Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Дополнительная общеобразовательная профориентационная программа «Профессии в экологии биологии и химии» детского объединения «Юный биолог» естественнонаучной направленности (Авторская)

МБОУДО Детский эколого-биологический центр г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан

 

Дополнительная общеобразовательная профориентационная программа «Профессии в экологии биологии и химии» детского объединения «Юный биолог»  естественнонаучной направленности (Авторская)  

 

    

                                         Бикташева Гузель Хурматовна

                                             педагог дополнительного образования 1 категории

 

 

 

Информационная карта программы

 

1. Учреждение

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Детский эколого-биологический центр г. Ишимбай муниципального

района Ишимбайский район Республики Башкортостан

2. Полное название программы

Профессии в экологии биологии и химии

3. Сведения об авторах:

 

3.1. Ф.И.О., должность

Педагог дополнительного образования

Бикташева Гузель Хурматовна

4. Сведения о программе

    4.1. Нормативная база:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования;

- Положение об учреждениях дополнительного образования;

- Устав  МБОУ ДО ДЭБЦ г. Ишимбай

   4.2.Область применения

Дополнительное образование

   4.3. Направленность

Социально-педагогическая

   4.4. Тип программы

Дополнительная общеобразовательная программа

   4.5. Вид программы

Образовательная

   4.6. Возраст обучающихся по 

          программе

14-16 лет

   4.7. Продолжительность обучения

1 год

5. Рецензенты и авторы отзывов

 

 

6. Заключение методического совета

Протокол заседания №___ от «__» _______ 20__ г.

 

II. Пояснительная записка

Экологическое образование в наше время становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человечества. Без знания экологических закономерностей немыслим переход современного общества к устойчивому развитию, формированию информационно-экологического общества. Становится общепризнанным, что в модели образования 21 столетия знание об окружающей среде, о взаимоотношениях общества и природы будут принизывать всю систему образования.

Изучение экологии ориентировано на воспитание экологической ответственности, развитие экологического мышления и сознания, нацелено на понимание природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, на воспитание экологической культуры.

Формирование прочных знаний и навыков экологически целесообразного поведения и принципов отношения к окружающей среде у подрастающего поколения осуществляется путем вовлечения обучающихся в реальную исследовательскую деятельность по изучению, мониторингу и охране окружающей среды.

 Программа является интегрированной, социально-педагогической направленности.

Данная программа направлена на оказание профориентариционной помощи, на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе дальнейшего обучения на ступени среднего общего образования по специальности «Экология», получения навыков и знаний о профессии этой специальности, а также в социальном, профессиональном самоопределении.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Актуальность программы

Определяется

  1. Возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры в связи с ухудшением экологической ситуации; приобретением особой значимости экологического образования в общей системе образования;  
  2. Стремительными переходами российского общества к новым формам хозяйственной деятельности, что приводит к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. Необходимость профессионального самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.

Актуальность программы определяется так же значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии по специальности «Экология биология и химия». За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Обучающимся для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий по направлению «Экология», их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы.

Новизна программы

 Состоит во введении профориентационного обучения детей по специальности «Экология, биология, химия»  с использованием современных информационных технологий, прохождения практикума на промышленных предприятиях города Ишимбай.  Программа предоставляет возможность обучающимся ознакомиться с современным промышленным оборудованием предприятий и учебных заведений:

 

  • Государственное бюджетное учреждение ветеринарная станция Ишимбайского района и города Салават Республики Башкортостан,
  • Очистные сооружения ИМУП
  • Ишимбайское муниципальное унитарное предприятие «Межрайкоммунводоканал» Республики Башкортостан (ИМУП «МРКВК» РБ),
  • городская свалка ТКО,
  • Ишимбайский нефтяной колледж ГАПОУ ИНК,
  • Салаватский филиал УГНТУ (кафедра экологии и природопользования) ,
  • Катализаторный завод (лаборатория катализа) г. Ишимбай,
  • Стрелитамакский филиал БГУ (кафедра естествознания),
  • Станция агрохимической лаборатории «Ишимбайская»
  • ГБУЗ городсая больница города Ишимбай (лаборатория анализа)
  • Санэпедемстанция города Салават и Ишимбай,
  • городская электростанция «Электросити»
  • предприятие «Витязь» г. Ишимбай 
  • ЗАО «ИНМАН» г. Ишимбай

