Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
11.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Внедрение образовательной технологии НООген: опыт, проблемы, перспективы

Внедрение образовательной технологии НООген:

опыт, проблемы, перспективы

Номинация – методические материалы

Вид методической продукции – методическая разработка

Наименование образовательной организации – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 95 города Нижний Тагил Свердловской области

Автор – Пережогина Ирина Георгиевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, 8 (3435) 32-07-07

Пояснительная записка

 

Цели

и задачи

Цель:

Обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной общеобразовательной программы - образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся

Задачи:

  • Обеспечить переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе начального общего образования на основе разработки содержания и технологий образования (технологии НООген), определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • Обеспечить учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся начальной школы, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  • Обеспечить разнообразие организационных форм образовательной деятельности (урочной и внеурочной), учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Область применения, возраст обучающихся

Начальное общее образование (обучающиеся 6,6-11 лет)

Ожидаемые результаты,

основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала

Применение педагогической технологии НООген на уровне начального общего образования будет способствовать эффективному формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться:

  • В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
  • В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном пространстве класса, школы и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в т.ч. во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
  • В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, одноклассниками, родителями, адекватно воспринимать и передавать информацию.

Формы и методы реализации

  • Педагогическая технология НООген;
  • Организационно-деятельностные игры (ОДИ) (по методу Щедровицкого Г.П.);
  • Онтологическое моделирование знаний.

Материально-техническое обеспечение

Технические средства:

мультимедийный проектор и экран; принтер монохромный; принтер цветной; фотопринтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; графический планшет; сканер; микрофон; музыкальная клавиатура; оборудование компьютерной сети; устройство глобального позиционирования; цифровой микроскоп; доска со средствами, обеспечивающими обратную связь.

Программные инструменты:

Операционные системы и служебные инструменты; орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языках; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; инструмент планирования деятельности; графический редактор для обработки растровых изображений; графический редактор для обработки векторных изображений; музыкальный редактор; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука; ГИС; редактор представления временной информации (линия времени); редактор генеалогических деревьев; цифровой биологический определитель; виртуальные лаборатории по учебным предметам; среды для дистанционного онлайн и офлайн сетевого взаимодействия.

Список литературы и электронных ресурсов

Литература:

  1. Возможные миры. Практика творческого мышления. – М.: «Интерпракс», 1993-1994;
  2. Летние школы НооГен: образовательный экстрим. – М.: Эврика, 2005;
  3. Рождение разума: знаки пути. – Красноярск: Издательский центр Красноярского государственного университета, Институт «Открытое общество», программа «Высшее образование», грант № 3221, 1997-1998;
  4. Пережогина, И.Г. Внедрение образовательной технологии НООген: опыт, проблемы, перспективы // Роль системы дополнительного образования в реализации ФГОС общего образования: тезисы участников IV окружных педагогических чтений (07.04.2014 г.). Часть 2. – НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО». – Нижний Тагил, 2014.
  5. Щедровицкий, Г. П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (1) / Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 9 (1). — М., 2004;
  6. Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (2) / Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 9 (2). — М., 2005.

Электронные ресурсы:

  1. Авторская школа НООген (г. Новосибирск)

www.noogen.ru;

  1. Школа антропоники (г. Красноярск)

 www.edu.antroponika.ru;

  1. Инновационная образовательная сеть «Эврика». Нооген в воспитательной системе класса

www.eurikanet.ru/ewww/project_print/895.html

 

Содержательная часть

 

Внедрение образовательной технологии НООген:

опыт, проблемы, перспективы

 

В методической разработке актуализирован опыт учителя по использованию педагогической технологии НООген, основанной на разработанных Георгием Петровичем Щедровицким организационно - деятельностных играх (ОДИ), в качестве содержания использующей решение задач на онтологическое моделирование знаний (создание возможных миров, например «Построить математику без чисел», «Построить мир, в котором есть язык, а в языке нет названий» и др.).

Использование учителем технологии НООген рассматривается с позиций системно-деятельностного подхода, ориентированного на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному самообразованию.

Учителем обосновывается необходимость использования технологии НООген в воспитательной работе с классом в качестве инновационного проекта.

Ключевые слова: педагогическая технология НООген,  онтологическое моделирование знаний, организационно - деятельностная игра (ОДИ)

 

Образование всегда было направлено на воспроизводство человека культуры, человека, разделяющего ведущие культурные ценности, способного нести их в себе, способного занять нужные позиции в общественной жизни. Однако образование никогда не было рассчитано на формирование позиций, которых еще нет. Требовался длительный путь оснащения ребенка необходимыми знаниями, умениями и навыками, до тех пор, пока он не достигнет возраста взрослого, ответственного и самостоятельного человека. Лишь немногим из образованных людей предоставляется возможность творить принципиально новое, как в мышлении, так и в практической деятельности.

