Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Номинация: «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей» Название: «Я – Человек, Ученик, Патриот, Гражданин»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ордена Дружбы народов гимназия №3 им. А.М. Горького» городского округа г. Уфа Республика Башкортостан

 

Номинация: «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей»

Название: «Я – Человек, Ученик, Патриот, Гражданин»

 

Камалова Марина Николаевна 

заместитель директора по ВР 

 

 

Паспорт программы

Наименование программы

Программа духовно-нравственного воспитания школьников «Я – Человек, Ученик, Патриот, Гражданин» МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан

Заказчик

Администрация МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан

Основные разработчики

Камалова Марина Николаевна

Исполнители программы

Педагоги и учащиеся МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан

Цель программы

  •  Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.
  •  Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи программы

  • Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
  • Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
  • Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
  • Развитие нравственных взаимоотношений в семье.
  • Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.

Сроки реализации программы

2016 – 2020 гг.

Ожидаемые результаты

  • Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
  • Формирование стойкой патриотической позиции.
  • Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
  • Воспитание потребности в духовном обогащении.
  • Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
  • Воспитание уважения к труду, человеку труда.
  • Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.
  • Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку.
  • Формирование активной жизненной позиции молодежи, ориентирование ее на здоровый образ жизни.
  •  Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.
  •  Формирование положительного имиджа МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию.

Пояснительная записка

            В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

            «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».

            Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.

            Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

            Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. 
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. 
            Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.

            Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

            На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

            Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

            Программу рекомендуется использовать в гимназии с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества.

 

Правовой базой для составления программы являются:

·         Конвенция ООН о правах ребенка.

·         Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы”.

·         Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).

·         Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).

Генеральная цель:

·         Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.

·         Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи:

·         Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

·         Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

·         Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.

·         Развитие нравственных взаимоотношений в семье;

·         Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.

Основные принципы организации воспитания:

·         Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

·         Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

·         Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).

·         Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.

·         Принципы организации и самоорганизации,   (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).

·         Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

 

Участники программы: учащиеся 1–11-х классов МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан

 

Кадровое обеспечение:

·         педагоги МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан;

·         педагоги дополнительного образования;

·         психолог;

·         социальный педагог;

·         старшая вожатая;

·         медицинский работник гимназии.

Организация программы

            Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на 5 лет. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами  духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

I категория: ребята 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения односельчанами, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране.

II категория: учащиеся 5–8-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров  является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.

III категория: учащиеся 9–11-х классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт  защиты своей Родины.

« Я – я»

Формирование гражданского отношения к себе.

1.     Содержание деятельности.

В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.

2.     Задачи.

  • Формирование у школьников правосознания и воспитание в них гражданской ответственности.
  • Воспитание эстетической культуры и развитие художественных способностей учащихся.
  • Воспитание у детей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах.
  • Формирование у школьников потребности к самообразованию, воспитанию морально-волевых качеств, умений проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.

3.     Содержание проблемы.

  • Я – часть природы, моя жизнь величайший дар природы.
  • Мое жизненное предназначение.
  • Я – носитель мужского или женского начала.
  • Мужественность и женственность. Характерные черты мужчины и женщины.
  • Смысл красоты детства, юности, зрелости, старости.
  • Самопознание – это открытие себя, своего характера, темперамента, способностей.
  • Самообразование – это приобретение новых знаний, совершенствование своего ума, выработка умений и навыков самостоятельной работы.

 

Младший школьник:

развивать произвольность психических процессов учащихся (внимания, памяти, во­ображения, мышления, речи) на уроках и во внеурочной деятельности, используя различ­ные игры и упражнения

 

Младший подросток:

— формировать представления учащихся об индивидуальности и особенностях своего «я»
— формировать положительную «Я-концеп­цию»

— формировать половое самосознание и здоровый образ жизни

 

Старший подросток:

формировать у учащихся представление о самосознании и самовоспитании. Научить подростков планировать свою деятельность; наблюдать за своим поведением, характером, волей. Сравнивать себя с другими людьми (взрослыми, сверстниками), сопоставлять оценки, которые ему дают товарищи, учителя с собственными представлениями о себе; ана­лизировать свою деятельность (учёба, обще­ние, труд) и внутреннее состояние.