Освоить и применить теоретические знания. Программа  даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека по специальности «Экология». Она составлена таким образом, что  обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, практических и лабораторных занятий на промышленных предприятиях города Ишимбай и Ишимбайского района. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

Цель программы

  • Актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет получения знаний по общей и прикладной экологии, о мире профессий, их соотнесения со своими возможностями и желаниями.
  • Сформировать готовность обучающихся к обоснованному выбору профессии   карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по  эколого-биологическим предметам, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
  • Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи программы:

Обучающие:

- формирование знаний о современной экологической картине мира, мировоззренческих понятий для осмысления окружающей действительности через активные формы творческого познания мира, общения с природой;

раскрытие оптимального варианта решения в проблеме взаимодействия природы и общества;

- формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;

- формирование умения оценивать состояние окружающей среды, восстанавливать (где это можно) утраченное равновесие природы.

- обучение основным методам сбора и обработки научного материала;

- освоение приемов представления научного материала;

- формирование навыков исследований природных объектов.

Формирование знаний по основам экологии, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Воспитательные:

 Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

Формирование готовности  обучающихся к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города и района, его развития и благополучия;

Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития  города и района, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего  города.

Развивающие  

1.Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

2.Развитие уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

3.Формирование навыков коммуникативной и управленческой  деятельности в процессе коллективной работы.

4.Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

Организационные условия реализации программы

Программа предназначена для учащихся 14-16 лет и рассчитана на 1 год обучения (144 часа).

Норма наполнения группы - 15 учащихся.

Режим занятия:  проводятся  2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями 10 минут.

Описание форм и методов проведения занятий

Словесный метод обучения: устное изложение материала.

Наглядные методы обучения: показ видеоматериала, иллюстраций экосистем, схем по общей и прикладной экологии, промышленной экологии.

Практические методы обучения: лабораторные и практические работы, решение  ситуационных задач по экологии.

Частично-поисковые методы обучения: участие обучающихся в самостоятельном поиске информации по теме (написании сообщений и рефератов, исследовательских работ)

Так же используются:

  • Репродуктивный
  • Метод проблемного изложения
  • Частично-поисковая работа
  • Поисковый метод
  • Эвристический

Формы  организации деятельности обучающихся на занятии

 Групповая -  занятия в кабинете, экскурсии, практические и лабораторные работы на промышленных предприятиях города Ишимбай и Ишимбайского района.  

Формы проведения занятий

Занятия, экскурсии, викторины, встречи со специалистами-биологами и экологами, семинары по темам, лабораторные практикумы.

Формы и виды контроля

В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов  тестов по экологии за текущий и прошедший год. В течении года – промежуточная аттестация обучающихся в виде тестирования, итоговая – в конце года в тестирование.

 

В результате изучения курса  обучающийся должен

 Мета предметными результатами освоения программы являются:

 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

 Предметными результатами освоения программы являются:

1) выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

2) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

  3)объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  4) анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 

 Информационные результаты

- сформированность  представления о мире профессий по специальности «Экология» таких как: эколог, животновод, растениевод, лаборант химического анализа, агроном, ветеринар, эколог-менеджер, инженер-эколог, либорант-биотехнолог, ветеринарный лаборант и др.

- знание и значение каждого из предприятий находящимися  на территории города и района, знание основных направлений производств города, особенностей технологий;

 Исследовательские результаты

- участие в проектной деятельности по изучению прикладной экологии,  

- участие в проектах краеведческо-профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в  городе.

- изучение путей овладения избранными профессиями

 Практические результаты

- сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;

- готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;

- определение профессиональных планов и намерений учащихся;

- развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных  аспектов экологии.

III. Учебно-тематический план

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теор.

практ.

1.

Введение

2

1

1

2.

Организм и среда

20

10

10

3.

Учение о биосфере

8

4

2

4.

Прикладная и промышленная экология

22

10

12

5.

Устойчивое развитие человечества

6

3

3

6.

Экологическая экономика и право

4

2

2

7.

Экология человека

8

4

4

8.