Этим немногим людям удается нащупать проблему, сделать ее предметом своей разработки и сформировать новую, ранее не существовавшую позицию, позволяющую разрешить проблему. Однако напрямую этому никто не учит, тем более школьников, и в рамках традиционного образования это сделать оказывается невозможно. Почему? Не кажется ли странным то, что способность, самая важная с точки зрения развития общества, находится «за семью печатями» и настолько удалена от молодого поколения, что вероятность ее постижения становится ничтожно малой?

Федеральный государственный стандарт начального общего образования ориентирует образовательную деятельность на уровне начального общего образования  на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.

Системно - деятельностный подход, который лежит в основе реализации стандарта, предполагает:

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Эффективно реализовать требования стандарта в условиях системно-деятельностного подхода можно применяя в урочной и внеурочной деятельности педагогическую технологию НООген. Педагогическая группа «НООген» возникла в 1988 году в рамках Красноярской летней школы, а впоследствии как несколько самостоятельных авторских школ в городах Красноярск и Новосибирск. Название происходит от названия космического корабля в романе И. А. Ефремова «Час Быка» и переводится с греческого языка как «Рождающий разум».

Основной педагогической технологии НООген являются организационно-деятельностные игры (ОДИ), методика подготовки, проведения и рефлексии которых была разработана Георгием Петровичем Щедровицким. В качестве содержания  методик проведения ОДИ использует решение задач на онтологическое моделирование знаний.

Основные этапы онтологического моделирования можно представить следующим образом:

 

Создание

Явные и неявные знания

Накопление

Онтологическое моделирование знаний

Распределение

Ответ на информационную потребность

Использование

Присвоение положительного результата решения проблемы (задачи)

 

Важнейшие составляющие педагогической технологии НООген:

  • Наличие соответствующего исследовательского компонента;
  • Наличие соответствующего проектного компонента;
  • Наличие соответствующего управленческого компонента.

Основной принцип  педагогической технологии − развитие и учителя, и ученика в совместном решении задач, которые не только не решены современной наукой, но еще и не сформулированы как задачи. Такие специально создаваемые и особым образом сформулированные задачи называются «ноогеновскими».

Основные характеристики НГ-задач:

1. Задачи выводят взрослого на границу его мышления.

         В традиционной педагогике взрослый знает решение задачи, которую предлагает детям. Он, конечно, может не говорить решения и задавать вопросы наведения на ответ. Так устроена педагогика – мы знаем, а они нет. Явление детям настоящего думающего взрослого – главный образовательный механизм не только НГ-задач, но и самих Летних Школ. Поэтому первый принцип: взрослый должен принять задачу как вызов для себя прежде всего. Не для подопечных, а для себя.

2. Совместность.

         Задача решается группой. Это может быть группа школьников и взрослый; группа школьников и координатор чуть постарше, или группа взрослых с координатором взрослым. Никто из членов группы не знает решения, поэтому разворачивается мощное коллективное мышление.

3. Задача исследует понятие на его границе.

         Дети живут в мире, который давно устроен не ими. Поэтому основания ключевых понятий скрыты для школьника. Почему и зачем возник язык? Как относится математика с другими науками? Почему скорость измеряют именно так? Зачем создаются законы, правила, нормы? Как связаны культура и лично я? Ответы в обычной жизни остаются поверхностными, потому что школьник не создавал ни науку, ни понятие, ни мир. Мы удивляемся тому, что школьные отличники демонстрируют непонимание сути основных математических объектов. Например, не могут «Построить геометрию без точек» или «Построить мир на системе пересекающихся прямых». Сразу оказывается, что точка имеет толщину – только очень маленькую. А если от отрезка убрать крайние точки, то опять получится отрезок, только короче. А понятие интеграла в математике введено непонятно зачем.

         НГ- задачи строятся так, чтобы понятие было выведено в непривычную для него область или даже невозможную. Чтобы шаблоны решения перестали работать. Тогда на границе своего существования понятие начинает проявлять самые сущностные свойства.

4. Задачи требуют полагания (построения Мира).

          Большая часть ноогеновских задач начинается со слов «построить мир» или «построить науку», «создать некий объект». Важно, что мы строим мир почти с нуля. Это позволяет инициировать творчество, которое невозможно в уже сильно определённом мире взрослых. Здесь уместна фраза «Да будет так». И дальнейшая ответственность за сказанное, ибо созданный мир должен жить сам – по тем з0аконам, которые ты заложил. Мир может оказаться бедным и пустым, а может богатым и интересным.

5. Задача имеет множество решений (множество Миров).

         Этот тезис продолжает предыдущий. Ибо установка на один правильный ответ также исключает творчество. Вариативность жизнь, решений – важное осознание в становлении творца.

