Образовательная программа Курс дополнительного образования по географии «Юные краеведы» 11-14 лет Номинация «Туристско-краеведческая»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 62» Авиастроительного района г.Казани
Образовательная программа
Курс дополнительного образования по географии «Юные краеведы» 11-14 лет
Номинация «Туристско-краеведческая»
Галялтдинова Г.Р.
учитель географии
Пояснительная записка.
Курс географии начинается по новым стандартам с 5 класса. Именно в 5 классе закладывается основа географических знаний, пробуждается интерес к географии, как к предмету о природе, явлениях и процессах в ней, человеке, который является частью природы. Программа курса «Юные краеведы» рассчитана на учащихся 5-8 классов. С учётом того, что в учебных планах сокращены часы, отведённые на изучение географии, многие вопросы географии рассматриваются на уроках очень поверхностно. «План и карта» - одна из сложных тем в содержании географического образования. С неё начинается изучение курса географии. Однако на последующих этапах обучения вопросам этой темы уделяется мало внимания. В вопросах ОГЭ в 9 классе тоже много вопросов на эту тему. С целью более глубокого усвоения темы «План и карта», а также эффективной работы в практических занятиях, в программе отведены часы для закрепления этой темы.
Программа курса составлена с опорой на краеведческий материал, потому что краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведческая работа наряду с тем, что воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале.
Программа «Юные краеведы» предполагает изучение экологических проблем родного края. Перспективы разрешения экологических проблем зависят не только от уровня развития науки и техники, но и от всеобщей культуры населения, от понимания истоков, сущность возникших проблем. Поэтому экологическое воспитание становится крайне необходимым в современных условиях. Программа предполагает привлечение внимания детей к экологическим проблемам нашего города, и рассмотрение вариантов решения этих проблем. В ходе работы по программе «Юные краеведы» будет систематически привлекаться доступный пониманию обучающихся материал из современной экономической и политической жизни, проводиться работа по воспитанию у учащихся бережного отношения к природным богатствам на основе прочного знания закона об охране природы.
Занятия географическим краеведением способствуют развитию общего интеллектуального и творческого потенциала детей.
Дополнительная образовательная программа «Юные краеведы», являясь профилированной программой, предполагает создание условий для удовлетворения познавательных интересов, приобретения знаний и самореализации подростков в таких областях знаний как география, краеведение, история, экология, математика.
Программа даёт возможность изучить явления природы и создаёт основу для углубления понятий о природе, о причинах определённой последовательности изменения органического мира, в том числе в результате хозяйственной деятельности человека.
Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Практическая направленность курса осуществляется через самостоятельную работу во время проведения опытов и экспериментов в природе, работ на пришкольном участке и во время экскурсий, походов.
В программе обучения ребята получают наиболее полное представление о Татарстане, его природе, о населении. Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах республики.
В процессе обучения в начале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.
Выполнение практических работ даёт возможность более осознанно усвоить учебный материал.
В ходе изучения курса, во время летних каникул, с детьми были в семидневном палаточном лагере, от которого дети были в восторге. Результатом работы, является то, что дети с удовольствием посещают занятия, участвуют во многих олимпиадах, турнирах, экологических проектах. Силами наших учеников проводим различные акции. В 2015-16 учебном году начали акцию «Опасные отходы» по сбору отработанных батареек. Эта акция проводилась не только в рамках своей школы, но и среди жителей нашего микрорайона. Мы обратились к ним через листовки и проводили опросы на улице. Итогом является то, что они до сих пор приносят отработанные батарейки к нам школу. В коридоре школы стоит коробка по сбору батареек, которую по мере заполнения отвозим в крупные центры, где стоят контейнеры.
Цели: главной целью курса является воспитание патриота малой родины, знающего и любящего свой край, (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
стремиться пробудить у учащихся познавательный процесс к родному краю и к его изучению;
- способствовать осмыслению и систематизации имеющихся у школьников знаний;
- формированию новых, необходимых для его самостоятельного познания, а также оценочных суждений;
- создавать условия, при которых ребенок сможет применять и углублять знания, умения, оценки в активной самостоятельной деятельности.
Воспитательные задачи:
Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями ( все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности.
Развивающие задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае,
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем
Основные методы обучения: Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, практические занятия, игровые ситуации, конкурсы, викторины, составление презентаций.
Учащиеся должны уметь:
вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;
определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;
давать описание природных и хозяйственных объектов;
вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;
определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы
Учащиеся должны знать:
освоить знания об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования
- освоить знания по истории Татарстана, особенностях его исторического и культурного развития.
