Урок русского языка в 6 классе «Собирательные числительные»
Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики
«Краснолучская школа №20"
Урок русского языка в 6 классе «Собирательные числительные»
Бородина Татьяна Владимировна
учитель русского языка и литературы
Тема урока: Собирательные числительные.
Тип урока: урок комбинированный;
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор и экран для демонстрации слайдов презентации, раздаточный материал, карточки с заданиями, тест.
Цели и задачи урока:
Обучающий аспект: познакомить учащихся с разрядом собирательные числительные; научить правильно употреблять собирательные числительные в устной и письменной речи.
Развивающий аспект: развивать орфографическую зоркость, умение правильно определять разряд числительных, самостоятельно ставить цели предстоящей деятельности, ясно, точно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, сопоставлять полученный результат с заданным упражнением.
Воспитательный аспект: воспитывать эстетические чувства, чувство ответственности за выполняемую работу, любовь к родному языку.
I.Организационный момент
-Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:
Улыбнись, даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул ясный день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
-Давайте улыбнемся друг другу, ведь добрая улыбка поднимает настроение, и располагает к дружескому общению. А общение на сегодняшнем уроке, надеюсь, будет интересным.
Слайд №2
Продолжим наш разговор. Вы сейчас услышите историю числительного миллион.
Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 18? веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова мили, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову «тысячища».
-Давайте зададим хороший тон нашему уроку. Полминутки для шутки. Прочтите, что здесь зашифровано?
Слайд№3Лингвистическая разминка.
Сева100поль ви3на
40а 1надцать
3о пи100лет
7я 100н
па3от 100янка
о5 элек3к
II. Актуализация изученного с введением в тему урока
Дата. Классная работа
-Ребята, свою работу на уроке вы будете оценивать сами, для этого у каждого из вас на парте лежит лист самооценки. Давайте его сразу подпишем. А как его заполнять, я буду говорить вам в течение урока.
Лист самооценки
Ученика(цы) 6 «Б» класса __________________________
№
|
Вид работы
|
оценка
|
1
|
Повторение изученного
|
|
2
|
Образование собирательных числительных
|
|
3
|
Работа с пословицами
|
|
4
|
Сочетание собирательных числительных с существительными
|
|
5
|
Склонение собирательных числительных
|
|
6
|
Употребления в речи собирательных числительных ОБА и ОБЕ
|
|
7
|
Закрепление
|
|
21-18 баллов – «5»
17-14 баллов – «4»
13-11 баллов – «3»
-И сразу предлагаю повторить изученный ранее материал.
Слайд №4
По календарю зима длится 3 месяца, а по погоде может длиться
и 4,5, и даже 6. Темнеет очень рано. В 15 часов уже смеркается.
А утром темно почти до 9 часов.
Зима — это время весёлых игр и забав. А сколько радости она
приносит детям! Они лепят снеговиков, играют в снежки, катаются
на лыжах, санках, коньках. Как замечательно зимой!
Хороши снежные зимы в России! Закружило, завьюжило.
Морозы сковали водоёмы. Застыли берёзы в белоснежной
бахроме, поблёскивают мохнатые шапки на соснах, искрятся
припорошенные снегом шишки на ветвях елей. Кругом студеная
тишь. Кусается морозный воздух. Снежный покров надёжно
укрыл землю.
1.-Перед вами деформированный текст. Что такое текст? Что значит деформированный? – В данном тексте нарушена последовательность микротем. Давайте правильно выстроим микротемы(Расположить правильно абзацы).
Слайд №5 (правильный)Читает ученик под музыку
Хороши снежные зимы в России! Закружило, завьюжило. Морозы сковали водоёмы. Застыли берёзы в белоснежной бахроме, поблёскивают мохнатые шапки на соснах, искрятся припорошенные снегом шишки на ветвях елей. Кругом студеная тишь. Кусается морозный воздух. Снежный покров надёжно укрыл землю.
По календарю зима длится 3 месяца, а по погоде может длиться и 4,5, и даже 6. Темнеет очень рано. В 15 часов уже смеркается. А утром темно почти до 9 часов.
Зима — это время весёлых игр и забав. А сколько радости она приносит детям! Они лепят снеговиков, играют в снежки, катаются на лыжах, санках, коньках. Как замечательно зимой!