     1)  Организация  помощи ветеранам педагогического труда;

2) Организация  деятельности совета старшеклассников района и Мариинской Федерации.

3) Координация работы классных руководителей  по проблемам изучения личности школьника.

4)  Проведение психологических тестов, диагностик.

5) Проведение классных часов на морально-правовые темы.

6)  Создание условий для самореализации личности ребенка через участие в классных и общешкольных мероприятиях.

7) На уроках и во внеурочное время знакомить учащихся с правилами жизни, труда и поведения, прививать им практические навыки участия в жизни школьного коллектива, учить соотносить свои поступки с правилами и нормами общественной морали.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

«Я – я»

 

 

Название меро­приятия

 

Форма

 

Класс

 

Ответствен­ные

 

Время проведе­ния

 

1

 

«Кто я? Какой я?», «Мое хобби», «Хочу и надо»

 

Беседы

 

5 - 8

Классные 

руководи­тели

 

2016-2020

 

2

 

«Поверь в себя»

 

Тренинг

 

7 - 11

 

Классные 

руководи­тели, психолог

 

2016-2020

 

3

 

«Письмо       самому себе»

 

Конкурс на лучшее письмо

 

1

 

Творческие  группы класса

 

2016-2020

 

4

 

«Мой сосед по пар­те»

 

Час    откровен­ного разговора

 

1 - 4

 

Классные 

руководи­тели

 

2016-2017

 

5

 

«Я и мы»

 

Коллективная беседа

 

5 - 8

 

Классные 

руководи­тели

 

2016-2017

 

6

 

«Правила   счастли­вого человека»

 

Психологиче­ский практикум

 

9 - 11

 

Психолог,   

классные руководители

 

2016-2017

 

7

Праздник профессий

праздник

1 - 4

Классные руководители

2016-2017

8

 

«Кем  быть?»  (про­фессиональное  са­моопределение)

 

Тест

 

9 - 11

 

Психолог,

классные руководители

 

2016-2020

 

9

 

«Что    такое    лич­ность?»,    «Человек среди людей»

 

Беседы

 

9 - 11

 

Классные 

руководи­тели

 

2016-2018

 

 

 

 

 

 

10

 

«Быть человеком»

 

Дискуссия

 

10

 

Классные 

руководи­тели

 

2017

11

 

«Урок милосердия и доброты»

 

Беседы

 

5 - 8

 

Классные 

руководи­тели

 

2016-2020

 

12

 

«Когда душа умеет слышать – увидеть сердце поспешит»

Акция       мило­сердия

 

5 - 11

 

Зам.директора по ВР

ст. вожатая

соц.педагог

 

Первая декада декабря

ежегодно

 

13

 

«Наши     профессио­нальные намерения»

 

Анкетирование

 

9 - 11

 

Психолог,  

со­ц.педагог

 

2016-2020

 

14

«Гигиена подростка»

Беседы с врачами

5 - 8

Мед.работник

2016-2020

15

«Режим дня в жизни школьника»

беседа

1 - 4

Классные 

руководи­тели

 

2016-2020

16

«Сам себе психолог»

беседа

9 - 11

Классные руководители,

психолог

2018

17

«Не оставайтесь наедине со своими неприятностями»

практикум

9 - 11

психолог

2016-2020

18

«Дороги,      которые мы выбираем»

 

Экскурсии по графику

 

6-11

 

Классные 

руководи­тели

 

2016-2020

 

 

  4.   Классному руководителю.

