Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Встречи в музыкальной гостиной Цикл музыкально-тематических бесед, комплексных и интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста

МКДОУ «Детский сад №17 «Алёнушка»

Встречи в музыкальной гостиной

Цикл музыкально-тематических бесед, комплексных и интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста

Автор : Островская Н. А музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

 

В книге представлен цикл музыкально-тематических, комплексных и интегрированных занятий, который  дает возможность детям более глубоко и разносторонне увидеть  и познать действительность, погрузиться в мир прекрасного - музыки, живописи, литературы, танца. Дает ребенку  возможность в выборе средств выразительности художественного образа, его воплощения на бумаге или в движении, в слове или в музыкальных звуках. А выбор – всегда следствие инициативности и самостоятельности.  Методическое пособие может быть рекомендовано педагогам и музыкальным руководителям  в работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста. 

 

Цикл музыкально-тематических, комплексных и интегрированных занятий

 

«Встречи в музыкальной гостиной»

для детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи цикла, методы и приемы

 

Цель:

  • Через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к классическому наследию.
  • Учить детей искусству слушать музыку.
  • Обогащать словарный запас музыкальными терминами.
  • Побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.

 

Методы и приемы активизации детей.

Добиваться, чтобы ребенок сам определял музыкальный образ, цвет и настроение в музыке.

 

Метод умственного поиска:

  • вслушайся, вдумайся, оцени, выскажись;
  • подбери иллюстрацию к прослушанному произведению;
  • прочти стихотворение, созвучное музыке;
  • укрась пьесу звучанием подходящих музыкальных инструментов;
  • нарисуй, что слышал.

Тема: «Это русская сторонка, это Родина моя»

Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

- Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине;

- Познакомить ребят с символами государства (флаг, герб, гимн);

- Расширять музыкальный кругозор детей;

- Побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.

 

Оборудование:компьютер, мультимедийное устройство, деревянные ложки, карта России, изображения российского флага и герба России, портрет П.И.Чайковского, березка, композиция детских рисунков «Что мы Родиной зовем»

 

Музыкальный репертуар:

«Сладкая греза»  муз. П.И.Чайковского «Детский альбом»

Октябрь «Осенняя песнь» муз.П.И.Чайковский  цикл «Времена года»

Песня «С чего начинается Родина» Муз. Френкеля, сл. Матусовского

Песня «Россия, Россия» музыка и слова З.Роот

Гимн России муз. А.Александрова, сл. С.Михалкова

          «Во поле береза стояла» р.н.п.

          «Камаринская» муз. П.И.Чайковский «Детский альбом»

Игра «Плетень» р.н.м.

Видео материалы:

Видео ансамбля ложкарей

Видео фрагменты из русских народных сказок «Морозко»,

«Снегурочка», где показаны народные песни и пляски и красота

родной природы.

 

Дети входят в зал под музыку «Сладкая греза» П.И.Чайковского, занимают места.

М.р. (музыкальный руководитель)

Льется музыка рекой

Вьется нотною строкой,

Снова звуков половодье

Захлестнуло все вокруг,

И кораблики мелодий

Выплывают из-под рук…            К. Ибряев

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы собрались с вами в музыкальной гостиной, раньше в богатых усадьбах вечерами собирались богатые люди. Они общались,вели разговоры на разные темы. В гостиной при свечах звучала музыка. Устраивались концерты. Играли на разных музыкальных инструментах. Звучали пьесы, сочиненные композиторами, поэты читали свои стихи, художники устраивали  свои выставки.

     Сегодня мы с вами встретились, чтобы послушать прекрасную музыку, почитать стихи, поговорить друг с другом, узнать что-нибудь новое.

Музыка, которая сейчас прозвучит, уже знакома и понятна вам. Послушайте ее, вспомните ее название.

Звучит фрагмент «Осенняя песнь» П.И.Чайковского

цикл «Времена года»

Дети. «Осенняя песнь»

М.р. Правильно. О чем нам рассказала музыка? Что вы в ней услышали?

