ПРОГРАММА по организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков «Каникулы»
Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Озёрская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
ПРОГРАММА
по организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости
детей и подростков «Каникулы»
Участники программы (возраст детей): школьники 1-11 классов
Срок реализации: 2016 – 2019 гг.
Автор программы: Повенко Ольга Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе
с. Озёрки 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка…………………………………………………...
- Цели и задачи…………………………………………………………...…
- Содержание программы…………………………………………………..
- Подпрограмма «Полезная занятость»…………………………………...
- Подпрограмма «Охрана и порядок»……………………………………..
- Подпрограмма «Здоровье»……………………………………………….
- Подпрограмма «Друзья музея»…………………………………………..
- Механизм реализации программы………………………………………
- Механизм определения результативности……………………………...
- Условия успешной реализации………………………………………….
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летние каникулы - это время отдыха школьников после продолжительного учебного года. Но далеко не все родители имеют возможность предоставить своим детям полноценный, правильно организованный отдых, способствовать их безопасному и целесообразному времяпрепровождению. Эти функции выполняет школа.
Программа «Каникулы» - это программа по здоровьесбережению, организации отдыха и занятости детей и подростков в летний период времени.
Программа «Каникулы» спроектирована исходя из социального заказа родителей и потребностей учащихся с учетом методического, кадрового и материально-технического обеспечения школы и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами.
Программа включает в себя 4 подпрограммы:
«Полезная занятость», «Охрана и порядок», «Здоровье», «Друзья музея».
С 2003 года школа является участницей регионального сетевого проекта «Школы здоровья Алтайского края». Разработана и действует комплексная программа, охватывающая всех участников образовательного процесса, с целью сохранения, укрепления и формирования здоровья. Педагоги школы прослушали спецкурсы по проблемам здоровья. Были получены материалы научно-методической литературы по проблемам обеспечения здоровья и профилактики наркомании.
В 2004 году педагогический коллектив стал дипломантом краевой образовательной выставки «За внедрение и использование валеологического потенциала учебных предметов». 2006 год – школа получила диплом за реализацию принципов оздоровительной педагогики; опыт работы группы педагогов внесен в базу данных АКИПКРО. В 2006 – 2007 году – опыт работы педагогического коллектива по реализации инновационной Программы развития по проблеме «Использование метода социального проектирования» нашел отражение в новом сборнике Центра здоровья АКИПКРО. В 2015 году получено оборудование для реализации государственной программы РФ «Доступная среда». Присвоен статус районной инновационной площадки по теме «Проектирование инклюзивного образовательного пространства для успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями».
Актуален вопрос сохранения и укрепления здоровья учащихся в каникулярное время еще и потому, что в селе – высокая степень криминогенной обстановки; высокий показатель взрослого населения к употреблению алкоголя и ПАВ. Все это связано с тем, что по территории села проходит участок Западно – Сибирской железной дороги, а так же федеральная трасса М-52. Увеличилось число наркоманов, больных туберкулезом и другими социально – опасными заболеваниями
К сожалению и социальный портрет семей школьников нельзя считать благополучным. Растет число опекаемых детей, малообеспеченных семей. Возрастает количество детей нуждающихся в льготном питании.
Состав семей учащихся школы.
Категории семей (указано кол-во учащихся) |
2014-15 учебный год |
2015-16 учебный год |
2016-17 учебный год |
многодетные семьи |
57 |
54 |
55 |
малообеспеченные семьи |
223 |
122 |
130 |
дети-инвалиды |
11 |
10 |
10 |
опекаемые |
25 |
24 |
21 |
неполные семьи |
84 |
108 |
119 |
семьи, находящиеся в СОП |
3 |
5 |
5 |
Таким образом – ухудшение состояния здоровья детей, увеличение учебных нагрузок, тяжелое положение многих семей, обусловленное нестабильной экономической обстановкой в государстве, рост из года в год детской преступности, наркомании и ряда социально зависимых показателей неблагополучия свидетельствуют об острой необходимости любых, прежде всего, доступных основной массе школьников, форм организации досуга и оздоровления детей и подростков. В том числе и в каникулярный период.
Как один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года мы рассматриваем совокупность оздоровительных мероприятий. По данным многих авторов, к концу учебного года состояние здоровья детей, даже относящихся к немногочисленной наиболее благополучной I группе здоровья, ухудшается, что проявляется в сокращении адаптационных возможностей и резервов организма ребенка, в снижении сопротивляемости различного рода инфекциям, физической выносливости и толерантности к учебным нагрузкам.