Слайд 6(без музыки)
2.Определите стиль текста и тип речи.(Стиль-художественный, потому что автор использует различные средства художественной выразительности. Тип- повествование с элементами описания, потому что в тексте рассказывается о русской зиме и описываются водоемы деревья в лесу)
3.Озаглавить;Каким способом это можно сделать?(Можно придумать свое название, можно взять предложение из текста(Хороши снежные зимы в России. Как замечательно зимой! Русская зима)
4.Найти средства языковой выразительности(эпитеты,метафоры);
Эпитеты: белоснежная бахрома, мохнатые шапки, студеная тишь, морозный воздух, весёлые игры;
Метафоры: морозы сковали, берёзы застыли, бахрома, шапки, воздух кусается, покров укрыл.
С какой целью автор использует эпитеты и метафоры?(чтобы в тексте более точно и ярко описать красоту зимнего леса.).Наш язык очень красив и ярок.
Слайд №7М.В. Ломоносов, который является основателем науки о русском языке и создателем Российской грамматики находил в русском языке великолепие испанского, живость французского, КРЕПОСТЬ НЕМЕЦКОГО, НЕЖНОСТЬ ИТАЛЬянского, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка.
Слайд№8А русский советский писатель и общественный деятель Алексей Николаевич Толстой так говорил о русском языке. «Яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»Ребята, Вот такой язык дан нам во владение…
Слайд№9 Итак, обратимся к тексту
- Найдите восклицательные предложения. (Хороши снежные зимы в России! А сколько радости она приносит детям! Как замечательно зимой!
-Для чего их использует автор?(Выделить интонационно часть текста, показать свои эмоции и переживания)
-Найдите предложение, в котором подл. и сказ. выражены именами сущ.(Зима — это время весёлых игр и забав.
- В 1 абзаце(микротеме) найдите сложное предложение.
Застыли берёзы в белоснежной бахроме, поблёскивают мохнатые шапки на соснах, искрятся припорошенные снегом шишки на ветвях елей.
- Сколько в нем простых? (3)
-Как они связаны между собой?(Бессоюзной связью).
- В последнем абзаце найдите предложение с однор. сказуемыми.(Они лепят снеговиков, играют в снежки, катаются на лыжах, санках, коньках.
- В этом предложении есть ещё однор. второстеп. члены. Найдите их.Как они называются?( доп.на лыжах, санках, коньках.-)
-Найти и назвать числительные. Какие группы числительных встр. В этом тексте?(целые, дробные).Для чего здесь исп. числ.(Дают информацию)
-Что объединяет все эти числительные?-
Все эти числительные являются количественными.
1.Теперь на листе самооценки напротив «Повторения изученного» поставьте тот балл (от 1 до 3), на который, как вы считаете, справились с этой работой.
Ставят балл в лист самооценки.
Слайд № 10 (с вопросом)
- Перед вами на экране схема классификации числительных. Она отражает всю информацию о разрядах числительных, которой вы владеет на данный момент?
-Какого разряда не хватает на схеме?-.( В схеме не указан ещё один разряд количественных числительных.)
Слайд №11 (Как изображены предметы на картинках? Вместе, как одно целое)
Слайд №12
-Думаю, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Формулируют тему урока:
«Собирательные числительные»
-Кто может объяснить значение слова «собирательные»? Что они обозначают? -Их собрали как одно целое
-Давайте подумаем, какие новые знания вы получите сегодня на уроке. Сформулируйте цели нашего урока, опираясь на опорные фразы на слайде:
Слайд № 13
1) Познакомиться с ….;
2) Выяснить, что они…и чем…
2) Научиться правильно...
Слайд №14
1.Познакомиться с собирательными числительными.
2. Выяснить, что они обозначают и чем отличаются от других числительных.
3.Научиться правильно их склонять .
-Для чего нам нужно всё это знать?
-Чтобы правильно писать и произносить собирательные числительные в речи.
Правильно, поэтому все эти цели я предлагаю объединить в одну:
Слайд № 15 (цель)
«Научиться правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные».
-Итак, на какие вопросы мы должны с вами ответить?
Слайд№16
1)На какой вопрос отвечают и что обозначают собирательные числительные?
2)Как образуются собирательные числительные?
3)С какими именами существительными могут сочетаться собирательные числительные?