Итоговое занятие.

 

2

1

1

 

Всего

144

114

30

IV. Содержание программы

Введение

Предмет экологии как науки. Роль экологии в жизни современного общества. Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь. Разделы экологии. Связь экологии с другими науками. История развития экологии как науки.

 Входной контроль ЗУН. 2 ч.

 

Раздел 1 Организм и среда 20 ч.

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование  основных дополнительны навыков в области экологии.

Формы занятий: лекция, лабораторные и практические занятия, эврестические беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, и дополнительной литературой

Основные понятия: Экология, природа, среда, экологические факторы, взаимоотношения организмов, продуценты, консументы, редуценты. Типы консументов (фитофаги, зоофаги,  паразиты, детритофаги, симбиотрофы). Детрит и его   формы, популяция, адаптация, эволюция экосистем.

1.1.      История экологии. Основные периоды. Вклад А.Лавуазье, Т.Мальтуса, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина. 2 ч

1.2       Особенности  и структура современной экологии. Понятие о среде обитания и экологических факторах, предмет экология 2 ч

1.3.      Основные типы взаимоотношений организмов 2 ч

1.4.        Функциональные блоки экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Типы консументов (фитофаги, зоофаги,  паразиты, детритофаги, симбиотрофы). Детрит и его   формы.2 ч

1.4.      Сравнение наземных и водных фототрофных экосистем. Хемотрофные экосистемы. Экосистемы подземных вод. Геотермальные оазисы. Роль симбиоза в функционировании  этих экосистем. 2 ч

1.5       Гетеротрофные экосистемы  (экосистемы  бентали  и темных пещер). Морские экосистемы. Литораль, континентальный шельф, пелагиаль, бенталь. Роль фотического слоя.  Экологические  проблемы  использования морей.  2 ч

1.6       Классификация изменений экосистем (циклические изменения, автогенные и аллогенные сукцессии, эволюция). 

  Разнообразие автогенных сукцессий (первичные и вторичные, модели сукцессии). Концепция климакса.   Аллогенные сукцессии (под влиянием  выпаса, рекреации,  загрязнения). 2 ч

1.7.      Биологическое разнообразие биосферы и важность его сохранения. Состояние охраны биоразнообразия  в мире,  РФ  и РБ.  Основные типы  охраняемых природных территорий.  2 ч

1.8.      Принципы аутэкологии. Адаптации организмов. Основные жизненные формы  животных  и  растений. Стратегии организмов, r-отбор и К-отбор. Система Раменского - Грайма. Вторичные стратегии,  пластичность стратегий 2 ч

1.9       Популяция. (определение, разнообразие). Взаимоотношения особей в популяции. Конкуренция. Взаимопомощь. Размер и динамические характеристики  популяций.  Кривые  выживания.  Модели роста.  2 ч

 

Раздел 2. Учение о биосфере 8 ч

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование и углубленное изучение понятия «Биосфера, круговорот веществ».

Формы занятий: лекция, лабораторные и практические занятия, эврестические беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, и дополнительной литературой

Основные понятия: Биосфера, круговорот веществ, экологические проблемы, кислотные дожди, парниковый эффект, азоновый слой.

2.1.      Учение о биосфере В. И Вернадского 2 ч

2.2.      Основные круговороты веществ в природе ( Круговорот воды, фосфора, углерода, азота и других элементов) 2 ч

2.3.      Экологические проблемы континентальных наземных и подземных вод. Проблема Аральского моря 2 ч

2.5.      Влияние человека на атмосферу. Кислотные дожди, усиление парникового эффекта, разрушение азонового слоя. 2 ч

 

Раздел 3. Прикладная экология 20 ч

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела промышленной экологии.

 

Формы занятий: лекция, лабораторные и практические занятия, эврестические беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, и дополнительной литературой

 

Основные понятия: промышленные техносистемы, профессия эколог, экология растиеневодства, животноводства, сельскохозяйственные загрязнения, почва, городская экосистема, ТБО, биотехнология, мониторинг,биоиндикация, экологическая экспертиза.