Классификация ноогеновских задач:

1. Задачи, построенные по принципу онтологической редукции, т.е. путем выбрасывания из «мира» каких-то важных деталей. Например, устранения одного измерения − «Мир плоскотиков» (мир, не имеющий толщины).

2.  Задачи, построенные по принципу онтологической индукции, т.е. путем привнесения в «мир» новых свойств или отношений. Например: «…события не зависят от времени».

3. Задачи, построенные путем столкновения несовместимых онтологических оснований. Например, «Построить мир, в котором чудеса закономерны».

4. Задачи, которые требуют построения известного предмета на необычном материале: «Построить математику человеческих отношений».

5. Задачи на построение необычного предмета, например, «Хронономики».

Примеры классических ноогеновских задач:

  1. Построить мир плоских существ, живущих на плоскости (не имеющих толщины), у которых невозможны наслоения, а в остальном всё как у нас.
  2. Построить геометрию с постоянной площадью и меняющейся формой.
  3. Построить мир чудес (в котором чудеса закономерны).
  4. Построить мир, где нет чисел, но есть высокоразвитая цивилизация.
  5. Построить мир без педагогики.
  6. Построить мир с дробной плавно меняющейся размерностью пространства и показать, (или опровергнуть), что размерность является оптимальной для жизни. Построить школу разучивания.
  7. Построить мир, в котором возник язык без существительных, создать произведения литературы этого мира.
  8. Построить кинематику в мире без размерности.
  9. Построить математику точек зрения.
  10. Зарисовать (сделать пиктограмму) анекдот так, чтобы его смогли понять и посмеяться даже инопланетяне. Какими должны быть инопланетяне, чтобы понять пиктограмму?

 Необычность и парадоксальность формулировки  притягивает к себе, пробуждает любопытство и желание разобраться с предложенным материалом. Поверхностное рассмотрение задачи не позволяет получить хоть какой-нибудь положительный ответ. Прежде всего, хочется сказать - «Так не бывает!». Но в последующем, если удается удержаться в задаче, начинают приходить изобретательские мысли типа: «А что если допустить, что…». Приходится разбираться с происхождением привычных слов, терминов и понятий, с их смыслом и значением, с тем, какую роль они играют в языке, предмете и в жизни. Т.е. заниматься распредмечиванием всего того, что попадает в пространство ноогеновской задачи.

Решение «ноогеновской задачи» включает в себя несколько процедур:

  • Во-первых, организуется работа малых разновозрастных групп. В них участникам решения удается испробовать разные роли: координатора групповой работы, генератора идей, оформителя гипотез, критика, транслятора. Опираясь как на имеющиеся в активном запасе знания, так и на свой жизненный опыт и фантазию, участники группы оказываются равны перед задачей, несмотря на разницу в возрасте. Общий интерес к непривычному создаёт дополнительную мотивацию. Все участники захвачены поисками решений того, что невозможно – поисками тех условий, которые снимут противоречие, непременное присутствующее в задаче.  Работая над решением задачи, юные исследователи оказываются способны слышать друг друга, стремиться к безупречному решению, работать в команде и чувствовать ответственность за то абстрактное, что появляется на свет прямо на глазах.
  • Затем происходит обсуждение докладов групп и их критика. Участники осваивают способы работы эксперта. Выявляют основное содержание выступления, проблематизируют его, выявляют логические нестыковки и упущения.
  • Итоговый этап − рефлексия групповой работы, направленная на уяснение ситуации каждого участника группы, на поиск вариантов того, как можно было бы избежать выявленных слабых сторон в организации общей интеллектуальной работы.

Таким образом, решение НГ- задачи предоставляет обычному ребёнку крайне редкую в его возрасте возможность убедиться в осмысленности его повседневной учебной деятельности. Старинный принцип «не для школы, но для жизни мы учимся» нарушается каждодневно. Дети учатся, учатся, учатся, но в течение одиннадцати лет обучения им почти не представляется шансов свои знания использовать. Есть, правда, далёкая цель − выпускные экзамены, ЕГЭ – но, как показывает практика, всё это весьма слабо вдохновляет большинство учеников на учебные свершения.

Я использую НГ-технологию в урочной деятельности в рамках образовательного события, исходя из заказа – какое понятие сейчас обучающимся необходимо освоить? Например, «Построить математику без чисел» − это введение в учебный предмет «Математика» как таковой.

Интересность может задаваться любым из участников процесса – детьми (Что важно понять?), педагогами (С какими понятиями было бы неплохо разобраться их подопечным?), взрослыми членами команды (Какое понятие определяет современную жизнь?).

