Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Методическая разработка бинарного урока "Тот - русский, чья душа живёт в России!"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 "СЕБРЯКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"

 

 

Методическая разработка

бинарного урока

"Тот - русский, чья душа живёт в России!"

Номинация: методические материалы

 

Разработали:

 Прокина Е.А., преподаватель русского языка и литературы,

                                       1 квалификационная категория

                               Троицкая О.В., преподаватель истории,

                               высшая квалификационная категория

 

Михайловка, 2017 г.

 

Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока, посвященного любви к Родине на примерах служения исторических личностей, относящихся к различным национальным и религиозным слоям российского общества. Проведению такого занятия предшествует большая поисковая и исследовательская работа. Поиск и отбор материалов требует желания, умений и навыков анализировать собранную информацию. 

Выбор темы урока обусловлен необходимостью осознания значимости историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров: любви к России, к своему народу, гражданско-патриотической ответственности – основе духовно-нравственного развития и социализации личности молодежи.

Материал, полученный на уроке, остаётся в памяти, пробуждает интерес к истории России и литературе, растёт уважение к народу, стране.

Методическая разработка открытого бинарного урока предназначена для проведения занятия по  дисциплинам «Литература» и «История России» в группах I-II курсов по профессиям  технического профиля:

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

08.01.07 Мастер общестроительных работ для обучающихся среднего профессионального образования.

Подготовленный  материал может быть использован как на уроках, так и  при проведении внеклассных мероприятий, а также нетрадиционных форм дифференцированного зачёта по истории России и литературе.

Цели  и планируемые результаты урока:

1. будут расширены границы восприятия исторической действительности через соприкосновение с миром литературы;

2. используя прием синквейна, научатся критически размышлять;

3. работая с дополнительной литературой, будут отрабатывать навыки коммуникативности;

4. будут сформированы уважение и принятие других народов России и мира; эмоциональная отзывчивость; историческая память;  мировоззренческие установки ответственности личности перед государством и обществом.

Задачи урока:

  1. расширить границы восприятия исторической действительности через изучение биографии известных культурно-исторических  личностей;
  2. подвести обучающихся к осознанию значимости служения своему Отечеству представителей различных наций и народностей;
  3. формирование гордости и уважения за  свою страну,  народ и культуру;
  4.  способствовать формированию чувства патриотизма;
  5. развитие умения слушать и воспринимать малоизвестные исторические и литературные факты; работать в группах;
  6.  формировать позитивную самооценку посредством приема рефлексии.

Форма проведения урока: бинарный урок (литература+история) «литературно-историческая гостиная».

Методы: словесные, наглядные, поисковые, работа с документами, аналитические, групповые.

Оборудование урока:

- компьютер;

- проектор;

- экран.

Применяемые технологии:

1. информационно-коммуникационные технологии:

использование интернет ресурсов, поиск информации в базах данных, создание мультимедиа презентаций;

2. технология проектной деятельности;

3. технология проблемно-поисковой деятельности;

4. технология критического мышления;

5. личностно-ориентированная технология;

6. обучение в сотрудничестве;

7. игровые технологии.

Сценарий литературно-исторической гостиной

"Тот - русский, чья душа живёт в России!"

ВЕДУЩИЙ: 1) Здравствуйте уважаемые гости, мы собрались здесь по особому поводу. И повод этот – безграничная любовь к России.

(Погружение в проблему урока)

ВЕДУЩИЙ: Для вас звучит песня в исполнении Марии Быстровой «Я люблю тебя Россия» муз. Давида Тухманова на сл. М. Ножкина.

ВЕДУЩИЙ: Мы провели анкетирование среди обучающихся 1-2 курсов отделения по подготовке квалифицированных рабочих и служащих, состоящее из трех вопросов: 1) гордишься ли ты тем, что живешь в России? 2) Любишь ли ты Россию? 3) Считаешь ли ты себя русским?

ВЕДУЩИЙ: Результаты вы видите на слайде: 

ВЕДУЩИЙ: Анкетирование показало, что лишь 48% опрашиваемой молодежи нашего отделения  гордится тем, что живет в России. 59% ответило, что любят свою страну и 87% считают себя русскими.

ВЕДУЩИЙ: Результаты анкетирования показывают нам, насколько актуальна тема нашей встречи «Люблю Россию я!».

ВЕДУЩИЙ: Мы пригласили выдающихся людей, внесших огромный вклад в историю России. Примечательно то, что большинство из них считали себя русскими, хотя таковыми не являлись. Каждый из них любил Россию и всю свою жизнь посвящали служению родному Отечеству.