 

3.1.      Промышленные техносистемы и принципы их экологизации. Знакомство с профессией эколог. 2 ч

3.2.      Основные направления экологизации растиеневодства и животноводства. Знакомство с профессией – животновод, растиеневод .2 ч

3.3.      Сельскохозяйственное загрязнение, стоки с полей и ферм возможности его снижения. Знакомство с профессией агроном. 2 ч

3.4       Проблемы сохранения плодородия почв. Почва как важнейший агроресурс. Почвенное плодородие. Разрушение почв в процессе сельскохозяйственной деятельности. 2 ч

 Эрозия почв и ее масштабы. Основные приемы сохранения почв. Безотвальная  и  нулевая  вспашка.  Почвозащитное земледелие на склоновых землях. 2 ч

3.5.      Общая характеристика городских экосистем, проблема транспорта в городах. 2 ч

 3.6      Проблемы Твердых бытовых отходов. Основные варианты обращения с ТБО.2 ч

 

3.7       Экологические аспекты  биотехнологии. Основные показатели загрязнения  сточных вод и естественных водоемов (ХПК, БПК,    ООУ). Знакомство с профессией – лаборант химического анализа. 2 ч

3.8       Особенности загрязнения окружающей среды  в  РБ.2 ч

3.9       Основные  задачи  экологического  мониторинга  и  его   виды.  Понятие и  основные  принципы биомониторинга. Биоиндикация. 2 ч

3.10     Специфика проведения экологической экспертизы  различных  объектов.  2 ч

 

Раздел 4. Устойчивое развитие человечества 6 ч

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование  основных дополнительны навыков в области экологии человека.

Формы занятий: лекция, лабораторные и практические занятия, эврестические беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, и дополнительной литературой

Основные понятия:  Ядерная энергетика, РАО, Катастрофы, Экологизация, продовольственная безопасность, международное сотрудничество, биологическое разнообразие, охрана.

 

4.1.      Ядерная энергетика плюся и минусы. Проблемы РАО. Катастрофы на АЭС. 2 ч

4.2.      Продовольственная безопастность, возможность ее изменения в будущем. Роль экологизации сельского хозяйства. 2 ч

4.3.      Роль международного сотрудничества в охране окружающей среды, основные документы по охране биологического разнообразия. 2 ч

 

Раздел 5. Экологическая экономика и экологическое право 4 ч

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование  основных  навыков в области экологической экономики.

Формы занятий: лекция, лабораторные и практические занятия, эврестические беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, и дополнительной литературой

Основные понятия:  Ценность природы, рыночная оценка, рента, деградация окружающей среды, экологический менеджмент.

5.1. Экономическая ценность природы: рыночная оценка, рента, затратный подход, альтернативная стоимость, общая экономическая  стоимость. Понятие экономического ущерба от деградации окружающей   среды.  2 ч

5.2.  Основы экологического менеджмента (экологический аудит, экологическое страхование, ОВОС). Знакомство с профессией эколог-менеджер 2 ч

 

Раздел 6. Экология человека 8 ч

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование  основных дополнительны навыков в области экологии.

Формы занятий: лекция, лабораторные и практические занятия, эврестические беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями, и дополнительной литературой

Основные понятия:  приспособленность человека, экстремальные условия, болезни цивилизации, факторы риска, ПДК, производственные факторы, критерии оценки условий труда.

 

6.1. Приспособления человека к экстремальным условиям. Основные факторы риска. Региональные проблемы  экологии человека. 2 ч

6.2. Происхождение   основных   «болезней цивилизации».   Факторы риска   сердечно-сосудистых заболеваний. 2 ч

6.3. Качество жизни населения. Оценка воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения.  ПДК.  Здоровье  и факторы риска. 2 ч

6.4. Влияние производственных факторов на состояние здоровья человека. Гигиенические критерии оценки условий труда  2 ч

 

Итоговое занятие: тестирование про пройденной программе  2 ч

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  

 

Для проведения занятий имеется кабинет  ДЭБЦ г. Ишимбай.

Оснащение процесса обучения обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.

1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

Нормативные документы: программа Планируемые результаты освоения программы

Учебник по экологии для 9 - 11 класса.

Научная, научно-популярная, историческая литература.

Справочные пособия (словари, сборники основных формул, энциклопедии, справочники по биологии и экологии).

Методические пособия для учителя.

