ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ
Литневская Елена Федоровна,
учитель биологии высшей категории,
руководитель НОУ «Эрудит»
МОУ-СОШ с. Звонаревка
Марксовского района
Сегодняшний выпускник школы должен бытьактивный, самостоятельный, развивающийся человек, умеющий ориентироваться в быстро меняющемся потоке информации, обладающий развитыми интеллектуальными, коммуникативными, творческими способностями. Необходимость в такого рода качествахопределяется не только требованиями общества к человеку, обеспечивающими ему успешность в нем, но и дальнейшим развитием самого общества, потенциалкоторого складывается из образовательного уровнякаждого человека.
Целевая установка формирования у учащихсяназванных качеств обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего(полного) общего образования (ФГОС), который устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программусреднего общего образования. Согласно ФГОС приоритетными результатами личностного развитияучащихся являются их готовность и способность ксаморазвитию и личностному самоопределению,сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Ожидаемые метапредметные результаты образовательнойдеятельности определены как способы деятельности,применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базеодного, нескольких или всех учебных предметов [1].
В ФГОС метапредметные результаты конкретизированы посредством метапредметных умений, необходимых для осуществления таких способов деятельности. В связи с этим современной школе требуются новыеподходы к организации образовательного процесса, обостряется необходимость поиска возможностейформирования в учебном процессе деятельностиучащихся, способствующей развитию умений самостоятельно приобретать знания и применять их напрактике, размышлять, сопоставлять разные факты, точки зрения, формулировать и аргументировать собственную позицию. В качестве такой деятельностиможет быть рассмотрена учебно-исследовательская
деятельность учащихся (УИД).
Необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в нашей школе. Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности.
Целесообразность обращения к организации НОУ обусловлена решением противоречий между:
- необходимостью дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и отсутствием условий индивидуальной работы с каждым способным учеником;
- уровнем заданий районных и окружных предметных Олимпиад и недостаточными ЗУН школьников за пределами учебных программ;
- стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею;
- необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.
Школьное научное общество «ЭРУДИТ» возникло в 2005 году.
Цели работы научного общества:
- выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
- изменение процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся имеет ряд особенностей:
- Субъектами научно-исследовательской работы являются учащиеся и педагоги. Администрация школы организует учителей на постоянный поиск инноваций и преобразований воспитательно-образовательного процесса, привлекает к изучению учебных проблем учащихся, объединяя их в НОУ.
- Исследования носят прикладной характер и направлены на разработку и освоение программ совершенствование процесса обучения, воспитание и развитие учащихся, повышение его результативности в конкретном образовательном учреждении.
- Итоги школьной научно-исследовательской работы, как правило, не претендуют на выявление научных закономерностей и отличаются простотой оформления, что позволяет каждому желающему попробовать свои силы и получить "первый опыт" подобной деятельности.
С целью создания условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, привития навыков проектной деятельности для учащихся начальной школы мы совместно с учителями начальной школы разработали программу дополнительного образования «Я-исследователь».
При разработке программы мы использовали методику исследовательского обучения младших школьников Савенкова А.И.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Некоторые дидакты [2] придерживаются представления о трех уровнях исследовательской деятельности учащихся. На первом уровнепреподавательставит проблему и намечает путь ее решения, которое
учащемуся предстоит осуществить самостоятельно. На втором уровне преподаватель только ставит проблему, а ее решение, его поиск учащийся осуществляет сам. На высшем уровне постановка проблемы, поиск и разработка самого решения осуществляетсяучащимся самостоятельно. Такое постепенное наращивание самостоятельности позволяет проводить исследования с ребятами, готовность которых к самостоятельному исследованию недостаточна.
Учащиеся начальной школы традиционно представляют на школьной научно – практической конференции интересные, содержательные проекты, выполненные с использованием различных методов исследования (поисковых, эвристических, дискуссионных). Часто проекты учащихся начальной школы носят долговременный характер и представляют собой групповую работу («Толерантность – путь к миру»)
Проектная деятельность в начальной школе подкреплена любознательностью младших школьников, а также мотивированностью родителей показать успехи своих детей.
В составе НОУ в настоящее время работают 6 предметных секций.
Ежегодно торжественно и празднично проходит в школе Неделя науки. учащиеся подготовительной группы школьного НОУ принимаются в ряды юных исследователей. В рамках Недели науки традиционно проводятся интеллектуальный марафон и учебно-научная конференция для школьников. На школьную конференцию ребята представляют свои лучшие исследовательские работы и проекты по проблемам в области экономики, социологии, энергетики и краеведения; актуальным вопросам здорового образа жизни, экологии. Большой интерес вызывают лингвистические проекты. Много интересных архивных данных о развитии орошения в Заволжье, о вкладе земляков в победу в ВОВ.
Результативность работы НОУ «Эрудит»
Результаты выполненных проектов «осязаемы»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного продукта изготовление плакатов, написание репортажей, эссе, исследований, проведение праздников и т.д.
Результаты детских исследований широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, дети имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы.
Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:
- повышение познавательного интереса учащихся к предмету;
- качественная динамика мотивации учебной деятельности;
- прочные навыки проектно-исследовательской деятельности.
Социальный эффект от реализации опыта работы:
- развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;
- создание предпосылок для формирования умений работы над проектами и исследовательской деятельностью у учащихся;
- осознание ценности творческого открытия учащимися;
- высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности;
- повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников.
Все педагоги школы, осуществлявшие руководство секциями НОУ отмечали большую заинтересованность учащихся в создании своего проекта и более широкое и интенсивное изучение выбранной для проекта темы.
Результативностью опыта также можно считать рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время научно-исследовательской и проектной деятельностью по разным предметам.
Занятия проектно-исследовательской деятельностью в НОУ обеспечили наличие призовых мест на интеллектуальных мероприятиях различного уровня (от районных до всероссийских). Неоднократно становились победителями и получали дипломы I степени на районных учебно-научных конференциях, на областной конференции «Инициатива молодых» (в том числе ученики начальной школы). Наши ребята стали лауреатами международного форума «Зеленая планета». Успешно представили свои работы в региональном туре Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского и стали лауреатами заключительного тура в г. Москве.
Следует отметить, что выпускница школы Колягина Анастасия стала Лауреатом премии по поддержке талантливой молодёжи, установленной Указом Президента Российской Федерации.
Учебно-исследовательская деятельность приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию ситуации «успеха»; повышению толерантности, подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.