Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Календарно обрядовые праздники - средство воспитания духовно - нравственной личности

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 «Родничок»

 

Календарно обрядовые праздники  -

средство воспитания духовно - нравственной личности

 

Чепракова Елена Гавриловна

Музыкальный руководитель

 

 

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, в настоящее время является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа.  Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми, начинается с раннего детства.   Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:   русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки,  народные игры, в которые дети очень любят играть.  Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них  нравственно - патриотических чувств и развития духовности.
       Поэтому, определяя основные направления своей работы, я поставила одной из задач  -  знакомство и  приобщение детей к  русской народной культуре. Реализации этой задачи  способствует  введение  в образовательный процесс ДОУ одного из компонентов народной культуры – народных праздников. Формирование нравственного поведения детей  дошкольного возраста проходит  в процессе ознакомления с русскими народными праздниками и непосредственного участия в них.
        Именно   народные праздники духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их.  Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности.   Для детей дошкольного возраста народные праздники являются механизмом осмысления смены времен года и их повторения, дети осознают, какие изменения в природе происходят в каждом из времен года, как изменяется жизнь людей (осенью можно ходить за грибами, собирать урожай на зиму, зимой можно кататься на коньках, санках и лыжах).
     Вначале был составлен годовой перспективный план, в котором были выделены наиболее значимые русские народные праздники, доступные пониманию детей. В плане определена цель:
      Формирование знаний о русских народных  традициях, воспитание духовно – нравственных  и  патриотических качеств личности.
    Определены и задачи:   
 1. Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам,  народному календарю,   к  народным играм – духовному наследию русского  народа. 
 2.  Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).
 3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через    знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициями.
 4.  Создать условия для  самостоятельного отражения  полученных знаний,  умений детьми.
  5. Развивать творческие способности  детей  в   разнообразных видах музыкальной деятельности.
Весь процесс воспитанияпосредством народных праздников осуществляется в детском садувтри этапа: подготовка к празднику, мероприятие (проведение), понимание (обсуждение после праздника).
       На этапе подготовки   анализирую литературу по данной теме, определяю  смысл  празднования, в связи, с чем возникает  замысел. Затем выявляю умения и знания детей   и  составляю  сценарий праздника, где обязательно  учитываю  задачу приобщения детей к тематике праздника.  При разработке сценария  особое внимание уделяю подбору произведений устного народного творчества, словесно -  музыкальных, драматических, игровых и танцевальных  произведений обрядово-календарного фольклора,  которые     соответствуют содержанию праздника,   являются интересными и доступными для детей. Речевой материал к празднику  подбираю в соответствии с программными требованиями по развитию речи, ориентируюсь на активный словарь детей. При этом  учитываю индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи. Использую предметы народно-прикладного искусства, предметы изобразительной деятельности - картины, репродукции, художественные фотографии.   Очень важно, чтобы весь материал был посвящен единой теме.  Немаловажную роль в праздниках  играет  предварительная подготовка, в которой участвуют  дети, воспитатели, родители.
       Деятельность детей на празднике должна быть осознанной.  Поэтому детям заранее объясняю, что  это за праздник, для чего они  разучивают  песни и танцы. Рассказываю  о старинных русских обычаях и обрядах. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.
     Проведение праздника.
Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению.
  •  
«Кузьминки» у нас обычно проходят так: вначале проводится ярмарка заготовок овощей и фруктов на зиму. Мамы и бабушки угощают всех гостей своими фирменными блюдами, а затем начинается праздник.«Кузьминки» - это праздник встречи зимы и в честь них мы устраиваем посиделки. Начинаются посиделки русской народной песней, в которой мы прощаемся с осенью, благодарим ее за осенние дары овощей и фруктов, за заготовки на зиму, затем ведущий предлагает поиграть в народные игры «Кто главный на огороде», «Пугало». После этого начинаются шуточные величания, припевания,хороводы и игры. Игры « Заюшка», «Шубу шить», «Фанты». Задания игры в «Фанты» могут быть различными: спеть русскую народную песню, станцевать танец под русские народные мелодии, прокричать какпетух, сыграть на народном музыкальном инструменте. Во всех играх родители принимают активное участие. (Игры проводятся двумя командами: команда родителей и команда детей).В конце праздника Хозяйка вносит в зал угощение – этобольшой яблочныйпирог.