Установка в классе правил, универсальных принципов и нравственных норм, определяющих отношения учащихся друг к другу и к окружающим людям: пожилым, малышам, женщинам, незнакомым, сверстникам. Проведение конкурса на лучшее письмо к самому себе на тему: «Какие потенциальные возможности во мне не раскрыты?».

5.  Предполагаемый результат деятельности.

Воспитание гуманности учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности.  Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.

«УЧЕНИК И СЕМЬЯ»

 Формирование гражданского отношения к своей семье. 

1. Содержание деятельности.

Основное содержание данного направления  –  подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.

         Исходное положение: семья – главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.

2.  Задачи

  •  Формировать уважение к членам семьи.
  • Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников.
  • Формировать у школьников понятия сущности основных социальных ролей, умения понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности.
  • Содержание проблемы.
  •  Гражданин и семья.
  • Происхождение семьи.
  • Поведение и действия достойного сына и дочери.
  • Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие.
  • Верность – основа семьи.
  • Преемственные связи: деды – родители, родители – дети, дети – внуки.
  • Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки.

Младший школьник:

формировать навыки санитарно-гигиенической культуры, воспитывать уважение к членам семьи

 

        Младший подросток:

научить подростков навыкам общения в семье

 

Старший  подросток:    

— сформировать у учащихся правильное представление о создании семьи.

  1.  Организация и проведение  недели с изучением родословной семьи, праздник «Шежэрэ-байрам».
  2.  Организация и проведение родительских лекториев (ежегодно - февраль).
  3.  Организация деятельности Родительского комитета каждого класса, Совета школы, Попечительского совета.
  4. Проведение общешкольных и классных родительских собраний.
  5. Конкурс рисунков и сочинений на тему: «Что значит слово мама для меня».    

Мероприятия по реализации воспитательной программы

«УЧЕНИК И СЕМЬЯ»

 

 

 

Название меро­приятия

 

Форма

 

Класс

 

Ответствен­ные

 

Время

проведе­ния

 

1

 

«Что   значит   быть хорошим   сыном   и дочерью»

 

Беседа

 

9 - 11

 

Классные 

руководи­тели

 

2016-2020

 

2

Конкурс рисунков «Сердце матери»

конкурс

1 - 4

Актив школы, классные. руководители

 

ежегодно

3

 

«Забота  о  родите­лях – дело совести каждого»

 

Беседа

 

9 - 11

 

Классные 

руководи­тели

 

2016-2017

 

4

 

«Дети + родители + учитель»

 

Совместные вечера

 

1 - 4

 

Классные 

руководи­тели

 

В течение 2016-2017 года

 

5

 

«Мои родные - за­щитники Родины»

 

Фотовыставка

 

5 - 8

 

Классные 

руководи­тели

 

Февраль ежегодно

 

6

 

«Педагогика       для родителей»

 

Общешкольные родительские собрания

 

1 - 11

 

Администрация гимназии,

классные 

руководи­тели

 

2 раза в год

 

7

 

«Как уберечь детей от наркотиков»

 

Советы для

ро­дителей

 

5   - 11

 

зам.директора по ВР, соц.педагог,

классные руководители

 

В течение года

8

 

Конкурс стихов о маме «Загляните в мамины глаза»

конкурс

5 - 11

Учителя литературы

Каждый год

9

«Генеалогическое древо моей семьи», Шежэрэ-байрам

Творческая мастерская

1 - 8

Зам.директора по УВР,

классные руководители

ежегодно

10

«Забота мамы»

Беседа - рассуждение

5

Классные руководители

2016-2017

11

«Роль отца»

Беседа - рассуждение

6

Классные руководители

2016-2017

12

«Воспитание человечности»

Диспут

8

Классные руководители

2017-2018

13

«Я в ответе за младших в семье»

Конкурс сочинений

5 - 8

Учителя литературы

2017-2018

14

«Культура внешнего вида»

Проверка внешнего вида, школьной формы

1 - 11

Администрация, соц.педагог, ст.вожатая

В течение года, дважды в месяц

15

«Что значит слово мама для меня».    

