Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

План-конспект урока по предмету «Математика» для обучающихся 4 класса на тему «Решение задач»

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №31»

                                     

Методическая разработка

открытого урока

по предмету

«Математика»

для обучающихся   4  класса

 на тему:

«Решение задач»

                                                                                                                                                   Разработчик:

                                                                                                      учитель начальных классов

первой квалификационной категории

                                                                                                       Борденюк Ольга Ивановна

 

г.о. Балашиха, 2016г.

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  

УЧИТЕЛЬ: Борденюк Ольга Ивановна

ТЕМА: «Сложение и вычитание величин»

УРОК №44: Решение задач

ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий урок, закрепление изученного учебного материала, формирование специальных умений и навыков по предмету.

ЦЕЛЬ УРОКА: совершенствовать вычислительные навыки; способствовать развитию умений применять алгоритмы письменного деления на двузначное число; закрепить умение решать задачи на движение; итоговое повторение; развивать внимание, логическое мышление; развивать грамотную математическую речь учащихся; воспитывать у учащихся самостоятельность, умение слушать, рассуждать; воспитывать  доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, плакат «Зоркие глазки».

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

  • Регулятивными УУД:

- диагностировать результаты познавательной деятельности по принятым критериям и показателям;

- формировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

У большинства учащихся недостаточно сформированы:

  • Коммуникативные УУД:

- обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения,  быть готовым изменить свою точку зрения;

  • Личностные УУД:

- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учиться применять вычислительные навыки, решать текстовые задачи.

Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осуществлять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

 

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Понимание и определение понятия  «алгоритм деления на двузначное число», умение определять порядок действий при решении задач,   проверка решений.

1 уровень — узнавание

Регулятивные

Планирование собственной деятельности.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Познавательные

Извлечение необходимой  информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Личностные

Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в паре.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы,

формы,

приемы

Формируемые

УУД

1

Организационная часть

 

Приветствие .

Отметка  отсутствующих.

Проверка подготовленности к учебному занятию.

Выдача  необходимых материалов.

Организация внимания детей.

Проверка домашнего задания.

Воспринимают на слух перечень необходимых   принадлежностей, контролируют готовность к  уроку.

Включаются в деловой ритм урока.

Подготовка к уроку.

Запись в тетрадях даты, темы.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2

Повторение  материала

Вспоминают  материал  предыдущих  уроков.

Выясняет степень усвоения изученного материала.

Учитель: Какое слово зашифровано на доске?

На доске.

623*7(э)    103*7(к)      220*4(о)     473*4(л)      771*2(о)       316*7(г)       508*7(и)       826*4(я).

Учитель.- Как вы понимаете значение этого слова?

- А теперь  устно решим задачи.

-В 1994 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано еще 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?

-.Какие заповедники знаете вы?

-Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?

-.  Из 250000 видов растений Земли 1\10 часть находиться на грани исчезновения. Сколько видов растений на грани исчезновения?

-Какие растения занесены в Красную книгу?

(Учитель показывает иллюстрации растений.)

-  Самые трудолюбивые санитары леса –  муравьи В среднем  муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых .Сколько насекомых принесут муравьи за 1час?

- Для ознакомления с жизнью животных и растений нашей страны можно прочитать книги Виталия Бианки, Григория  Скребицкого, Михаила Пришвина.(Учитель показывает книги.)

На доске.  3234- 2484= 263+613= 438-562=-Назовите компоненты сложения и вычитания

-1.Как найти неизвестное вычитаемое, уменьшаемое?

----750- столько жуков-короедов съедает за 1 день дятел.

----350- столько лет живет сосна.

----1000-столько полевых мышей уничтожает сова за 1 год.

Учитель  переворачивает листочки с ответами

Закрепляют знания, полученные на предыдущих уроках.  

Ответ:

- Экология

-193 заповедника.

Ответы детей.

-В атмосферу выбрасывается 10 тонн сажи.

- На грани исчезновения находиться 25000 видов растений

(Ландыш, кувшинка  и т. д.)

 -За 1 час муравьи принесут 1200 насекомых.

Учащиеся 

 

Решение ребуса.

Фронтальный  опрос.

Познавательная информация.

Ответ на вопросы учителя.

Решение примеров.

Коммуникативные:

Умение  вступать  в  диалог,  отстаивать  свою  точку  зрения,  умение  сотрудничать  с  учителем

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

3

Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации.

Формирует  способности  обучающихся к контролю и самоконтролю.

- О чем говорили на предыдущих уроках?

-Что   еще мы делаем на уроках математики?

-У всех ли хорошо это получается или надо эти умения еще закрепить?

Отвечают на вопросы.

Делят  на двузначное число.

Решают задачи.

 

Беседа с элементами диспута.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

4

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Подводит учащихся к постановке цели и формулирует её: алгоритм деления на двузначное число.

 

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают.

Ученики  определяют учебную задачу и практическую творческую работу, используют термины:

- больше, меньше

- фигура

- форма

Беседа с элементами диспута.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

5

Поисково-исследовательский этап.

Открытие учащимися новых знаний. Самоопределение к деятельности.

 

Изложение  нового  материала: решение задач.

Исторические  сведения.

№3(с. 69).

  • Рассмотрите рисунок.
  • По каким признакам можно разделить фигуры на группы?
  • Разделите фигуры по форме. Какие получились группы?
  • На какие группы можно разделить треугольники

- Выполните задание в парах.

 (На доске записаны  примеры.)

5:16     11:19   56:78

-Что общего в данных выражениях?

  • Выполните деление устно.

5: 16 = 0 (ост. 5)

11 : 19 = 0 (ост. 11)

56 : 78 = 0 (ост. 56)

  • Сделайте вывод: как разделить меньшее число на большее?
  • Выполните деление.