На протяжении нескольких лет в детском саду проводятсяпраздники «Русской народной песни», «Русского народного танца», где родители выступают вместе со своим ребенком.К празднику «Русской народной песни» мы, вместе с детьми и родителями начинаем готовиться заранее. Родителям дается задание разучить дома с ребенком русскую народную песню, изготовить музыкальную игрушку из бросового материала для шумового оркестра и приготовить русский народный костюм для праздника. На музыкальных занятиях разучиваю с детьми русские народные песни, частушки, заклички, колыбельные песни, провожу тематические занятия «Хороводная песня», «Плясовая песня», «Песня – душа народа».Затем, вместе с детьми готовим музыкальный зал к празднику. В зале воссоздается обстановка русской избы. В углу – русская печь, деревянные лавки и столы, на полу – самокатные половики. В русской избе есть чугунок, самовар, деревянные ложки, кадка прялка, расшитые полотенца…Дети и многие родители приходят на праздник в русских костюмах – сарафанах и кокошниках, у девочек заплетены косы с ярко – красными атласными лентами.Это создает особый эмоциональный настрой и у детей, и у родителей. Под русские народные наигрыши, через «золотые ворота», дети и родители входят в зал. В начале праздника выступает оркестр шумовых народных инструментов, в котором участвуют все приглашенные на праздник. Они исполняют русские народные мелодии «Калинка», «Светит месяц», «Я на горку шла», «Во - саду ли, в огороде» и другие. Затем дети, вместе с Хозяйкой избы показывают народные игры, поют песни и частушки, вовлекая присутствующих в веселое соревнование. После этого - начинается конкурс, выясняется, чья семья лучше знакома с народным фольклором песенками, колядками, частушками, колыбельными песнями. В исполнении семейных коллективов звучат переливы давно забытых, но вечно живых напевов старинных русских мелодий. Следует отметить, что в их репертуар включены заклички, колядки, песни народов Урала. Победителями оказываются все семейные коллективы, все получают памятные призы. А Хозяйка избы приглашает к русскому самовару. Главный и самый важный итог такого праздника – создание и сплочение детско – родительского сообщества, решающего проблему приобщения детей к истокам русской культуры, формирование новых взаимоотношений в системе:«дети – родители – педагоги».
       Подготовка к Рождеству,  у нас в саду начинается заранее – еще в декабре. На занятиях  наши дети знакомятся с русской духовной поэзией.  Мы рассматриваем с детьми икону Рождества Христова, рассказываем им, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было традицией на Руси. На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые создают праздничное настроение. Воспитатели с детьми изготавливают рождественские звезды, и начинается  игра - колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания.  При этом дети младшего возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших детей, а потом и сами включаются в общий праздник. Поэтому мы приглашаем малышей для общения со старшими детьми, и на общий праздник в музыкальный зал, где собираются и старшие, и младшие дети, и родители.  На наших праздниках нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом:  кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике.  Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.
      Таким образом, на Капустных вечерах  мы вместе с родителями солим капусту, на Святках,  с Рождества до Крещения, мы ходим поздравлять соседей колядной песней, встречаем и провожаем Масленицу,       зазываем    Весну, закликаем птиц, обращаемся к батюшке Егорию: «Спаси нашу скотинку», ходим по полям в Троицын день с пением песни о колоске, украшаем лентами и венками из полевых цветов русскую березку.  Все народные праздники вызывают много положительных эмоций у дошкольников.
        На праздниках  использую народные песни и хороводы, народные танцы, народную музыку, народные  игры, то есть   даю возможность соприкоснуться с историческим прошлым своего народа. Посредствам народной музыки знакомлю детей  с жизнью  русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
        Именно через народную песню способствую воспитанию взаимоотношений детей среди сверстников и отношений их со взрослыми, учу доброте, любви к ближнему. Показываю красоту природы родного края, единство человека с солнцем и ветром, лесом и полем, особенности быта русского народа его талант, трудолюбие, оптимизм.   Дети с удовольствием поют  русские народные песни “Земелюшка - чернозем”, “Во поле береза стояла”, “На горе-то калина”. Детям нравится инсценировать песени, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни.    В своей практике широко применяю инсценирование  таких песен, как  «Где был Иванушка»,  “Как у наших у ворот”, “Пошла млада за водой”, “Ой, вставала я ранешенько».
        В танцевальной деятельности  большое внимание  уделяю русским народным  пляскам и хороводам. Используя хороводы и танцы в народных традициях.  Это, прежде всего,  танцы живые, имеющие игровой характер, в них присутствуют элементы шутки. Например «Гармонист Тимошка», в котором девушки подшучивают над гармонистом,  девочки  танцуют с платочками,  а мальчики с гармошкой или  с балалайками.      Учу детей взаимодействовать с другими людьми, воспитываю умение детей войти в социум, и все это способствует развитию нравственных качеств личности.
  Использую  все виды фольклора, произведения устного народного творчества - пословицы и поговорки, потешки  и прибаутки, заклички, частушки, загадки как в хоровом, так и в индивидуальном прочтении, так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Это  помогает развитию правильной русской  речи дошкольников.
  Ввожу   народные  игры, которые содержат в себе информацию о традициях многих поколений. Через игровые общения дети  осваивают культуру своего народа, учатся сопереживать, формируется положительное отношение к труду.  Народная игра не только учит и воспитывает, она еще и соединяет современное подрастающее поколение с традициями предков, с их культурой и мировоззрением. Без игры трудно представить себе любое занятие в детском саду, а уж праздник тем более.
 Таким образом,   народное творчество, выраженное в песнях, припевках, танцах, играх, включенное в репертуар народного праздника,  влияет не только на развитие музыкальности детей, но и на становление духовности.
 На праздниках использую народные музыкальные инструменты.   В оркестре шумовых народных инструментов  совместно участвуют и дети, и их родители.  Они исполняют русские народные мелодии.
При проведении праздников детей одеваем в национальные костюмы -  сарафан, кокошник, рубашка-косоворотка, кушак. 
  Большое внимание уделяю оформлению зала.  Вношу предметы декоративно-прикладного искусства.   Вышитые полотенца, украшения, керамическую и деревянную посуду.  Предметы быта:    утюг, чугунок, кочерга, самовар, табурет, прялка,  домотканые полотенца и половики. Все эти детали создают на празднике элемент достоверности, что способствует лучшему восприятию, пониманию сути, запоминанию  на  долгие года.  Кроме того, широко использую и ввожу предметы быта в танцах: самовар, пиалы, платки, бусы, ложки и т.д.