 

Конкурс рисунков

1 – 8

Учитель ИЗО

2016-2017

  1.  Классному руководителю:

Особое внимание уделить привлечению ближайших родственников учащихся к жизни класса. Организовать заочные путешествия «Здесь живет моя семья», праздники семейных династий, встречи, беседы.

С целью подготовки к будущей семейной жизни организовать консультации или лектории с участием психолога и врача.

  1.  Предполагаемый результат деятельности.

Сформирование у школьников понятия сущности социальных ролей:

- настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством;

- настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям;

- настоящий сын бережет покой родителей, членов семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создает конфликтов, умеет держать данное слово;

- настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.

«УЧЕНИК И КУЛЬТУРА»

Формирование гражданского отношения  к культуре.

1. Содержание деятельности.

Основным содержанием деятельности по данному направлению является осмысление школьниками значимости искусства и национальной культуры для человека современного мира, развитие духовного мира учащихся на основе познания искусства, литературы, фольклора.

2. Задачи.

  • Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хореографические способности, формировать эстетические вкусы и идеалы.
  • Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
  • Формирование и развитие основ этнокультурного самосознания учащихся.

3. Содержание проблемы.

  • Познание прекрасного в окружающей действительности.
  • Значение искусства в воспитательном процессе.
  • Этнические отношения – это реальность, которая постоянно развивается, выдвигает новые проблемы.
  • Выявление способностей, наклонностей каждого ребенка и их реализация через сеть учебных объединений, клубов по интересам и спортивных секций, конкурсы, праздники, экскурсии.

Младший школьник:        

— познакомить учащихся с произведениями искусства, воспитывать в них чувство пре­красного, развивать их воображение, творче­ское мышление, художественные, музыкаль­ные, литературные, хореографические спо­собности.

 

Младший подросток:

воспитывать в детях чувство прекрасно­го, учить их различать красивое и безобраз­ное, развивать их творческие способности.

 

Старший подросток:

формировать эстетические вкусы, идеалы.

а)  Проведение предметной недели по истории и краеведению в 5 – 11 классах.

 б) Проведение викторины «Мой край» в 5 - 11 классах.

в) Организация экскурсий в школьный, краеведческий, национальный музей.

г)  Организация и проведение силами учащихся концертов, посвященных  Дню Учителя, Дню пожилого человека, , Мариинский бал, 8 Марта, патриотическая песня, Сиреневый бал.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

«УЧЕНИК И КУЛЬТУРА»

 

 

Название меро­приятия

 

Форма

 

Класс

 

Ответствен­ные

 

Время проведе­ния

 

1

 

Экскурсии в музей

 

Экскурсии

 

1 - 11

Классные руководители

 

ежегодно

2

Привлечение учащихся в кружки и секции

доп.образование

1 - 11

Педагоги ДО

Сентябрь ежегодно

3

Аксаковские дни в Башкортостане

Литературные вечера, концерт

9 - 11

Зам.директора по ВР, классные руководители

Ежегодно в сентябре

4

Неделя первоклассника «Путешествие в страну Знаний»

Концерт, беседы, игры

1

Классные руководители

 

Октябрь ежегодно

5

Праздничный концерт «Спасибо Вам, учителя!» для ветеранов педагогического труда

концерт

2 – 11

Зам.директора по ВР, ст. вожатая, Мариинская Федерация

Октябрь ежегодно

6

Концерт артистов Филармонии «Цвети, мой Башкортостан»

концерт

1 – 7

Зам.директора по ВР, классные руководители

Дважды в год

7

День рождения Гимназии

Праздничные мероприятия, концерт, фотографирование, работа площадок

1 - 11

Администрация, зам.директора по ВР, классные руководители, Мариинская Федерация

18 декабря ежегодно

8

Новогодние мероприятия

Игры, новогодняя елка по классам

1 – 11

Классные руководители

Декабрь ежегодно

9

Неделя вежливости

Беседы, классные часы, театральные постановки школьной студии «Лето» и «Мариинка»

