Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
11.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ КЛУБА НАСТОЛЬНЫХ ИГР»

МБДОУ «Детский сад № 74» МО Каменск-Уральский ГО Свердловская область

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ КЛУБА НАСТОЛЬНЫХ ИГР»

Дьячкова Валентина Сергеевна

педагог-психолог

 

Содержание
 
1.
Паспорт проекта
3
2.
Актуальность проекта, цели и задачи
5
3.
Предполагаемый результат
7
4.
Методологическая основа проекта
8
5.
Мониторинг
8
6.
Новизна проекта
8
7.
Взаимодействие с  субъектами ОД
9
8.
Структура проекта
9
9.
Перспективно-тематическое планирование занятий
10
10.
План реализации проекта
11
11.
Заключение
13
12.
Литература
13
 
  1. ПАСПОРТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этапы
Содержание
Тема образовательного проекта:
  • «Развитие умственных способностей детей старшего
дошкольного возраста в условиях создания Клуба настольных игр»
Постановка проблемы:
  • Показатели уровня развития логического мышления у детей
6-го года жизни находятся на недостаточном уровне. Низкий уровень показывают -35%, средний -48%, высокий -17% детей.
  • По результатам анкетирования родителей, дети практически
не играют дома в настольные игры, их почти полностью вытеснили компьютерные игры. Родители и дети не могут назвать более 2 настольных игр, которыми играют дома.
  • Показатели развития произвольности, волевых усилий,
коммуникативных навыков взаимодействия, терпения у детей слабые и недостаточные для будущей готовности детей к школе.
Причины:
 
  • Не развита культура интеллектуального досуга в группе детей
старшего дошкольного возраста.
  • Недостаточное оснащение развивающей среды кабинета 
настольными играми для умственного развития детей.
  • Недостаточные знания у родителей в вопросах правильных
настольных игр для детей по возрасту.
Цель:
(вытекает из проблемы)
  • Создать благоприятные условий для умственного развития
воспитанников путем создания «Клуба настольных игр» и их популяризации.
Задачи:
  • Повысить свой уровень профессионализма в данной теме.
  • Создать среду интеллектуального досуга путем организации
клуба интеллектуальных настольных игр и вовлечь в нее детей старшего дошкольного возраста.
  • Разработать и реализовать план развивающих настольных игр,  
формируя у воспитанников практические игровые умения, навыки  и достаточные интеллектуальные способности.
  • Повысить компетентность родителей и педагогов в сфере
современных познавательных настольных игр.
Методологическая основа:
(технологии, программы)
  • Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г. Психология игры. Культурно-
исторический подход. М., ООО «Левъ», 2017.
  • Салмина Н.Г. Построение развивающих программ с
использованием настольных игр / Н.Г. Сал- мина, И.Г. Тиханова, О.В. Черная // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 2. – С. 76.
Предполагаемый результат:
 
  • дети будут знать существующие в мире игровые направления в
настольных играх, научатся играть в некоторые игры, предложенные педагогом, понимать и грамотно объяснять правила любой игры;
  • овладеют умением понимать, прослеживать причинно-
следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения;
  • разовьют способности и одаренность своих
профессиональных склонностей через создание обогащенной образовательной среды.
  • произойдет становление личности, нравственно, интеллектуально,
развитой, обладающей личностной культурой, как фактора творческого саморазвития и формирования предпосылок учебной деятельности.
Мониторинг
  • Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в
детском саду.
  • Методика МЭДИС. Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей. Щебланова Е.И., Аверина И.С.
Период реализации проекта:
  • 2022-2023 учебные года
Продукт:
  • Своя Игротека-настолки, мастер-класс с детьми, игровые
турниры детей. Презентационные мероприятия, рекламирующие игры, онлайн трансляции наших игр в родительском чате группы.
 
Способ презентации результатов реализации проекта:
  • Представление опыта работы на городском сообществе педагогов-психологов.2023г.
 
