Сценарий образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «Русский платок» (средняя группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №505» Кировского района города Новосибирска
Сценарий образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию
«Русский платок»
(средняя группа)
Пономарева Светлана Михайловна
воспитатель, 1 квалификационная категория
Цель: знакомство детей с важным элементом одежды – русским платком, приобщение к народной культуре.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с деталью женской одежды-платком; учить составлять узор узор из цветов;
Развивающие: развивать интерес к творчеству своего народа
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус
Коррекционные задачи: развивать умения грамотно формулировать высказывания
Образовательная область: Познавательное развитие.
Возраст: средняя группа
Ожидаемые результаты: повысится интерес к культуре русского народа, научатся использовать платок в современной жизни.
Формы и методы реализации: НОД, словесные (беседа), наглядные (наблюдение, демонстрация), практические, моделирование, поощрение, игровые.
Средства, оборудование, материалы: расписные русские платки, корзина, картинки использования платка в современности, колокольчик, основа с бахромой, вырезанные из бумаги цветы, листья, клей, кисти, картинки-схемы «Как создается платок», сумка, праздничная коробка, аудиозаписи русских народных мелодий.
Технологическая карта образовательной деятельности
№
|
Этап образовательной деятельности
|
Ход образовательной деятельности
|
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
||
1.
|
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
|
||
Организационный момент
|
В зал входит воспитатель в русском народном костюме с корзиной в руках. Здоровается.
Ведущий: Ребята, давайте соберемся в круг и поприветствуем друг друга с помощью колокольчика.
-Здравствуй, Соня! Динь, динь! (дети передают друг другу колокольчик)
-Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть! Вчера ходила, подарки выбирала, подарки расписные!
|
Стоят полукругом
Передают друг другу колокольчик, здороваются
|
|
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности
|
Интересно, что у меня в корзине, отгадайте:
Загадка:
Головной убор для мамы
Теплый и красивый самый: И работать, и гулять - Что ей нужно повязать? Собирает в узелок Яркий, красочный… (платок) |
Отгадывают загадку
|
|
2.
|
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
|
||
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности
|
Знакомство с историей платка
Ведущий: Правильно, ребята. Сегодня на занятии речь пойдет о русских платках. Посмотрите, какой у меня в корзине нарядный платок! А как чудесно украшена группа! Давайте послушаем стих о русском платке:
Ребенок: Издавна на Руси все платки любили,
Ну а русские платки - среди лучших были. Не платок, а словно сад – розы и тюльпаны, И цветочек каждый рад подружиться с нами Ведущий: С давних времен Русь-матушка славилась удивительными платками, красивыми, яркими. Их носили и богатые особы, и простые женщины.
Платки дарили людям хорошее настроение.
-Ребята, а кто знает, как называется мой головной убор? (Кокошник)
|
Слушание
Рассказывает стих
Отвечают на вопрос
Показ воспитателем и ребенком
|
|
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий
|
Ведущий: Ребята, скажите, а как ещё можно использовать платок? Давайте рассмотрим картинки.
(Накинуть на плечи, подвязать на талию, на шею, подвязать к сумке, подарить в качестве подарка - при затруднении показать детям подарочную коробку)
Ведущий: В старину платки не только носили, как украшение, с ними ещё играли.
Игра «Угадай, кто под платком»
(Звучит народная плясовая музыка, дети бегают врассыпную).
Ведущий: Буду с детками играть, всех платочком накрывать.
Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Ведущий накрывает кого-нибудь платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. (Игра проводится несколько раз.)
Ведущий: Молодцы, весело с платком поиграли!
Ведущий: Ребята, давайте с вами внимательно рассмотрим платки.
Выкладывание картинок-схем «Как создаётся платок?» (каждая картинка-схема открывается поэтапно)
Рассматривание платков
- Какой формы изделие? (квадратной)
- Какие цвета использованы на платках? (какого цвета может быть фон у платка)
- Что является основным в рисунках? (цветы) (какими узорами украшены платки) роза, пион, ромашка
- Где расположены цветы? (по углам, в центре, по сторонам)
- Одинаковы ли рисунки на платках?
- Какое настроение у вас при рассматривании платка?
(показываю). Это был мой маленький секрет, для чего мы делали бахрому. А сегодня этот секрет я вам раскрою. Это основа платка. Я вам предлагаю взять необходимые материалы и украсить основу платка.
Самостоятельная работа детей. Музыка.
|
Дети по очереди берут по одной картинке, рассматривают и демонстрируют использование платка
Участвуют в игровых действиях
Работа с таблицами (дети выбирают из геометрических фигур форму платка - прикрепляют под схемой квадрат), рассматривают фон (выбирают разноцветный), из предложенных картинок выбирают узор (прикрепляют под схемой цветы), расположение рисунка (по углам, в центре, по сторонам)
Дети высказывают свои мысли
|
|
2.
|
Самостоятельное применение нового на практике,
либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)
|
Ведущий: Платки разные. Каждый имеет свой фон и неповторимый орнамент. Рисунок располагается по углам, в центре, по сторонам платка или по всему полю цветочным узором.
Помните, мы с вами делали бахрому на основе (показываю). Это был мой маленький секрет, для чего мы делали бахрому. А сегодня этот секрет я вам раскрою. Это основа платка. Я вам предлагаю продолжить русские традиции и самим изготовить платки.
Давайте пройдем в мастерскую. Ребята, у вас на столах необходимые материалы.
Откуда удобнее начинать украшать платок? (с центра) Приступаем к работе, украшаем основу платка.
Самостоятельная работа детей. Музыка.
|
Отвечают на вопросы
Самостоятельная работа детей
|
3
|
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
|
||
Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.
|
Оценка результатов деятельности детей. Благодарит и хвалит за старательность.
Воспитатель: Молодцы, мастера и мастерицы! Нравятся вам платки? Какое у вас настроение при рассматривании платка? Давайте с платками исполним танец!
|
Любуются своими работами
|
|
Рефлексия
|
Хороводный танец с платками
Ведущий: Ребята, давайте будем беречь русские традиции, любить Русь-матушку и хранить в своем сердце.
|
Дети заводят с платками хоровод под русские песни.
Девочки руками рисуют сердечко и прижимают к сердцу.
|