     Главным показателем успешности праздника является:
 •  Эмоциональность  атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции,  вызванные  различными действиями персонажа.
 •  Использование сюрпризов.  Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.
  •  Насыщенность народного праздника творческими импровизациями.  Это стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности. 
  •  Участие в народных праздниках родителей.   Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они  принимают участие    в проведении русских народных праздниках,  в  изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы»,  в  украшении  зала  к русским народным праздникам «Пасха», «Рождество», Новый год, «Масленица»,  участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания  на родительских собраниях и семинарах. Народные праздники дают возможность  объединить весь коллектив детского сада - детей и взрослых, а также родителей воспитанников ДОУ, иными словами – всех участников образовательного процесса.  
Понимание праздника происходит через обсуждение всеми участниками того, что и как праздновалось. Что особенно понравилось детям, над,  чем нужно еще продолжать работать, какие новые приемы и методы использовать в работе.
 Таким образом, русский народный праздник всегда открыт для новизны, он  богатую духовную атмосферу, которая положительно влияет на духовно- нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений. Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, истории, вхождение в них. 
   Результатами проведенной мной  работы являются:
  1. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздника
(дети знают название праздника, умеют объяснить, что это за праздник и
когда он бывает,поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  1. Знание многих  обрядов и обычаев народных праздников;
  2. Интерес  к жизни народа в разное историческое время, к его истории и
    •  
патриотов своей Родины).
  1. Сформированное  представлений о культуре, природе и истории родного
 Урала.
      5.    Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
  6.    Умение  играть в русские народные подвижные игры, использовать
          считалки.
  7.    Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
      8.    Бережное  отношение  к предметам быта, произведениям народного
            творчества.
9.    Использование  атрибутов  русской народной культуры в
       самостоятельной деятельности.
    10.   Активное участие родителей в народных праздниках  и подготовке к
             ним.
  Для того чтобы дети использовали знания, полученные на праздниках, в самостоятельной деятельности,  в группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
• Имеются русские народные костюмы, музыкальные инструменты, атрибуты         для русских народных игр.
•  «Полочка народного декоративно – прикладного искусства.
•   Мини – музей  «Русская горница».
•   Составлена картотека: русских народных хороводных, малоподвижных,  подвижных игр.
•   В уголках для родителей помещается материал по народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица»   и другие.
         В своей работе по проведению народных праздников использую современные программы и технологии, базирующиеся на личностно  ориентированном подходе к ребенку:
        Программа   «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, в которой определены новые ориентиры нравственно – патриотического воспитания детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. 
       Программа  «Наследие» М.Ю.Новицкой, где основной целью предлагаемых программ «Круглый год», «Семейный круг», «Святые наши имена», является восстановление преемственности в восприятии и освоении традиций отечественной культуры; формирование основ национального    самосознания и любви к Отечеству.
       Использую в работе следующие технологии:
  • М.Д.Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание граждан РФ», которая содержит методические рекомендации к проведению работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников на занятии и в нерегламентированное время. Включает разнообразные формы, методы  и приемы деятельности педагога, обеспечивающие эффективную реализацию задач нравственно – патриотического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
  •    М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова «Народные праздники в детском саду».  Методическое пособие, которое посвящено актуальной современной проблеме – сохранению национальных традиций, установлению связей между церковно – православной, крестьянской календарно – обрядовой и современной культурами.
  •    Е.А.Писарева, В.В.Уткин «Живем в «Ладу». Методическое пособие, в котором раскрыты оригинальные материалы программы духовно – патриотического воспитания детей  «Лад».
  • Е.А.Позднякова «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении». В пособии опубликован  опыт ознакомления дошкольников с отечественной культурой, обычаями и традициями..
  •    В.Н.Вишневская «Свет Руси». Программа духовно-патриотического воспитания детей 3-7 лет. Пособие по реализации государственной программы по нравственно – патриотическому воспитанию детей.
  Основные принципы, положенные в основу работы сводятся к следующему: системность, интегрированность, взаимозависимость.  Кроме этого -  постепенное углубление и усложнение знаний и представлений ребенка о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях; взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим календарем; использование наглядности; сочетание интеллектуальной и двигательной активности ребенка во время поведения праздника.
Таким образом:  Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом, способствует развитию познавательных  способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку. 
      Вывод: Народные праздники, способствующие приобщению детей к культурным традициям своего народа, являются эффективным средством воспитания  нравственно – патриотических чувств  и развития духовности дошкольников.