Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

проект "Приходите к нам в музей"

МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 31

проект "Приходите к нам в музей"

Организация  работы с педагогами и специалистами ДОУ  по внедрению инновационной технологии «музейная педагогика»

Новикова Лариса Олеговна 

 

Пояснительная записка

            Педагогический коллектив детского сада «Сказка» целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом используется. Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику музейной технологии. Данная технология в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Отторжение современных детей от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Поэтому развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект. Одна из основоположниц  отечественного ДО  в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева  отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой: -музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество; -в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира. Старая поговорка гласит: «Все новое - хорошо забытое старое». В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом.

            Проект «Приходите к нам в музей» разработан старшим воспитателем Новиковой Л.О. для воспитателей  и специалистов МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 31 «Сказка»,  с целью внедрения инновационной технологии «музейная педагогика» в педагогический процесс. Направлен на поддержку детской инициативы,  ознакомление детей с миром музеев, создание условий для  развития познавательных,  творческих  способностей дошкольников, а также для  возможности практического  претворения новых педагогических идей и методик.

  Актуальность проекта выявлена из анализа мониторинга родителей воспитанников и педагогов ДОУ:

 ·30 % родителей воспитанников имеют представление о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов; 42 % родителей считают, что музей нужен, чтобы в него приходить и смотреть, 28 % - узнавать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, родители детей  проявляют интерес к музеям, но не имеют возможности взаимодействовать с музейными экспонатами самостоятельно, исследовать, общаться с интересными людьми

·Анализ анкетирования показал, что 60 % педагогов готовы создать мини- музей в своей группе, но не имеют чёткого представления о его роли в развитии детей.

Существуют противоречия

· между пониманием педагогами роли мини-музея в развитии познавательной активности детей и недостаточным уровнем профессионализма педагогов в организации познавательно-исследовательской и проектной деятельности;

 · необходимостью развития у детей познавательной активности и любознательности, в том числе через организацию мини-музея, и отсутствием методических разработок и системы планирования исследовательской деятельности;

 · необходимостью использования современных педагогических технологий и неготовностью отдельных педагогов в повышении своей компетентности.

Проблема. Отсутствие направления работы в ДОУ по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности, посредством мини-музеев.

Гипотеза. Если повысить компетентность педагогов в области современных технологий, в частности музейной педагогики и вовлечь в активную творческую деятельность по организации мини-музея, это позволит систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в области познавательного,  художественно-эстетического, речевого развития.

Информационная карта проекта

Полное наименование проекта

«Приходите к нам в музей»

Автор проекта

Новикова Л.О., старший воспитатель МКДОУ Сортавальского МР РК ДС  №31 «Сказка»

Реализаторы проекта

Воспитатели и специалисты, родители, дети  МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 31 «Сказка»

Вид проекта

Творческий, познавательный

Тип проекта

Среднесрочный, 4 месяца

Цель проекта

Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к искусству в целом  через применение музейной педагогики, как инновационной педагогической технологии.

Задачи проекта

1. Создать условия для повышения компетентности педагогов в области музейной педагогики и организации мини-музея в ДОУ;

 2. Стимулировать самообразование педагогов.

3. Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность в мини - музее,

 4. Способствовать формированию познавательного интереса, любознательности у дошкольников, путем внедрения в работу педагогов технологии «музейная педагогика»

5. Содействовать воспитанию культуры и художественного вкуса воспитанников.

 6. Заинтересовать родителей в создании мини-музея,

7. Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной, продуктивной и творческой деятельности.

Краткое содержание проекта

Организация и планирование методической работы с педагогами по освоению инновационной  технологии «музейная педагогика»; создание системы работы с детьми и родителями по этому направлению. Организация и проведение  педагогических мероприятий, направленных на создание психоэмоционального комфорта и творческого поиска у педагогов ДОУ.

Место проведения

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение муниципального района Республики Карелия Детский сад № 31 «Сказка»

г. Сортавала, Победы, д.4

Сроки проведения

Октябрь, ноябрь, декабрь 2017г., январь 2018г.

Количество участников проекта

160 человек (из них 16 педагогов)

Возраст детей

от 2до 7 лет

Форма проведения

Педагогические консультации для педагогов, семинар-практикум, обмен опытом, смотр-конкурс, педагогический совет, регламентированные и не регламентированные виды деятельности в режиме дня

Практическая значимость проекта

Обобщение и распространение опыта на тему: «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология».

Продукты проекта

Мини-музеи в возрастных группах и кабинетах специалистов; презентация мини-музея; паспорт мини-музея, специальные знаки для посетителей мини-музея, выставка детских творческих работ, дидактические игры для мини-музеев по теме музея.

Ожидаемые результаты

 С педагогами:

  1. 1. Создание мини-музеев в возрастных группах ДОУ.
  2. 2. Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ.
  3. 3. Овладение педагогами практических навыков в использовании технологии музейной педагогики, в разработке и реализации педагогических проектов по созданию мини- музеев.
  4. 4. Создание системы работы педагогов с родителями и детьми.

С детьми:

1. Повышение уровня знаний детей о музеях

2. Повышение познавательной активности детей, развитие любознательности.

3. Развитие креативности детей через создание творческих работ (поделки, рисунки).

4.Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музеев, совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности.

5.Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в творческом развитии детей и сотрудничестве с детским садом.

План реализации проекта

Предварительная работа:

Анкетирование родителей, педагогов

Накопление информации и материалов по организации работы с педагогами по музейной  педагогике.

Подготовка методических рекомендаций по организации музейной деятельности в разных возрастных группах.

Создание условий для организации  экспозиций.

Реализация проекта:

 Планирование и организация методической  работы  с педагогами по технологии «музейная педагогика» по возрастным   группам.

Организация   смотра-конкурса  «Лучший мини-музей в ДОУ» (для педагогов)

 (создание мини-музея в возрастных группах, кабинетах специалистов).

Организация  семинара-практикума  «Дидактические игры для мини-музеев» (для педагогов группы)

Подведение итогов реализации проекта:

Итоговое анкетирование родителей, педагогов

Создание мини-музеев в возрастных группах и кабинетах специалистов

Разработка  паспорта музея, изготовление специальных знаков для посетителей музеев. Разработка конспектов сценариев по  проведению музейной деятельности.

Педагогический Совет  «Итоги реализации проекта «Приходите к нам в музей»

Практика распространения опыта:

Распространение опыта на тему: «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология» на:

  • «День открытых дверей»  с приглашением учителей СОШ №1, 4, 6
  • Методических объединениях старших воспитателей и учителей-логопедов
  • Проведение экскурсий для  детских садов –соседей (ДС «Ромашка», «Родничок»),  а также школ  г. Сортавала
  • Публикация на сайте старшего воспитателя и МКДОУ № 31

 

 

Планирование методической работы 

Дата

Мероприятие

Форма проведения

Цель

04.10. 2017

Консультация для педагогов

«С чего начинается музей»

Педагогический час.

Презентация

 

Формирование  у педагогов  интереса к музейной педагогике; к восприятию изучения материала на данную тему

11.10.2017

Консультация для педагогов

 «Как выбрать тему для создания музея»

Педагогический час.

Презентация

 

Мотивация к включению педагогов  в изучение инновационной технологии «музейная педагогика»

18.10.2017

Обзор методической литературы по теме проекта

Педагогический час.

 

Обсудить все новинки педагогической литературы по данной теме

25.10.2017

Консультация для педагогов

«Цель и задачи мини-музея»

Педагогический час.

 

Изучение материала по постановке правильной цели мини-музея и решению разнообразных  задач по ее выполнению

1.11.2017

Консультация для педагогов

«Технологии музейной педагогики в условиях ДОУ»

Педагогический час.

Презентация

 

Изучение  инновационной технологии

 

08.11.2017

Консультация для педагогов

«Использование мини-музея в работе с детьми»

Педагогический час.

 

Формирование умения педагогов  применять новую технологию в работе с детьми. Изучение материала.

15.11.2017

Консультация для педагогов

«Использование мини-музея в работе с родителями»

Педагогический час.

 

Формирование умения педагогов  применять новую технологию в работе с родителями. Изучение материала.

22.11.2017

Консультация для педагогов

«Игры для мини-музея»

Педагогический час.

Презентация

 

Формирование интереса у педагогов  к музейной педагогике, изучение материала по организации игровой деятельности.

 

29.11.2017

Консультация для педагогов

«Правила поведения в музее»

Педагогический час.

Презентация

 

Развитие творческих способностей воспитателей и детей

06.12.2017

Консультация для педагогов

«Ребенок-экскурсовод»

Педагогический час.

 

Изучение материала по работе с детьми

20.12.2017

 «Фестиваль дидактических игр для мини-музеев»

Семинар-практикум

Обобщить опыт работы педагогов по технологии «музейная педагогика»,  развивать творческий потенциал  воспитателей.

 

24.01.2018

«Лучший мини-музей в ДОУ»

Смотр-конкурс для педагогов ДОУ

Выявление лучшей творческой работы по организации  мини-музея в учреждении

31.01.2018

Итоги проекта «Приходите к нам в музей»

Педагогический Совет в ДОУ

Анализ творческой и организационной  работы по проекту, выявление слабых и сильных сторон.

Распространение опыта работы на тему: «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология»

14.02.2018

Методическое объединение учителей-логопедов

МО учителей-логопедов в МКДОУ № 7 «Ромашка»

Распространение педагогического опыта.

Доклад учителя-логопеда Гридневой Е.Н. на тему «Роль мини-музея в работе с родителями особых детей»

15.02.2018

«День открытых дверей»

Организация Дня открытых дверей с приглашением учителей СОЩ № 1, 4, 6.

Распространение педагогического опыта.

Экскурсионная работа по возрастным группам и кабинетам, в которых находятся выставки.

26.02.2018-27.02.2018

«Приходите к нам в музей»

Мероприятие для детей  и педагогов соседних садов («Ромашка», «Родничок»), а также СОШ

Распространение педагогического опыта.

Экскурсионная работа по возрастным группам и кабинетам, в которых находятся выставки;

Февраль 2018г.

Публикация на сайте старшего воспитателя и МКДОУ № 31

 

Публикация

Распространение педагогического опыта.

Повышение имиджа учреждения

 

  Приложение № 1

1. Презентация  «С чего начинается музей»

2. Презентация  «Как выбрать тему мини-музея»

3. Презентация «Цель и задачи мини-музея»»

4. Консультация для педагогов «Технологии музейной педагогики в условиях ДОУ»

5. Консультация для педагогов «Правила поведения в музее»

6. Конспект семинара –практикума «Игры для мини-музея»

7. Положение о проведении  смотра-конкурса «Лучший мини-музей ДОУ»

8. Анкеты для родителей и педагогов

9. Презентация  «Итоги проекта «Приходите к нам  в музей»

Список литературы

1. Bанслова Е. Г. Музейная педагогика в XXI веке. // Мир музея. — 2005. — № 3.

2. Захарова // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 5.

 3. Kнязева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.

4. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. — М.: ТЦ «Сфера», 2006

5. Столяров Б. А.Музейная педагогика. История, теория, практика. М.:

6. Н. Рыжова, Л. Логинова, А.Данюкова «Мини-музей в детском саду»- ЛИНКА-ПРЕСС. 2008.