2 Печатные пособия:

·        Таблицы

Вещества живой и неживой природы. Клеточное строения.

Растение живой организм.

Растение и окружающая среда. Животные и окружающая среда.

Химия клетки

3 Информационные средства:

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.

4 Технические средства обучения:

Персональный компьютер - рабочее место учителя

5 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Доска магнитная. Лупа

Микроскоп учебный

Спиртовка лабораторная

 VI. ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые документы

  1. Конституция РФ http://www.constitution.ru
  2. Конвенция ООН о правах ребенка http://www.un.org/ru/documents/
  3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc
  4. Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» http://docs.cntd.ru/document/463504509
  5. Концепция развития дополнительного образования детей http://government.ru/media/files/
  6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам https://rg.ru/2013/
  7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) http://www.consultant.ru

 Основной список

1.         Алексеев А.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. Практикум по экологии: Учебное пособие/ Под ред. Алексеева С.В. – М.: АО МДС, 2012.

2.         Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг/ Под ред. Ашихминой Т.Я. – М.: «Агар», 2011.

3.         Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М.  Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2014. – 208 с.

4.   Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. Учебное пособие. М., изд-во “ Армпресс”, 2013.

5.         Муравьев Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Крисмас+, 2012.

6.         Практическое руководство по оценке экологического состояния малых рек: Учебное пособие для сети общественного экологического мониторинга /  Изд. 2-е,  перераб.  и дополн.–  Под ред. д.б.н. В.В. Скворцова. – СПб.:  Крисмас +, 2015.

7.         Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений  переиздан – М.: «Дрофа», 201

Дополнительный список

 

1.         Агаджанян  Н.А., Катков  А.Ю.  Резервы  нашего  организма.- М: Знание, 1979.

2.         Азбука природы. Более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, ее растительном и животном мире. – М.: Ридерз Дайджест, 1997.

3.         Асланиди  К.Б. и др. Экологическая  азбука  для  детей  и  подростков. –М: Изд. МНЭПУ, 1995.

4.         Биология. Энциклопедический словарь школьника / Сост. П. Кошель -М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2000.

5.         Верзилин Н.М. По следам Робинзона - М.: Просвещение, 1994.

6.         Данилова  Н.А.  Природа  и  наше  здоровье. – М: Мысль, 1971.

7.         Занимательные опыты с веществами вокруг нас: Иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Авт. – сост. Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев. – СПб.:Крисмас+, 2003.

8.         Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль. «Академия развития», 1998.

9.         Я познаю мир. Дет. энциклоп.: Экология/авт.-сост. А.Е. Чижевский. Под общей ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ».

 

Интернет-ресурсы

 

1.         http://fadr.msu.ru – детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество.

2.         http://opr.tambov.gov.ru – управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области.

План учебно - воспитательной работы объединения « Юный биолог»

на 2016-2017 учебный год1 группа

Педагог ДО:   Бикташева Г. Х 

Ишимбай 2016 год.

Учебно-тематический план 1

 

п/п

Наименование тем

Количество часов

 

Всего

Теория

Практика

Дата проведения

 

 

Введение

2

1

1

14.09

 

1.

Организм и среда

20

7

13

 

 

1

История экологии. Основные периоды. Вклад А.Лавуазье, Т.Мальтуса, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина

. Понятие о водной среде обитания. Гидросфера оболочки Земли

2

1

1

21.09

 

2

Практическое занятие на базе «Межрайкоммунводоканал»

2

 

2

28.09

 

3

  Функциональные блоки экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Типы консументов (фитофаги, зоофаги,  паразиты, детритофаги, симбиотрофы).

2

1

1

5.10

 

4

Понятие экосистема.Сравнение наземных и водных фототрофных экосистем. Хемотрофные экосистемы. Экосистемы подземных вод. Геотермальные оазисы. Роль симбиоза в функционировании  этих экосистем.

2

1

1

12.10

 

5

Общее знакомство с болезнями животных (социальный  фактор заболеваний)

2

1

1

19.10

 

6

 Практическое занятие на базе ГБУ Ветстанция

2

 

2

26.10

 

7

Экологические  проблемы  использования морей. 