Оздоровительная деятельность при этом определяется как комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний, текущее медицинское и санитарно – гигиеническое обслуживание, режим питания в экологически чистой и благоприятной среде, закалку организма, занятия физической культурой и спортом.
Педагогическими ориентирами в организации свободного времени детей в каникулярный период являются идеи гармоничного соединения с природой, сочетание коллективистских начал и бережное отношение к каждому ребенку, гуманистическая направленность воспитания.
Сроки реализации программы: 2016 – 2019 гг.
Участники программы: учащиеся школы 1-11 классов
Перечень организаторов программы:
- директор школы;
- заместитель директора по воспитательной работе;
- педагог – организатор;
- педагоги - воспитатели (детский лагерь дневного пребывания);
- руководители секций, кружков, руководители работ на пришкольном участке;
- социальный педагог;
- педагог - психолог;
- библиотекарь.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: создание модели взаимодействия всех участников образовательного процесса для организации свободного и рационального каникулярного времени детей и подростков.
Задачи:
- обеспечение права каждого школьника на полноценный отдых в каникулярный период с учетом новых социально – экономических условий, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- разработка эффективных подходов к решению проблем организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков; привлечение родителей и общественности;
- сохранение и укрепление физического, психического, духовно – нравственного здоровья учащихся;
- организация общественно – полезной деятельности учащихся детского и подросткового возраста в каникулярный период;
- обеспечение безопасности отдыха школьников в каникулярный период;
- снижение процента детской и подростковой безнадзорности, а так же правонарушений несовершеннолетними;
- удовлетворение потребностей детей в самореализации, творчестве и межличностном общении;
- разработка и реализация воспитательных подпрограмм, направленных на укрепление здоровья, развитие интересов и способностей детей и подростков.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Каникулы» является составной частью воспитательной системы школы, в ее основу легли приоритетные принципы и направления воспитательной программы.
Программа охватывает всех участников воспитательного процесса – детей, родителей и педагогов.
Основные направления программы:
- спортивно – оздоровительное
- общеэстетическое
- эколого- трудовое
- профилактическое
Основные функции программы:
- здоровьесберегающая
- культурно – досуговая
- социальной защиты
Ведущие виды деятельности:
- спортивно-массовая
- оздоровительная
- коммуникативная
- культурно - досуговая
- познавательная
- исследовательская
- трудовая
- игровая
- проектная
Система организации внеклассной работы школы используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, а так же развитию способностей во всевозможных видах деятельности. Структура основных направлений программы:
- Спортивно – оздоровительное направление:
- спортивные секции
- дворовые игры
- летний оздоровительный лагерь «Город звёзд»
- юношеские сборы
- Общеэстетичекое:
- Творческие кружки эстетического цикла «Шанс», «Резец», «Друзья музея», «Домисолька»
- Кружки при сельском Доме культуры, сельской библиотеке
- Коллективы при Детской школе искусств
- Эколого – трудовое направление:
- работа на пришкольном участке
- деятельность школьных экологов
Программа состоит из подпрограмм, направленных на решение проблемных задач. Каждая подпрограмма содержит постановку проблемы, цели и задачи, что в совокупности имеет выход на обще программную цель. Реализация принципа равноправия подпрограмм позволит достичь системного результата, который будет отслеживаться через мониторинг качества, результативности выбираемых форм, безопасности всех форм и видов деятельности.
ПОДПРОГРАММА «ПОЛЕЗНАЯ ЗАНЯТОСТЬ»
В школе ежегодно обучается до 120 школьников в возрасте от 14 до 18 лет. Среди учащихся школы проводятся опросы, которые выявляют желания о трудоустройстве: работа по субсидированию через районный центр занятости населения, работа частным наймом (колка дров, побелка, уборка огородов и др.), индивидуальное трудоустройства на предприятиях, сбор грибов и ягод для продажи. Из опрошенных – 16% желающих выражают трудиться круглогодично. Острая проблема заключается в слабой заинтересованности предприятий села по выделению средств для централизованного механизма реализации программ по временному трудоустройству подростков. Самостоятельное трудоустройство подростков без участия Центра занятости населения, происходит с нарушениями трудового законодательства.
Организация трудовой занятости:
год |
Всего школьников с 14 лет |
Трудоустроено через центр занятости |
% занятости и трудоустройства школьников |
2015 |
128 |
17 |
45% |
2016 |
102 |
18 |
46% |
2017 |
105 |
21 |
51% |
На решение задачи трудоустройства не менее 50% и охвата полезной трудовой занятостью школьников не менее 80% направлена подпрограмма.