4) Как склоняются? (Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?)
-Есть еще один вопрос, на который мы должны будем сегодня с вами ответить, но его я сформулирую для вас сама.
Слайд№17
5)В чём особенность употребления числительных оба и обе?
-Вернемся к нашим вопросам.
Слайд №16 (со всеми вопросами)
- На какой из этих вопросов вы уже можете сейчас ответить?
Первый вопрос заменяется ответом: отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов как одно целое). - Мы знаем, что собирательные числительные отвечают, как и все остальные количественные числительные, на вопрос сколько? и обозначают несколько предметов как одно целое.( открывается книжка –складка)
-Не все числительные могут быть собирательные, а только от двух до десяти. Например: двое, трое…десятеро.
-Давайте посмотрим, на какой вопрос мы должны сейчас ответить?
-Внимание на слайд
Слайд № 18
2.Образование собирательных числительных
Два мальчика дв-о[й,]-е мальчиков
Пять мальчиков пят-ер-о мальчиков
-Определите способ словообразования.
-Суффиксальный
-Назовите суффиксы, которые вы видите у собирательных числительных?
- Устно отвечают (-ой-, -ер-).
Работа в тетради
-Образуйте по образцу от числительных 3,4 словосочетания с собирательными числительными и запишите их в тетрадь, выделяя суффиксы.
У доски
Давайте проверим
Слайд №19
Три мальчика- трое мальчиков-(-ой-)
Четыре мальчика - четверо мальчиков(-ер-)
-Какие словосочетания вы записали?-трое, четверо
-В каком еще собирательном числительном есть йотированный суффикс?трое
Зачитывают
-На какой вопрос мы ответили?(на 2-й. как образуются собир. Числит.)
2. Теперь на листе самооценки напротив «Образование собирательных числительных» поставьте тот балл (от 1 до 3), на который, как вы считаете, справились с этой работой.
Ставят балл в лист самооценки.
Физминутка(Как физминутка связана с темой нашего урока?)
Слайд 20
-Сейчас мы поработаем в парах.
Перед вами лежит карточка № 1 с пословицами. Посовещайтесь с соседом по парте и найдите ту пословицу, в которой есть собирательные числительные. Выпишите эту пословицу и устно объясните её. Работают по карточкам(№ 1) в парах (для каждого ряда свои пословицы).
1 ряд.
1.Один в поле не воин.
2.Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
3.Один раз солгал - навек лгуном стал.
2 ряд.
1.Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.
2.Одна мудрая голова ста голов стоит.
3Сам не дерусь, а семерых не боюсь
3Сам не дерусь, а семерых не боюсь
3ряд.
1. Кто храбр и стоек, тот десятерых стоит
2.Семь раз отмерь, а один - отрежь
3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей
-Давайте проверим, какую пословицу выписали ребята первого ряда? У кого другой ответ? Проверим свой ответ с ответом на слайде.
Слайд № 21 (1 ряд)
-Объясните, как вы понимаете эту пословицу.
-Например Великая Отечественная война в ней участвовали и грузины ,и украинцы ,и т.д. И все против немцев. Когда мы выиграли ликовали все, а если бы проиграли,было бы у всех горе.
-Друг поможет в беде и беды станет меньше ,когда у друга радость то и у меня радость .
-Проверим второй ряд? Сравним с ответом на слайде.
Слайд № 22 (2 ряд)
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Это значит никогда не лезь в драку,но проявляй самозащиту.
-Третий ряд какую пословицу выписал? Проверим.
Слайд № 23 (3 ряд)
-Объясните свою пословицу.
3. Теперь на листе самооценки напротив «Повторения изученного» поставьте тот балл (от 1 до 3), на который, как вы считаете, справились с этой работой.
Ставят балл в лист самооценки.
Переходим к следующему вопросу.
- Я хочу предложить вам разобраться в одной ситуации, в которой вполне мог бы оказаться любой из вас.
- Я хочу предложить вам разобраться в одной ситуации, в которой вполне мог бы оказаться любой из вас.
