Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Развитие личности обучающегося через формирование универсальных учебных действий

Шелковникова Ирина Леонидовна,

Отличник народного просвещения, 

учитель начальных классов высшей

квалификационной категории

МБОУ СОШ № 10,

Новосибирская область, город Куйбышев

Краткая аннотация:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные, т. е. универсальные учебные действия. То есть, целью современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию  «научить учиться».

Ключевые слова:

универсальные учебные действия, метапредметные результаты, технологии, способствующие эффективному формированию универсальных учебных действий у младших школьников, использование ИКТ.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные, т. е. универсальные учебные действия. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно  меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, целью современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию  «научить учиться».

Цель моей педагогической деятельности: развитие личности обучающегося  через  формирование универсальных учебных действий.

 Над развитием   личности детей через  формирование  универсальных учебных действий работаю  с 2010 года (внедряя ФГОС НОО в пилотном режиме).  

  С 2010 года в своей работе использую учебно-методический комплект  «Школа 2100», который полностью соответствует требованиям ФГОС.

Одно из ключевых понятий предметных программ «Школы 2100» - линии развития ученика средствами предмета. Каждый учебный предмет помогает мне решить  как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов обучающихся. Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде всего являются: предметное содержание; образовательные технологии деятельностного типа; продуктивные задания. В методическом аппарате учебников, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные – зелёным). Задания, нацеленные на предметный результат, обозначаются точками серого цвета.

 Учебные предметы  в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывают  определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

В своей работе использую технологии, способствующие эффективному формированию универсальных учебных действий у младших школьников: проблемно – диалогическая технология; технология оценивания; технология продуктивного чтения; технология личностно - ориентированного развивающего обучения И.С.Якиманской; гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили;  ИКТ.

 Проблемно–диалогическая технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы – познавательных.

Технология оценивания образовательных достижений направлена на развитие контрольно – оценочной самостоятельности учеников. Данная технология формирует регулятивные универсальные действия, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности  направлена на формирование коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения  извлекать информацию из текста.

Активно использую  ИКТ как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.

 Добиться личностных результатов обучающихся мне помогает и технология личностно – ориентированного развивающего обучения И.С.Якиманской и гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили.

ФГОС начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, поэтому ведущая роль отводится воспитанию, а значит и деятельности классного руководителя.  Занятость учащихся во внеурочной деятельности в классе составляет 100%.  Мои учащиеся являются активными участниками и победителями  предметных олимпиад, конкурсов.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин на всем протяжении школьного обучения.

 

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  Издание Москва «Просвещение» 2011г.
  2. Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Издание Москва «Просвещение» 2010г.
  3. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Под редакцией  А. Г. Асмолова. Издание Москва «Просвещение» 2010г.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Издание Москва «Просвещение» 2011г.