Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

«Тембр: некоторые приёмы работы над развитием интонационной выразительности речи старших дошкольников с ОНР (из опыта работы музыкального руководителя)»

Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта работников образовательных организаций «Методическая копилка»

 

МОУ "Детский сад № 48 Центрального района Волгограда"

 

Номинация: Методические рекомендации

Название работы: "Тембр: некоторые приёмы работы над развитием интонационной выразительности речи старших дошкольников с ОНР (из опыта работы музыкального руководителя)"

  

 

 

Автор:

Шайкина Мария Юрьевна,

музыкальный руководитель

МОУ "Детский сад № 48

Центрального района Волгограда"

 

 

 

 

2023 г.

 

 

"Тембр: некоторые приёмы работы над развитием интонационной выразительности речи старших дошкольников с ОНР (из опыта работы музыкального руководителя)"

 

Пояснительная записка

Вопросами изучения русской речевой интонации занимались как языковеды, так и психологи. Вопросами интонации в музыке занимался также композитор, музыковед академик Борис Асафьев. Итогом теоретических исканий Асафьева явилось создание теории интонации. Эта теория базируется на том, что речевая интонация дает композитору материал, тесно связанный с проявлениями психической жизни. То есть происходит процесс выделения мелоса из живой речи. Главные предпосылки выразительности мелодий - те же, что и предпосылки выразительности речевой интонации. Открытие академика Асафьева состояло не в том, что "в музыке тоже есть интонация", - нет. Аналогия между словами, которые произносятся-интонируются, и музыкой, которая исполняется-интонируется, достаточно проста. Открытие же произошло, как только была обнаружена связь между "интонациями" речи и природой музыки. И оно состояло в том, что "речевая и чисто музыкальная интонация - две ветви одного звукового потока".  

Выразительная речь – это особое качество речи, которое позволяет удерживать внимание слушателей  и выражать свои мысли и чувства: радость, печаль, удивление и настроение. Одним из основных компонентов выразительной речи является интонация. Дошкольный возраст является периодом активного усвоения средств интонационной выразительности, совершенствования процессов их понимания и произвольного употребления. Интонационной выразительностью речи  дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Выразительность речи у детей с речевыми нарушениями имеет значительные отклонения от нормы: интонационная незавершённость окончания фразы, нарушения синтагматического ударения внутри фразы, отсутствие паузы в конце фраз, нарушения применения и понимания просодических средств делает речь дошкольников с ОНР монотонной и невыразительной. В целом речь таких детей обеднена выразительными компонентами. Все вышесказанное обусловливает актуальность поиска наиболее эффективных  приёмов   коррекционного воздействия на развитие интонационной выразительности речи дошкольников.

Вопрос о включении тембра в компонент интонации в современной лингвистике считается спорным. Тембр произнесения рассматривается интонологами неоднозначно и определяется как специфическая и относительно постоянная окраска голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр является врожденным качеством каждого человека. Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр – это индивидуальная особенность, которая зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, его строения и функций. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, даже от времени суток. Он бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно. Разные исследователи выделяли различные виды тембра. Все они единодушны в одном: интонационный тембр наслаивается на индивидуальный или добавляется к нему, так как при любом эмоциональном состоянии говорящего его голос можно узнать по индивидуальному тембру.

Цель методических рекомендаций: поделиться опытом работы над развитием интонационной выразительности речи старших дошкольников с помощью тембра.

Задачи:

- предложить некоторые игровые приёмы на пути к достижению желаемого результата

- дать описание методики их применения

- сделать дидактическое содержание игр более привлекательным для дошкольника

Предлагаемые  приёмы неоднократно апробированы нами на практике. Они достаточно эффективны и приносят желаемый результат: речь детей становится более эмоциональной и выразительной. Данные методические рекомендации могут быть полезны как музыкальным руководителям, так и учителям-логопедам, не только в работе с детьми с ОНР, но и в неречевых группах.

"Повар Булочка"

Алгоритм проведения игры

Шаг 1

сопряженное и отраженное повторение фраз и движений с музыкальным руководителем

Мы поставим в печь пирог (ладошки от себя)

И достанем из печи (обратно)

Из трубы идёт дымок такой приятный (спираль пальцем)

Повар булочка живёт (показываем руками большой живот)

Возле леса (показываем большим пальцем себе за плечо)

У реки (показываем одной рукой волнистую линию)

По утрам печёт пирог он ароматный  (мнём тесто)

Ааа!.. (гладим рукой по животу)

Шаг 2

Аудирование: слушаем плюсовую фонограмму (троекратное исполнение в разных регистрах). Выясняем, когда пел великан, когда гном, а когда дети. Примечание: Если дети начнут не только слушать, но и показывать, останавливать их не следует.

Шаг 3

Перевоплощаемся (поём все вместе с "плюсовой" фонограммой с показом движений, меняя тембр исполнения):

- в среднем регистре (это дети)

- в нижнем регистре (это великан).

- в верхнем регистре (это маленький гномик)

Шаг 4

Поём  (произносим) индивидуально без фонограммы

Игра "Кто тебя позвал?"

Описание

Один из детей становится спиной к остальным детям. Дети по очереди называют этого ребенка по имени. После каждого раза выбранный ребёнок поворачивается лицом к детям и говорит, кто его позвал.

Называть можно:

- медленно или быстро

- громко или тихо, но не шептать

- "своим" голосом или изменённым (медведь, мышка, и т.п.)

Подвижная игра «Огородник»

-Ах, картошка, ты картошка,                                                                            

Кормишь ты честной народ!                                                                                  

Если есть картошка в доме -                                                                                 

Будешь сытым целый год!

Дети становятся в круг,  в центре – Огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого воспитатель дотрагивается до одного из детей: он будет отвечать на вопросы огородника. Огородник стучит палкой об пол. Выбранный воспитателем ребенок спрашивает: «Кто там?» - «Огородник» - «Зачем пришёл?» - «За картошкой». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то ему снимают повязку с глаз, огородником становится ребёнок, которого он узнал. Если не узнал, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.

Важнейшим средством как формирования выразительной речи, так и диагностики уровня её развития является театрализованная деятельность. Она интегрирует во все образовательные области  дошкольного образования.  Именно участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и  говорить свободно и выразительно. Но, как правило, в этом случае нам предлагается целиком постановка как конечный продукт совместной деятельности детей и педагога, как результат большой проделанной ими в этом направлении работы. Нас же более интересует сам процесс. Поэтому в качестве литературного первоисточника мы берём не всю русскую народную сказку, а какой-либо её эпизод. Лучше, если это будет   эпизод сказки о животных. Дети вслед за педагогом повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, какова должна быть его манера речи.

Эпизод из сказки "Волк и семеро козлят"

Однажды Волк подслушал, как поёт Коза. Вот раз Коза ушла, Волк побежал к избушке и закричал толстым голосом: 

Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.

Козлята ему отвечают: Слышим, слышим! Да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тоненьким голосом.

Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тоненьким голосом. Кузнец ему горло перековал. Только ушла Коза, Волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:

Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.

Эпизод из сказки "Кот, Петух и Лиса"

В лесу в маленькой избушке жили-были Кот да Петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдет кот на охоту, а Петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет, вскочит на жердочку, песни поёт и кота ждет. Бежала как-то Лиса, услыхала, как Петух песни поёт, захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко да и запела:

Петушок, Петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку. 

Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи. Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Важно, чтобы дети при этом понимали, что им это действительно нужно. Добиться этого понимания можно с помощью использования игровых приёмов, описанных нами выше.