Цель: содействие занятости и трудоустройству подростков в каникулярные периоды на основе внутритерриториального взаимодействия.
Задачи:
- создание условий для организованной, скоординированной трудовой занятости несовершеннолетних;
- трудовое воспитание подростков и молодежи, приобретение ими навыков коллективного труда;
- социальная поддержка подростков, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации;
- благоустройство социально значимых объектов села и территории школы;
Основные способы решения задач |
Ответственные |
срок |
Ожидаемый результат |
Проведение опроса несовершеннолетних, желающих работать в свободное от учебы время, формирование базы данных |
Классные руководители |
Весенние каникулы |
Формирование социального заказа на трудовую занятость подростков |
Сбор документов на трудоустройство по субсидированию, оформление ходатайства о выделении мест из центра занятости |
Заместитель по ВР |
апрель |
Увеличение количества подростков, трудоустроенных в период летней оздоровительной кампании, удовлетворение социального заказа на их занятость в свободное от учебы время |
Составление и утверждение графика прохождения школьной практики |
Администрация школы, отв. за практику |
апрель |
Рациональное использование времени подростков и педагогов |
Организация работы ремонтно – строительных бригад (косметический ремонт в классах) |
Классные руководители |
Июнь-июль |
Обеспечение занятости подростков в свободное от учебы время. Подготовка школы к началу учебного года. |
Проведение диагностики среди несовершеннолетних по участию в трудовом лете |
Педагог - психолог, классные руководители |
сентябрь |
Изучение результатов трудовой занятости подростков в летний период |
Занятость учащихся сбором грибов и ягод, работа частным наймом (колка дров, обработка овощных культур, присмотр за детьми, помощь престарелым) |
- |
Июнь - август |
Денежный заработок для удовлетворения собственных нужд и самообеспечения. Формирование трудовых навыков. |
Создание бригад для реализации социальных проб и проектов |
Классные руководители |
каникулы (весенние, осенние) |
Реализация национальных инициатив, привлечение подрастающего поколения к социально значимой деятельности |
Организация кружковой работы по направлениям школьного дополнительного образования |
Руководители кружков |
Все каникулы |
Отработка практических навыков по изучаемому направлению кружка |
Профориентационные мероприятия (районная ярмарка учебных мест и рабочих вакансий, профконсультирование учащихся, посещение районного центра занятости, экскурсии на предприятия) |
педагог - психолог, классные руководители |
в течение года |
Своевременное профессиональное самоопределение молодежи, ориентация на рынке труда и учебных мест. |
Природоохранная исследовательская деятельность |
Классные руководители |
Все каникулы |
Сохранение природы, экологическое воспитании; совершенствование исследовательских приемов работы; участие в акциях |
Поисково – краеведческая деятельность |
Заведующий школьным музеем |
Учащиеся 1-11 классов |
Гражданско – патриотическое воспитание, привитие любви к малой родине |
Школьная линейка, посвященная началу учебного года |
Администрация школы |
август |
Подведение итогов трудового лета, чествование лучших подростков. |
ПОДПРОГРАММА «ОХРАНА И ПОРЯДОК»
В каникулярные периоды все подростки остаются вне организованного учебно-воспитательного процесса и, зачастую, без контроля родителей, что повышает риск совершения правонарушений. Этому способствует и среда обитания ребенка – улица, где без усилий можно купить спиртные напитки и табачные изделия, а так же приобрести и другие психо - активные вещества. К проблемным факторам относятся и личностные: недостаточная информированность несовершеннолетних об услугах отдыха, оздоровления и занятости, отсутствие мотивации к организованным формам отдыха и занятости.
Ежегодно планируется и проводится комплексная операция «Подросток».
В школе обучаются разные учащиеся. Мониторинг статистики учащихся, состоящих на учете в КДНиЗП, на внутриклассном учете за последние три года, показывает снижение в количестве учащихся, стоящих на внутриклассном учете, но наблюдается увеличение количества учащихся, стоящих на учете в КДНиЗП. Вместе с тем следует отметить, что поставленные на учёт в КДНиЗП (из семей поставленных на контроль в СОП) все несовершеннолетние учащиеся состояли на внутриклассном контроле.
Показатели |
2014-2015 |
2015-2016 |
2016-2017 |
|||
1 п/г |
2 п/г |
1 п/г |
2 п/г |
1 п/г |
2 п/г |
|
кол-во учащихся, состоящих на внутриклассном учете |
101 |
90 |
99 |
97 |
85 |
35 |
кол-во учащихся, состоящих на учете в ПДН ОМВД |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
кол-во учащихся, состоящих на учете в КДН и ЗП |
3 |
5 |
4 |
1 |
1 |
3 |
Поставлены на учёт во время каникул |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Цель: минимизировать количество правонарушений несовершеннолетних в каникулярные периоды.
