Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

04.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
03.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
29.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
27.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 103 Г. ТОМСКА

 ПРОГРАММА

«Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Сроки реализации: 2017-2018 учебный год

 
 

Составители:

Ерохина Татьяна Анатольевна – старший воспитатель

Аршинова Тамара Александровна – старший воспитатель

Адигамова Надия Равильевна – старший воспитатель

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………3

1.1. Пояснительная записка...................................................................................................... 3

    1.2. Основные планируемые результаты…………………………………………………….6

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.......................................................................................... 7

2.1 Механизм управления программой.................................................................................. 7

2.2 Этапы реализации программы.......................................................................................... 8

    2.3 План реализации программы…………………………………………………………... 10

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ...................................................................................... 12

     3.1 Кадровые условия............................................................................................................ 12

     3.2 Материально-техническое обеспечение........................................................................ 12

     3.3 Учебно-методическое обеспечение……………………………………………………13

 Список литературы…………………………………………………………………………….14

1.      ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Перспективность процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Практика инклюзивного образования доказывает необходимость организации тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одного из аспектов реализации специального ФГОС для детей с ОВЗ.

Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Тьюторство – это практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал педагога, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Дети с ОВЗ могут социально адаптироваться лишь при условии включения их в среду сверстников начиная с дошкольного возраста и вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворяя как общие, так и особые образовательные потребности с учетом характера нарушения их психофизического развития.  Данные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи, которые в совокупности трудно решать в одиночку, но несложно с помощью положительного опыта педагогической общественности ДОУ г. Томска, уже внедряющей практико-ориентированные технологии к воспитательно-образовательному процессу и имеющей желание поделиться этим опытом. Появилась потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов, обмене педагогическими идеями, а также обсуждении и решении новых проблем при использовании уже имеющегося потенциала в ДОУ.

Таким образом, возникает противоречие:  с одной стороны современная ситуация и требования ФГОС ДО предъявляют требования к педагогу по вопросам получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; с другой стороны недостаточно разработаны организационно-методические механизмы (формы) деятельности педагогов педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Какие механизмы (формы) должны быть использованы педагогом в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений? Помочь педагогу в вопросах социально-образовательного процесса и социального становления детей с ОВЗ призвана данная программа.

МБДОУ № 103  посещают один ребенок-инвалид с РАС и 10 детей с ОВЗ, из них с ТНР- 7 детей, с РАС – 2 ребенка, с СДВГ – 1 ребенок. В связи с этим сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ является актуальным.

   Цель программы: создание условий для повышения личностной компетентности и профессионального роста в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида.

Задачи программы:

  • создать систему тьюторской поддержки педагогов по работе с детьми ОВЗ;
  • организовать психолого-педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов педагогов;
  • стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации педагогических работников;
  • повысить эффективность и качество педагогической деятельности по инклюзивному образованию;
  • способствовать развитию личностного потенциала педагогов через разнообразие практико-ориентированных форм взаимодействия;
  • изучить динамику повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации по результатам реализации программы;
  • подготовить тьюторов для сопровождения педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ.

Практическая значимость программы

Практическая значимость программы «Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения» заключается в:

  • наличии обобщенного практического опыта разработки и реализации программ методических служб, направленных на  сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья  в условиях ДОУ;
  • программе подготовки тьюторов, сопровождающих педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения и реализации ФГОС ДО, которая может быть востребована методическими службами образовательных организаций, муниципальными методическими службами;
  • наличии управленческих механизмов реализации программы, представленных в системе сетевого взаимодействия;
  • методических рекомендациях по организации тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения образования.

Целевая группа: воспитатели, руководители физического воспитания, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования МБДОУ № 103.

Срок реализации программы тьюторского сопровождения – 1 год, с мая 2017 года по июнь 2018 года. После завершения программы планируется переход на новую ступень – разработка проекта тьюторского сопровождения педагога ДОУ в рамках сетевого взаимодействия.

Нормативно-правовая база:

-  Конвенция о правах ребенка (1989г.)

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1993г.)

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013г.  № 1155)

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 1 мая 2017 г.)

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,  раздел III « Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья»

- Устав МБДОУ № 103.