2

1

1

2.11

 

8

Практическое занятие на базе «Очистные сооружения ИМУП г. Ишмбай»

2

 

2

9.11

 

9

Аллогенные и автогенные сукцессии экосистем (под влиянием  выпаса, рекреации,  загрязнения).

2

1

1

16.11

 

10

Популяция. (определение, разнообразие). Взаимоотношения особей в популяции. Конкуренция. Взаимопомощь.

2

1

1

23.11

 

2.

 Учение о биосфере

4

3

1

 

 

11

 Учение о биосфере В. И Вернадского

2

2

-

30.11

 

12

Характерисита нетрадиционной энергетики прогноз её изменения в будущем.

Практическое занятие на базе АО «Инман»

2

1

1

 

7.12

 

3.

 Прикладная экология

28

7

 21

 

 

 

13

 Промышленные техносистемы и принципы их экологизации. Знакомство с профессией эколог.

2

1

1

 

14.12

 

14

Практичесоке занятие на базе Катализаторный завод (лаборатория катализа) г. Ишимбай

2

 

2

 

21.12

 

15

 Основные направления экологизации нефтянного производства

2

1

1

 

28.12

 

16

 Практическог занятие на базе ИНК нефтяной техникум г. Ишимбай

«Бурение нефтяных и газовых скважин»

2

1

1

 

11.01

 

17

«разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»

2

 

2

18.01

 

22

 Практическое занятие на базе «городская свалка ТКО» г. ишмбай

2

 

2

25.01

 

23

Основные показатели загрязнения  сточных вод и естественных водоемов (ХПК, БПК,    ООУ).

2

1

1

1.02

 

24

Особенности загрязнения окружающей среды  в  РБ.

2

1

1

8.02

 

25

Современные методы контроля загрязняющих веществв окружающей природной среде

2

1

1

15.02

 

26

Практическо занятие на базе «Агрохим лаборатория» города Ишимбай

2

 

2

22.02

 

27

  Понятие и  основные  принципы биомониторинга. Биоиндикация.

2

1

1

1.03

 

28

Практическое занятие на базе Стрелитамакский филиал БГУ (кафедра естествознания)

2

 

2

15.03

 

29

Специфика проведения экологической экспертизы  различных  объектов.

2

-

2

22.03

 

30

Практическое занятие на базе «Санэпедемстанция» города Салават и Ишимбай

2

 

2

29.03

 

4.

 Устойчивое развитие

 8

2

6

 

 

31

 Ядерная энергетика плюся и минусы. Проблемы РАО. Катастрофы на АЭС.

2

1

1

5.04

 

32

Практическое занятие на базе «городская электростанция Электросити»

2

 

2

12.04

 

33

 Продовольственная безопастность, возможность ее изменения в будущем. Роль экологизации сельского хозяйства.

2

1

1

19.04

 

34

Практическое занятие на базе предприятие «Витязь» г. Ишимбай 

2

 

2

26.04

 

5.

  Экологическая экономика и экологическое право

 4

2

2

 

 

35

Экономическая ценность природы: рыночная оценка, рента, затратный подход, альтернативная стоимость, общая экономическая  стоимость.

2

1

1

3.05

 

36

Современное российское экологическое законодательство (характеристика основных   законов).

2

1

1

10.05

 

6

 Экология человека

 4

2

2

 

 

37

 Практическое занятие на базе ГБУЗ городсая больница города Ишимбай (лаборатория анализа)

2

2

2

17.05

 

38

Итоговое занятие.

Итоговая аттестация обучающихся, примеры составления резюме, тестирование по программе

2

 

2

24.05

 

 

 итого

 

7 2

 

 

 

 

                       

 

 

Учебно-тематический план 2

 

п/п

Наименование тем

Количество часов

 

Всего

Теория

Практика

Дата проведения

 

 

Введение

2

1

1

19.09

 

1.

Организм и среда

20

7

13

 

 

1

История экологии. Основные периоды. Вклад А.Лавуазье, Т.Мальтуса, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина

. Понятие о водной среде обитания. Гидросфера оболочки Земли

2

1

1

26.09

 

2

Практическое занятие на базе «Межрайкоммунводоканал»

2

 

2

 3.10

 

3

  Функциональные блоки экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Типы консументов (фитофаги, зоофаги,  паразиты, детритофаги, симбиотрофы).

