрать флаг России по образцу.
Дидактическая игра «Народная культура»
Цель: познакомить детей с народными пословицами, традициями, праздниками, бытом русского народа, воспитывать любовь к родине, приобщать детей к народной культуре русского народа, развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление.
Оборудование: 12 карточек с изображёнными народными праздниками, традициями, бытом русского народа.
Описание игры:
1-этап
На первом педагог знакомит детей с культурой русского народа; показывает какую-либо карточку и рассказывает о том, что на ней изображено
(традиция, праздник, быт, пословица и т.д.).
2-этап
На втором этапе педагог закрепляет знания детей: показывает детям карточку с изображением (традиции, праздника, быта и т.д.) и просит ответить детей, что изображено на карточке.
3 этап
На третьем этапе дети могут играть самостоятельно по подгруппам.
Дидактическая игра-лото «Символы России»
Цель: познакомить детей с символами России: русской природой, народными промыслами России, русскими народными праздниками, главными достопримечательностями Москвы: (Красная площадь Москвы, Спасская башня Московского Кремля), воспитывать любовь к Родине-России, развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование:
5 карточек 20х14 см, разделённых на шесть отделений на картоне. (На карточках изображены символы России: русская природа народные промыслы, народные праздники, русские народные костюмы и т.д.).
5 карточек 20х14 см, разделённых на шесть отделений на картоне, разрезанных на части.
Описание игры
1-этап
На первом этапе педагог выступает в роли ведущего: раздаёт детям 5 карт-образцов с изображёнными символами России (русской природой народными промыслами, народными праздниками, русскими народными костюмами и т.д.) и показывает отдельные разрезные карточки с теми же символами.
Дети должны назвать, что изображено на карточке и найти такой же символ на своей карте. Игра проводится по подгруппам.
2-этап
На втором этапе дети закрепляют знания и играют самостоятельно по подгруппам. В роли ведущего выступает ребёнок.