1.2. Основные планируемые результаты программы

  • Разработан системный подход к организации работы с педагогами в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Реализована программа тьюторского сопровождения педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Внедрены  управленческие  механизмы  тьюторского сопровождения.
  • Педагоги повысили свой профессиональный уровень и приобрели определенные навыки работы:

-  ориентируются в вопросах инклюзивного образования, в особенностях воспитания и образования детей с ОВЗ;

-  «видят» и владеют всем коллективом детей с учётом индивидуальных возможностей и потребностей каждого;

-  умеют самостоятельно грамотно подбирать дидактический материал, донести его до ребёнка с ОВЗ;

-  методически правильно составляют документацию, работая по адаптированным образовательным программам;

- самостоятельно грамотно дают советы и рекомендации родителям;

- могут самостоятельно решить проблему, выйти из конфликтной ситуации, владеют методами управления своим эмоциональным состоянием;

- имеют педагогический такт, обладают педагогической зоркостью и педагогическим оптимизмом;

- нацелены на творческий подход к своей работе, владеет способами самоанализа и саморегуляции.

  • Подготовлены тьюторы для сопровождения педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья детей  в условиях ДОУ.

Формируемые  тьюторские компетенции:

- Организационно-управленческая деятельность: уметь разрабатывать и реализовывать стратегии развития самообразования, быть способным консультировать по вопросам создания команд, обладать   способностью   осуществлять   деловое   общение: публичные   выступления, переговоры.

- Информационно-аналитическая деятельность: уметь собирать, обрабатывать и анализировать информацию о факторах внешней и внутренней среды объекта деятельности, для проведения критического анализа проблемной ситуации и поиска оптимальных вариантов ее разрешения, уметь предоставлять (презентовать, визуализировать, моделировать) актуальную информацию для принятия решений по проблемам.

- Исследовательская деятельность: обладать способностями к критическому анализу проблемной ситуация, выявлению симптомов проблем, выделению затруднений, противоречий, проблемных зон, выявлению смыслов, причинно-следственных связей, сравнению и оценке различных точек зрения, обладать способностями к критическому анализу потенциальных возможностей и угроз, выделению аргументов и основании, построению доказательств, оценке альтернатив, разработке рекомендаций и принятию оптимальных решений, адекватных конкретной проблемной ситуации.

- Проектировочная деятельность: обладать    способностями    к    целеполаганию, уметь разрабатывать конкретные рекомендации по проблеме.

- Педагогическая деятельность: владеть техниками активизации обучения взрослых, уметь проводить различные обучающие, развивающие и диагностические мероприятия, основанные на использовании современных образовательных технологий и техник, уметь организовать рефлексию деятельности по развитию собственного образования.

- Личностные компетенции: быть стрессоустойчивым, открытым к новому и другим людям, находится в позиции «равного» - партнерская позиция, обладать терпимостью к другому мнению (толерантность), быть коммуникабельным, способным к критическому мышлению, системному мышлению, проектировочной деятельности.

2.      СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Механизм управления программой

Управление программой осуществляется координационным советом МБДОУ № 103, в состав которого входят старшие воспитатели и координаторы по работе с детьми ОВЗ.  Руководителем координационного совета является заведующий ДОУ.

Схема управления программой

 
 

Формы сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ

Система тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ

 

Результат: Динамика развития педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ

Тьюторы

Тьюторанты

Координационный совет

Заведующий МБДОУ

 2.2 Этапы реализации программы

1.Подготовительный этап

Основное содержание деятельности:

- изучение  и  анализ  психолого–педагогических  и  научно–исследовательских источников по организации тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

- разработка  структуры  и  содержания  модели  тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья  на  базе дошкольного  образовательного  учреждения:  определение  цели,  задач, направлений,  этапов,  средств,  форм  и  методов  реализации  тьюторского сопровождения;

- подбор  диагностических  методик,  методов,  обеспечивающих мониторинг  результативности  тьюторского  сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

- разработка структуры и содержания индивидуального тьюторского маршрута на каждого педагога;

- разработка программы по подготовке тьюторов на основе сетевого взаимодействия.

Прогнозируемый результат этапа: аналитическая справка, программа по сопровождению педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Основной этап (Сроки: сентябрь 2017 г.- апрель 2018 г.)