Дети. Музыка рассказывает об осени. Музыка задумчивая, плавная, печальная, задушевная, медленная. В ней слышатся шелест облетающей листвы, порывы ветра, звон капель надоедливого осеннего дождя.

М.р. Кто сочинил эту прекрасную музыку?

Дети. Композитор П.И.Чайковский

М.р. Музыка этого композитора понятна каждому человеку: ведь Чайковский языком музыки рассказывал о нашей русской природе, о нашей Родине.

А с чего начинается Родина? Послушайте.

Слушание  песни «С чего начинается Родина» Муз. Френкеля, сл.Матусовского

Дети.  Родина начинается с родного дома, где живет моя семья. Можно говорить о любимом уголке природы, где мы отдыхаем – это тоже Родина, о своем дворе, улице, где мы играем с друзьями, о своем городе. Все это Родина. 

М.р. Родина! Какое близкое и понятное нам слово! Родина – это солнце, небо, мама, ты и я! О Родине хочется говорить только самыми красивыми словами, которые сами складываются в стихи, рисовать ее только самыми яркими красками.

Рассказ К.Д.Ушинского «Наше Отечество».

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него  и Родина».

 

Давайте вместе произнесем шепотом слово «Россия» (произносят). Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…» - так писал С.Есенин много лет тому назад. А вот эти строки, которые сейчас прочитают ребята,  написаны недавно современным поэтом В.Степановым, но они не менее прекрасны.

Реб.  Что мы Родиной зовем?

         Дом, где мы с тобой живем,

 И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Реб.  Что мы Родиной зовем?

  Поле с тонким колоском

 Наши праздники и песни,

  Теплый вечер за окном.

Реб. Что мы Родиной зовем?

  Все, что в сердце бережем,

  И под небом синим-синим

 Флаг России над Кремлем.

М.р. Какие замечательные стихи  прозвучали о нашей Родине.

А теперь давайте посмотрим на карту. Кто может показать границы России?  (показывает ребенок)

Реб. Вот она, Россия, наша страна

 Очень и очень большая она,

         Россия – Родина, наш дом

         Где вместе с вами мы живем!

М.р. Россия – это огромная страна. Одна из самых больших в мире, когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом – начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного на другой на поезде, надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки!

За время полета можно увидеть белоснежные толщи льда Арктики, знойные пустыни, вольные степи и огромные поля пшеницы, холодную тундру, высокие горы, могучие реки, и гордость нашего народа – зеленый наряд леса.

Как красива и богата наша страна! Мы испытываем чувство гордости за свою Родину, за свой народ и страну, за свою землю и ее историю.

А сейчас, предлагаю всем вместе исполнить прекрасную песню современного композитора З.Роот «Россия, Россия».

Песня «Россия, Россия» музыка и слова З.Роот

М.р. Молодцы, ребята! Как выразительно вы исполнили песню.

У каждого государства есть свои символы. Это гимн, герб и флаг.

Наша страна Россией зовется,

Пусть мирное небо сияет над ней

Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,

Пусть песни поют миллионы людей!

В.Степанов

И пусть поет русский народ главную песню страны – Гимн нашей Родины.

Гимн – это торжественная песня, славящая  кого-либо. При исполнении гимна обычно встают. Государственный  гимн исполняют в особо торжественных случаях, например, при награждении победителей международных спортивных соревнований.

Звучит «Гимн России» муз. А.Александров, сл.С.Михалков

(слушают стоя)

М.р. Как звучит музыка?

Дети. С величием, гордостью, силой, торжественно.

М.р. (показывает изображение герба России) Давайте посмотрим на герб России, очертания  какого старинного  доспеха напоминает герб, и  кто на нем изображен?

Дети. Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.На груди орла помещен Герб Москвы. Это означает, что Москва – столица могучего Российского государства.

М.р. У России величавой на гербе орел двуглавый,

         Чтоб на запад на восток он смотреть бы сразу мог.

         Сильный, мудрый он и гордый.

         Он – России дух свободный.  (В.Степанов)

Как выглядит Российский флаг? (рассматривают изображение)

Дети. Флаг России состоит из трех одинаковых полос белого, синего и красного цветов.