  1. Актуальность, проекта, цели и задачи
В современном образовательном пространстве игровые технологии широко используются в качестве одного из значимых средств воспитания и обучения. Игра относится к основным видам человеческой деятельности, наряду с учением и трудом. Для детей она – не просто интересное время препровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, в процессе которого, они вырабатывают схемы взаимоотношений со сверстниками. Игровая среда подразумевает свободу выбора и самоопределения. Следовательно, образовательный эффект в играх значительно усиливается, так как внутренняя мотивация выступает его катализатором.
Проблема игры и ее роль в психическом развитии детей всегда занимала одно из центральных мест в психологической литературе в силу ее значимости, поскольку игра рассматривается как особая форма передачи опыта, созданная обществом для управления развитием детей.
Проблема:
  • Сейчас дети практически не играют в настольные игры, их почти полностью вытеснили
компьютерные игры в телефоне.  В век новых технологий и интересных компьютерных новшеств, мы часто становимся их заложниками. Часто свое свободное время мы тратим, общаясь в социальных сетях, когда в соседней комнате одиноко сидит наша дочь или сын, уныло щелкая каналы телевизора или просмотра тик-тока в телефоне. Постепенно живое общение заменяется электронным. По данным диагностического обследования имеются следующие результаты:
  • Показатели уровня развития логического мышления у детей 6 лет находятся на недостаточном
уровне. низкий уровень показывают 35%, средний 48%, высокий 17%. детей.
  • По результатам анкетирования родителей, дети практически не играют дома в настольные
игры, их почти полностью вытеснили компьютерные игры. Родители и дети не могут назвать более 2- 3 настольных игр, которыми играют дома. Из списка выпавших любимых занятий дома настольные игры занимали последнее место наряду с чтением и прослушиванием произведений.
Мы делаем вывод, что компьютер вытесняет из досуга детей настольные игры и чтение книг.  Порадовал тот факт, что не утрачен интерес детей к подвижным играм.  А ведь игровая деятельность играет важную роль в формировании личности ребенка. Таким образом, стала выкристаллизовываться идея создания детского клуба настольных игр для детей 5-6 лет.
Данной проблеме не было уделено должного внимания. Трудно спорить с тем, что настольные игры в большей степени развивают воображение, мышление, стимулируют творческую активность, учат взаимодействию в команде. Живое общение, происходящее во время игры за одним столом, едва ли заменит виртуальное общение игры компьютерной.
Введение ФГОС дошкольного образования требует от педагога создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития умственных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Необходимо развитие как социальных, нравственных, эстетических, физических основ личности, так и интеллектуального уровня развития.
Известно, что лучшая среда для формирования доброжелательной конструктивной коммуникации детей дошкольного возраста служит совместная образовательная деятельность. Таким образом, внедрение в образовательную деятельность проекта «Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях создания Клуба настольных игр» предлагает участникам-детям старшего дошкольного возраста именно такой формат взаимодействия, когда они постоянно находятся в процессе совместной работы и общения, и развития. Игра (в широком смысле этого слова) – воплощение этого взаимодействия.
Цель: Создать благоприятные условий для умственного развития воспитанников путем создания Клуба настольных игр и их популяризации.
Задачи:
  • Повысить свой уровень профессионализма в данной теме. Создать среду интеллектуального досуга путем организации клуба интеллектуальных настольных игр и вовлечь в нее детей старшего дошкольного возраста.
  • Разработать и внедрить план развивающих настольных игр, развить способности, кругозор, формируя у воспитанников практические игровые умения и навыки.
  • Повысить компетентность родителей в сфере игровой деятельности детей, вместе создавая уникальный продукт – семейную копилку игр.
  • Проинформировать педагогов с многообразием современных познавательных настольных игр, повышая их компетентность.
Одними из наиболее эффективных, в образовательном плане, являются настольные игры. Большинство современных настольных игр, по мнению психологов Н.Г. Салминой, И.Г. Тихановой, направлено на формирование разнообразных метакогнитивных умений, являющихся базисными для освоения конкретных предметных умений, в том числе учебных.  Игровой формат существенно меняет отношение детей к решению учебных задач, повышая мотивацию. Освоение учебной информации и универсальных учебных действий в настольных играх происходит в процессе достижения игровой цели. В настольных играх могут усваиваться и конкретные интеллектуальные умения (счет, сложение, обогащение словаря и др.).
