Познавательно-речевой поект во второй младшей группе "Сказки, сказки, сказочки…"
Муниципальное автономное дошкольное учреждение "Десткий сад №83" г.Сыктывкар
Познавательно-речевой поект во второй младшей группе "Сказки, сказки, сказочки…"
Ковалева Марина Валентиновна
Воспитатель,
Колипова Анастасия Михайловна
Воспитатель
Тема проекта: «Сказки, сказки, сказочки…»
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Срок реализации: октябрь-ноябрь 2021года
Тип проекта: краткосрочный, познавательно – речевой.
Актуальность: Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Речь помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир, и является средством общения.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком Мы пришли к выводу, что в этом нам поможет использование народных и авторских сказок.
Через сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны преподать ему множество уроков: воспитать в ребенке все самое доброе и вечное.
Проблема: В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие в детский сад дети имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возрастает необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка.
Так же мы выявили, что современные родители недостаточно уделяют внимание домашнему чтению, обсуждению с ребенком прочитанного. Ведь мало познакомить ребенка с литературным произведением, необходимо помочь ребёнку понять, осмыслить мудрость, заложенную в сказку…. А.Михайлова пишет: « На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы мы выбрали тему «Сказки…»
Цель проекта: Создать условия для развития связной речи детей посредством приобщения к миру сказок с использованием мнемотехники.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Формировать умение детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать содержание сказок, заучивать стихотворения с помощью мнемотехники;( мнемотаблицы, опорные картинки)
2. Совершенствовать связную, диалогическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас. Формировать умения выразительно рассказывать стихи, эпизоды сказок.
3. Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; высказывать свое отношение к героям сказки.
4. Знакомить детей с жизнью и творчеством детских писателей – сказочников К.И.Чуковского и В.Г.Сутеева.
Развивающие
5. Развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности.
6. Развивать умение изображать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками;
Воспитательные
7. Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, умение преодолевать робость, застенчивость;
8. Приобщать современных родителей к чтению сказок детям; ввести традицию семейного чтения. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Ожидаемые результаты:
-
Дети научатся пересказывать содержание небольших сказок или их отрывков с использованием мнемотехники; научатся узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям;
-
Дети узнают, что сказки бывают авторские и русские народные, познакомятся с писателями – сказочниками: К.И. Чуковским, В.Г.Сутеевым
-
Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) в самостоятельной деятельности.
-
Возрастёт уровень речевой активности детей, расширится словарный запас.
-
Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
-
Возрастет познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.
-
Дети научатся изображать сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках.
-
Родители примут участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка»
-
Предметно – развивающая среда пополнится дидактическими играми и пособями по теме проекта, сделанных руками родителей.
Этапы проекта:
1 этап - подготовительный
-
Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
-
Изучение и анализ методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
-
Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.
-
Анкетирование родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
-
Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?»
-
Оформление книжного уголка в группе.
-
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта - информация для родителей «Участвуем в проекте «Сказки, сказки, сказочки…».
-
Разработка содержания проекта: «Сказки, сказки, сказочки…»
Основной этап:
Работа по образовательным областям.
Познавательное развитие
Беседы:
«Кто пишет сказки?»
«Кто рисует картинки к сказкам?»
«Правила обращения с книгой»
Цель: Расширять представления детей о сказках, учить вести беседу, отвечать на вопросы взрослого;
Д/И
«Отгадай-ка!» Цель: учить детей отгадывать сказку по слова повторам, использовать их в пересказе сказки.
«Загадки по сказкам…» Цель: развивать воображение ребенка, умение анализировать, сопоставлять и обобщать. Воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность.
Рассматривание иллюстраций «Узнай сказку»
Цель: Учить узнавать и называть сказку;
НОД «Знакомство с творчеством К.И.Чуковского»
Цель: Формировать представления детей о писателе К. И. Чуковском и его творчестве.