1 - 11

Классные руководители, педагоги ДО

Январь ежегодно

10

Мариинский бал

Танцевальный бал, театральное представление

9 – 11

Администрация, зам.директора по ВР, педагоги ДО, Мариинская Федерация

Последняя неделя февраля ежегодно

11

Праздничный концерт, посвященный Дню защитника Отечества

концерт

1 – 11

Зам.директора по ВР, Мариинская Федерация

Февраль ежегодно

12

Праздничный концерт «Весенняя капель»

концерт

1 – 11

Зам.директора по ВР, Мариинская Федерация

Март ежегодно

13

Органный концерт В. Муртазина

концерт

1 – 4

Зам.директора по ВР, классные руководители

По графику ежегодно

14

Весенний бал выпускников

Праздник последнего звонка в гимназии и танцевальный бал всех выпускников г.Уфа на Советской площади

11

Администрация, зам.директора по ВР, классные руководители, представители ГК «Уфанет»

Май ежегодно

15

Сиреневый бал

Концерт, танцевальный бал

6 – 7

Зам.директора по ВР, классные руководители

Май ежегодно

16

Выпускной вечер

Праздничные мероприятия

11

Администрация, зам.директора по ВР, классные руководители

Июнь ежегодно

17

Участие учащихся в районных, городских, республиканских, российских, международных конкурсах вокалистов

конкурс

1 – 11

Зам.директора по ВР, учитель музыки

В течение года по графику

 4. Классному руководителю.

Содействовать организации клубов по интересам, учебных объединений и вовлечение в них учащихся с учетом их интересов и природных задатков. Организовать и провести классные часы, праздники, расширяющие знания учащихся об искусстве.

5. Предполагаемый результат деятельности.

Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности.

Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов.

Успешные занятия детей в учебных объединениях художественно-эстетического направления.

Участие в художественной самодеятельности.

 

«УЧЕНИК И ШКОЛА»

Формирование гражданского отношения  к школе.

1. Содержание деятельности.

      Основное содержание деятельности – осмысление школьником необходимости научных знаний для нормальной жизни в современном мире. Исходные положения в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа является источником формирования необходимых качеств гражданина.

2.Задачи.

  • Формировать у ребенка осознанную принадлежность к коллективу, понимание его роли в жизни человека, умение сочетать личные и общественные интересы.
  • Воспитывать у школьников сознательное отношение к учению, развивать их познавательную активность и культуру умственного труда. Формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.
  • Воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру поведения учащихся. Заниматься их физическим совершенствованием, укреплением здоровья и формированием навыков санитарно-гигиенической культуры.
  • Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы и Устав Детской организации.
  • Учить ценить свое и чужое время, быть примером для младших, уметь держать свое слово.
  • Вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, ответственном и творческом отношении к учению, умения и навыки рациональной организации умственного и физического труда.
  • Формировать осознание своей принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
  • Формировать сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление к участию в спортивных состязаниях, оборонно-спортивных и санитарно-оздоровительных мероприятиях.

3. Содержание проблемы.

  • Гражданин и школьный коллектив.
  •  Интересы личные и коллективные.
  • Знания в жизни человека.
  •  Познавательная активность и культура умственного труда.
  • Выполнение роли хозяина в школе, участие в школьном самоуправлении.

Младший школьник: познакомить детей с правилами школь­ной жизни, воспитывать любовь к школе как второму дому

 

Младший подросток:

сформировать у детей навыки культурно­го поведения, взаимоотношений в школе, воспитывать в них любовь и уважение к школе, учителям, школьным традициям.

 

Старший подросток:

воспитывать у учащихся ответственность за сохранение существующих школьных традиций, помогать им в создании новых традиций, формировать у них навыки помо­щи младшим школьникам.

