Конспект занятия ТЕМА: «Волшебные свойства магнита»
МКДОУ Абанский детский сад №1 "Росинка" Абанского района Красноярского края
Конспект занятия ТЕМА: «Волшебные свойства магнита»
Федорова Татьяна Васильевна
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи:
Образовательные:
формировать у детей элементарные представления о свойствах магнита;
учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;
активизировать словарь детей, пополнить словарь новым понятием притяжение
Развивающие:
развивать любознательность, интерес к познавательной деятельности;
упражнять в умении анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки общения и навыки безопасности при проведении опытов
Материалы и оборудование: магниты, предметы, сделанные из разных материалов, стаканчик с водой, скрепки, картон с изображением трассы, машинки, набор фруктов и овощей, листы с картинками разных предметов для каждого ребенка, конверты с заданием от сказочных героев, проектор, мультимедийная презентация, отрывки из мультфильма «Лунтик» и научной передачи для детей «Галилео».
Ведущий вид деятельности: познавательно-исследовательский
Предварительная работа: беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка»: Что такое подземные богатства? Из чего делают железо? Что внутри шахты? ; использование детьми в свободной деятельности дидактических игр «Рыболов», «Магнитная касса цифр и букв», отработка правил безопасного поведения во время проведения опытов
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон для нас принес посылку
Под музыку передачи «Что? Где? Когда?» педагог вносит ящик(на нем написано ЧТО?).
Педагог. Ребята, в нашу группу передали странный ящик. Задание – нужно отгадать, что лежит в этом ящике. Как вы думаете?
Дети высказывают свои предположения
Педагог ставит ящик на разнос со скрепками, которые притягиваются к нему.
Педагог. Что происходит, почему скрепки притянулись к ящику?
Педагог открывает ящик и достает магнит, показывает детям.
Скажите что это за странный камень?
Дети – магнит
Педагог: Ребята, я не поняла. Почему это к магниту прилипли скрепки?
Дети: их притянул магнит
Педагог. Ребята, в ящике к магниту приложены какие – то письма.
(на каждом конверте номер и нарисован сказочный герой). И знак вопроса. Что это может значить?
Дети высказывают свои предположения …….
Педагог: Чтобы справиться с заданиями сказочных героев нужно обладать волшебными предметами или быть самим волшебниками.
Волшебные предметы у кого – нибудь есть?
Дети – нет
Педагог: а волшебники есть?
Дети- нет
Педагог : А я знаю, что делать! Скажите каких людей называют волшебниками? Говорят про них, что они творят чудеса как настоящие волшебники?
Дети -……
Педагог: правильно – это ученые.
И чтобы справиться с заданием сказочных героев мы с вами отправимся в нашу научную лабораторию, где нам предстоит
выполнить задания сказочных героев открыть тайны Великого магнита, сделать это вы сможете с помощью экспериментов с ним.
(Дети проходят , одевают шапочки. Занимают места за столами).
Педагог: Открываем первый конверт
Вопрос №1 от Незнайки.
Я хотел с помощью магнита притянуть конфету, но она не притянулась? Почему?
Все ли может притянуть магнит?
Педагог : Как же нам это узнать?
Дети: нужно взять магнит и поднести его к разным вещам и посмотреть притянул ли их магнит.
Опыт с различными предметами
Перед вами тарелочки с разными предметами. Поднесите магнит по очереди ко всем предметам. Возьмите карандаш «лист наблюдения», на котором изображены эти предметы, и зачеркните предметы, которые не притягиваются магнитом.
Результат опыта. Металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают притяжения.
Вывод. Магнит – обладает способностью притягивать металлические предметы. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
Педагог: задание №2от Василисы Премудрой.
Ребята, как вы считаете, если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, действует ли его сила через другие материалы? Влияет ли преграда на притягивание предмета?
Педагог: И кто мне скажет, что такое преграда?
