Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Методические рекомендации для учителей начальных классов по созданию педагогических условий при обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса

Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта работников образовательных организаций «Методическая копилка»

 

Наименование образовательной организации:

МБОУ «Рыбаловская  СОШ» Томского района

 

 

 

Номинация: Методические рекомендации

Название работы: Методические рекомендации для учителей начальных классов по созданию педагогических условий при обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного класса

 

 

Автор:

Юрастова Наталья Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Рыбаловская СОШ» Томского района

 

 

2023 г.

 

 

Пояснительная записка

Актуальность

В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов.

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

1. психологическая безопасность;

2. помощь в приспособлении к окружающим условиям;

3. единство совместной деятельности;

4. мотивирование ребенка к учебному процессу.

Цель:повышение уровня профессиональных знаний педагогов об особенностях обучения школьников, имеющих особые образовательные потребности в условиях общеобразовательного класса.

 Задачи:

- расширитьпредставление о понятии «ребенок с ОВЗ»;

-формировать представление о возможностях обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении;

-воспитать толерантное отношение и сотрудничество при решениипрактических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Как правило, группы детей с ОВЗ неоднородны, в них входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, РАС и умственной отсталостью.

План работы с детьми ОВЗ:

  1. проведение психолого-педагогической диагностики (с согласия родителей);
  2. заседание школьного ПМПк;
  3. прохождение ПМПК;
  4. разработка индивидуального маршрута;
  5. разработка АООП;
  6. организация коррекционно-развивающего обучения в рамках урока и на внеурочных занятиях.

По результатам диагностики, в 2020 году 1 сентября в 1 класс пришли

3 ребенка с ОВЗ (2 детей – вариант 7.1, 1 ребенок – с УО вариант 1); 3 ребенка с низким уровнем готовности к школе, 2 с высоким уровнем и 10 имели средний и ниже среднего уровня.

Основной формой обучения является урок. Поэтому главная задача педагога при составлении технологической карты – отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности детей, обучающихся по АООП вариант 7.1 и УО вариант 1 находящихся в общеобразовательном классе. (На уроке целесообразно проводить дифференцированное закрепление нового материала. С точки зрения дифференциации в одном классе выделяются различные группы, к которым предъявляются в начале разные требования по содержанию, темпу обучения).

Но самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.  Реализуя принцип индивидуального подхода к обучению, использую различные формы организации учебной деятельности на уроке и вне урока: коллективные;  групповые; индивидуальные; работа в парах.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень

развития внимания,памяти,зрительного и слухового восприятия, связной устной и письменной речи, тактильного восприятия,артикуляционной моторики,мелкой моторики кистей рук, мыслительной деятельности, познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Поэтому планирование урока должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно-развивающие задачи:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
  • коррекция и развитие артикуляционной моторики;
  • коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом);
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
  • коррекция и развитие зрительного восприятия;
  • развитие слухового восприятия;
  • коррекция и развитие тактильного восприятия;
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)

 Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока.

Реализация коррекционных задач решается включением в урок специальных игр и упражнений.

Специальные игры и упражнения, которые необходимо включать в структуру урока для решения коррекционных задач:

  • артикуляционная гимнастика;
  • работа над дикцией, дыханием;
  • развитие мелкой моторики (тренажер Су – джок);
  • упражнение на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения,мыслительных операций;
  • упражнения на развитие связной речи.

Технологии, которые применяю в своей работе:

  •  
  •  
  •  
  •  
  • технология проектной деятельности;
  •  
  •  

 

Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:

  • поэтапное разъяснение заданий;
  • последовательное выполнение заданий;
  • повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  • близость к учащимся во время объяснения задания;
  • перемена видов деятельности;
  • предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  • использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
  • использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
  • дополнение печатных материалов видеоматериалами.

 

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

  • использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  • разрешение переделать задание, с которым он не справился.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.

Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.