№ |
Наименование темы |
Всего |
Количество часов |
|
Теория |
Практ. |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
2 |
План и карта. |
9 |
4 |
5 |
3 |
Место Татарстана на карте России |
2 |
1 |
1 |
4 |
Древняя история края. |
2 |
2 |
|
5 |
Природа республики. |
14 |
7 |
7 |
6 |
Население республики. |
3 |
2 |
1 |
7 |
Изучение и охрана памятников истории и культуры. |
2 |
1 |
1 |
8 |
Весенняя экскурсия |
1 |
|
1 |
9 |
Обобщение по курсу «Юные краеведы». |
1 |
1 |
|
|
Итого |
35 |
19 |
16 |
Календарно-тематическое планирование курса.
№п\п |
Тема урока |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Практические работы |
Количество часов |
1. |
Введение. Что изучает курс «Юные краеведы». |
Вводное занятие. |
Пр.р. Составление географического рассказа о путешествии по родному краю (составление фотоальбома, видеофильма). Правила по технике безопасности.
|
1 |
План и карта. 9 ч. |
||||
2. |
План местности. |
Понятие о плане местности, различие в изображении местности на рисунке, космическом снимке, плане; условные знаки. |
|
2 |
3. |
Способы ориентирования на местности. |
Определять по плану направления, выполнять элементы глазомерной съёмки. |
Пр.р. Зарисовать условные знаки.. |
1 |
4. |
Компас. Стороны горизонта. Азимут. |
Уметь пользоваться компасом. |
Пр.р. Определение направлений на местности по компасу. Пр.р. по ориентированию и определению азимутов направлений на школьном дворе. |
2 |
5. |
Определение направлений и расстояний на местности. |
Знать основные стороны горизонта. |
Пр.р. Составление плана местности. (пришкольного участка) |
2 |
6. |
Ориентирование без компаса и карты. |
Умение ориентироваться по коре деревьев, лесным просекам, лишайникам, муравейникам, грибам, ягодам, траве, оврагам и промоинам, в населенных пунктах по постройкам. |
|
1 |
7. |
Географическая карта. Карты Казани, Авиастроительного района. |
Умение определять географические координаты Казани. |
Пр.р. Определение координат Казани по карте России. |
1 |
Место Татарстана на карте России. 2ч. |
|
|
||
8. |
Место Татарстана на карте России. Физико-географическое положение: границы, площадь, географические координаты крайних точек. |
Географическое положение Татарстана на карте России, границы, соседи. |
Уметь показывать по физической карте России Татарстан и соседей республики, нанесение на контурную карту |
2 |
Древняя история края. 2ч. |
||||
9. |
Древняя история края. |
Знание истории возникновения республики (Волжская Булгария, Казанское ханство) |
|
2 |
Природа республики. 14ч. |
||||
10. |
Природа республики. Ознакомление с рельефом. |
Знать формы рельефа. Различать природные и антропогенные формы рельефа. |
Описание форм рельефа своей местности. - Определение по карте РТ самой высокой точки региона, относительных высот района проживания школьников;
|
1 |
11. |
Полезные ископаемые РТ. |
Уметь приводить примеры использования горных пород и минералов |
|
1 |
12. |
Использование в жизни человека песка, глины, известняка, мрамора. |
Привести примеры из истории и современности. |
|
1 |
13. |
Практическая работа по определению минералов и горных пород. |
Различать по внешним признакам осадочные и магматические породы. |
Пр.р. Составить таблицу минералы и горные породы. |
1 |
14. |
Климат. Погода и предсказания погоды. |
Назвать признаки погоды. Предсказание погоды, быстрое изменение погоды. |
|
1 |
15. |
Приборы – термометр, барометр, осадкомер, флюгер. |
Уметь пользоваться приборами. |
Пр.р Измерение температуры, давления. |
1 |
16. |
Стихийные бедствия, связанные с климатом. |
Причины возникновения стихийных бедствий, возможность предсказания стихийных бедствий, где наиболее часто встречаются стихийные бедствия |
|
1 |
17. |
Климат республики. |
Знать основных элементов климата. Сезоны года. Влияние климата на здоровье и деятельность человека. |
|
1 |
18. |
Наблюдение за погодой. (Урок- практикум) |
Умение вести календарь погоды, описание увиденных изменений в природе |
Пр.р. Наблюдение за высотой Солнца, сезонными изменениями |
1 |
19. |
Внутренние воды нашего района. |
Знание наиболее крупных рек, озёр республики и района. |
Пр.р Описание водных объектов: источника реки, озера.