М.р. В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.  А еще эти цвета российского флага могут рассказать о  красоте природы нашей страны. Подумайте и ответьте: что означают цвета флага в природе?

Дети. Белый – снег, березы, чистота; синий – небо, моря и реки, красный – огонь, солнце, цветы, ягоды.

М.р. Таким образом, белый, синий и красный цвета люди издавна считали символами красоты окружающего мира, добра и справедливости. У современного поэта В.Степанова есть замечательное стихотворение

Реб. Три цвета на флаге России

Красный, белый, синий.

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска – солнечный рассвет.

Белая березка – символ России. Российский пейзаж трудно представить себе без березки.

А вот и наша березка. Скучно ей одной в широком поле, и она тихо шепчет: «Добры молодцы, да красны девицы, где же вы? Выходите гулять, потанцуйте со мной!»

Хоровод «Во поле береза стояла» р.н.п

М.рА еще в России славится народ умением играть на деревянных ложках. Давайте посмотрим на это мастерство.

Видео ансамбля ложкарей

Давайте теперь и мы на деревянных ложках поиграем, свое мастерство покажем.

Оркестр ложкарей «Камаринская»МузП.И.Чайковского.

М.р. Крепко  любит русский народ свою Родину и сложил много пословиц. Какие вы знаете?

Дети. 1. Родина любимая – что мать родимая.

           2. Человек без родины, что соловей без песни.

           3. На чужой стороне и весна не красна.

           4. Жить – Родине служить.

М.р. Молодцы! До чего же красива наша природа, наша Россия – край дубрав и земляничных полян, белоствольных берез и полноводных рек! Давайте, посмотрим, как в старину люди после тяжелого дневного труда гнали от себя печаль разудалыми, зажигательными плясками и песнями.

Просмотр видео фрагментов из русских народных сказок «Морозко», «Снегурочка», где показаны народные песни и пляски и красота родной природы.

М.р. А сейчас я предлагаю вам поплясать да поиграть.

         Будем мы плясать, да плетень заплетать!

Игра «Плетень» р.н.м.

М.р.Я уверена, что вас не оставит равнодушными увиденное и услышанное сегодня. Может быть, кто-то из вас, когда вырастит, станет знаменитым музыкантом, композитором, поэтом или художником и будет в своих творениях восхвалять нашу Родину. А помогут ему в этом наши встречи в музыкальной гостиной.  А сейчас мы будем любить, беречь и охранять нашу Родину от загрязнений, от мусора. Земля прекрасна, но она в беде. Что мы можем для этого сделать?

Дети Мы можем деревья посадить,

И птиц зимою покормить,

На землю мусор не бросать,

Цветы полить, у дома хлам убрать.

В игрушки мусор превратить.

Земля прекрасна. Но на в беде

Давайте ей поможем и себе!

М.р. До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!

Дети выходят из зала под песню «Я люблю тебя, Россия»

 

Тема: «День государственного  флага Российской Федерации»

Цели:

- Формировать представления детей о происхождении Российского флага;

- Познакомить с понятием «стяг»;

- Закреплять зрительные представления детей о российском флаге;

- Способствовать формированию у детей чувства патриотизма, интереса к истории, символике своей страны;

- Содействовать развитию внимания, памяти, мышления, речи.

 

Оборудование: Российский флаг; изображения разных вариантов стягов и знамен; атрибуты к игре «Соберись у стяга» и к аппликации «Российский флаг», компьютер и мультимедийное устройства для показа изображений стягов и знамен.

 

Музыкальный материал:

Запись песни «Флаг России» муз. В.Колотова, сл. А.Якунина

Песня «Трехцветный мой флажок» музыка и слова Н.Орловой

 

Дети заходят в зал  под песню «Флаг России» муз В.Колотова, сл. А.Якунина

 

М.р. Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада вас видеть в музыкальной гостиной!

Нынче праздник – день флага России,

И ликует, празднуя страна,

Ведь кого бы нынче не спросили,

Ценен был во все он времена!

     Пусть же будет вечен он и славен,

     Гордо развиваясь в высоте,

     Мы друг друга с праздником поздравим,

     Устремляясь вслед за ним, к мечте!

Рассмотрите изображение Российского флага и скажите:

- Какого цвета полосы на флаге России? (красный, синий, белый)

- Какое значение имеет красный, синий, белый цвет? (ответ детей)

М.р. В России эти цвета почитались издавна и мели свои символические значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие. А еще эти цвета могут рассказать нам о красоте природы нашей страны.

Подумайте и ответьте: что означают цвета флага в природе?

Дети.Белый – снег, березы, чистота; синий – небо, моря, реки; красный – огонь, солнце, цветы, ягоды

М.р. Таким образом, белый, синий и красный цвета люди издавна считали символами красоты окружающего мира, добра и справедливости.

Попробуйте вспомнить, где можно встретить изображение Государственного флага Российской Федерации?

Дети. На кораблях, на самолетах, на зданиях администрации, над стадионом во время олимпиад и соревнований, на парадах, в книгах.

М.р. Много веков назад, люди использовали шест, привязав к его верхушке пучки травы, веток, окрашенные яркой краской. Назывался он «стягом». Посмотрите, какие есть необычные стяги (показ иллюстраций). Главным назначением стяга было собрать и объединять. Давайте поиграем в игру «Соберись у стяга».

Игра «Соберись у стяга»

Цель: развитие зрительного и слухового внимания

Атрибуты: 3-5 разных стягов (по количеству групп)

Правила игры: дети делятся на группы по количеству стягов. Под веселую музыку дети выполняют различные упражнения. Музыка заканчивается, дети собираются около своего стяга. Стяги меняются, игра проводится 2-3 раза.

М.р. Шло время, стяги стали делать из ткани, косой клин прикреплен к древку. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками разные изображения святых – «знамения», что означает «священные знаки», так появилось слово «знамя». (показ иллюстраций с различными видами знамен)

Разные знамена были у нас на Руси. Внешний вид нынешний Российский флаг обрел очень давно, около 300 лет назад. Он был утвержден царем Петром I, просуществовал несколько веков и был овеян славой русских войск. Так выглядит нынешний российский флаг.

Над морскими кораблями развивался белый флаг с голубым крестом (показ иллюстрации) – «Андреевский флаг» (в честь ордена Андрея Первозданного)

Был в России и черно-желтый-белый флаг (показ иллюстрации). Его цвета символизировали землю, золото и серебро.

В Советском Союзе флаг был красного цвета с золотым серпом и молотом (показ иллюстраций). С этим знаменем наш народ победил в Великой       Отечественной войне – это знамя победы – гордый символ  боевой славы русского народа и его подвига в войне. Его всегда выносят во время государственных военных праздников наряду с современным отечественным триколором.

М.р. Сейчас каждый из вас сделает аппликацию «Российский флаг», но прежде поиграем в игру на внимание «Над-под-между»

Ира на внимание «Над-под -между»

Какая полоса в российском флаге:

Первая сверху;

Вторая снизу;

Над синей;

Под синей;

Между красной и белой;

Теперь можете смело приступать к выполнению своей аппликации. Делайте ее аккуратно, чтоб флаг выглядел красиво.

(дети выполняют аппликацию)

М.р. Молодцы, вы отлично справились с работой.

Дети (читают стихи)

Три цвета на флаге России

Красный, белый, синий.

С красной полоской флаг –

В ней кровь отцов и дедов,

С красным цветом Россией

Добыта честь и победа.

Синяя полоска – цвет неба ясного,

Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная.

Белый цвет – в нем добро, любовь, чистота

Мы хотим жить в дружбе, в мире всегда.

М.р. А теперь продолжим нашу встречу песней,

Ее мы вместе все споем.
Нет на Земле страны чудесней,

Чем та, в которой мы живем!

Песня «Трехцветный мой флажок» муз.и сл. Н.Орловой

(дети исполняют песню, на припев – помахивают своими флажками)

М.р. Помните, что флаг – это не просто символ. Это частичка истории нашей Родины. До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!

Смотреть работу полностью