Слайд№24 после прочтения (часть текста с диалогом Антона и Насти) Антону уже давно нравилась девочка Настя из параллельного класса. Так нравилась, что на каждой перемене он всегда был неподалёку от неё. Но подойти, заговорить с ней он не мог: она всегда была в окружении подруг. И вот идёт он как-то по коридору, а навстречу ему Настя. И тоже одна. Поравнялась она с ним и спрашивает: «Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо друзей-неразлучников?» Антон не ожидал, что она с ним заговорит, смутился, но довольно браво ответил: «Ты тоже одна, а вас всегда пятеро подруг». Но что такое? Настя вдруг нахмурилась и чётко произнесла: «Грамотей!» После чего она резко повернулась и ушла. А Антон с растерянным видом остался стоять один.
- Как вы считаете, что произошло? Почему девочка, назвав мальчика грамотеем, ушла?
- Что значит слово “грамотей”? (Слово в данном случае имеет ироничную окраску)
(Если смогут сами сказать, что всё дело в том, что мальчик допустил ошибку в употреблении числительного, хорошо. В противном случае задаю наводящие вопросы).
- А вы знаете, с какими существительными могут сочетаться собирательные числительные? Да, дети, вы же ещё не знаете этого, я вам помогу. (Дети, возможно, ответят, что это ещё не изучалось или выскажут свои предположения.
- А вы знаете, где можно найти эту информацию? (Учебник, справочник, Интернет)
- Я вам предлагаю самим, не используя учебники и справочную литературу, сделать самостоятельно вывод о том, с какими существительными сочетаются собирательные числительные. Внимание на экран.
Слайд №25используя информацию на слайде, ответьте, с какими существительными могут сочетаться собирательные числительные? (Затем учитель объясняет с какими существительными употребляются собирательные числительные.)
— с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);
— с существительными, имеющими форму только множественного числа (двое саней, четверо ворот, семеро суток);
- С существительными, обозначающими детенышей животных ( трое щенков, пятеро котят)
-Сколько групп существительных, с которыми могут сочетаться собирательные числительные, получилось?-три
-Откройте учебники на с.56 и сопоставьте свои выводы с теоретическим материалом п.74.(Что перед вами?Текст. Стиль- научный)
-Совпадают ваши выводы с правилом в учебнике?
Слайд №26
Закрепление (первичное) Прочитайте предложения, найдите те из них (письменно), в которых допущены ошибки в употреблении собирательных числительных. Исправьте ошибки. У доски 2 ученика
1.Трое подруг живут в одном дворе. Три
2. А за ним едва поспевали двое жеребят.
3. На столе стояло четверо стаканов. Четыре
4. Трое котят забрались в папину шляпу.
2. А за ним едва поспевали двое жеребят.
3. На столе стояло четверо стаканов. Четыре
4. Трое котят забрались в папину шляпу.
-Почему важно уметь правильно употреблять в речи собирательные числительные?
-Чтобы грамотно разговаривать.
-В каких жизненных ситуациях безграмотная речь может вам навредить?
-При устройстве на работу, при знакомстве с новыми людьми…
4. . Теперь на листе самооценки напротив графы «Употребение собирательных числительных с существительными» поставьте тот балл (от 1 до 3), на который, как вы считаете, справились с этой работой.
Ставят балл в лист самооценки.
-Вот мы и ответили еще на один вопрос, какой?
3.(с какими существительными сочетаются собирательные числительные).
-Переходим к следующему вопросу, читаем: «Какие окончания имеют собирательные числительные в косвенных падежах».
-Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
Просклонять по падежам.
Внимание на слайд.
Слайд № 27
Им.п. шестеро котят
Р.п. шестерых котят
Д.п. шестерым котятам
В.п. шестерых котят
Т.п.шестерыми котятами
П.п. о шестерых котятах
-Посмотрите и сделайте вывод о том, окончания какой другой части речи похожи на окончания собирательных числительных?
-склоняются как имена прилагательные во множественном числе.
-Давайте убедимся, что окончания собирательных числительных и прилагательных во мн.числе одинаковые.
-Посмотрите на слайд.
Слайд № 28
(с прилагательным)
Им.п. шестеро пушистых котят
Р.п. шестерых пушистых котят
Д.п. шестерым пушистым котятам
В.п. шестерых пушистых котят
Т.п.шестерыми пушистыми котятами
П.п.о шестерых пушистых котятах
-Запишите и просклоняйте самостоятельно словосочетание четверо туристов; выделите окончания собирательного числительного.