Задачи: - интенсифицировать индивидуально – ориентированный подход при организации отдыха, оздоровления занятости детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- Обеспечить занятость детям категории «группы риска»;
- Осуществлять межведомственное взаимодействие в проведении профилактических мероприятий;
Основные способы решения задач |
Ответственные |
Сроки |
Предполагаемые результаты |
Изучение запросов на услуги, оздоровления и занятости у несовершеннолетних, состоящих на учете а ПДН и ОУ |
Классные руководители, социальный педагог |
Март, май, октябрь, декабрь |
Составление социального заказа со стороны подростков, требующих особого внимания со стороны государственных органов, на организацию отдыха, оздоровления и занятости. |
Проведение родительских собраний, выпуск рекламных проспектов о работе ЗОЛ, и других лагерей, баз отдыха Алтайского края |
Классные руководители |
Апрель – май |
Повышение заинтересованности со стороны подростков и из родителей в занятости в свободное время, в организации отдыха и оздоровления |
Индивидуальные собеседования с несовершеннолетними и их родителями перед началом каникул |
Классные руководители, социальный педагог |
Март, май, октябрь, декабрь |
Проведение индивидуальной профилактической работы |
Вовлечение подростков «группы риска» к участию в социальном проектировании по ВР (обработка данных, оформление презентации, соц. опросы) |
Классные руководители |
Каникулярные периоды |
Оздоровление, трансформация взглядов, профессиональная проба, профориентация, социальная защита несовершеннолетних, приобретение навыков коллективного труда и общения |
Вовлечение «группы риска» в массовые мероприятия |
Педагог – организатор |
Каникулярные периоды |
Положительная ценностная регуляция личностного поведения, его нравственная мотивация, снижение риска правонарушений |
Выступление инспекторов отдела по делам несовершеннолетних, работников ОМВД, ГИБДД при ЛДП |
Начальник ЛДП |
Каникулярные периоды |
Уменьшение числа правонарушений, правовое просвещение несовершеннолетних. |
Рейды по выявлению несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки в общественных местах, находящихся на улице после 23 часов. |
Педагоги, соц. педагог, участковый |
Каникулярные периоды |
Усиление ответственности самих подростков за употребление алкоголя, уменьшение числа нарушений общественного порядка в местах отдыха. Контроль за соблюдением режима дня школьников. |
Рейды по выявлению подростков, склонных к бродяжничеству |
Педагоги, соц. педагог, участковый |
Каникулярные периоды |
Уменьшение числа правонарушений, совершенных безнадзорными детьми. |
Реализация программ безопасности во всех формах и видам отдыха, оздоровления и занятости. |
Директор, руководитель ОБЖ, медицинский работник |
Каникулярные периоды |
Усиление мер за соблюдением техники безопасности при проведении мероприятий, организации отдыха и труда. Минимизация случаев травматизма и заболеваемости. |
Предоставление льготных путевок в ЗОЛ детям из малообеспеченных семей, подросткам, состоящим на учете в ПДН. |
Социальный педагог, классные руководители |
Октябрь, март, май |
Реализация прав детей незащищенных категорий на оздоровление. |
Вовлечение трудных подростков к активному труду через – субсидированные работы, бригады по ремонту классов |
Классные руководители |
Каникулярные периоды |
Обеспечение занятости; приобретение навыков коллективного труда и общения |
Ведение персонифицированного учёта занятости и оздоровления подучетных несовершеннолетних. Сверки данных с районной базой. |
Соц. педагог, классные руководители |
Летние каникулы |
Организация 100% занятости подростков, состоящих на учёте; отслеживание и анализ результатов профилактической работы. |
Проведение инструктажей по технике безопасности |
Руководитель ОБЖ, классные руководители |
Октябрь, декабрь, март |
Обеспечение безопасности школьников, минимизация несчастных случаев |
Подворный обход семей |
педагоги |
август |
Выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; обеспечение детей всем необходимым для обучения в школе. |
Диагностика трудных детей и подростков, находящихся в жизненной ситуации. |
Педагог - психолог |
постоянно |
|
ПОДПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
Состояние здоровья детей находится под воздействием социально – экономических и демографически – экологических факторов.