ВЕДУЩИЙ: Давайте с ними познакомимся поближе.

ВЕДУЩИЙ: Пушкин Александр Сергеевич, Вам первому слово!

Здравствуйте, я - Александр Сергеевич Пушкин – величайший поэт и создатель русского литературного языка. То, что я гениальный поэт и основоположник русского литературного языка, давно известно. Но я просто хочу обратить внимание на некоторые моменты из своей биографии.

Всю свою жизнь  я считал себя русским. Но если обратиться к родословной моей матери, то вы обнаружите, что дед ее, а мой прадед был негр. Русский посланник в Константинополе отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильне в 1707году, ... и дал ему фамилию Ганнибал". Место рождения моего прадеда АБРАМА ПЕТРОВИЧА ГАННИБАЛА-ИБРАГИМА - северо-восток провинции Тигре в  современной Эфиопии.

Я никогда не отказывался от "Африки моей". Африканская тема звучит в моем творчестве, черновых записках, в бумагах семейного архива.

Но родина моя – Россия. Я – патриот. Патриотизм для меня – это всестороннее знание России, ее истории и культуры.

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

ВЕДУЩИЙ: Беллинсгаузен Фаддей Фаддевич, Вам слово!  

Добрый день, дорогие друзья.

Я - Беллинсгаузен Фаддей Фаддевич - русский мореплаватель, адмирал. Родился в Эстонии в 1779 году. По происхождению  балтийский немец из остзейского дворянского рода Беллингсгаузенов . Моим именем  было названо море у берегов Антарктиды, до которых дошла экспедиция под моим командованием. Нами был пройден путь, в два раза превышающий длину экватора. Наше плавание продолжалось 751 сутки, точнее более 2-х лет. За время плавания моей экспедицией был открыт материк Антарктида и 29 островов. Помимо географических открытий, мною сделана масса интереснейших и ценнейших астрономических, океанографических, синоптических и этнографических наблюдений. Этим открытием экспедиция под моим командованием внесла величайший вклад в мировую науку, вписав новую замечательную страницу в книгу русской морской славы.

ВЕДУЩИЙ: Крузенштерн, слово Вам!

Иван Федорович Крузенштерн. Родился 19 ноября 1770 года в Эстонии. Русский мореплаватель, начальник первой российской кругосветной экспедиции, один из основоположников отечественной океанологии, адмирал, член-корреспондент, почетный член Петербургской Академии наук, доктор философии. Член-учредитель Русского географического общества. Начальник первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов на кораблях «Надежда» и «Нева». Я  впервые нанес на карту около тысячи км восточного, северного и северо-западного берега острова Сахалин. Являюсь автором «Атласа Южного моря».

ВЕДУЩИЙ: Феофан Грек, ПЕРЕДАЮ ВАМ СЛОВО

Здравствуйте, я Феофан Грек.  Византийский живописец и иконописец, работавший в городах России в последней четверти XIV – начале XV вв.  Мои работы отнесены к лучшим образцам древнерусской живописи.

Я считаюсь одним из самых известных русских живописцев. Родился в Византии около 1340 г. Письменная  традиция часто причисляет меня к русским художникам, несмотря на то, что я византийский грек по происхождению, но значительную часть жизни я творил не у себя на родине, а на Руси. Моя самая известная икона – Владимирской Божьей матери.

ВЕДУЩИЙ: Лермонт Михаил Юрьевич, послушаем Вас.

Приветствую вас. Родился 3 октября 1814 года. Русский поэт. Мой род Лермонтовых восходит к средним векам и легендарен в своих истоках, - он начинается с шотландского поэта Томаса Лермонта, прозванного рифмачом. Я сделал романтизм по-настоящему русским, а русскую литературу вывел на мировой уровень. В своем творчестве обращался к проблемам, которые имели общечеловеческое  национальное значение: для чего живёт человек, где бы он ни родился: в Италии или Испании, Германии или Франции; что заставляет человека, не останавливаясь на достигнутом, всё время двигаться вперёд в поисках истины; почему так важна для каждого из нас, независимо от национальности, свобода выбора своего пути, своего миропонимания? 

ВЕДУЩИЙ: А теперь передадим слово грузинскому князю.

Здравствуйте,  я российский генерал – Пётр Иванович Багратион, грузинский князь, герой Отечественной войны 1812 г. Потомок грузинского царского дома Багратионов.

Принадлежал к полководцам суворовской школы. Как военачальника меня отличали умение быстро ориентироваться в сложной боевой обстановке, смелость и неожиданность решений, настойчивость в их осуществлении. Проявлял особую заботу о солдатах, об их здоровье и быте. Пользовался чрезвычайной популярностью в армии и в российском обществе. За всю военную карьеру не потерпел ни одного поражения. Мои героические действия и действия моих подразделений спасли немало жизней, а возможно, были определяющими в исходе сражений.

ВЕДУЩИЙ: передаём слово ценителю и толкователю великорусского языка.

Здравствуйте, разрешите представиться, Даль Владимир Иванович. Родился в 1801 году на территории современного Луганска (Украина). Мой отец был датчанином, и русское имя Иван принял вместе с российским подданством в 1799 году. За свои высокие лингвистические способности был приглашен Екатериной II в Петербург для работы в придворной библиотеке. Позднее он уехал в Йену, чтобы выучиться на врача, затем вернулся в Россию и получил медицинскую лицензию. В Петербурге мой отец Иван Матвеевич женился на Марии Фрейтаг. У них родилось 4 мальчика. Я был старшим.

Для России я стал русским учёным и писателем. Входил в число 12 основателей Русского географического общества. Знал как минимум 12 языков, включая несколько тюркских. Наибольшую известность мне принесло составление «Толкового словаря великорусского языка». 

ВЕДУЩИЙ: А теперь послушаем  Николая Васильевича Гоголя.  

Здравствуйте. Я Николай Васильевич Гоголь, известный русский писатель.  Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

Мои предки со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую — Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия Гоголя.

Сейчас, когда Россия болтается, как корабль, у которого сорвало якорь, между Европой и своей собственной историей, я нужен вам как воздух. Потому что знал, что спасение России не в том, чтобы плестись за европейской цивилизацией, а чтобы иметь свой путь. И путь этот лежит через веру во Христа, через Евангелие.

ВЕДУЩИЙ:  слово передаём представителю Малороссии Тарасу Шевченко.

Тарас Шевченко - знаменитый украинский поэт. Родился 25 февраля 1814 года в селе Моринцы, Звенигородского уезда Киевской губернии, в семье крепостного крестьянина помещика Энгельгардта. Был выкуплен на деньги русских художников. Большую часть своей жизни жил и творил в России и большую часть работ посвятил малоросской народности.

Моя личность имеет двоякое значение, как писатель и как художник. Мои повести и рассказы на русском языке довольно слабы в художественном отношении. Вся литературная сила  - в моем "Кобзаре". По внешнему объему "Кобзарь" не велик, но по внутреннему содержанию - это памятник сложный и богатый: это малорусский язык в его историческом развитии, крепостничество и солдатчина во всей их тяжести, и наряду с этим не угасшие воспоминания о казацкой вольности.

ВЕДУЩИЙ:  ваше высокопревосходительство предоставляем слово вам. 

Рад представиться, Александр Васильевич Колчак, турок по происхождению, родился я в 1873 году. Российский военачальник, полярный исследователь, гидролог, адмирал. В 1916-1917 годах был командующим Черноморским флотом. Один из организаторов белого движения в Гражданскую войну. В 1918-1920 годах «Верховный правитель российского государства»; установил режим военной диктатуры в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке, ликвидирован Красной Армией и партизанами.

Моя роль как выдающегося военачальника и флотоводца времён Первой мировой войны заслуживает большого внимания, так как много сделал, во-первых, для создания Российского военного флота. Во-вторых, внёс большой вклад в защиту берегов Балтийского моря. А изобретённые мною знаменитые «минные сети», расставленные от неприятеля в Первую мировую, пригодились и во времена Великой Отечественной войны.

ВЕДУЩИЙ:  предоставляем слово непобедимому генералиссимусу Суворову.

Разрешите представиться, Александр Васильевич Суворов — граф Рымникский, князь Италийский, российский полководец, генералиссимус. Начал службу капралом в 1748. Участник Семилетней войны. Во время русско-турецких войн всегда одерживал победы. Штурмом овладел  неприступной крепостью Измаил.

На последнем этапе восстания Емельяна Пугачева руководил войсками, направленными для его подавления. Командовал войсками, подавлявшими Польское восстание. В 1799 провел Итальянский и Швейцарский походы, разбив наполеоновские войска; вышел из окружения, совершив знаменитый  швейцарский переход русских войск через Альпы.

Автор военно-теоретических работ («Полковое учреждение», «Наука побеждать»). Создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения солдата. Моя стратегия носила наступательный характер. Развил тактику колонн и рассыпного строя. Не проиграл ни одного сражения.