При помощи настольных игр дети учатся думать, общаться друг с другом. Каждая настольная игра есть интеллектуальное противоборство, при котором выигрывает не случайность и везение, а умение логически и стратегически мыслить. Настольные игры строятся на простой и доступной каждому человеку логике. В основе настольных игр заложены общественные особенности современной жизни, а правила игры подчинены анализу обыгрываемой реальности с точки зрения познавательной активности. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения. Кроме того, с помощью игры в общение вовлекаются дети замкнутые и стеснительные, с проблемами коммуникации со сверстниками.
Настольные интеллектуальные игры становятся всё более популярным видом культурного досуга в детской и молодёжной среде. Сегодня существующие клубы интеллектуальных игр в нашем городе - это клубы или кружки для думающей и готовой к саморазвитию молодежи.
Подобные мероприятия могут решать одновременно несколько педагогических задач. Общими для всех игр при этом являются такие задачи, как развитие произвольности и коррекции поведения, обусловленных соблюдением определенных правил; развитие навыков взаимодействия с детьми и взрослыми. Кроме того, настольные игры помогают ребенку без особых усилий и в игровой форме усваивать знания, приобретать практические навыки, развивать наглядно-образное и логическое мышление, совершенствовать речь, развивать творческие способности и память, расширять кругозор.
Проведение игр в совместной деятельности с детьми позволит мне не только развивать интеллектуальные и коммуникативные умения детей, формировать навыки эффективной совместной деятельности, но и сплотить участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
Несомненным достоинством разнообразных настольных игр является возможность их использования в паре, в малой (2-3 ребенка) или большой группе детей (5-8 человек). в настольных играх развиваются навыки взаимодействия с другими детьми и взрослыми, умение терпеливо ждать своей очереди, сопереживать партнерам по игре. Кроме того, играя дети имеют возможность побыть в разной роли, попробовать себя в другом игровом качестве, например, в роли соперника, победителя, проигравшего, сопереживающего партнера по игре и т.д.
Ряд игр, которые мы уже приобрели, способствует развитию внимания, памяти, логики, мелкой и крупной моторики, развития внимания и реакции, координации движений, направлены на познание окружающего мира, истории и литературы. Такая деятельность хорошо организует свободное время детей, способствует сплочению коллективов.
Для организации учебно-воспитательной работы используются следующие педагогические технологии:
  • технология коллективного взаимообучения;
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • разнообразные игровые технологии.
  1. Предполагаемый результат
  • дети будут знать существующие в мире игровые направления в настольных играх,
научатся играть в некоторые игры, предложенные педагогом, понимать и грамотно объяснять правила любой игры;
  • дети овладеют умением понимать, прослеживать причинно-следственные
связи, выстраивать простейшие умозаключения;
  • дети разовьют способности и одаренность своих профессиональных
склонностей через создание обогащенной образовательной среды и организацию разнообразной развивающей и творческой деятельности с использованием игровых ресурсов;
  • у детей произойдет становление личности, нравственно, интеллектуально,
творчески развитой, обладающей личностной культурой, как фактора творческого саморазвития и формирования предпосылок учебной деятельности.
Качества личности, которые могут быть развиты у воспитанников в результате занятий:
  • толерантность, дружелюбное отношение к сверстникам;
  • познавательная, творческая, общественная активность;
  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
  • коммуникабельность, уважение к себе и другим;
  • личная и взаимная ответственность;
  • готовность действия в нестандартных ситуациях.
  1. Методологическая основа проекта (технологии, программы)
  • Кравцова Е.Е. Кравцов Г.Г. Психология игры. Культурно-исторический подход. М., ООО «Левъ», 2017.
  • Салмина Н.Г. Построение развивающих программ с использованием настольных игр / Н.Г. Салмина, И.Г. Тиханова, О.В. Черная // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 2.
  • www.rolemancer.ru – российский портал настольных и ролевых игр.
  • www.ludology.ru – информационный сайт об истории и развитии игр.
  1. Мониторинг
Основой является результат диагностики по методике экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 5-7 лет (МЭДИС) Е. И. Шеблановой, И. С. Авериной, Е. Н. Задориной, который определил дифференцированный подход в процессе умственного развития детей. Педагогическое обследование проводилось в октябре 2021года, группу обследования составили дети подготовительной группы.
  1. Новизна проекта
Данный проект даёт возможность детям познакомиться с самыми успешными настольными играми в мире. В ходе реализации проекта «Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации проекта Клуб настольных игр» играющие дети получают эмоциональное удовлетворение и необходимое признание сверстников с помощью демонстрации интеллектуального опыта в условиях здоровой конкуренции.