-Обменяйтесь тетрадками и проверьте работу одноклассника.
-Сверимся с ответом на слайде.
Слайд № 26
И.п. четверо туристов
Р.п. четверых туристов
Д.п. четверым туристам
В.п. четверых туристов
Т.п. четверыми туристами
П.п. о четверых туристах
-На какой очередной вопрос мы с вами ответили?
4.-Как склоняются собирательные числительные? (Как имена прилагательные )
5.-Положите перед собой лист самооценки, найдите строку «Склонение собирательных числительных». Если вы без труда справились с этой работой, то поставьте себе 3 балла, если затруднялись – 2 балла, если не поняли, как склоняются собир.числительные -1 балл.
Ставят балл в лист самооценки
- На все вопросы, поставленные на урок, мы с вами нашли ответ?
- Да, действительно, кроме собирательных числительных, о которых мы сегодня говорили с вами на уроке, в русском языке есть ещё два: ОБА и ОБЕ.
-Как вы думаете, с существительными какого рода сочетается числительное ОБА? А числительное ОБЕ?
-Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, я предлагаю вам подсказку
Давайте посмотрим небольшую ситуацию.
Инсценировка. (В основе инсценировки лежит отрывок из текста передачи «Радионяня». Роли играют 2 ученика и учитель).
Учитель(обращается к ученикам-актерам): Итак, подходите поближе к доске.
1-й ученик. Нам обеим подойти?
Учитель. Да, да, конечно, обе подойдите.
2-й ученик. Почему обе? Мы что, девчонки, что ли?
Учитель. Нет, вы не девчонки, но вы сами сказали обеим, значит, вы женского рода.
1-й ученик. Почему вдруг женского?
Учитель. Потому что в мужском роде надо говорить обоим. Вот что получается, когда люди не знают простого правила грамматики.
2-й ученик. Ясно!
Учитель. Обоим ясно?
Ученики(вместе): Обоим!
Учитель. Тогда попрошу вас обоих ответить на еще один вопрос. Как вы скажете, что на этой и на той стене наклеены обои?
1-й ученик. Очень просто: на обоих стенах наклеены обои.
2-й ученик. Нет, неверно. Надо сказать: на обеих стенах наклеены обеи.
1-й ученик. Какие такие обеи?
2-й ученик. Какие? С цветочками.
Учитель. А где вы видели такие обеи, в обейном магазине?
2-й ученик. Ой, я оговорился, не обеи, а обои. Обои стены оклеены обоями.
Учитель (обращается к классу): Ребята, помогите разобраться своим друзьям.
Слайд№30
ОБА ОБЕ
Дом Кукла Озеро
Запишите в тетради, с какими существительным вы употребите числительное ОБЕ, а с какими – ОБА. У доски
-Проверим
Слайд № 31 с ответом:
оба дома (м.р.),
оба озера (ср.р.),
обе куклы (ж.р))
-Так в чём же особенность употребления числительных оба и обе?
Слайд № 32(с пустой таблицей)
Вставьте собирательные числительные оба, обе, учитывая род существительных. Работа на карточках. Взаимопроверка. (слайд 18-19)
1) По______ сторонам дороги тянулся густой лес.
2) Малышка крепко держала куклу______ руками.
3) ______ братьев приняли в спортивную школу.
4) Склоны______оврагов размыты дождями.
5) В_______случаях ответ был неверным.
-Вставьте в нужном падеже числительное ОБА или ОБЕ.
-Какие слова вставили? (фронтальный опрос)
-Сверим свои ответы с ответами на слайде.
Слайд №33
-
По обеим сторонам дороги тянулся густой лес.
-
Малышка крепко держала куклу обеими руками.
-
Обоих братьев приняли в спортивную школу.
-
Склоны обоих оврагов размыты дождями.
-
В обоих случаях ответ был неверным.
-Давайте попробуем изменить по падежам числительные ОБА и ОБЕ. Учащиеся первого варианта просклоняют числительное ОБА, а учащиеся второго варианта – числительное ОБЕ. Выполните работу в тетради.
-Проверим, совпали ваши ответы с ответами на слайде или нет.
Слайд № 34 (с заполненной таблицей) вслух устно хором
И.п. оба, обе
Р.п. обоих, обеих
Д.п. обоим, обеим
В.п. обоих, обеих
Т.п. обоими, обеими
П.п. обоих, обеих
-Кто без ошибок справился с работой?
