Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

реализация регионального компонента в процессе продуктивной творческой деятельности

 Обобщение опыта по проблеме: "Реализация регионального компонента в процессе продуктивной творческой деятельности".

1. Условия возникновения и становления опыта:

  • Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и самосознание народа. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре. Своевременное приобщение детей к народной культуре исключит опасность ассимиляции, когда человек как бы поглощается другой культурой, постепенно усваивает её ценности, обычаи, язык, традиции и становится культурно неотличим от большинства.
  • В законодательных и нормативно-правовых документах, принятых в последние годы Правительством Российской Федерации (Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, Концепция государственной этнонациональной образовательной политики Российской Федерации, и др.) подчеркивается, что современные принципы и приоритеты учитывают национальные интересы всех её народов, способствуют развитию их самобытности и равноправного сотрудничества на основе использования исторического потенциала каждого народа в интересах и во благо всей многонациональной России.
  • Оренбургская область представляет собой уникальное явление, так как является единой средой обитания более 20 национальностей и этнических групп (в процентах национальный состав населения таков: русские — 80,5 %, украинцы — 4,1 %, татары — 4 %, казахи — 3,7 %, немцы — 1,6 %, башкиры — 1,6 %, мордва — 1,0 %, белорусы — 0,5 %, чуваши — 0,5 %, другие национальности — 2,5 %),  объединенных в единую социальную общность близостью культур, историческим прошлым, взаимовлиянием в ходе совместного этнокультурного развития.

 

2. Актуальность:

На практике ознакомление дошкольников с культурой родного региона не имеет целостной системы педагогических действий. Педагоги вынуждены сами подбирать материалы и соответствующую тематику занятий. Работа по ознакомлению с культурой Оренбургской области носит не целостный характер, а представляет собой эпизодические включения в воспитательно-образовательный процесс. В конечном итоге, это приводит к тому, что у большинства детей не складываются в достаточной мере соответствующие представления о многообразии традиций своего региона. Между тем, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, учет этнокультурной ситуации развития детей является одним из ведущих принципов дошкольного образования (ФГОС ДО, п. 1.4).

  1. Теоретическая база опыта:
  • Приобщение личности к культуре в дошкольном возрасте идет через  присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной, созидательной деятельности (Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
  • Смысл дошкольного детства – раскрытие человеческого в человеке через овладение ребенком всеобщими формами творческой деятельности людей. На основе этих всеобщих форм вырастают специфически детские виды деятельности (А.В. Запорожец).
  • Диалог культур предполагает воспитание детей в духе доброжелательности, толерантности, открытости к сотрудничеству, способности к сопереживанию. В связи с этим возникает необходимость в передаче детям универсального наследия, основу которого составляет передача культурного достояния (В.С.Библер).

 

  1. Основополагающими принципами данного опыта являются:
  • Принцип личностно-ориентированного общения – в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;;
  • Принцип тематического планирования материала;
  • Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстраций, картин, предметов быта и народно-прикладного искусства, мультимедийных презентаций;
  • Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, учет этого принципа способствует появлению у детей желания выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

 

  1. Новизна опыта предусматривает:
  • Широкое применение принципа интеграции, позволяющего дошкольникам увидеть целостную картину изучаемого материала;
  • Активное использование в работе информационно-коммуникативных технологий;
  • Опору на специфически детские виды деятельности, которые позволяют воспитанникам самостоятельно добывать информацию, проявлять индивидуальность, а также обеспечивают воздействие на все виды анализаторов.
  • Применение в работе различных техник детского творчества, позволяющих обеспечить принцип индивидуальности и ситуацию свободного выбора для каждого ребенка.

 

  1. Ведущая педагогическая идея опыта:
  • Чем теснее познавательный процесс  связан с эстетическими переживаниями, тем глубже его восприятие и полноценнее результаты;
  • Успех работы по реализации регионального компонента на занятиях продуктивной деятельностью во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего  развития. Необходимо обеспечить опору на личный жизненный опыт детей;
  • Продуктивные виды деятельности, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста, одновременно обладают широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности.
  • Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности.

 

  1. Технология опыта включает в себя:
  • работу с педагогами через работу творческой мастерской, мастер-классы, интегрированные занятия, консультации;
  • привлечение родителей к реализации содержания различных тематических блоков: помощь в организации тематических выставок, совместные занятия;
  • регулярную, многоплановую работу с детьми по организации продуктивной деятельности с учетом регионального компонента, использование в работе ИКТ;
  • сотрудничество с различными социальными институтами: Орский краеведческий музей, этнографическая изба, музей оренбургского пухового платка, городской выставочный зал;
  • организацию эффективно продуманной развивающей предметно-пространственной среды, включающей, как элементы, побуждающие к самостоятельной творческой деятельности, так и средства, позволяющие эти стремления удовлетворить.
  1. Результативность:

Мониторинг за 3 года показал положительную динамику:

  • У воспитанников:

- Более ярко начали проявляться интересы и способности в художественной деятельности: способность «вхождения» в изображаемые условные ситуации; увлеченность, захваченность деятельностью; видоизменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; возникновение потребностей, интересов к творчеству;

      - Обогатились способы творческих действий: преобразование уже знакомого материала, создание комбинаций из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях; нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий; быстрота реакции, находчивость в действиях;

- Повысилось качество детской продукции: нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств для воплощения образа; индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения; соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

  • У педагогов: повысилась компетенция в вопросе реализации регионального компонента в рамках продуктивной деятельности, обогатились навыки ручного труда, освоили различные техники детского творчества, расширили взаимодействие с социальными институтами.
  • У родителей: проявляют инициативу при создании развивающей предметно-пространственной среды в группах; повысился интерес к конкурсному движению; проявляют активность в вопросах творческого развития детей.

 

  1. Адресная направленность опыта:

Опыт может быть использован в работе любого ДОУ для реализации регионального компонента через продуктивные виды детской деятельности.

 

  1.  При каких условиях, используя данный опыт, можно получить  устойчивые результаты:

Положительные результаты возможны:

  • при обеспечении целостности, единства образовательно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;
  • при обновлении форм и содержания образовательно-развивающей работы с дошкольниками;
  • при творческом характере деятельности педагогов;
  • при овладении воспитателями активными методами обучения;
  • при наличии у педагогов теоретической подготовки в вопросах организации работы по реализации регионального компонента, а также использования различных техник детского творчества при работе с дошкольниками;
  • работа по данному направлению проводится педагогами систематически.