Дети: (стена, шлагбаум, человек, машина…) Хорошо. У нас преградой будет лист обыкновенного картона. Сейчас мы с вами поиграем в «Автогонки». (Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепки). Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте, а магнит приложите снизу. На старт, внимание, марш! Старайтесь двигаться как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину. Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном. Отчего так происходит? (Дети - магнит притягивает скрепку). Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через картон. А теперь оставьте всё на столе, у вас ещё будет время поиграть, а нас ждёт следующее задание.
Педагог: в этом конверте от …. Задания нет, лежит странный знак.
Что он означает?
Дети: это музыкальный знак
Музыкальная игра (Физминутка)
Задание №3 от Бабы Яги
Чтобы стать молодой и красивой , мне посоветовали есть фрукты и овощи, в которых есть железо. Помогите, скажите. в каких фруктах и овощах есть железо?
Педагог: фрукты и овощи у нас есть. Но не все, а в каких есть железо, я не знаю. Как нам узнать?
ДЕТИ: ….
ПЕДАГОГ: А как узнать?
Дети: …..
Педагог: Давайте попробуем поднести магнит к фруктам. Может у нас получится проверить, в каком фрукте есть железо.
Дети: (проверяют, но не один фрукт и не один овощ не притягивается).
Педагог : Ребята я предлагаю посмотреть научную передачу, может она нам поможет
Просмотр передачи « Голелео» - « Яблоко и магнит».
Педагог : мы узнали, что яблоки содержат железо и чтобы проверить это с помощью магнита и притянуть яблоко нужно использовать специальное оборудование и очень мощный магнит., А как вы думаете , если Баба Яга будет есть яблоки она помолодеет?
Дети:….
Педагог: Задание №4от Ивана Царевича.
Я уронил свой меч – в колодец.
Как можно достать меч не замочив рук?
Педагог: Внимание! Задачка на смекалку и сообразительность. Перед вами стаканы с водой(вместо колодца) и скрепки(вместо мечей). Возьмите скрепку и опустите её в стакан. А теперь подумайте и скажите – как достать скрепку из воды, не намочив при этом рук? Как это можно сделать?
Дети: (Дети будут пытаться достать палочкой, вылить воду из стакана…, если никто не догадается, воспитатель дает подсказку)
Если картон не является преградой для силы магнита, то может быть и стекло… не препятствует его действию. Возьмите стакан в руки. Размышляйте, думайте. (Дети пробуют приложить магнит к стеклу). Молодцы. Вы все догадались, если прислонить магнит к внешней стороне стакана и медленно двигать его по стенке вверх, можно достать скрепку. Видите, скрепка двигается за магнитом и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, её можно смело и легко достать из воды, не замочив рук. У всех получилось? Вода мешает действию магнита? (Нет). А стекло? (Тоже нет). Правильно.
Вывод: Сила магнита действует на металлические предметы сквозь стекло и сквозь воду.
Задание №5 от Елеми
Для чего нужен магнит?
Дети высказывают предположения
Педагог : Я немного знаю, где применяют магнит. Давайте посмотрим презентацию и послушаем, где и для чего человек применяет магнит.
Просмотр презентации: «Применение магнита»
Молодцы ребята. А теперь давайте подведём итог нашей работы и вспомним, какими свойствами обладает магнит:
Дети:
- Магнит притягивает металлические предметы
- Сила магнита действует через картон и на расстоянии.
- Вода и стекло не мешают действию магнита.
Педагог: сейчас для вас небольшой сюрприз. Вы посмотрите отрывок из мультфильма «Лунтик» (158 серия). Смотрите внимательно, обратите внимание на магнит.
Просмотр мультфильма
Педагог: Ребята, скажите какой магнит, вы увидели в мультфильме?
Дети,,,
Педагог: А кто знает, почему с одной стороны магнит синий, а с другой красный?
Дети….
Педагог: Давайте вы дома спросите у взрослых и завтра мы с вами поговорим и точно скажем, почему магнит двух цветов в мультфильме.