ВЕДУЩИЙ:  А сейчас послушаем о нашем современнике  Константине Фролове-Крымском.

 Приветствую вас, друзья. Хочу рассказать вам о Фролове Константине Юрьевиче – крымском барде, поэте, музыканте, актере театра и кино, видео операторе, сценаристе, летчике-спортсмене, путешественнике.

Родился в 1956 году в городе Новохопёрск Воронежской области в семье служащих. Окончил исторический факультет Воронежского педагогического института. Работал директором школы в одном из сёл Воронежской области. С 1983 года проживает в Крыму. С 1996 года работает в Крымском академическом русском драматическом театре имени М. Горького. Автор шести поэтических сборников. Лауреат многих литературных и театральных премий, кавалер Креста «За мужество и гуманизм» Союза ветеранов локальных конфликтов. В настоящее время живет в Симферополе.

В 2012 году Константин Юрьевич написал стихотворение «Мы-русские», в котором красной нитью прослеживается тема служения Отечеству и любви к России.

(Презентация видео на стихи) 

Чтецы выходят и становятся рядом с экраном

Один чудак с лицом фальшиво-грустным,
«Ютясь» в салоне своего «порше»,
Сказал: "Мне стыдно называться русским.
Мы – нация бездарных алкашей."
Солидный вид, манера поведенья –
Всё дьяволом продумано хитро.
Но беспощадный вирус вырожденья
Сточил бесславно всё его нутро.
Его душа не стоит и полушки,
Как жёлтый лист с обломанных ветвей.
А вот потомок эфиопов  Пушкин
Не тяготился русскостью своей.

Себя считали русскими по праву
И поднимали Родину с колен
Творцы российской мореходной славы

И Беллинсгаузен, и Крузенштерн.
И не мирясь с мировоззреньем узким,
Стараясь заглянуть за горизонт,
За честь считали называться русским                                                
Шотландцы – Грейг, де Толли и Лермонт.

Любой из них достоин восхищенья,
Ведь Родину воспеть – для них закон!
Так жизнь свою отдал без сожаленья
За Русь грузинский князь Багратион.

Язык наш – многогранный, точный, верный –
То душу лечит, то разит, как сталь.
Способны ль мы ценить его безмерно
И знать его, как знал датчанин Даль?

Да что там Даль! А в наше время много ль
Владеющих Великим языком
Не хуже, чем хохол Мыкола Гоголь,
Что был когда-то с Пушкиным знаком?
Не стоит головой стучать о стенку
И в бешенстве слюною брызгать зря!
"Мы - русские!" - так говорил Шевченко.
Внимательней читайте кобзаря.

В душе любовь сыновнюю лелея,
Всю жизнь трудились до семи потов
Суворов, Ушаков и Менделеев,
Кулибин, Ломоносов и Попов.
Их имена остались на скрижалях

Как подлинной истории азы.
И среди них как столп -старик Державин,
В чьих жилах кровь татарского мурзы.

Они идут – то слуги, то мессии, -
Неся свой крест на согбенных плечах,
Как нёс его во имя всей России
Потомок турка адмирал Колчак.
Они любовь привили и взрастили
От вековых истоков и корней.
Тот - русский, чья душа живёт в России,
Чьи помыслы - о матушке, о ней.

Патриотизм не продают в нагрузку
К беретам, сапогам или пальто.
И коль вам стыдно называться русским,
Вы, батенька, не русский. Вы – никто.
                          18.11.2012

II ЧАСТЬ. Практическая часть.

Ведущий: Дорогие друзья, наша встреча подходит к завершению. Мы просим вас выразить свои чувства, ощущения, отношение к теме нашей встречи «Люблю Россию я!» Для подведения итога встречи. Предлагаем вам составить синквейн, за который вы получите оценки.

Ведущий: На работу отводится 5 минут.

Ведущий: Напоминаю правила синквейна: на экране.

Ведущий: Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

Ведущий: Приглашенным предлагается принять участие в составлении синквейна.

На слайде: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Любовь

Россия

Преданность

Отчаяние

Служение

Патриотизм

Одиночество

Революция

Родина

Память

Собрали листочки.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Ведущий: ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА домашнее творческое задание: напишите письмо своим будущим внукам  на тему "Тот - русский, чья душа живёт в России!"

Ведущий: Благодарим всех гостей за участие. И хочется верить, что слова Суворова «Мы русские – какой восторг!» будут для вас не пустым звуком.

Давайте гордиться тем, что мы живем в России!