НОД «В.Г.Сутеев – художник и сказочник»
Цель: Знакомить детей с творчеством Владимира Сутеева- как писателя и художника-иллюстратора
НОД «Птичий двор»
Цель: Продолжать знакомить детей с домашними птицами, их птенцами. Формировать представления о характерных отличительных особенностях домашних птиц.
Пополнение мини-библиотеки сказками В.Г.Сутеева,К.И.Чуковского, рнс.
Рассматривание книг и иллюстраций к сказкам
Просмотр мультфильмов по сказкам В.Г.Сутеева: «Две сказки», «Мешок яблок», «Палка-выручалка»
Речевое развитие
Беседы:
«Что такое сказка?» «Какие бывают сказки?» «Чему нас учит сказка?»
Цель: Расширять представления о сказках (сказки бывают народными , авторскими)
«Твоя любимая сказка», «Твой любимый сказочный персонаж»
Цель: Формировать умение вести беседу, отвечать на вопросы, учить характеризовать героев сказки;
Д/И
«Назови героев сказки»
Цель: учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки;
«Отгадай загадку» «Кто первый»
Цель: Учить детей отгадывать сказки, персонажей, развивать быстроту мышления
«Озвучка героев»
Цель:развивать устную диалогическую речь, запоминать последовательность действий сказки и ее героев;
«Расскажи сказку» (по мнемотаблицам)
Цель: Совершенствовать связную речь с помощью пересказа, рассказывания знакомой сказки по мнемотаблицам;
ЧХЛ:
Р.Н.С. «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Вершки корешки», «Маша и медведь, «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»
К.И.Чуковский: «Путанница», Федорино Горе», «Краденное солнце», «Муха-Цокотуха», «Цыпленок»
В.Г.Сутеев: «Три котенка», «Кораблик», «Кто сказал мяу», «Капризная кошка», «Яблоко», «Утенок и цыпленок», «Под грибком»
Р.Н.С. «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Вершки корешки», «Маша и медведь, «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»
К.И.Чуковский: «Путанница», Федорино Горе», «Краденное солнце», «Муха-Цокотуха», «Цыпленок»
В.Г.Сутеев: «Три котенка», «Кораблик», «Кто сказал мяу», «Капризная кошка», «Яблоко», «Утенок и цыпленок», «Под грибком»
НОД
Рассказывание сказки «Курочка Ряба»
Цель: Пересказ знакомой сказки с использованием мнемотаблиц и опорных картинок
Заучивание стихотворения В.Калмыковой «О папе»
Цель: Способствовать запоминанию нового стихотворения с помощью мнемотехники, расширению словарного запаса детей.
Рассказывание сказки «Теремок»
Цель: знакомить детей с устным народным творчеством с русской народной сказкой «Теремок», содействовать развитию умения совместно рассказывать сказку по опорным картинкам;
Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу?»
Цель: познакомить с содержанием сказки В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?», учить распознавать на слух звукоподражательные слова, совершенствовать память и внимание.
Обогащать и активизировать словарь детей.
