Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Урок химии по теме "Алканы". 10-й класс

МБОУ Лицей №4 г.-к. Кисловодска

 

Урок химии по теме "Алканы". 10-й класс

 

учитель химии

Авоян Р.Г.

 

Разделы:Химия

Класс: 10.

Номер урока в теме «УГЛЕВОДОРОДЫ»: 1, 2.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Урок предназначен для изучения нового материала на базовом уровне в 10 классе по программе О.С. Габриеляна.

Урок разработан с использованием элементов технологий ИКТ, проблемно-диалогического обучения, технологии смыслового чтения.

В соответствии с требованиями ФГОС на уроке идет формирование и развитие УУД.

Личностные УУД:

  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска;
  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • Развитие умения работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;

Коммуникативные УУД:

  • развитие навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; коллективной работе, воспитание информационной компетентности.

Регулятивные УУД:

  • умение определять цели, ставить задачи на каждом этапе урока.

Изучение нового материала целесообразно начинать с нахождения алканов в природе и их значении в жизни человека. Ход урока предполагает решения проблемных ситуаций (установление связи между строением и химическими свойствами веществ).

Цель урока: формирование представления о предельных углеводородах как классе органических соединений.

Задачи:

Образовательная:

  • формирование у учащихся представлений о гомологическом ряде, видах изомерии, правилах номенклатуры ИЮПАК на примере алканов;
  • изучить электронное и пространственное строение молекул алканов;
  • формирование умения записывать уравнения реакций с органическими веществами.

Развивающая:

  • создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи между строением, составом и свойствами;
  • развивать умение работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;
  • отрабатывать предметную культуру речи, творческое и логическое мышление.

Воспитательная:

  • способствовать развитию навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; воспитывать информационную компетентность.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска,

Демонстрационный материал: примеры углеводородов в различных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт), коллекции с образцами природных УВ.

Раздаточный материал:шаростержневые модели, тестовая работа.

Реактивы и оборудование:Гексан, парафин, керосин; фарфоровые чашки, лучина, огнезащитная прокладка, пробирка, зажим пробирочный, горелка, кристаллизатор.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

Приветствие .Проверка готовности к уроку.

 

Проверка домашнего задания

Выполнение теста по терминам Приложение 1

Самостоятельная работа

Актуализация знаний

Актуализация знаний проходит через обсуждение проблемной ситуации и решение расчётной задачи, ответом в которой является метан – горючий газ, алкан.

«Не так давно случилась на Кольском полуострове небывалая история. Горный инженер, работавший в апатитовом руднике близ города Кировска, услышал какой-то странный свист и шум, идущий из-под земли. Кто-то из рабочих неосторожно предложил: «Попробуем – подожжем?..» И попробовали... Вспыхнувшая спичка вызвала взрыв. К счастью, инженер и рабочие отделались только ожогами. Позднее выбросы газа повторились. Химики определили, что в состав газа входит 75 % углерода и 25 % водород, относительная плотность газа по воздуху равна 0,55. Что за газ чуть не унес жизни людей?»

После получения ответа учитель объявляет тему урока и совместно с учащимися определяют план изучения класса органического соединения.

Решают расчетную задачу.

 

 

 

После объявления темы урока и плана изучения, пробуют сформулировать цель урока и план изучения класса соединения.

Изучение нового материала

(по усмотрению преподавателя работу с презентацией можно проводить по своему плану. Работают ссылки, которые позволяют легко переходить со слайда «Содержание» на любой слайд)

Изучение класса соединений согласно предложенного плану.

1. Лучше начинать с нахождения этих веществ в природе  иих значении в жизни человека.

На этапе происходит представление сообщений (мультимедийных презентаций), подготовленных учащимися самостоятельно в малых группах

Лабораторный опыт:Знакомство с образцами природных УВ и продуктами их переработки(работа с коллекциями)

Составляют опорный конспект и записывает его в тетрадь.

Сообщения учащихся: «Алканы в природе», «Применение алканов», «Двойственная роль метана в биосфере»

 

Работа с коллекциями

2. Учитель дает определение классу алканов, общая формула, гомологический ряд алканов.

Записывают определение, общую формулу, гомологический ряд

3. Изомерия:Лабораторный опыт: «Изготовление моделей молекул алканов»

При составлении модели бутана у учащихся должно получиться 2 модели: n- бутан и изобутан. После чего вспоминают определение изомерии (изомеры) и ее виды

Выполняют лабораторный опыт.

Отвечают на вопросы учителя

4. Номенклатура алканов.

Правила образования названий разветвленных алканов по международной номенклатуре (ИЮПАК)

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания:

  • №1 – на составление названий по формуле
  • №2 – на составление формул по названию

5. Физические свойства алканов

Работа с учебником : агрегатное состояние, растворимость в воде и других растворителях, зависимость Ткип и Тпл от значения Mr;

Демонстрация: Примеры УВ в различных агрегатных состояниях( пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин асфальт)

Работа с учебником, записывают в тетрадь.

6. Строение алканов.

Установить причинно-следственную связь между строением и химическими свойствамиалканов.

Выявить типы реакций, характерные для алканов , и условия их протекания.

Отвечают на вопросы учителя

7. Химические свойства

  • Реакция замещения
    реакция галогенирования : условия протекания, механизм - видео
    реакция нитрования (реакция Коновалова): условия
    реакция сульфирования
  • Реакция отщепления
    реакция дегидрирования: условия протекания.
    реакция дегидроциклизация
    термическое разложение - пиролиз (полный и неполный) крекинг: определения, условия
  • Реакция изомеризация
    условия протекания
  • Реакция окисления
    реакция горения
    каталитическое окисление: условия протекания

Демонстрация опыта: «Горение твердых и жидких алканов» (демонстрацию можно заменить видеоопытом.)

Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь уравнения

8. Способы получения алканов

  • Выделение УВ из природного сырья
  • Гидрирование алкенов и циклоалканов.
  • реакция Вюрца
  • Декарбоксилирование солей карбоновых кислот

Для каждой реакции условия протекания.

Сообщение учащихся «Ректификация»

Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь уравнения

Закрепление изученного материала

Данный этап урока проводят в том случае, если останется время, после изучения нового материала.

Работают в тетради, отвечают на вопросы учителя.

Подведение итогов урока

Какова была тема урока?

Какие цели были поставлены, Достигли ли мы поставленных целей?

Домашнее задание

 
 

                                                                        

Приложение 1

 

Соотнеси понятие и характеристику.

 

ПОНЯТИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

1) валентность

a)  группа атомов -CH2

 

2) гибридизация

б) одинаковый состав, но разное строение и свойства

3) гомологи

 

в) различный состав, но схожее строение и свойства

 

4) гомологическая разность

г) порядок соединения атомов в молекуле

 

 

5) изомеры

 

д) процесс выравнивания электронных облаков по форме и энергии

 

6) номенклатура

 

е) система построения названий веществ

 

7)  химическое строение

 

ж) способность образовывать электронные пары

8) Изомерия – это

 

 

9) Гомология – это

 

 

 

10) Валентность углерода в органических соединениях всегда равна ___________.