В рамках проекта нами запланированы презентационные мероприятия, рекламирующие игры, онлайн трансляции наших игр с детьми, выкладка в социальных сетях Интернета (детского сайта, в ВК, педагогической группе педагога-психолога).
Продукты проекта: Своя Игротека-настолки, мастер-класс по созданию своей игры детьми. Игровые турниры детей и родителей. Презентационные мероприятия, рекламирующие игры, онлайн трансляции наших игр в социальных сетях Интернета (детского сайта, в ВК, педагогической группе педагога-психолога Дьячковой В.С).
  1. Взаимодействие с субъектами ОД (педагоги, родители)
Активно учувствуют в занятиях клуба. Включаются в коллекционирование развивающих игр. В ходе реализации проекта планируется разработка методических рекомендаций для родителей. Запланированы игровые практикумы (турниры игр) родителей с детьми. Родители будут обучены приемам и формам организации содержательного игрового досуга детей.
Педагоги повысят педагогическую компетентность в сфере современных познавательных настольных игр. Запланировано: в детском саду - выставка настольных игр и тренинг-практикум «Своя настольная игра». На городском уровне - методическое объединение для педагогов-психологов (проведение в ЦПМСС).  Памятки «Как организовать настольную игру».
  1. Структура реализации проекта
Принципы и правила работы «Клуба настольных игр»
  • Принцип амплификации заключается в содействии обогащению жизнедеятельности детей и наполнению ведущего типа деятельности дошкольников разнообразными развивающими играми.
  • Принцип включенности родителей (законных представителей) означает не только их активное участие в проведении игровых занятий, но и в принятии решений по всем вопросам жизнедеятельности и детско-родительского клуба.
  • Принцип взаимного уважения и равноправия всех членов клуба.
План проведения игры состоит из 3 важных этапов:
  1. Введение — 1–2 минуты.
  • Педагог объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
  1. Собственно, игра — 7–15 минут.
  • Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
  1. Подведение итогов — 1–2 минуты.
  • На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.
Итог: одна игра не более 20 минут.
Проводятся занятия клуба 1 раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет (группа А). Продолжительность занятия 40 минут. Наполняемость группы 6-8 чел. За одно занятие проходят две подгруппы (по 6 ч). Количество семей на игровом практикуме (3-4).
Этапы проекта. Сроки реализации.
Проект рассчитан на 1 учебный год.
  1. Этап. Подготовительный. Май-Август.
  • Анкетирование родителей. Анализ проблем и причин. Поиск информации по теме. Разработка идеи, оформление проекта.
  1. Этап. Основной. Сентябрь-май.
  • Реализация проекта. Начало занятий по плану проекта «Клуба настольных игр».
  1. Этап. Заключительный. Май-июнь.
  • Итоговая диагностика. Разработка перспективного плана дальнейшей работы «Клуба настольных игр».
План реализации проекта:
  • Виды настольных игр, история первых настольных игр.
  • Правила настольных игр. Техника безопасности.
  • Банк игр кабинета педагога-психолога (обзор настольных игр кабинета).
  • Техника обучения настольных играм «от простого к сложному».
Перспективы дальнейшего развития проекта
Данный проект способен вызвать долговременный резонанс: сформированные в рамках проекта группы и сформированный каталог игр могут стать основой для проведения традиционных игровых акций.
9.  Перспективно-тематическое планирование занятий
п/п
Тема раздела
Кол-во занятий, часов
  1. Дидактические игровые комплекты: 4 ч
1.
«Обитатели жарких стран»
1 занятие
30мин
  1.  
«Обитатели подводного мира»
1 занятие
30мин
  1.  
«Времена года»
1 занятие
30мин
  1.  
«Профессии»
1 занятие
30мин
  1.  
«Жизнь на ферме»
1 занятие
30мин
  1.  
«Животные леса»
1 занятие
30мин
  1.  
«Семья»
1 занятие
30мин
  1.  
«Собираем урожай»
1 занятие
30мин
2. Современные настольные игры: 14ч
Название игры
Количество занятий
Количество часов
  1.  
Игры «Ходилки», «Пупси-пара», «Дубль», «Мемо»
4
2 ч
  1.  
 «Сказки седого Урала», «Игра со звонком»
4
2 ч
  1.  
«Маленький дизайнер», «Электровикторина: «Скоро в школу», Живая природа».
6
3 ч
  1.  
 «Дженга», «Бирюльки»,
Пазлы, «Твистер».
4
2 ч
  1.  
«Соображариум». «Хитрый лисс». «Барабашка». Шашки, Домино.
6
3 ч
  1.  
«Уголки Эмоции», «Путешествие в мир эмоций», «Эмоции», «Домик настроений»
4
2 ч
Итого: 36 занятий, 18 часов
*В ходе реализации проекта игротека будет пополнятся.
  1. План реализации проекта
№ п/п
срок проведения
мероприятия по реализации проекта
(форма, цель, методическое сопровождение)
организация предметной
развивающей среды, разработка дидактического обеспечения
организация взаимодействия с детьми
организация взаимодействия с родителями
организация взаимодействия с коллегами/
социальными партнерами
1
Сентябрь
1.Н.И.  «Дубль», «Мемо».
2.Тематический комплект
«Времена года»
 