Основное содержание деятельности:

- внедрение  тьюторского  сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на базе дошкольного образовательного учреждения;

- разработка рекомендаций для педагогов по организации образовательного пространства с учетом образовательных потребностей и психических  особенностей  каждого  ребенка с  ограниченными возможностями здоровья;

- реализации программы тьюторского  сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методы и  технологии, применяемые при тьюторском сопровождении: технологии консультирования, тренинговые, рефлексивные методы, технологии профильных и профессиональных проб, активизирующие методики, проектные технологии, информационные технологии, игровые методы обучения (деловые, ролевые) кейс-метод – метод коллективного анализа ситуаций.

Прогнозируемый результат этапа:

Внедрены  управленческие  механизмы  тьюторского сопровождения.

Педагоги повысили свой личностный и профессиональный уровень в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.Заключительный этап

Основное содержание деятельности:

- анализ  результатов  тьюторского  сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формулирование основных выводов и рекомендаций по программе тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

- описание  результатов  программы  (отслеживание  количественных  и качественных показателей);

- осуществление  оценки  эффективности программы  тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методы: анализ, экспертная оценка.

Прогнозируемый результат этапа: оценка эффективности программы  тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.3План  реализации программы

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки реализации

Ответственный

Организационно-диагностический этап (май-сентябрь 2017г.)

1.

Изучение  нормативных документов

Май – июнь 2017 г.

Старшие воспитатели

2.

Анкетирование педагогов, работающих  с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью выявления профессиональных потребностей педагогов

Май – июнь 2017 г.

Старшие воспитатели

3.

Организация планирования работы с педагогами в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

- Разработка ресурсной карты МБДОУ № 103

- составление ИОПМ педагогов.

Август- сентябрь 2017 г.

Старшие воспитатели

4.

Составление календаря образовательных событий ДОО

Август 2017 г.

Старшие воспитатели

Реализационный

1.

Проведение тьюториалов с применением практико-ориентированных технологий в работе с педагогами в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

 

 

1.1

Тренинги личностного роста «Сила внутри нас», «Искусство общения», «

 

Сентябрь-ноябрь  2017 г.

Педагоги-психологи

1.2

Семинар-практикум «Как начинать работу с родителями детей с ОВЗ».

Октябрь 2017 г.

Старшие воспитатели

1.3

Практикум «Методические рекомендации по эффективному взаимодействию с детьми с СДВГ»

Ноябрь 2017 г.

Педагоги-психологи

1.4

Комплексный подход к преодолению ТНР у дошкольников.

Декабрь 2017 г.

Учителя-логопеды

1.5

Мастер-класс «Приемы педагогической работы по воспитанию детей с РАС».

Январь 2018 г

Учителя-логопеды, педагоги-психологи

1.6

Деловая игра «Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУв рамках ПМПК»

Март 2018г.

Старшие воспитатели, специалисты

1.7

Особенности организации предметно-пространственной среды для детей с РАС – посещение детского центра «Умничка» г. Томска.

Апрель2018 г

Старшие воспитатели

2.

Посещение мероприятий с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

 

 

 

 

Сентябрь-май 2018г.

 

 

 

 

Старшие воспитатели

3.

Активизация работы педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья через выступления на МО, конференциях, семинарах

Ш. Оценочно-результативный

 

1.

Самоанализ педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Апрель-май 2018 г.

Педагоги

2.

Мониторинг профессионального роста педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (анкетирование, результаты динамики развития детей с ОВЗ)

Старшие воспитатели

3.

 Анализ реализации программы

 

 

Июнь 2018 г.

 

 

 

Старшие воспитатели

4.

Представление результатов реализации программы. Трансляция и обобщение педагогического опыта педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

                                               3.1 Кадровые условия

  Требования к кадровым условиям реализации программы включают:

1)укомплектованность ДОУ педагогическими работниками;

2)уровень квалификации педагогов;

3)непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ.

  В соответствии ФГОС ДО, деятельность педагогических работников в группе должна исключать перегрузки, влияющие на ненадлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей с ОВЗ.

  Педагогические работники, реализующие программу, должны обладать основными, обозначенными в ФГОС ДО компетенциями, необходимыми для обеспечения развития детей с ОВЗ.