|
3 |
20. |
Когда реки наиболее полноводны? |
Изменение состояния реки в течение года (половодье, межень, паводок) |
Экскурсия в оз. Голубое Пр.р. Описание стадии водного режима. |
1 |
21. |
Как человек использует внутренние воды? Экологические проблемы. |
Использование воды человеком (ГЭС, зоны отдыха, промышленность и т.д.) |
Защита реферата. Сочинения. |
1 |
Население республики.3ч. |
||||
22. |
Население республики. Культура, традиции русских и татар. |
Воспитание толерантности. |
Экскурсия в центр занятости населения. |
2 |
23. |
Что? Где? Когда? Знатоки Казани. |
Знание улиц, площадей Казани. Имена великих людей на карте города. |
|
1 |
Изучение и охрана памятников истории и культуры. 2ч. |
||||
24. |
Памятники культуры в Казани. |
Знать и охранять памятников культуры своего края. |
|
1 |
25. |
Экскурсия в музеи города. |
|
Экскурсия в Национальный музей. |
1 |
26. |
Весенняя экскурсия. |
|
|
1 |
27. |
Обобщение по курсу |
|
|
1 |
Содержание программы.
1.Вводное занятие.
Знакомство с планом работы. Вводный урок. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Краевед - исследователь родного края. Практическая работа. Составление географического рассказа о путешествии по родному краю (составление фотоальбома, видеофильма).
Правила по технике безопасности.
2. .План и карта. Определение направлений и расстояний на местности, плане и географической карте. Способы ориентирования на местности. План местности, его чтение и составление.
Практические работы:
- Зарисовать условные знаки..
- Определение направлений на местности по компасу,
- Ориентирование и определение азимутов направлений на школьном дворе.
- Составление плана местности. (пришкольного участка)
3. Место Татарстана на карте России. Наша республика на карте. Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, символика; географические координаты района и населенных пунктов.
Практические задания: нанесение «соседей» нашего района на контурную карту; нанесение на контурную карту населенные пункты района.
Чтение физической карты РТ.
Приборы и учебные материалы: Атлас РТ, контурная карта, линейка, карандаши. Структура работы:
• Определение местоположения географических объектов по карте, их описание по карте, составление характеристики легенды карты.
• Определение географических координат городов и населенных пунктов, расстояний между городами и положения городов по отношению друг к другу.
• Нанесение на контурную карту РТ географических объектов и явлений.
4. Древняя история края. Теория:
Первые следы пребывания человека на территории края. Памятники истории и культуры на территории края.
Экскурсии в краеведческий музей.
5. Природа республики. Ознакомление с рельефом, реками и озёрами , климатом своей местности. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями.
Минеральные ресурсы РТ. Характерные черты рельефа РТ. Природные и антропогенные формы рельефа. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального использования минеральных ресурсов. Образование и развитие оврагов. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления.
Воздействие хозяйственной деятельности людей на земную поверхность, ее последствия.
Описание форм рельефа своей местности.
- Определение по карте РТ самой высокой точки региона, относительных высот района проживания школьников;
- Описание по карте РТ географического положения орографических объектов в районе проживания школьников.
Гидросфера.
Реки, озёра нашего района, их расположение, наиболее известные ключи, родники, заболоченные участки. Хозяйственное использование рек в прошлом и сейчас (для коммунальных нужд, промышленности, рекреационных целей); источники загрязнения и водоохранные мероприятия.
Практические работы:
- Описание водных объектов (источника, реки, озера, пруда в районе проживания школьников).
- Описание внешнего вида (морфологии) водных объектов и их размеров, характера берегов, степени их освоенности растительностью, использования и изменения человеком;
- Описание стадии водного режима, в которой находится водный объект.
Экскурсии: оз. Голубое.
Атмосфера
Характеристика основных метеоэлементов РТ. Сезоны года. Опасные климатические явления и способы их предупреждения. Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения области. Влияние хозяйственной деятельности человека на климат нашего края.
Практическая работа:
- Организация наблюдений за погодой своей местности.
- Измерение температуры, давления.
- Наблюдение за высотой Солнца, сезонными изменениями
- Выделение и описание преобладающих типов погоды за период наблюдения.
6. Население республики. Численность населения, его воспроизводство, национальный состав; размещение по территории района, городское, сельское; почему более привлекателен для людей городской образ жизни; проблемы молодежи в районе; занятия населения района.
Экскурсия в центр занятости населения с целью ознакомления с деятельностью центра и выяснение проблемы профессиональных потребностей в районе на ближайшее будущее.