 

  1.    Проведение операций «Санитарная пятница», «Школа – мой родной дом».
  2.    Проведение предметных недель.
  3.    Работа Мариинской Федерации – школьного органа самоуправления
  4.    Организация и проведение школьной спартакиады.
  5.    Мероприятия по изучению Устава школы.
  6.    Проведение месячника «Здоровый образ жизни».
  7.    Организация выпуска школьной газеты «Мариинка».

Мероприятия по реализации воспитательной программы

«УЧЕНИК И ШКОЛА»

 

 

Название мероприятия

 

Форма

 

Класс

 

Ответст­венные

 

Время проведе­ния

 

1

 

Праздник первого звон­ка

 

Торжественная линейка

 

1-11

 

Зам,   директора  по ВР

 

Сентябрь

 

2

«Наши   классные  обязанности»

 

Организация дежурств,     рас­пределение   по­ручений

 

1 - 11

 

Актив класса

 

Сентябрь ежегодно

 

3

Неделя финансовой грамотности «Мои права и обязанно­сти» с приглашением сотрудников банков г. Уфы, преподавателей вузов

 

Консультации, беседы

5 - 11

 

Классные   

руко­водители, учителя обществознания

 

3 четверть ежегодно

 

4

Неделя юридической грамотности с приглашением сотрудников адвокатских контор, представителей ЦОБ, работников судебной системы

Консультации, беседы

5 - 11

Классные   

руко­водители, учителя обществознания

 

2 четверть ежегодно

5

«Поздравь учителя» (ко Дню учителя)

 

По­здравление,  вы­пуск плакатов

 

1 - 11

 

Редколле­гия класса

 

Октябрь ежегодно

 

6

Предме­тные недели

 

Викторины,     иг­ры, олимпиады

 

1 - 11

 

Учителя - предмет­ники  

 

ежегодно

7

НПК «Горьковские чтения»

НПК

1 - 11

Зам.директора по НМР

Март ежегодно

8

Всероссийский фестиваль школьной науки ассоциированных школ ЮНЕСКО

НПК

1 - 11

Зам.директора по НМР

Апрель ежегодно

9

«Ученик года»

конкурс

1 - 11

Зам.директора по ВР

Март ежегодно

10

«Образцовый кабинет»

 

Смотр  классных комнат

 

1 - 11

 

Администрация

Профком

ежегодно

11

Вечер встречи с выпускниками

 

Концерт

 

10-11

 

Зам.директора по ВР

 

1 раз в год в декабре в день рождения гимназии

 

12

Праздник      последнего звонка

 

Торжественная линейка

 

1-11

 

Зам.   дир. по ВР

 

Май

ежегодно

13

«Родная школа в лицах»

Фотовыставки

1 - 11

Педагог ДО

ежегодно

14

Выпуск газеты «Мариинка»

Сбор материала

9 – 11

Редколлегия газеты, Мариинская Федерация

ежемесячно

4.  Классному руководителю.

         Организация и проведение Дня Знаний и Уроков гражданина России, конференций по научно-исследовательской деятельности, дней открытых дверей, тестирование.

 5.  Предполагаемый результат деятельности. 

      Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважения к труду окружающих, забота о младших учащихся.

«УЧЕНИК - ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ»

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

 1. Содержание деятельности.

         В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, ее гражданина и патриота.

         Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества.

2.Задачи.

  • Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
  • Формировать у школьников осознание нравственного и правового долга, обязанностей по отношению к природной среде, ответственность за ее состояние.
  • Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.
  • Воспитывать в детях способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы, бережное отношение к памятникам культуры и искусства, национального творчества.
  • Формировать у школьников стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда. Обогащать их эстетические знания и совершенствовать умения и навыки.

3. Содержание проблемы.

Сегодня очень важен вопрос патриотического воспитания. Необходимо уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству.

