Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ  УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В  ШКОЛЬНОМ  НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ

Литневская Елена Федоровна,

учитель биологии высшей категории,

руководитель НОУ «Эрудит»

МОУ-СОШ с. Звонаревка

Марксовского района

 

Сегодняшний выпускник школы должен бытьактивный, самостоятельный, развивающийся человек, умеющий ориентироваться в быстро меняющемся потоке информации, обладающий развитыми интеллектуальными, коммуникативными, творческими способностями. Необходимость в такого рода качествахопределяется не только требованиями общества к человеку, обеспечивающими ему успешность в нем, но и дальнейшим развитием самого общества, потенциалкоторого складывается из образовательного уровнякаждого человека.

Целевая установка формирования у учащихсяназванных качеств обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего(полного) общего образования (ФГОС), который устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программусреднего общего образования. Согласно ФГОС приоритетными результатами личностного развитияучащихся являются их готовность и способность ксаморазвитию и личностному самоопределению,сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Ожидаемые метапредметные результаты образовательнойдеятельности определены как способы деятельности,применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базеодного, нескольких или всех учебных предметов [1].

В ФГОС метапредметные результаты конкретизированы посредством метапредметных умений, необходимых для осуществления таких способов деятельности. В связи с этим современной школе требуются новыеподходы к организации образовательного процесса, обостряется необходимость поиска возможностейформирования в учебном процессе деятельностиучащихся, способствующей развитию умений самостоятельно приобретать знания и применять их напрактике, размышлять, сопоставлять разные факты, точки зрения, формулировать и аргументировать собственную позицию. В качестве такой деятельностиможет быть рассмотрена учебно-исследовательская

деятельность учащихся (УИД).

Необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в нашей школе. Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности.

Целесообразность обращения к организации НОУ обусловлена решением противоречий между:

  • необходимостью дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и отсутствием условий индивидуальной работы с каждым способным учеником;
  • уровнем заданий районных и окружных предметных Олимпиад и недостаточными ЗУН школьников за пределами учебных программ;
  • стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею;
  • необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.

Школьное научное общество «ЭРУДИТ» возникло в 2005 году.

Цели работы научного общества:

  • выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
  • изменение процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.    

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся имеет ряд особенностей:

  • Субъектами научно-исследовательской работы являются учащиеся и педагоги. Администрация школы организует учителей на постоянный поиск инноваций и преобразований воспитательно-образовательного процесса, привлекает к изучению учебных проблем учащихся, объединяя их в НОУ.
  • Исследования носят прикладной характер и направлены на разработку и освоение программ совершенствование процесса обучения, воспитание и развитие учащихся, повышение его результативности в конкретном образовательном учреждении.
  • Итоги школьной научно-исследовательской работы, как правило, не претендуют на выявление научных закономерностей и отличаются простотой оформления, что позволяет каждому желающему попробовать свои силы и получить "первый опыт" подобной деятельности.

С целью создания условия для  формирования  интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, привития навыков  проектной  деятельности  для учащихся начальной школы мы совместно с учителями начальной школы разработали  программу  дополнительного образования «Я-исследователь».

При разработке программы мы использовали методику исследовательского обучения младших школьников Савенкова А.И.

 Программа  направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе  формирования  у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Некоторые дидакты [2] придерживаются представления о трех уровнях исследовательской деятельности учащихся. На первом уровнепреподавательставит проблему и намечает путь ее решения, которое

учащемуся предстоит осуществить самостоятельно. На втором уровне преподаватель только ставит проблему, а ее решение, его поиск учащийся осуществляет сам. На высшем уровне постановка проблемы, поиск и разработка самого решения осуществляетсяучащимся самостоятельно. Такое постепенное наращивание самостоятельности позволяет проводить исследования с ребятами, готовность которых к самостоятельному исследованию недостаточна.

Учащиеся начальной школы традиционно представляют на школьной научно – практической конференции интересные, содержательные проекты, выполненные с использованием различных методов исследования (поисковых, эвристических, дискуссионных). Часто проекты учащихся начальной школы носят долговременный характер и представляют собой групповую работу («Толерантность – путь к миру»)

 Проектная  деятельность  в начальной школе подкреплена любознательностью младших школьников, а также мотивированностью родителей показать успехи своих детей.

В составе НОУ в настоящее время работают 6 предметных секций.

Ежегодно торжественно и празднично проходит в школе Неделя науки. учащиеся подготовительной группы школьного НОУ принимаются в ряды юных исследователей. В рамках Недели науки традиционно проводятся интеллектуальный марафон и учебно-научная конференция для школьников. На школьную конференцию ребята представляют свои лучшие исследовательские работы и проекты   по проблемам в области экономики, социологии, энергетики и  краеведения; актуальным вопросам здорового образа жизни, экологии. Большой интерес вызывают лингвистические проекты. Много интересных архивных данных о развитии орошения в Заволжье, о вкладе земляков в победу в ВОВ.

Результативность работы НОУ «Эрудит»

Результаты выполненных проектов «осязаемы»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного продукта изготовление плакатов, написание репортажей, эссе, исследований, проведение праздников и т.д.

   Результаты детских исследований широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, дети имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы.

Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:

  • повышение  познавательного интереса учащихся к предмету;
  • качественная динамика мотивации учебной деятельности;
  • прочные навыки проектно-исследовательской деятельности.

Социальный эффект от реализации опыта работы:

  • развитие информационной, социальной  и коммуникативной компетентностей учащихся;
  • создание предпосылок для формирования умений работы над проектами и исследовательской деятельностью у учащихся;
  • осознание ценности творческого открытия учащимися;
  • высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности;
  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников.

Все педагоги школы, осуществлявшие руководство секциями НОУ отмечали большую заинтересованность учащихся в создании своего проекта и более широкое и интенсивное изучение выбранной для проекта темы.

Результативностью опыта также можно считать рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время научно-исследовательской и проектной деятельностью по разным предметам.

Занятия проектно-исследовательской деятельностью в НОУ обеспечили наличие призовых мест на интеллектуальных мероприятиях различного уровня (от районных до всероссийских). Неоднократно становились победителями и получали дипломы I степени на районных учебно-научных конференциях, на  областной конференции «Инициатива молодых» (в том числе ученики начальной школы). Наши ребята стали лауреатами международного форума «Зеленая планета». Успешно представили свои работы в региональном туре Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского и стали лауреатами заключительного тура в г. Москве.
Следует отметить, что выпускница школы Колягина Анастасия стала Лауреатом премии по поддержке талантливой молодёжи, установленной Указом Президента Российской Федерации.

Учебно-исследовательская деятельность приводит к развитию  творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию ситуации «успеха»; повышению толерантности, подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.