7. Изучение и охрана памятников истории и культуры.
Памятники культуры, их классификация. Выявление, изучение и охрана памятников культуры своего края.
Практические занятия» Знакомство с памятниками истории и культуры. Регистрация, фотографирование памятников. Выявление зданий местных организаций по охране памятников Истории и культуры своего края. Экскурсия в Национальный музей.
8.Весенняя экскурсия.
По окончании обучения учащиеся должны знать:
- Географические явления и процессы, характерные для природы Татарстана,
- Компоненты природы, взаимосвязи между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
- Минералы и полезные ископаемые, характерные для территории Татарстана;
- Охраняемые природные объекты на территории республики
- Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в республике.
должны уметь:
- овладеть умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств – карту;
- познакомиться с статистическими материалами, современными технологиями для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных;
- получить навыки исследовательской и проектной деятельности;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации
Методическое обеспечение программы.
Тема |
Форма занятий |
Методы и приёмы |
Подведение итогов |
Дидактический материал |
|
Техническое обеспечение |
Вводное занятие |
Беседа |
Объяснениепоказ |
Тестирование |
Инструкции |
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
План и карта |
Лекции, практическая работа, диалог |
Объяснение показ |
Практические работы |
Краеведческая литература, |
|
Компьютер, тренога, планшет, визирная линейка, компас, рулетка. |
Место Татарстана на карте России |
Лекции, практическая работа |
Объяснениепоказ |
Тестирование |
Книги, путеводители, карты. |
|
Видеомагнитофон |
Древняя история края. |
Лекции, экскурсия сообщения учащихся о заселении территории |
Объяснение показ |
Выполнение самостоятельного задания |
Экспозиции музея, музейные предметы, документы музея. |
|
Компьютер |
Природа республики. |
Лекции, практическая работа, Диалог с учащимися
|
Объяснение показ, интервью, поиск. |
Итоги поиска, индивидуальная работа, анализ документов |
краеведческая литература |
|
Топографическая карта или план, рулетка, линейка, атлас РТ термометр, барометр-анероид, флюгер, гигрометр, осадкомер, журнал для записи наблюдений, атлас РТ |
Население республики. |
Лекции, работа со статистическим материалом, картой населения сообщения учащихся диспут |
Объяснение показ интервью |
Выполнение заданий |
Краеведческая литература, |
|
Компьютер |
Изучение и охрана памятников истории и культуры. |
доклады учащихся лекция урок - проблема |
Объяснение показ |
мероприятия, викторина
|
Краеведческая литература, экспозиции музея. |
|
Компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат. |
Экскурсия по городу (району). |
Диалог, экскурсии. |
Показ, экскурсии |
Маршруты экскурсий
|
Краеведческая литература |
|
- |
Весенняя экскурсия |
Диалог с учащимися |
Рассказ показ |
практические работы |
|
|
Журнал для записи наблюдений, фотоаппарат |
Обобщение по курсу. |
Урок обобщения, зачёт |
|
Защита реферата, сочинения |
Краеведческая литература |
|
- |
Список литературы для детей
- Герасимова Т.П. Начальный курс географии: 6 класс. М.: «Дрофа», – 2004 г.
- Журналы «Казань» 2000-2009 год.
- Казань в памятниках истории и культуры Л.Х. Халиков, 1982 г.
- История Татарстана. Учебное пособие. Казань, изд.Тарих. 2001г.
Список литературы для педагога
1. Зиганшин И.И. Краеведение: физико-географическое положение, население, экономика, культура, история Татарстана: учеб. пособие / И.И. Зиганшин, Б.Г. Кадыров, О.А. Нестерова. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. – 184 с
2. Татарская энциклопедия: В 6 т /Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред. Г. С. Сабирзянов. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ.
3. История Татарстана: /Б. Ф. Султанбеков, Ф. Ш. Хузин, И. А. Гилязов и др. — Казань, 2001.
4. Романенко Н. “Краеведение – путь познанию своей Родины”. журнал “Народное образование” № 4, 2001
5. Шмидт Г. “Краеведение на уроках” журнал “Сельская школа” № 5, 2004.
6. Фокеева И. М. “Историческое образование в РТ” журнал “Народное образование” № 6, 1993.
7. Журнал «Казань» 2000-2009 г.
8. «Их именами названы улицы города Казани», М. 1968 г.
9. Казань – путеводитель. Авторы: В.В.Кузьмин, Ю.И.Смыков, А.Х.Халиков, Казанское кн. издательство, 1977г.
10. Вводный инструктаж по охране труда и обеспечение безопасности образовательного процесса.