 Младший школьник

-  познакомить учащихся с «малой» и «боль­шой» родиной, её историческим прошлым, многообразной флорой и фауной, культурой, национальными традициями; воспитывать в них бережное отношение к природе родного края, гордость за национальную культуру, героическое прошлое  Отечества.

 

Младший подросток:

               — дать учащимся представление о Родине как месте, где человек родился и познал счас­тье жизни, о значении родного языка, о пат­риотизме; познакомить детей с правами и обя­занностями юного гражданина страны, воспи­тывать в них чувство национальной гордости.

 

Старший подросток:

воспитывать у школьников политическую культуру, чувство ответственности за буду­щее своего города, страны.

 

  1. Проведение конкурсов рисунков и газет на патриотические темы.
  2. Проведение классных часов по государственной символике, гимну.
  3. Участие в торжественных митингах, посвященных Дню Победы.
  4. Участие в акции «Бессмертный полк».
  5. Проведение классных часов на тему: «Моя малая Родина».  
  6. Участие в военно-полевых сборах для учащихся 10-х классов.
  7. Участие в спортивно-патриотической игре «Рекрут».      
  8. Организация и проведение конкурса «А ну-ка парни».
  9. Организация правового всеобуча для учащихся и их родителей.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

«УЧЕНИК - ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ»

 

 

Название

 мероприя­тия

 

Форма

 

Класс

 

Ответст­венные

 

Время

про­ведения

 

1

Классные часы о патриотизме

Беседы, дискуссии

1 - 11

Классные руководители

В течение года по графику

2

Об      ответственности несовершеннолетних

 

Встреча с ра­ботниками ЦОБ, ОДН

5-10

Соц. педагог

 

 

В течение года по графику

3

Совет     профилактики правонарушений

 

Встреча и бе­седа с детьми (состоящими на   внутришкольном контроле)

 

1-11

Соц. педагог администрация.

 

1 раз в чет­верть

 

4

Неделя юридической грамотности с приглашением сотрудников адвокатских контор, представителей ЦОБ, работников судебной системы

Консультации, беседы

5 - 11

Классные   

руко­водители, учителя обществознания

 

2 четверть ежегодно

5

Встреча   учащихся   с известными     людьми района

 

Беседы

 

1 - 8

Классные  

руково­дители

 

ежегодно

6

Экскурсии в музеи г. Уфы

 

Экскурсии

 

1 - 7

Классные 

руково­дители

 

ежегодно

7

«Мир глазами детей»

 

Конкурс рисунков

 

1 - 6

Классные 

руково­дители, учитель ИЗО

 

В течение года

8

Конкурс стихов и рисунков, посвященных блокадному Ленинграду

конкурс

2 - 6

Классные 

руково­дители, учитель ИЗО

 

Январь 2016

9

Спортивно-патриотическая игра «Рекрут»

Конкурс, эстафета

10

Учитель ОБЖ

Февраль ежегодно

10

Уроки Мужества

 

Беседа, встреча с ве­теранами ВОВ,     участ­никами      ло­кальных войн

 

1-11

 

Классные 

руково­дители

 

Май ежегодно

 

11

«Память сердца»  

 

Митинг

 

1 - 11

 

Зам. директора по ВР

 

Май ежегодно

12

Участие во всероссийской акции «Бессмертный полк»

парад

1 - 11

Администрация, зам.директора по ВР, классные руководители

9 мая ежегодно

13

Смотр строя и песни

конкурс

4

Зам.директора по ВР, классные руководители

Май ежегодно

14

Военные сборы

 

Сборы

 

10

 

Учитель ОБЖ

 

 Май ежегодно

15

«Зажгите свечи»

Классные часы

1-11

Классные руководители

Май ежегодно

4. Классному руководителю.

Вовлекать учащихся в работу школьного музея, пополнение его коллекции. Организовать и провести классные часы, праздники на патриотическую тему. Углублять знания школьников о традициях своего народа, об истории России.