-Кто затруднялся?
6.-На листе самооценки найдите строку «Употребления в речи собирательных числительных ОБА и ОБЕ» и поставьте себе балл от 1 до 3.
Выставляется балл в лист самооценки
-Теперь мы нашли ответы на все вопросы, которые стояли перед нами? А значит что мы сделали?
-Достигли цели.
-Выполним задание на закрепление
Слайд № 35
Карточка №3
6. Контроль знаний и умений.
Выберите и подчеркните нужную форму
а) (Шесть – шестеро) ребят учатся на курсах.
б) У (обоих – обеих) сестер одинаковые платья.
в) Недоставало (трех – троих) ножей.
г) (Двое – две) лошади скакали во весь опор.
д) Город расположен по (обоим – обеим) берегам реки.
е) (Семь – семеро) бед – один ответ.
б) У (обоих – обеих) сестер одинаковые платья.
в) Недоставало (трех – троих) ножей.
г) (Двое – две) лошади скакали во весь опор.
д) Город расположен по (обоим – обеим) берегам реки.
е) (Семь – семеро) бед – один ответ.
Слайд № 36(с ответами) Проверить в парах
а)Шестеро ребят учатся на курсах.
б) У обеих сестер одинаковые платья.
в) Недоставало трех ножей.
г) Две лошади скакали во весь опор.
д) Город расположен по обоим берегам реки.
е) Семь бед – один ответ.
б) У обеих сестер одинаковые платья.
в) Недоставало трех ножей.
г) Две лошади скакали во весь опор.
д) Город расположен по обоим берегам реки.
е) Семь бед – один ответ.
7. Теперь на листе самооценки напротив «Закрепление» поставьте тот балл (от 1 до 3), на который, как вы считаете, справились с этой работой. Если не успеют тест
Ставят балл в лист самооценки.
IV. Этап закрепления и применения новых знаний(если останется время)
-А сейчас проверим, как вы усвоили весь сегодняшний материал.
-Используя добытые знания, выполните самостоятельно тестовое задание с выбором ответа.
-Посмотрите на задания. Какие умения вам понадобятся, чтобы справиться с заданием?
Тест.
1.Найди строчку, в которой все
числительные собирательные:
а)пятнадцать, три вторых, семеро;
б)двое, три, четверо
в)трое, шестеро, семеро.
2. Найди ошибку:
а) семеро козлят;
б) пятеро девчат;
в) четверо друзей.
3.Найди правильное сочетание собирательного
числительного с существительным:
а) двое подруг;
б) двое котят;
в) двое манекенщиц.
4) Найди ошибку в употреблении
числительных оба/обе:
а) на обоих журналах;
б) на обоих берегах;
в) обоим подругам
-Проверьте, сверяясь с ответами на слайде.
Слайд № 37 (с ответами)
-
В – трое, шестеро, семеро
-
Б – пятеро девчат
-
Б – двое котят
-
В – обоим подругам
-
-
Ставят балл в лист самооценки.
Слайд № 38 (шкала перевода баллов)
21-18 баллов – «5»
17-14 баллов – «4»
13-11 баллов – «3»
-Если у вас получилось 21-18, поставьте себе «5»…(зачитываю)
VI. Рефлексия.
1)Подведем итог урока. Продолжите, пожалуйста, предложения, которые видите на слайде.
Слайд№39
Сегодня мы изучали…собирательные числительные…
Мы теперь знаем, как….склоняются собирательные числительныеи с какими сущ. употребляются
Мы умеем правильно…употреблять в речи собирательные числительные.
Полученные знания нам помогут…грамотно строить свою речь
VII. Домашнее задание
Слайд№40 (домашнее задание)
§74,упр. 423 (заменить цифры словами).
или
Составить 5-6 предложений о дружбе, употребив собирательные числительные
А для тех, кто желает получить еще одну отличную оценку, нужно сделать творческое задание: составить книжку пословиц и поговорок, в которых есть собирательные числительные. Эту работу можно сдать в течение недели.
Слушают объяснения, следя по учебнику. Записывают задание в дневник
Слайд 41 Красивые слова И.С. Тургенева: «Берегите русский язык…»