Рассказывание р.н.с. «Маша и медведь»
Цель: Развивать у детей интерес к художественной литературе
посредством сказки, содействовать умению пересказывать отрывков из сказки
Рассказывание сказки К.Чуковского «Цыпленок»
Цель: Содействовать развитию связной речи у детей посредствам пересказа сказки «Цыпленок» с использованием мнемотехники
Социально-коммуникативное развитие
Д/И
«Из какой я сказки, угадай» (вырезанные фигурки персонажей)
Цель: Содействовать формированию развития речи, зрительного восприятия, памяти, мышления
«Исправь ошибку» (заведомая ошибка -сюжетные картинки)
«Что сначала, что потом?» «Собери всю сказку», «Пропущенный кадр»
Цель: Содействовать формированию развития речи, сообразительности, умение восстанавливать последовательно сюжет сказки;
«Из какой сказки?» (разрезные картинки)
Цель: Учить собирать из частей-целое, содействовать развиьтию зрительного восприятия;
Игры-драматизации по сказкам:
«Заюшкина избушка», «Теремок» (на палочках)
«Репка» (на прищепках)
«Колобок», «Цыпленок» (фланелеграф)
Цель: Содействовать развитию связной речи, устной диалогической, умению договариваться, играть в паре;
Художественно-эстетическое развитие
НОД :
Рисование по рнс «Колобок»
Цель: Учить детей создавать образ Колобка по мотивам рнс посредством способов рисования карандашами;
Рисование «Мышка» (по рнс «Теремок»)
Цель: Формировать умение детей создавать выразительный образ мышки посредством рисования (закрашивание контура в технике тычок, с элементами аппликации – ушки)
Пластилинография «Яичко не простое – Золотое»
Цель:Учить детей посредством приемов пластилинографии создавать образ «Золотое яичко»
Пластилинография «Цыпленок»
Цель: Формировать умение изображать цыпленка в технике пластилинографии
Аппликация «Лисичкин хвост»
Цель: Познакомить детей с приемом создания пушистого хвоста при помощи наклеивания осенних листочков;
Аппликация «Теремок»
Цель: Формировать у детей умение создавать из частей – целое (образ теремка) – посредством аппликации
Раскрашивание тематических раскрасок по сказкам: «Репка», «Курочка Ряба», «Цыпленок», «Маша и Медведь»
Цель: Формировать у детей навык аккуратного раскрашивания, не выходя за контур; вызвать интерес к занятиям изодеятельностью;
Совместное творчество – создание книжки-малышки по рнс «Маша и Медведь»
Цель: Пробуждать интерес к сказкам посредством коллективного создания книжки-малышки;
Музыкальное развитие
Разучивание музыкальной игры «Цыплята и кот», «Птенчики и кошка»
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, музыкальную творческую фантазию;
Слушание и пение «Вышла Курочка»
цель: учить детей слышать изобразительность музыки, развивать певческие навыки;
Слушание музыкальных произведений и песен из мультфильмов
Цель: Вызвать эмоциональный отклик детей на знакомые сказки посредством музыки, развивать танцевальные способности;
Физическое развитие
Подвижные игры: «Курочка-хохлатка», «Зайцы и волк», «Наседка и цыплята», «У медведя во бору», «Гуси-гуси»
Цель: Развивать двигательную активность, слуховое внимание, координацию движений;
Подражательные движения, характерные для животных: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса, мышка, петушок и др. )
Пальчиковые игры на основе сказок
Цель: Содействовать развитию мелкой моторики и речи детей;
III этап. Заключительный.
Пополнение предметно-развивающей среды:
игры на фланелеграфе по рнс «Колобок» «Цыпленок»
игра с прищепками «Репка»,
нагдядное пособие с прищепками по сказкам «Заюшкина избушка» «Теремок», «Кто сказал мяу?»
театр на палочках по сказкам
разрезные картинки, пазлы по рнс
пополнение детской мини-библиотеки
Выставка детских работ по тематике проекта;
Создание тематического альбома к проекту «Сказки…» ( с загадками, мнемотаблицами, картотекой пальчиковых игр)
Взаимодействие с родителями
-
Пополнение РППС: распечатка цветных иллюстраций к играм и пособиям по теме проекта;
-
Ламинирование иллюстраций к играм;
-
Распечатка раскрасок по теме проекта
-
Пополнение детской библиотеки
-
Приобщение к домашнему чтение с совместным обсуждением прочитанного;
Программно – методическое обеспечение:
1) Веракса Н. Е. "От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" - М.: Мозаика-синтез, 2010.
2) Конспекты интегрированных занятий, А. В. Аджи, Воронеж, 2009г.
3) Власенко О.П. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Вторая младшая группа» - Волгоград: Учитель, 2013.
4) КочкинаН.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
5) И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
6) Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.
7) Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2006.
8) Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.
9) интернет ресурсы