|
2014 - 2015 |
2015 - 2016 |
2016-2017 |
Общий % заболеваний |
80% |
81% |
69% |
Из них хронических заболеваний,% |
47% |
48% |
46% |
Охват занятиями в спортивных секциях, клубах «Здоровья», % |
58% |
51% |
53% |
На здоровье ученика влияют и условия образовательного процесса, и ряд педагогических факторов: интенсификация учебного процесса, постоянное увлечение темпа и объема учебной нагрузки, использование информационных и телекоммуникационных технологий, низкая оснащенность образовательных учреждений медицинским оборудованием, массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Учитывая важность и необходимость оздоровления детей, наблюдается положительная динамика в сторону расширения форм семейного отдыха: посещение бассейна, одно- двухдневные походы в лес, двух- трехдневные поездки в зоны отдыха на территории Горного Алтая и Алтайского края, экскурсии в парки отдыха г. Барнаула, отдых у речки, поездки детей к родственникам за пределы края.
При школе в течение каникул (весенние, осенние, летние) действует лагерь с дневным пребыванием по разработанной программе оздоровления учащихся. При комплектовании групп, предпочтение отдается детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В течение летней смены проходит диспансеризация детей с участием местной амбулатории.
Ежегодно учащиеся школы, имеющие хронические простудные заболевания, заболевания пищеварения, опорно – двигательной системы, проходят профилактическое лечение и диагностическое обследование в учреждениях здравоохранения
В течение учебного года и каникулярного времени действуют спортивные секции по направлениям: футбол, баскетбол (юноши и девушки), волейбол, спортивный кружок для младших школьников «Спортландия», организованы 4 группы лечебной физкультуры. В школе организована «Доступная среда» для реализации возможности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В летний период организуются группы в дворовые игры и игры на стадионе.
В сложившихся условиях вопросы оздоровления и воспитания здорового образа жизни должны решаться комплексно и систематически всеми сторонами, заинтересованными в качественном отдыхе и оздоровлении детей и подростков.
Цель: сохранение и укрепление здоровья учащихся, снижение уровня заболеваемости в новом учебном году, формирования настроя на сохранение и укрепление здоровья в круглогодичном режиме.
Задачи:
- Обеспечение права на отдых каждому ребенку;
- Устранение последствий школьных перегрузок;
- Восстановление психомоторного благополучия ребенка;
- Оказание социальной помощи детям из семей, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- Расширение адаптационных резервов детского организма;
- Сочетание оздоровления с креативными идеями организации свободного времени детей в каникулы.
Мероприятия |
Ответственные |
Срок |
Ожидаемые результаты |
Оздоровление детей при лагере с дневным пребыванием |
Начальник ЛДП, педагог – организатор, мед. работник |
Каникулярные периоды |
Повышение адаптационных свойств организма, получение оздоровительного эффекта, психического благополучия и комфорта. Обеспечение полноценным калорийным питанием детей из малообеспеченных семей. |
Отдых детей в частных лагерях, базах отдыха с родителями (курорт, санаторий), в том числе палаточный отдых |
- |
Июнь-август |
Формирование ответственного отношения к своему здоровью и близких; мотивация к ЗОЖ. |
Отдых в парках отдыха г. Барнаула. Экскурсии в музеи, театры, кинотеатры, планетарий |
Классные руководители |
Каникулярные периоды |
Расширение кругозора, осознание понятий нравственного и психического здоровья. |
Оздоровление детей в ЗОЛ «Золотой ключик», ЗОЛ Алтайского края, профильных сменах края |
Предприятия, классные руководители |
Июль-август |
Профилактика заболеваний у детей, укрепление иммунитета удовлетворение потребности в общении, впечатлениях. |
Обследование детей в больницах и центрах г. Барнаула и р.п. Тальменки |
Мед. работник, классные руководители |
Каникулярные периоды |
Раннее выявление заболеваний, консультации специалистов для детей. |
Оздоровление школьников в учреждениях санаторного типа |
Врачи местной амбулатории |
Июнь-август |
Укрепление здоровья, иммунитета |
Проведение подвижных игр на свежем воздухе |
Классные руководители |
Зимние, весенние каникулы |
Повышение мотивации к ЗОЖ, укрепление иммунитета. |
Организация профилактических мероприятий по ЗОЖ, |
Классные руководители |
Каникулярные периоды |
Мотивация к сохранению и укреплению собственного здоровья и окружающих. Расширение кругозора по здоровьесбережению, профилактика употребления ПАВ. |
Оздоровление детей в однодневных походах |
Классные руководители |
Летние каникулы |
Укрепление организма, приобщение к ЗОЖ. Воспитание коллективизма |