5. Предполагаемый результат деятельности.

Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.

Литература:

  1. Андреева И. Н. «Формирование культурных ценностей молодежи в сфере досуга»
  2. Аронов А. А. «Воспитать патриотов» Москва, Просвещение, 1989 год
  3. Блонский П. П. «Избранные педагогические произведения»
  4. Бабанский Ю. К. «Оптимизация  учебно-воспитательного процесса – методические основы»
  5. Божович Л И «Личность и ее формирование в детском возрасте»
  6. Жуков И М « Военно-патриотическое воспитание старшеклассников»       
  7. Можейко И В «Государственная символика России» Москва, 2003
  8. Журналы «Воспитание школьников»  № 1,2,6 2003год
  9.  Закон РФ “Об образовании”
  10. Конвенция ООН о правах ребенка.
  11. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы”.
  12. Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).
  13. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).

 

Пояснительная записка

            В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

            «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».

            Разрабатывая программу «Я – Человек, Ученик, Патриот, Гражданин», мы исходили из конкретных возможностей гимназии. Проанализировали психологическую готовность к работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.

            Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

            Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. 
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. В статье №2 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. 
            Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.

            Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

            На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

            Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

            Программу рекомендуется использовать в гимназии с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества.

 

Правовой базой для составления программы являются:

·         Конвенция ООН о правах ребенка.

·         Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

·         Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы” согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493.

Генеральная цель:

·         Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.

·         Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, республики и страны.

Задачи:

·         Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

·         Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

·         Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.

·         Развитие нравственных взаимоотношений в семье;

·         Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.

Основные принципы организации воспитания:

·         Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

·         Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

·         Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).

·         Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.

·         Принципы организации и самоорганизации,   (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).

·         Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

 

Проекты программы:

  • Мариинский бал – проводится ежегодно с 2008 года, участвуют учащиеся 9-11 классов, учителя, родители. Разделен на 2 вечера – танцевальный и театральный. В «арсенале» учащихся танцы XIX века и современные танцы.
  • Сиреневый бал дебютантов – проводится ежегодно с 2009 года, предваряет Мариинский бал, участвуют учащиеся 6-8 классов.
  • Аксаковский бал – грандиозное мероприятие ежегодно проводится в рамках Международного Аксаковского праздника по случаю годовщины со дня рождения русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. 
  • «Живые картины» и «Венецианский карнавал» - традиционная часть театрального вечера Мариинского бала,  «живое» представление картин великих художников «Наша Третьяковка». 
  • «Ожившие стоп-кадры Российского кинематографа» - проект проводился в рамках года Российского кино.
  • Шахматные турниры
  • Участие во всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО
  • Проект «Выходного дня» - мультикультурный проект «Дорогая моя столица», направленный на изучение и посещение мест культурного и исторического наследия, расположенных в шаговой доступности от гимназии.
  • «Читательский дневник»
  • Музейная педагогика - на протяжении нескольких лет успешно реализуется проект «Школоведение», участники Школы экскурсоводов из числа учащихся 8-9 классов проводят экскурсии в школьном музее «Родная школа» на 6 языках: русском, башкирском, английском, французском, немецком, китайском.
  • «Лица, которыми можно гордиться»
  • Театральная студия «Лето»
  • Театральная студия «Мариинка»
  • Литературная гостиная
  • Спортивно-патриотическая игра «Рекрут»
  • Смотр строя и песни
  • Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк»
  • Встреча красного знамени Победы
  • Волонтерский проект «Ветераны»

Участники программы: учащиеся 1–11-х классов МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан

 

Кадровое обеспечение:

·         педагоги МБОУ «Гимназия №3» г. Уфа Республика Башкортостан;

·         педагоги дополнительного образования;

·         психолог;

·         социальный педагог;

·         старшая вожатая;

·         медицинский работник гимназии.

 

Смотреть презентацию