Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МБДОУ «ДСКВ № 57» МО г. Братска

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Н.П. Федорчак

 

 

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО предполагает:

-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

В рамках реализации области «Познавательное развитие» проводятся образовательные занятия с учетом задач программы, в которой выделен раздел «Развитие экологических представлений». Работа по данному разделу включает следующие направления:

1. Развитие представлений об окружающем мире;

2.Освоение детьми различных форм приобретения опыта, помогающих им получать знания: опыт экспериментирования, проживания, сотрудничество со взрослыми;

3.Развитие познавательной активности;

4. Развитие познавательных и творческих способностей.

К методам и приемам творческой деятельности экологической направленности с детьми в дошкольном образовательном учреждении относятся следующие:

1. Создание игровой ситуации;

2. Наблюдения. Экскурсии. Целевые прогулки;

3. Элементы поэзии и детского фольклора;

5. Исследовательская деятельность (Эксперименты);

6.Использование знаковых приемов обучения (мнемотаблиц и мнемодорожек, схем и алгоритмов);

7.Изобразительной деятельности;

8.Речевой деятельности;

9.Театрализованной и музыкальной деятельности.

Целью таких приёмов является создание условий для формирования экологических знаний детей через различные приемы творческой деятельности.  Происходит как бы соединение познавательного материала экологической направленности с продуктивной творческой деятельностью детей.

В творчестве детей наиболее востребованными являются поделки и рисование.Что может лучше передать всю красоту природы, как ни её творческое изображение! Здесь уместно будет использование нетрадиционных техник рисования. К нетрадиционным приемам рисования можно отнести:

-Набрызг;

-Кляксография.

-Рисование мятой бумагой.

-Монотипия.

-Граттаж

-Рисование пальчиками и ладошкой.

-Оттиск печатками листьями и сырой картофелем.

-Тычок жесткой полусухой кистью.

-Выдувание кляксы трубочкой.

Поделки на тему «Экология» - один из творческих методов экологического образования для дошкольников. С самого раннего детства дошкольникам надо объяснять, насколько важно заботится об окружающей природе: что нельзя выбрасывать на улице мусор, а только в мусорные баки; что многие бросовые материалы можно использовать вторично в домашнем хозяйстве и творчестве.

Творческая деятельность - это настоящее чудо. Создавая свои неповторимые рисунки, поделки, у дошкольников развивается воображение, память, что помогает ребенку лучше познать окружающий мир.  Подборка интересных приемов на дорисовывание животных и предметов, также вызывает у детей интерес и любознательность к природе.

На занятиях экологического содержания, поделки выполняются из бросового материала, ведь для творчества можно использовать самые разнообразные материалы, дети с удовольствием будут создавать поделки из крупы и бумаги, а также из пластика.  Дошкольники узнают, как вдохнуть новую жизнь в те материалы, которые обычно без сожалений мы выбрасываем в мусорное ведро.

Экологические прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение. Прогулки обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, предполагают активную деятельность, именно на прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, что способствует формированию конкретных представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека.

Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Игры-эксперименты, опыты содержат примеры таких тематик по экологии как:

  • строение растений;
  • условия, необходимые для жизни растений;
  • размножение растений;
  • опыты в огороде и цветнике;
  • опытническая деятельность по сезонам;

Значительным моментом в развитии знаний об окружающей природе является и логическое мышление. Использование таблиц, лабиринтов, схем- также развивает творческое восприятие и знания об окружающем мире.

Целесообразно использовать художественную литературу, поэзию, фольклор, как средство формирования экологических знаний. Не маловажным здесь является и аспект речевого развития и активизации словаря!

Нельзя забыть и про игровую деятельность. Игры на экологическую тематику, помогают закреплять у детей полученные знания, вызывают интерес и развивают творчество. Игры по экологии содержат интересные факты о жизни растений, в том числе лекарственных, и животных, вопросы о природе, способствующие развитию любознательности. Большинство экологических игр направлено на закрепление знаний детей о различных видах животных и растений, условиях, среде их обитания, особенностях питания, а также на развитие слухового и зрительного внимания, мышления и памяти.

Расширение инновационной палитры форм, методов, приемов экологического просвещения – одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, которые должны вести экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Использование приемов познавательной и творческой деятельности будет способствовать развитию творческой личности, способной применять свои знания и умения в различных ситуациях.

 

Литература

1.Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: Мозаика-Синтез; Москва; 2013-82.

2.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 336.

3.Плохий З.П. Экологическое воспитание дошкольников / / Образование в области окружающей среды. Казань.-2007.