Просветительская работа с пед. коллективом, с родителями. |
Педагог - психолог |
Каникулярные периоды |
Распространение информации по основам здорового образа жизни |
Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (подпрограмма «Спорт») |
Учителя физкультуры |
Каникулярные периоды |
Вовлечение в спортивно-массовые мероприятия максимального количества школьников |
Развитие творческого потенциала у детей через исследовательскую деятельность по социальному проектированию в направлении ЗОЖ |
Классные руководители |
Каникулярные периоды |
Сочетание оздоровления с всесторонним развитием ребенка. Внедрение инновационных подходов по здоровьесбережению. Поддержка одаренных детей. Непрерывность учебно – воспитательного процесса. |
Соблюдение графика профилактических прививок, особый контроль – детям, идущим в походы. |
Медицинский работник |
постоянно |
Профилактика клещевого энцефалита и других заболеваний |
Диагностика уровня заболеваемости учащихся |
Мед. работник |
постоянно |
мониторинг |
Диагностика удовлетворённости родителей организацией каникулярного времени детей |
Педагог – психолог, классные руководители |
сентябрь |
Отслеживание результативности выбираемых форм оздоровления, привлечение к сотрудничеству родителей. |
Диагностика удовлетворенности организацией каникулярного времени |
Педагог – психолог, классные руководители |
Декабрь, сентябрь |
Поиск, освоение и внедрение новшеств и стабильно новых элементов оздоровления |
ПОДПРОГРАММА «ДРУЗЬЯ МУЗЕЯ»
Летние каникулы – это лучшая и незабываемая пора для детей. Но в летнее время не надо забывать и об интеллектуальном развитии ребенка. Краеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры. Активисты и организаторы школьного музея отдали предпочтение историческому краеведению.
Цель: содействие нравственному, духовному, интеллектуальному развитию детей, воспитанию патриотизма и организация разносторонне развивающего отдыха.
Задачи:
- Вовлечение детей в социально значимую деятельность;
- Воспитание уважительного отношения к истории родного села, его жителям, его традициям;
- Воспитание любви к родному краю, родному селу, родной школе;
- Формирование навыков поисково – исследовательской работы, работы с историческими документами;
- Развитие навыков самоорганизации и продуктивного использования свободного времени;
- Выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и интеллектуальную деятельность.
Пути, формы и методы реализации задач |
ответственные |
срок |
Ожидаемый результат |
Работа в архивах |
Руководитель школьного музея |
В течение года |
Умение работать и ориентироваться в архивных фондах, умение обрабатывать большие объемы информации за малые промежутки времени. |
Посещение краевых и районных музеев |
Руководитель школьного музея, классные руководители |
В течение года |
Реализация потребностей в содержательном и культурном отдыхе. Развитие наблюдательности и умение анализировать увиденное. |
Посещение библиотек |
Руководитель школьного музея, классные руководители |
В течение года |
Расширение кругозора учащихся, через работу и поиск информации в средствах периодики и учебной литературы |
Участие в районных и краевых туристско – краеведческих олимпиадах |
Руководитель школьного музея, руководители кафедр |
Октябрь - март |
Умение заниматься научно – исследовательской работой |
Вахта памяти – 22 июня |
Руководитель школьного музея, учителя истории |
Июнь, ноябрь, январь |
Привязанность к месту своего рождения, уважения к предкам, гордость за своих земляков, любовь к России. |
Работы школы «Актива музея» |
Классные руководители |
Июнь - август |
Регистрация, сбор, хранение, обработка, передача и тиражирование информации изучаемых объектах, явлениях, процессах. |
Выставки поисково – творческих работ учащихся, рисунков, сочинений, стихотворений |
Руководитель музея, активисты музея |
Ноябрь - март |
Приобретение базового уровня умений и навыков |
Экскурсии «Здравствуй, родное село!» и «архитектурное наследие села Озерки» |
Руководитель школьного музея, учителя истории |
Март, июнь - август |
Формирование знаний у учащихся по истории родного села, воспитание чувства гордости за историю села. |
Поисково – исследовательская работа. Сбор информации и музейных экспонатов |
Руководитель школьного музея, учителя истории, классные руководители |
В течение года |
Развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе проведения самостоятельной поисково – исследовательской деятельности. |
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Внешний механизм
Расширение воспитательного пространства в социуме осуществляется через взаимосвязь и сотрудничество всех компонентов социально – педагогического комплекса.