2

1

1

10.10

 

4

Понятие экосистема.Сравнение наземных и водных фототрофных экосистем. Хемотрофные экосистемы. Экосистемы подземных вод. Геотермальные оазисы. Роль симбиоза в функционировании  этих экосистем.

2

1

1

17.10

 

5

Общее знакомство с болезнями животных (социальный  фактор заболеваний)

2

1

1

24.10

 

6

 Практическое занятие на базе ГБУ Ветстанция

2

 

2

31.10

 

7

Экологические  проблемы  использования морей. 

2

1

1

7.11

 

8

Практическое занятие на базе «Очистные сооружения ИМУП г. Ишмбай»

2

 

2

14.11

 

9

Аллогенные и автогенные сукцессии экосистем (под влиянием  выпаса, рекреации,  загрязнения).

2

1

1

21.11

 

10

Популяция. (определение, разнообразие). Взаимоотношения особей в популяции. Конкуренция. Взаимопомощь.

2

1

1

28.11

 

2.

 Учение о биосфере

4

3

1

 

 

11

 Учение о биосфере В. И Вернадского

2

2

-

5.12

 

12

Характерисита нетрадиционной энергетики прогноз её изменения в будущем.

Практическое занятие на базе АО «Инман»

2

1

1

 

12.12

 

3.

 Прикладная экология

30

7

 23

 

 

 

13

 Промышленные техносистемы и принципы их экологизации. Знакомство с профессией эколог.

2

1

1

 

19.12

 

14

Практичесоке занятие на базе Катализаторный завод (лаборатория катализа) г. Ишимбай

2

 

2

 

26.12

 

15

 Основные направления экологизации нефтянного производства

2

1

1

 

9.01

 

16

 Практическог занятие на базе ИНК нефтяной техникум г. Ишимбай

«Бурение нефтяных и газовых скважин»

2

1

1

 

16.01

 

17

«разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»

2

 

2

23.01

 

22

 Практическое занятие на базе «городская свалка ТКО» г. ишмбай

4

2

2

 30.01

 

23

Основные показатели загрязнения  сточных вод и естественных водоемов (ХПК, БПК,    ООУ).

2

1

1

6.02

 

24

Особенности загрязнения окружающей среды  в  РБ.

2

1

1

13.02

 

25

Современные методы контроля загрязняющих веществв окружающей природной среде

2

1

1

20.02

 

26

Практическо занятие на базе «Агрохим лаборатория» города Ишимбай

2

 

2

27.02

 

27

Основные  задачи  экологического  мониторинга  и  его   виды.  Понятие и  основные  принципы биомониторинга. Биоиндикация.

2

1

1

6.03

 

28

Практическое занятие на базе Стрелитамакский филиал БГУ (кафедра естествознания)

2

 

2

13.03

 

29

Специфика проведения экологической экспертизы  различных  объектов.

2

-

2

20.03

 

30

Практическое занятие на базе «Санэпедемстанция» города Салават и Ишимбай

2

 

2

27.03

 

4.

 Устойчивое развитие

 8

2

6

 

 

31

 Ядерная энергетика плюся и минусы. Проблемы РАО. Катастрофы на АЭС.

2

1

1

3.04

 

32

Практическое занятие на базе «городская электростанция Электросити»

2

 

2

10.04

 

33

 Продовольственная безопастность, возможность ее изменения в будущем. Роль экологизации сельского хозяйства.

2

1

1

17.04

 

34

Практическое занятие на базе предприятие «Витязь» г. Ишимбай 

2

 

2

24.04

 

5.

  Экологическая экономика и экологическое право

 4

2

2

 

 

35

Экономическая ценность природы: рыночная оценка, рента, затратный подход, альтернативная стоимость, общая экономическая  стоимость.

2

1

1

8.05

 

36

Современное российское экологическое законодательство (характеристика основных   законов).

2

1

1

15.05

 

6

 Экология человека

 4

2

2

 

 

 

 Практическое занятие на базе ГБУЗ городсая больница города Ишимбай (лаборатория анализа)

 

Итоговое тестирование по программе

4

2

2

22.05

 

 

ИТОГО

72