  Педагоги ДОУ, готовые (мотивированные) стать тьюторами, сопровождающими педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО должны пройти курсы повышения квалификации по теме «Тьюторство как форма методической поддержки педагогов образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

     3.2 Материально-техническое обеспечение

Материально-технические ресурсы ДОУ № 103

Наименование

Место, назначение

Телевизор

в музыкальном зале, группах  предназначены для просмотра обучающих фильмов

Видеомагнитофон,

видеоплеер

предназначены для

просмотра обучающих фильмов

АРМ (компьютер, ноутбуки,

копир, сканер, принтер)

В группах, подготовка материалов к совместной деятельности

с детьми

Мультимедийное

оборудование

В музыкальном зале, для просмотра видеопрезентаций

 

Интерактивные доски

Предназначена для непосредственной образовательной и совместной деятельности

Столы для рисования песком

Предназначены для развития творческой активности, снятия психоэмоционального напряжения

3.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение

< >«Адаптированная образовательная программа для детей с РАС»,«Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР»,«Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР»Методические рекомендации «Адаптация образовательной программы обучающегося с РАС», М.С. Гончаренко, Н.Г. МанелисМетодическое пособие «Формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС» , Н.Г. Манелис, Е.И. АксеноваМетодическое пособие «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС» А.В. Хаустов, П.Л. Богорад.Программа «Коррекция нарушений речи» Т.Б.Филичева,  Г.В.Чиркина «Материалы семинаров:«Дифференцированный подход к коррекции СДВГ  у детей дошкольного и младшего школьного возраста», О.А. Осипова, методист по дошкольной психологии МАУ ИМЦ города Томска«Аутизм: жизнь и восстановление» Е. Мень, г. КрасноярскИнтернет-ресурсы:http://thetutor.ru/ - Тьюторская Ассоциацияhttp://www.edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=3897 – Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора»http://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html - Тьюторство в образовательном процессеru.wikipedia.org/wiki/ Тьютор - Тьютор – ВикипедияСборник материалов V Всероссийской конференции по альтернативному образованию С-Пб, 2009 ж-л «На путях к новой школе»; о конференции http://hpsy.ru/edu/785.htmwww.alteredu.ru - Открытый авторский институт альтернативного образования имени Януша Корчака (Санкт-Петербург)www.fondedu.ru - Образовательный центр «Участие»(Санкт-Петербург)Перекрестки психологии и педагогики, Роль и место тьютора/ Екатерина Александрова/ «1 сентября» http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200700306 

ЛИТЕРАТУРА

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)

2.Гаджикеримова Э.Г. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в структуре инклюзивного образования // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. – М., 2016. - С. 185-186.

3.Гунченко Д.С. Основные этапы индивидуального тьюторского сопровождения детей с ОВЗ // Современная психология образования: проблемы и перспективы. – Воронеж,
2016.-  С. 251-252.

4.Королева Ю.А. Тьюторское сопровождение социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании //Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. -  Т. 35. - С. 75-78.

5.Лавлинская О.И. Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях // Педагогика XXI века: стандарты и практика. – М., 2016. - С. 265-268.

6.Саввиди М.И., Далгатова Н.Х., Истомина И.А. Тьторское  сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // В сборнике: Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве сборник материалов I Международного Интернет-симпозиума. под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко.-  2015.-  С. 38-41.

7.Тарских С.Д., Пугнер И.В. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения (на примере МБДОУ д/с № 59 «Ягодка» г. Тамбова) //Образование и наука в современных условиях. - 2016.-  № 1 (6).-  С. 190-192.

8.Фефилова М.Л., Фридман С.О. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ: вызов современности // Образование и наука в современных условиях. - 2014. - № 1 (1).-  С. 150-151.

9.Чередилина М.Ю.Тьюторское сопровождение в дошкольном возрасте: характеристики и модели// Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2017. - № 1 (38). - С. 263-267.

10.Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Тьюторство в социально-образовательной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья //Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 358.

11.Ярая Т.А., Рокотянская Л.О. Опыт работы сети площадок, реализующих инклюзивные практики в южном федеральном округе //Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 50-2. - С. 176-182.