16 238 : 23.

  • Чем интересен пример? (В частном есть 0.)
  • Как поступать в этом случае?
  • Сформулируйте задачи урока.

Освоение  математических  знаний. Учащиеся слушают объяснения учителя. Отвечают на вопросы. Выполняют действия.

- По форме, цвету.

- Круги и треугольники.

- По типу углов: прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. По типу сторон: равнобедренные, разносторонние, равносторонние.

-Верные высказывания 1, 4, неверные — 2, 3.

-Делимое больше делителя.

-Значение частного равно нулю, а остаток — делимому.

Эталон ответа:

Надо разделить 16238 на 23. Первое неполное делимое 162 сот­ни, значит, в частном будут три цифры: сотни, десятки и единицы. Ставим три точки. Разделим 162 на 23. Для этого достаточно разде­лить 162 на 20, пробная цифра 7. Проверим: 23 • 7 = 161. Вычитаем: 162 — 161 = 1. Сравниваем остаток с делителем. Остаток меньше делителя. Второе неполное делимое - 13 десятков. 13 десятков нельзя разделить на 23 так, чтобы в частном получились десятки, поэтому в частном на месте десятков запишем 0. Находим третье неполное делимое и т. д.

  • Научиться выполнять деление на двузначное число в случаях, когда неполное делимое меньше делителя.

Объяснительно-иллюстративные,  репродуктивные  методы  обучения,   работа с учебником.

Предметные.

Учащиеся должны быть знакомы с видами  и формами фигур, действием деления с остатком

Метапредметные

Умение  слушать  и  вступать  в  диалог.

 

6

 

Плакат. «Зоркие глазки».

Зарядка для глаз хорошо расслабляет мышцы глаз, помогает отдохнуть во время занятий. Зарядка для глаз – эффективный способ профилактики близорукости и дальнозоркости и отличный способ улучшить зрение.

Выполняют упражнения.

 

 

7

Открытие учащимися новых знаний. Работа над новым материалом Работа по теме урока. Решение задачи на движение.

Изложение  нового  материала: Рабочая тетрадь с.59    № 14, 1 человек – у доски.

№7 (с. 67).     

Освоение  новых знаний. Учащиеся слушают объяснения учителя.

Читают задачу, составляют схематический  чертеж, решают задачу.  Формулируют алгоритм деления на двузначное число

Объяснительно-иллюстративные,  репродуктивные  методы  обучения,  показ  решения у доски.

Предметные.

Учащиеся должны быть знакомы с математическими действиями.

Метапредметные

Умение  слушать  и  вступать  в  диалог.

 

8

Самостоятельная работа.

 

- Выполните остальные  примеры самостоятельно. Дополнительное задание – сделать проверку 1 строчки.

Выполняют математические действия.

 

Показ   решения у доски.

Метапредметные

У учащихся должны быть сформированы навыки по выполнению математических действий.

Личностные

Ученик  научится  работать  самостоятельно

9

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

   Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

 

 Проверяют работу друг у друга. Оценивают.

Анализируют  свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность выполнения заданий.

 

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

10

 

Музыкальная. «Весёлая зарядка с Микки Маусом и Минни»

Физкультминутка создана для учащихся 1-4 классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения, создания условий для повышения двигательной активности детей. Танцевальные движения с героями вызывают восторг и море положительных эмоций.

 

Выполняют упражнение.

 

 

Личностные: формирование позитивной самооценки

 

11

Работа по  учебнику

№266 (с. 65).

  • Прочитайте задачу.
  • Как называются такие задачи?
  • Как выполнить краткую запись?                  
  • Объясните, что обозначают выражения.
  • Что неизвестно в задаче?
  • Как найти скорость второго лыжника?

 

  • Как найти скорость сближения?

 

  • Как 20 км разделить на 40 мин?
  • Каким еще способом можно найти скорость второго лыж­ника?
  • Запишите решение задачи любым способом.

Решение

Первый способ

  1. 20 км = 20 ООО м;
  2. 20 000 : 40 = 500 (м/мин) - скорость сближения;
  3. 500 - 240 = 260 (м/мин).

Второй способ

  1. 240 • 40 = 9600 (м) — прошел первый лыжник;

2)         20 км = 20 000 м;

3)         20 000 - 9600 = 10 400 (м) - прошел второй лыжник;

4)         10 400 : 40 = 260 (м/мин).

Ответ: скорость второго лыжника 260 м/мин.

Знакомятся с задачей в учебнике.

Оформляют краткую запись.

Решают задачу. Проводят коллективную проверку решения.

-Задачи на встречное движение.

-В виде схематического чертежа.

Один ученик работает у  доски.

- Из скорости сбли­жения вычесть скорость первого лыжника.

- Расстояние разделить на время.

- Перевести километры в метры

- Сначала узнать расстояние, которое прошел первый лыжник, потом вычесть его из общего расстояния и разделить полученный результат на время.

Два ученика работают у доски. Проверка, самооценка.

 

 

 

 

Метапредметные

У учащихся должны быть сформированы навыки по выполнению математических действий.

Личностные

Ученик  научится  работать  самостоятельно

12

Рефлексия (подведение итогов урока)

Оценивание своей способности и готовности к работе в конкретной предметной деятельности.

Дополните предложения:

Сегодня на уроке

У меня получилось…

Я смог…

Мне понравилось….

Я бы хотел…

Учащиеся  осуществляют самооценку собственной деятельности.

Делают выводы.

Обмен мнениями.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

 

13

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию:

№ 274, 278, с. 66 ,с.67 №9

Записывают домашнее задание.

 

Личностные:

формирование интереса  к теме урока.

Учиться  работать  самостоятельно