Межведомственные связи |
Краевые связи |
Районные связи:
|
Местные связи: |
1. районный отдел образования 2.районный отдел культуры 3. отдел по физической культуре, спорту и по делам молодежи 4. центр социальной помощи семьи и детям 5. центр занятости населения 6. управление социальной защиты населения 7. отдел по опеке и попечительству 8. КГБУЗ «Тальменская ЦРБ» 9. ОМВД по Тальменскому району, 10. ГИБДД |
1.Экологический центр 2. АКДЮЦ 3.Краевой Государственный архив 4. Краевые музеи 5. Издательство АРТ
|
1. Районный краеведческий музей 2. ДЮСШ 3. ЦРВ 4. РИМК
|
1. Сельский совет 2. Совет ветеранов 3. КДНиЗП 4. ДШИ 5. Сельская библиотека 6. Дом культуры 7. Озерская сельская амбулатория 8. Церковь
|
Внутренний механизм
Подготовительный этап.
Изучение нормативно – правовой базы по организации и обеспечении отдыха, труда детей и подростков; в частности детей, находящихся в социально – опасном и трудном положении. Ознакомление членов попечительского Совета школы с проектом программы «Каникулы». Обеспечение взаимосвязи с социальными партнерами. Изучение интересов детей и их родителей, учитывая результаты работы в предыдущем сезоне. Подбор руководящих кадров и воспитателей для работы с детьми. Разработать документы по реализации программы «Город звезд»
Организационный период.
Реализация программы до 2019 года.
Пополнение программно – методических ресурсов – постоянно
Улучшение материально – технической базы школы – постоянно
МЕХАНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Главным результатом реализации программы является развитие ребенка (физическое, психологическое, духовно – нравственное). Большая роль в определении результативности реализации программы принадлежит социально – психологической и валеологической службе, которая:
- проводит диагностику исходного, итогового физического и психоэмоционального состояния;
- участвует в разработке, реализации и корректировке образовательно – оздоровительных, досуговых программ по обеспечению сохранности и компенсации здоровья детей и подростков, развитию мотивации здорового образа жизни;
- реализует специальные программы по профилактике социальных болезней (наркомании, алкоголизма, туберкулёза, СПИДа).
Для отслеживания результативности разработана система диагностики личностного роста учащихся.
Этапы |
Обследуемые параметры личности |
Методика |
Входная диагностика
|
Типология личности |
Опросники УСК; Цветовой тест Люшера. |
Итоговая диагностика |
Организаторские и коммуникативные качества личности |
Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) |
Ситуативная и личностная тревожность |
«Автопортрет», «Несуществующие животные» |
|
Ценностные ориентиры |
Ранжирование жизненных ценностей |
|
Самооценка и уровень притязаний |
Опросник Казанцевой; «Автопортрет» |
|
Уровень агрессивности, эмоциональной неустойчивости (самооценка психических состояний) |
Тест Айзенка (упрощенный вариант); «Несуществующие животные» |
Для отслеживания физического здоровья и развития школьников, во внимание берутся общефизические параметры и степень заболеваемости. Так как летние каникулы являются самыми продолжительными, то в мониторинг включается только этот период, а так же время пребывания при ЛДП.
Ожидаемые результаты, максимальную активность вовлечения всех участников программы в её реализацию:
- максимальное обеспечение права каждого ребенка на полноценный отдых в каникулярный период, в том числе несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- снижение уровня заболеваемости школьников в учебное время;
- предупреждение асоциального поведения школьников;
- снижение уровня правонарушений среди подростков;
- развитие системы занятости подростков;
- приобретение каждым ребенком новых знаний, умений и навыков в выполняемой деятельности;
- повышение мотивации учащихся и родителей к здоровому образу жизни;
- повышение заинтересованности родителей в организации полноценного отдыха и оздоровления ребёнка;
- повышение профессионального уровня педагогов в вопросах организации каникул;
- реализация принципа непрерывности образования и воспитания в каникулярное время.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
Кадровое обеспечение
Для реализации программы, в школе имеются необходимые специалисты:
Заместитель директора по ВР 1
Педагог-организатор 1
Логопед 1
Педагог-психолог 1
Социальный педагог 1
Инструктор по ЛФК 1
Тренеры-преподаватели спортивных секций 3
Руководители кружков внеурочной деятельности 15
Учитель музыки 1
Учителя физкультуры 4
Классные руководители 24
Руководитель школьного музея 1
Школьный библиотекарь 1
Программно-методическое обеспечение
Выявление и реализация самых разнообразных интересов и запросов детей, способствующих решению проблем в области самореализации личности, обеспечению детей знаниями, умениями, навыками успешной социализации.
- Постоянное повышение квалификации специалистов, занятых в работе с детьми.
