Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Роль цвета в портрете

Тема урока: роль цвета в портрете

Цели: 

* Познакомить учащихся с цветовым решением образа в портрете.

* Дать понятие цвета, тона и освещения в портрете.

* Развить понимание того, что можно выражать настроение и характер героя портрета.

* Воспитывать интерес к человеку как личности.

Оборудование: репродукции картин В.Боровиковского, М.Врубеля, В.Серова, Рембранта, Пикассо.

Ход урока: 

1.

а) организационный момент.

Разминка: сатирический набросок-минутка на тему (я в образе забавного животного).

б) приветствие.

в) проверка готовности учащихся к уроку.

г) смачивание красок.

2.

Сообщение темы урока- учитель:"На предыдущих уроках вы научились рисовать голову человека, решать композиционные задачи в портрете. Сегодня вы познакомитесь с цветовыми решениями образа, научитесь передавать цветом настроение и характер героев портрета."

3.

Изучение нового материала.

а) сообщение теоретических сведений. 

Учитель:"Человек, его внешний облик, занимаемое им положение в обществе, его занятие, его увлечения, духовный мир и психический склад- тема портретиста. Большую роль в раскрытии всех этих или нескольких перечисленных аспектов ирает цвет.

Пластика цвета оказывается способной выразить все многообразные явления. Через нее художник и в портрете выражает тончайшие движения чувств, часто с трудом поддающиеся расшифровке словами.

Рассмотрим это на примере нескольких портретов художников Боровиковского, Врубеля, Серова, а так же ознакомимся с особенностями цветового решения в портретах Рембранта и Пикассо. 

Изучая работы первых трех художников мы говорили о индивидуализме подходов к портрету каждого через самобытность. Давайте поговорим  и выделим цветовые отличия."

б) учитель раздает карточки с характерными признаками трех художников, а ученики определяют под чьей работой закрепить данные выписки отличий. 

 * Боровиковский 

I- лица похожи на ангелочков 

II- лицо освещено мягким светом персика и румянцем, показывая о чистоте души и безмятежности бытия

III- свет на портрете падает из-за спины героя, показывая о благополучии быта и заботе только о душе

IV- тень художник показывает зеленым цветом

 * Врубель

I- работы выполнены в холодных тонах с добавкой серого

II- глаза-"озёра слёз", что отложило отпечаток жизненного надлома художника, психологических срывов

III- темы портретов мифологически-библейские - утонченные, изящные, трагичные.

 * Серов

I- первый художник, вышедший с портретом на природу -> много солнца

II- лица освещены тёплыми лучами, даже если в тени, что говорит о безмятежном  

III- каждый мазок кисти разного цвета краски и мазки крупные, словно пластилин

 

Просмотр репродукций и распознавание авторов портретов.

Повтор изученного материала прошел удачно, а тперь рассмотрим работы Рембранта и определим как он подчинил цвет для выражения характеров своих героев.

На портрете Флора мы видим: 

а) лицо освещено уютным теплым светом, говорящим о доброте, бытовой сдержанности героя

б) фон окружён бронзовыми тенями, говорящими о том, что человека окружает тяжелая жизнь того времени, голод и болезни, но это не мешает его душе быть светлой.

Те же отличия мы можем видеть и в его "Автопортретах" и "Святом семействе" и "Возвращении блудного сына".

Благодаря своей неповторимой кисти художник донес через века дух того времени.

"-А кто из вас угадает автора вот этих работ в стиле абстракционизма?

-Пабло Пикассо

-Здесь нет полутонов и цветовых пятен, но цвет, используемый в портрете, говорит о настроении, о характере, даже раскрывает сюжет."

 

4. 

Актуализация знаний учащихся

Учитель:" Работу над портретом, как всегда, мы начинаем с эскиза. В своих эскизах портрета вы должны так же выяснить для себя и предстваить, каким по настоящему будет ваш портрет:лирическим, или героическим, или задумчиво-сосредоточенным и т.д. Одним словом, вы должны "прочесть" модель. Она  должна подсказать вам и живописно-пластическая решение, и как нарисовать портретуемого- или погрудно, или во весь рост, или поколенно с руками, или одну голову с плечами. Затем перед вами возникает вопрос: в какой обстановке, на каком фоне будет изображён человек.

Дать какие-то опередёлнный рецепты невозможно. Можно лишь посоветовать, имея ввиду всевозможные детали обстановки комнаты или цеха, что аксесуары окружения имеют только второстепенное, подчинённое значение и вводить их в портрет нужно по стольку, по скольку они смогут помочь раскрыть образ и той идеи портрета, которую вы в него вкладываете. 

Цвет, используемый вами в портрете будет так же зависеть от выбранного вида портрета.

Если портрет лирический, то это могут быть приглушенные светлые тона, задумчиво сосредоточенный- то в этом случае будет другое колористическое решение рисунка."

5.

Практическая работа.

Задание.

Выполнить рисунок- автопортрет или рисунок-портрет близкого человека (работа красками).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 

- Контроль организации рабочего места; 

- Контроль правильности выполнения приёмов работы;

- Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- Контроль объёма и качества выполненной работы.

Во время практической работы учитель так же оценивает зарисовки- минутки, выполненные в начале во время организационного момента для более эффективного настроя ученика к работе; и наиболее характерные и оригинальные работы поощеряет дополнительной пятёркой в дневник. 

Физкульт минутка.

6.

Итог урока.

** Выставка работ учащихся 

** Заключительное слово учителя:"Подводя итог урока, хотелось бы спросить вас: 1?) Возможно ли выразить настроение и характер через цветовую гамму? 2?) Научились ли вы выбирать цветовое решение для образа героя?"

"Закончить урок хотелось бы словами портретиста В.Серова:" Любое человеческое лицо так сложно и своеобразно, что в нем всегда можно найти черты, достоиные художественного воспроизведения- иногда положительные, иногда отрицательные."

Учитель оценивает работы по пятибальной шкале и задаёт домашнее задание.