 
Изготовить тематический комплект игры «Времена года»
2
Октябрь
  1. Н.И. 
«Сказки седого Урала», «Игра со звонком».
  1. ТК. «Жизнь на ферме»
Игровой турнир
2-3 семьи
 
Изготовить тематический комплект игры «Жизнь на ферме»
3
Ноябрь
  1. Н.И. 
«Электровикторина. «Скоро в школу», Живая природа».
  1. ТК. «Лесные жители»
 
Выставка настольных игр.
 
Изготовить тематический комплект игры «Лесные жители»
4
Декабрь
  1. Н.И.
«Дженга», «Бирюльки», «Твистер».
  1. Т,К. «Профессии».
Игровой турнир
2-3 семьи
Тренинг-практикум «Своя настольная игра»
Изготовить тематический комплект игры «Профессии».
5
Январь
  1. Н.И.
«Соображариум», Барабашка».
2. Т,К. «Семья».
 
 
Изготовить тематический комплект игры «Семья».
6
Февраль
  1. Н.И.
 «Путешествие в мир эмоций», «Эмоции».
  1. ТК. «Обитатели подводного мира»
Игровой турнир
2-3 семьи
 
Изготовить тематический комплект игры «Обитатели подводного мира»
7
Март
  1. Н.И. 
«Маленький дизайнер».
  1. Т.К
«Транспорт», «Игрушки»
 
Стажерская площадка для педагогов-психологов города
 
Изготовить тематический комплект игры «Транспорт», «Игрушки»
8
Апрель
  1. Н.И.
Шашки, Домино.
  1. Т.К.
«Обитатели жарких стран»
Игровой турнир
2-3 семьи
 
Изготовить тематический комплект игры «Обитатели
жарких стран»
9
Май
  1. Н.И.
«Хитрый лис».
  1. Т.К.
«Собираем урожай»
 
 
Изготовить тематический комплект игры «Собираем урожай»
 
  1. Заключение
Настольная игра – прекрасное средство формирования интеллектуального досуга детей в детском саду и дома.
Данный проект даёт возможность познакомиться с самыми успешными настольными играми.  В содержании занятий представлены несколько видов настольных игр, содержание которых позволит детям знакомиться с настольными играми постепенно, двигаясь от самых простых к более сложным.
Воспитанники «Клуба настольных игр» получат эмоциональное удовлетворение, разовьют умения, концентрируя внимание на динамичном вовлечении в познавательный процесс через игровую исследовательскую активность. Клуб интеллектуальных настольных игр позволит развивать у воспитанников интеллектуальные и творческие способности, коммуникативные навыки, логическое мышление.
 
  1. Литература
  • Баринова, Н. Ребенок развивается в игре [Текст] / Н. Баринова// Ребенок в детском саду.
- 2010. № 6. - С. 20-22.
  • Автомонов, О. Играем с детьми в настольные игры [Текст] / О. Автомонов//Дошкольное
образование - Первое сентября. - 2014. - № 10. - С. 52-56.
  • Костюхина, М.Детский оракул. По страницам настольно-печатных игр / Марина
Костюхина. — М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 656 с.: ил.(Серия «Культура повседневности»).
  • Кравцова Е.Е. Кравцов Г.Г. Психология игры. Культурно-исторический подход. М.,
ООО «Левъ», 2017.
  • Салмина Н.Г. Построение развивающих программ с использованием настольных игр /
Н.Г. Салмина, И.Г. Тиханова, О.В. Черная // Психологическая наука и образование. – 2011. –