- Регулярное обсуждение, пересмотр и обновление организационной работы, промежуточная и конечная оценка степени реализации программы.
- Постоянное изучение тенденций в развитии системы организации свободного, каникулярного времени детей и подростков.
- Проведение семинаров с презентациями по организации внеклассной деятельности и организации досуга.
- Обмен опытом работы из других школ района и края.
Для оптимальной организации работы и успешной реализации данной программы и методическом кабинете имеется специальная литература, методический материал (сценарии, разработки) по отдыху детей. Систематически пополняется библиотечный фонд, делаются обзор – презентации по новинкам в области специальной литературы, проводятся выставки методических разработок, программ. Школа активно сотрудничает с сельской библиотекой, районным краеведческим музеем, сельским домом культуры, школой искусств и другими социальными партнерами.
Имеются необходимые информационно – методические материалы, специальная, справочная и информационная литература, материалы периодических изданий, аудио – и видеокассеты, для разработки:
- программ и их апробации
- методических разработок материалов по проведению познавательных программ, сценарных разработок массовых дел, досуговых программ, тематических бесед;
- планов работы на летние каникулы по сезонам;
- образцов текущей документации и их оформление;
- положений о проведении выставок, конкурсов;
- разработка входящей и итоговой диагностики;
- социальных проектов, направленных на совершенствование системы каникулярного отдыха.
Педагогами активно используются средства ИКТ.
Материально-техническое обеспечение
В школе созданы и поддерживаются все необходимые условия, отвечающие нормам требуемого санитарно – гигиенического режима, правилам противопожарной безопасности, охраны труда.
Школа расположена в отдельно стоящем трёхэтажном здании. В отдельных зданиях расположены: спортивный комплекс (общая площадь – 726 м2), учебно – производственный комплекс, школьная библиотека. Имеется большой стадион, на территории которого располагаются – баскетбольная, волейбольная, городошная площадки; футбольное поле; городок по ПДД (безопасное колесо); спортивный городок для среднего и старшего звена, беговая дорожка (на 300,00 м2); хоккейная коробка; зрительская трибуна (на 500 посадочных мест); военизированная полоса препятствий; зал для игры в настольный теннис. Стационарная баскетбольно – волейбольная игровая площадка с мягким покрытием.
В здании школы расположены:
- актовый зал
- малый спортивный зал
- 2 компьютерных кабинета (на 26 мест) с выходом в Интернет
- Музей истории села и школы
- Комната истории послевоенных лет
- Выставочный зал культуры и искусства
- Кабинет педагога – психолога (с релаксационной зоной)
- Кабинет социального педагога
- Кабинет детского самоуправления
- Кабинет эмоциональной разгрузки педагогов
- Информационно – методический кабинет
- Медицинский кабинет
- Школьная столовая (на 108 посадочных мест)
- Игровая комната для учащихся начального звена
№ п/п |
Наименование |
кол-во |
Технические средства: |
||
1 |
мультимедийное оборудование |
14 комплектов |
2 |
компьютер |
34 |
3 |
принтер |
30 |
4 |
сканер |
12 |
5 |
магнитола |
6 |
6 |
телевизор |
8 |
7 |
видеомагнитофон |
1 |
8 |
DVD - проигрыватель |
8 |
9 |
музыкальный центр |
2 комплекта |
10 |
Цифровой фотоаппарат |
1 |
11 |
Фонд аудиокассет |
+ |
13 |
DVD - диски |
+ |
14 |
Специальное оборудование для работы в кружке по художественной обработке древесины |
1 |
Спортивное оборудование |
||
15 |
Мячи волейбольные |
15 |
16 |
Мячи баскетбольные |
30 |
17 |
Мячи футбольные |
15 |
18 |
Лыжи |
35 пар |
19 |
Лыжи - роллеры |
6 пар |
20 |
Коньки |
25 пар |
21 |
скакалки |
+ |
22 |
Столы и комплекты для игры в настольный теннис |
2 комплекта |
23 |
Оборудование для занятия стрельбой из пневматического оружия (автомат Калашникова – 1 шт.; пневматическая винтовка – 2 шт.) |
+ |
Музыкальные инструменты |
||
24 |
фортепиано |
1 |
25 |
баян |
1 |
26 |
аккордеон |
1 |
27 |
гитара |
1 |
28 |
ложки |
4 |
29 |
рубель |
1 |
30 |
трещетки |
1 |
31 |
бубен |
1 |
32 |
балалайка |
1 |
33 |
Реквизит для проведения театральных мероприятий |
+ |
34 |
Костюмы для персонажей |
+ |