На уроках и во внеурочное время НГ-технология позволяет разрешать любые проблемные ситуации и находить множество решений, в которые  включаются  не только дети, но и взрослые. В результате кропотливой работы получаются разнообразные решения. Мы пытаемся доказать, что возможно существование мира без чисел, создаём планеты « Плостиков», знакомимся с мирами, где нет слова «нет», где не существует слов « не буду и не хочу». Результатами нашей творческой работы являются коллективные творческие работы, выполненные с детьми из различных природных материалов, пластилина, бумаги; выпуски классных журналов со стихами и сочинениями. Но, всё же, главный результат работы - детская мотивация, сотрудничество со всем образовательным пространством школы, привлечение к совместному творчеству родительского коллектива, рождение в совместной деятельности всех участников образовательных отношений некоторой новой позитивной ценности в виде результата (продукта) совместно решенной задачи и присвоение результатов этого решения обучающимися.

Наиболее продуктивными формами работы над Ноогеновскими задачами, учитывая  возрастные особенности младших школьников, являются  организационно - деятельностные игры (ОДИ). Особенность  этой работы −  интенсивная коллективная коммуникация, обеспечивающая проблематизацию и включение участников ОДИ в необходимость мышления.

В своей педагогической практике я использую          задачи, которые  чаще всего решаются группой. Никто из членов группы не знает решения, поэтому разворачивается мощное коллективное мышление, развивается творческий потенциал каждого участника образовательного события.

Детей увлекает работа над решением поставленных  «несуществующих» проблем; им удается испробовать разные роли: координатора групповой работы, генератора идей, оформителя гипотез, критика, транслятора. Опираясь как на имеющиеся в активном запасе знания, так и на свой жизненный опыт и фантазию, обучающиеся оказываются равны перед задачей. Общий интерес к непривычному создаёт дополнительную мотивацию. Все дети охвачены поиском решений того, что невозможно.  Работая над решением задачи, дети оказываются способны слышать друг друга, стремиться к общему решению, работать в команде и чувствовать ответственность за  то, что появляется на свет прямо на их глазах. Мои ученики попадают в особую атмосферу поиска, благодаря которой раскрепощается не только поведение, но и мышление, а дети обретают способность верить в свои силы и возможности.

Хочется отметить и то, насколько НООген сближает родителей и детей. Совместное решение НООгеновских задач оказывается той деятельностью, в которой и дети и взрослые познают радость совместного творческого поиска и открытия. 

Внедряя в образовательную деятельность технологию решению НООгеновских задачи я поняла, что эта технология позволяет сформировать новый стиль поведения, новые способы реакции моих учеников на окружающих: дети участвуют в спорах и обсуждениях, каждому ученику даётся свобода творчества, не высмеиваются и не обсуждаются его неудачи и ошибки, а новое сообщество, в которое он попадает при работе, стремится выявить творческий потенциал каждого участника образовательного события.  Здесь каждый способен проявлять себя как творческая личность - писать стихи, рисовать, лепить, клеить, танцевать, петь... и каждый ребёнок начинает понимать, что он всё это может!

Но сегодня существует и ряд проблем, среди которых следует отметить нехватку времени в рамках урочной деятельности для решения задач НООгена.

Поэтому, я стремлюсь включать решение задач как в урочную деятельность, так во внеурочную деятельность. Хочется расширить сферу сотрудничества в части использования педагогической технологии НООген: привлечь к работе с классом образовательное пространство микрорайона: городские библиотеки, квартальные клубы, спортивные учреждения.

Отдельное направление использования педагогической технологии – это НООген в воспитательной системе класса. Реализация подобного проекта в воспитательной работе с классом позволит мне сделать образовательное и воспитательное пространство общим полем совместной деятельности обучающихся, родителей (законных представителей) и меня как классного руководителя. Реализация подобного проекта возможна при соблюдении следующих требований:

  • Воспитательное пространство проекта должно быть интересным всем его участникам;
  • Пространство проекта должно показывать практическую значимость знаний, полученных в школе;
  • Реализация воспитательного проекта должна проходить в различных формах.

Эти требованиям удовлетворяет педагогическая технология НООген, применение которой позволит мне как классному руководителю добиться следующих результатов:

  • Создание атмосферы взаимопонимания между обучающимися, их родителями (законными представителями) и классным руководителем во внеучебном взаимодействии;
  • Расширение сферы внеучебного сотрудничества;
  • Понимания родителями психолого-педагогических проблем собственных детей в деятельностном режиме, однонаправленность усилий школы и родителей по разрешению этих проблем;
  • Реализации инновационного потенциала проекта.

Таким образом, использование педагогической технологии НООген даёт возможность каждому ученику крайне редкую в его возрасте возможность - быть полезным в учебной и внеучебной деятельности, оказаться в образовательном пространстве, выстроенном иначе, на новых основаниях, открыть для себя радость познания новых горизонтов.