Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я-патриот!» Номинация: «Программа каникулярного отдыха
Управление образования администрации Богучанского района
МБОУ ДОД «Центр роста»
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Я-патриот!»
Номинация: "Программа каникулярного отдыха"
Направленность: гражданско-патриотическая
Срок освоения программы: 4 недели
Возраст обучающихся: 10-14 лет
Баххарева Елена Андреевна
педагог дополнительного образования
-
Пояснительная записка
Важнейшим компонентом патриотического воспитания является духовно-нравственное воспитание – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. Оно включает развитие высокой культуры, и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отчизне, формирования высоконравственных этических норм поведения, ответственности и коллективизма. Основной целью патриотического воспитания является формирование социальных и личностных качеств человека и наиболее полной их реализации на благо общества, для воспитания гражданина, патриота своей Родины.
Направленность программы:
Программа «Я -патриот!» имеет гражданско-патриотическую направленность.
Актуальность программы:
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должны внести педагоги.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Новизной данной программы является то, что она не просто знакомит детей с гражданско-патриотическим направлением, но и дает возможность на практике освоить изготовление снаряжения для участников СВО, помогает убедить ребёнка в том, что от каждого человека, в том числе и от него лично, зависит состояние нашего мира.
Отличительные особенности программы:
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня интеллектуального развития.
Вся работа по данной программе строится на основе сотрудничества, сотворчества между педагогом, волонтерами, работниками культуры и учащимися.
Одной из отличительных особенностей программы является ее вариативность и свободность. То есть ребенок может сам выбрать себе занятие по душе.
Возрастные особенности:
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. Она рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста (10-15 лет), составлена с учётом всех возрастных особенностей детей и направленна на каждого ребенка в отдельности.
Наполняемость групп – по 8-10 человек; всего 3 группы.
Срок освоения программы – 4 недели, 01.06-24.06.23
Режим занятий- 3 раза в неделю по 2 часа
Форма обучения-очная.
1.2. Цель программы:
Патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения и готовности учащихся к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
-
формирование моральных и духовных качеств гражданина и патриота;
-
воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к своей Родине;
-
развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания;
Метапредметные:
-
развитие умений и навыков в изготовлении необходимого снаряжения для участников СВО, готовности к достойному служению обществу и государству.
Личностные:
-
воспитание гражданственности и патриотизма;
-
формирование дисциплины, самоорганизации;
-
умение действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
Личностные результаты:
-
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству
-
уважительное и доброжелательное отношение к людям, взаимопомощь.
-
использовать приобретенные знания в жизненных ситуациях.
1.3. Содержание программы
Учебно- тематический план
№
|
Название раздела, темы
|
Количество часов
|
Формы аттестации/контроля
|
||
Всего
|
Теория
|
Практика
|
|||
1
|
Введение. Ознакомление с работой по проекту. Посещение штабов
|
2
|
2
|
|
|
2
|
Изготовление брошей и значков с символикой нашего государства для участников проекта и участников СВО
|
4
|
|
4
|
|
3
|
Изготовление блиндажных свечей |
2
|
|
2
|
|
4
|
Изготовление спичек длительного сгорания
|
2
|
|
2
|
|
5
|
Работа на 3D принтерах
|
4
|
|
4
|
|
6
|
Плетение сетей.
|
6
|
|
6
|
|
7
|
Изготовление открыток для участников СВО
|
2
|
|
2
|
|
8
|
Пошив различных вещей для участников СВО
|
2
|
|
2
|
|
|
итого
|
24
|
2
|
22
|
|
Краткое содержание программы:
1. Введение. Ознакомление с работой по проекту. Посещение штабов.
2. Практика: Изготовление брошей и значков с символикой нашего государства для участников проекта и участников СВО, с использованием георгиевской и триколор ленты.
3. Изготовление блиндажных свечей. Практика: используя подручные материалы (жестяные банки и картон) и расплавленный парафин, изготовим блиндажные свечи;
4. Изготовление спичек длительного сгорания. Практика: с использованием спичек, салфеток, шпажек, ниток изготовим спички длительного сгорания;
5. Работа на 3Д принтерах. Практика: по установленным программам изготовить запчасти для квадрокоптеров;
6. Плетение сетей. Практика: для изготовления маскировочных сетей, изначально подготовим из ткани определенные полосы (разметим и нарежем), затем вплетем в сеть.
7. Изготовление открыток для участников СВО. Практика: изготовим открытки с символикой России и СВО, вложим в посылки с изготовленным снаряжением, для поддержания морального духа солдат.
8. Пошив различных вещей для участников СВО. Практика: обработка на швейных машинах полотенец, нижнего белья для участников СВО.
1.4 Планируемые результаты
В результате реализации программы ее участники получат определенные знания, умения, навыки работы, социальной деятельности. Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей.
-
Формирование положительного отношения юного гражданина России к самому себе, окружающему миру, другим людям.
2. Возможность реализации механизмов мотивации у ребенка к личному развитию, проявлению социальной инициативы.
3.Формирование у детей и подростков уважения к символам нашего государства.
-
Создание условий для адаптации детей к жизни в современном обществе, развитие коммуникативных способность ребенка, умение работать в коллективе.
1.5. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
(помещение штаба;
инструменты, материалы, оборудование-все предоставляется волонтерами):
1.6. Методика работы:
Все занятия, предусмотренные данной программой, содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.
Предполагаемая организация деятельности по программе будет способствовать достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
1.7. Формы аттестации и оценочные материалы
дневник наблюдений, журнал посещаемости
1.8. Используемая литература: