Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Растим патриотов»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования  «Дом детского творчества»

 

 

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Растим патриотов»

 

Направленность – социально-гуманитарная

Уровень программы - ознакомительный

Возраст обучающихся: 5 – 6 лет

Срок реализации программы: 34 часа

 

                                                                                                                       

                                                                            Автор-составитель:

                                                                            Артамонова Ирина Николаевна- 

                                                            методист МБУ ДО «ДДТ»

 

 

                                                                      

 

 

Ковылкино – 2021

 

 

Структура программы

 

№ п/п

Наименование раздела/темы

Страница

1

Пояснительная записка программы

3-9

2

Цели и задачи программы

10-11

3

Учебно-тематический план программы

12

4

Содержание программы

13-16

5

Календарный учебный график на учебный год

17

6

Календарно-тематический план программы

18-19

7

Планируемые результаты освоения программы

20

8

Оценочные материалы

21

9

Формы обучения, методы, педагогические технологии

22-25

10

Материально-техническое обеспечение программы

26-27

11

Список литературы

28-30

12

Приложения

31-34

 

1. Пояснительная записка

Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно,

  настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так),

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

В.А. Сухомлинский

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие «патриотизм»  исходит из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
Под патриотическим воспитанием  понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, толерантности.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, учреждении дополнительного образования, в школе, в трудовом коллективе.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости. Дошкольный возраст – лучший период для формирования любви к малой родине, воспитания уважения к культуре своей страны,  ощущения неразрывности с окружающим миром,  гордости за свой народ и свою Родину.

Нормативные основания для создания дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Растим патриотов»:

- Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации»

от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ;

- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (от 22.07.2020г.)

- Концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 г.

№ 1726-р;

         - Проект Концепции дополнительного образования детей до 2030 года;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196;

         - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28);

- Приказ Министерства образования республики Мордовия от 04. 03 2019 г. № 211 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в республике Мордовия»;

- Устав МБУ ДО «Дом детского творчества»;

- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

- Локальный акт МБУ ДО «Дом детского творчества» «Положение о разработке, порядке утверждения реализации и корректировки общеобразовательных программ».

   Дополнительная общеобразовательная программа «Растим патриотов» является модифицированной и разработана на основе:

- Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.

- Программы нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Маленькие россияне» ( Мозаика-Синтез Москва 2005г.)

Направленность программы: социально-гуманитарная.

Актуальность программы обусловлена тем, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных: современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам, редко сострадают чужому горю.

Актуальность состоит в важности приобщения ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к Отечеству, наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…. И хотя  многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Родной город… Необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, свой край должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Новизна программы  состоит в том, что содержание патриотического воспитания обогащено посредством включения в него национально-регионального компонента, а также в разработке и внедрении современных подходов к организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников, комплекса  разнообразных форм и методов работы педагогов по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста.

Данная программа дополнительного образования отражает творческие подходы к  решению данного вопроса, представляет систематическую и целенаправленную работу педагогов дополнительного образования, родителей и всего коллектива образовательного учреждения.

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы объясняется тем, что любовь к близким людям, к детскому саду, к Дому детского творчества, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников.  Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, краю можно и нужно развивать нравственно - патриотическое чувство дошкольников.

   Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру и историю собственного народа, через знакомства его с природой родного края. Интерес к истории не возникает вдруг, а воспитывается с детства, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям,  к родному дому,  родной улице,  родному городу и родной стране.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу  у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, который  расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками Дома детского творчества, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями.

Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов;  зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок.

Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что республика Мордовия, город Ковылкино – это частица Родины.

Отличительной особенностью программы является то, что она направлена  на патриотическое воспитание детей 5-6 лет и обогащена национально-региональным компонентом (краеведческим материалом). Именно любовь к родителям, родному дому, парку, улице, городу, местным традициям, друзьям, героям родного края может вызвать чувство патриотизма, любовь к стране, к родному Отечеству.

Возраст детей, участников программы и их психологические особенности

Программа разработана для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Старший дошкольник стремится познать себя и других людей, как членов общества, его начинают интересовать социальные связи и взаимодействия.

Поведение детей данного возраста тоже претерпевает изменения: становится возможной саморегуляция, дети относятся к себе более требовательно, чем  ранее.

В 5-6 лет старший дошкольник овладевает активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её.

Объём и сроки освоения программы

Срок реализации программы – 1 год.

          Продолжительность реализации всей программы - 34 часа.

 Режим занятий.

При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования детей (продолжительность учебного часа 25-30 минут). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с каждой группой детей. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых задач.

         Занятия проводятся в кабинете площадью 35 кв.м. Кабинет подготовлен

 к занятиям и отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и нормам

 освещения. Количество посадочных  мест для занятий соответствует

 количеству обучающихся. В кабинете имеются инструкции по технике

 безопасности и охране труда.        

2. Цель и задачи программы:

Цель: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитывать собственное достоинство как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом;
  • формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
  • знакомить с народным творчеством республики, города;
  • расширять представлений о родном городе, республике;

Развивающие:

  • развивать интерес к родному городу, республике, природе;
  • развивать чувства ответственности и гордости за достижения республики, города;
  • развивать интерес к национальным традициям и промыслам;
  • развивать художественный вкус и любовь к прекрасному, творческие способности..

Воспитательные:

  • воспитывать гуманную, духовно-нравственную личность, достойных граждан России, Мордовии, патриотов своего Отечества;
  • воспитывать чувства любви и привязанности к своей семье, родному дому, городу;
  • воспитывать чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

 

3. Учебно-тематический план

 

 

п|п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Все

го

Тео

рия

Практи

ка

 

1.

Вводное занятие.

 

1

1

 

 

2.

Вместе дружная семья.

8

4

4

 

Словесный портрет

3.

Город, в котором я живу.

10

7

3

Проект «Работа моих родителей»

4.

Вот эта улица, вот этот дом.

6

4

2

Проект «Будущее моего двора (моей улицы)»

5.

Многоликий город

8

 

5

3

Экскурсия в краеведческий музей города Ковылкино

6

Итоговое занятие

1

1

 

Беседа

 

 

ИТОГО:

 

34

22

12

 

4. Содержание программы

1. Вводное занятие (1ч).

Цель: ознакомить с задачами детского объединения, с правилами по ТБ

Теория: Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Техника безопасности на занятиях.

2. Вместе дружная семья (8ч)

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

2.1. Что такое «семья». Члены моей семьи. Моя фамилия. Имя, отчество – 3ч.

Цель: познакомить с понятием «семья». Учить детей называть свои имя, отчество, фамилию, ленов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.

Теория: понятие «семья», «член семьи». Имя, фамилия, отчество. Члены моей семьи, их возраст.

Практика: рисунок на тему «Вечер в моей семье».

2.2. Моя родословная – 3ч.

Цель: дать понятие «родословная»; формировать интерес к своей родословной, истории своей семьи.

Теория: Что такое «родословная». История семьи. Родственники близкого круга, дальнего круга. Сфера деятельности родственников. Пожилые родственники.

Практика: представление проекта «Семейное древо» (работа с родителями)

2.3. Коллектив. Мой первый коллектив – 2ч.

Цель: дать понятие  «коллектив», «член коллектива»; формировать потребность общаться с друзьями, быть равноправным членом коллектива; воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, Дома детского творчества, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

Теория: понятия «коллектив», «член коллектива». Мой первый коллектив. Мои друзья.

Подведение итогов. Практика: словесный рисунок «Мой друг»

3. Город, в котором я живу (10ч)

Цель: дать элементарные представления об истории города Ковылкино, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, известных земляках, социально-экономической значимости города.

3.1. История города Ковылкино (3ч).

Цель: формировать представление об исторических корнях города; ознакомить с  символикой, местом города на карте Мордовии.

Теория: История города. Этапы возникновения города Ковылкино. Люди, сыгравшие важную роль в истории города (И.А. Арапов, С.Т. Ковылкин). Символика города (герб, флаг, гимн). Место города Ковылкино на карте республики.

3.2. Достопримечательности города Ковылкино и Ковылкинского района. Люди – наша  гордость (3ч).

Цель: расширять представления о достопримечательностях города; ознакомить с известными людьми города, их вкладом в историю города Ковылкино; воспитывать уважение к героям труда, Великой Отечественной войны, защитникам Отечества.

Теория: Достопримечательности  города Ковылкино (краеведческий музей, Дом Ф.В. Сычкова, бюст  Ковылкина, памятник В.И. Ленину, памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны; памятник воинам-интернационалистам, Парк Победы, парк отдыха, санаторий «Мокша» и др.)

Практика: экскурсия в краеведческий музей города Ковылкино.

3.3. Хозяйство города и района (4ч).

Цель: дать элементарные представления о природе, климате, природных ресурсах, социально-экономической значимости города.

Теория: Климат. Природные ресурсы Ковылкинского района. Понятия «экономика» и «сельское хозяйство», «культура и досуг» (инфраструктура). Экономика города: ПАО «КЭМЗ» (электромеханический), АО «Надежда» (маслосырзавод), «Элекс» (элеватор), ООО «Фанера-Маркет», ООО «Колос». Частные предприятия. Сельское хозяйство (частные предприятия, хозяйства): выращивают зерновые, технические культуры; разводят крупный рогатый скот (КРС), свиней (филиалы ЗАО «Мордовский бекон»), овец, птицу (ООО  «Ковылкинский птицекомплекс»). Инфраструктура города и района: учреждения образования, культуры и досуга, учреждения здравоохранения. Вклад города и Ковылкинского района в хозяйство Республики Мордовия.    

Поведение итогов. Практика: проект «Работа моих родителей»

4. Вот эта улица, вот этот дом (6ч)

Цель: формировать понятие о расположении улицы, на которой проживает ребенок; учить называть свой адрес, названия близлежащих улиц; воспитывать любовь к своей улице, дому, уважение к соседям

4.1. Моя улица, мой дом – мой адрес (3ч).

Цель: формировать понятие «адрес»; учить называть адрес, название района города, своей улицы и близлежащих улиц, номер дома, квартиры, подъезда; воспитывать уважение к соседям и другим людям.

Теория: понятие «адрес». Районы города Ковылкино (центр, военный городок (2 микрорайон), 3 микрорайон, Воскресенская Лашма) и близлежащие села. Моя улица. Объяснение названия. Мой дом.

Практика: Конкурс рисунков «Моя улица»

4.2. Мой двор. Мои соседи (3ч).

Цель: формировать потребность в дружеских отношениях с соседями, со всеми окружающими людьми; воспитывать чувство уважения к людям.

Теория: Мой двор. Близлежащие улицы и дома. Возможные достопримечательности. Соседи. 

Практика. Подведение итогов: проект «Будущее моего двора (моей улицы)»

5. Многоликий город (8ч).

Цель: дать детям представление о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

5.1. Жители города Ковылкино и Ковылкинского муниципального района. Основные профессии (3ч)

Цель: формировать представление о многоликости города и района, основных профессиях жителей.

Теория: Люди каких национальностей проживают на территории города Ковылкино и Ковылкинского района. Основные национальности (русские, мордва-мокша). Занятия населения. Основные профессии.

Практика: проект «Профессии в моей семье»

5.2. Культура, традиции людей моего края (5ч).

Цель: вызвать интерес к жизни людей разных национальностей, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

Теория: Быт коренных жителей города и района. Язык. Культура и традиции  русских. Культура и традиции мордвы.

Подведение итогов. Практика: экскурсия в краеведческий музей.

6. Итоговое занятие (1ч)

Цель: подвести итоги по прохождению программы объединения.

Теория. Подведение итогов по программе. Какие темы были наиболее интересными. Чему научились, что узнали интересного.

5. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год

Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.

- количество учебных недель – 36;

- количество учебных дней – 252;

- продолжительность каникул (приказ Министерства образования Республики Мордовия от 22 октября 2021г №1050):

– осенние: с 25 октября 2021 г. по 7 ноября 2022 г.;

 - зимние: с 27 декабря 2021 г. по 09 января 2022 г.;

 - весенние: с 26 марта 2022 г. по 3 апреля 2022 г.;

 - летние:  с 31 мая 2022 г. по 31 августа 2022 г.

Дата начала и окончания учебного периода – 01.09.2021 г. по 31.05.2022 г.

Праздничные дни:

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы

7 января - Рождество Христово

23 февраля - День защитника Отечества

8 марта - Международный женский день

1 мая - Праздник Весны и Труда

9 мая - День Победы

12 июня - День России

4 ноября - День народного единства

В каникулярное время обучение по дополнительной программе продолжается. В официальные праздничные дни обучение не ведется.

6. Календарно-тематический план

N п/п

Раздел/ тема

Тео

рия

Прак

тика

Всего часов

Плани руемая дата

Факти ческая дата

Форма контроля

1

Вводное занятие

1

 

1

 

 

 

2

Вместе дружная семья.

4

4

8

 

 

 

2.1.

 Что такое «семья». Члены моей семьи. Моя фамилия. Имя, отчество

 

1

2

3

 

 

 

2.2.

Моя родословная

2

1

3

 

 

 

2.3.

Коллектив. Мой первый коллектив

1

1

2

 

 

Словесный портрет

3

Город, в котором я живу.

7

3

10

 

 

 

3.1.

История города Ковылкино

3

 

3

 

 

 

3.2.

Достопримечательности города Ковылкино и Ковылкинского района. Люди- наша гордость.

1

2

3

 

 

 

3.3.

Хозяйство города и района

3

1

4

 

 

Проект «Работа моих родите-лей»

4

Вот эта улица, вот этот дом.

4

2

6

 

 

 

4.1.

Моя улица, мой дом – мой адрес

2

1

3

 

 

 

4.2.

Мой двор. Мои соседи.

2

1

3

 

 

Проект «Будущее моего двора (моей улицы»

5

Многоликий город

5

3

8

 

 

 

5.1.

Жители города Ковылкино и Ковылкинского муниципального района. Основные профессии.

2

1

3

 

 

 

5.2.

Культура, традиции людей моего края.

3

2

5

 

 

Экскурсия в краеведческий музей города Ковылки но.

6

Итоговое занятие

1

 

1

 

 

Беседа

 

               ИТОГО:

22

12

34

 

 

 

7. Планируемые результаты освоения программы.

К концу обучения  по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Растим патриотов» обучающийся будет

Знать:

  • дату своего рождения, свою фамилию, имя, отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей, название своей страны, республики, города;
  • символику города, республики, страны;
  • названия близлежащих улиц;
  •  
  • профессии своих родителей;
  • правила поведения в природе;
  • краткие сведения об истории города, района.

        Уметь:

  • рассказать о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве, государственных праздниках, музее, библиотеке и т.д.
  • называть поэтов, художников города, рассказывать стихи местных поэтов;
  • соблюдать правила безопасности поведения в природе и на улицах города;
  • узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

8. Оценочные материалы:

Оценка качества освоения программы проводится в течение всего времени обучения.

 • Входной контроль проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений. Формы проведения: беседа, устный опрос.

 • Промежуточный контроль проводится в декабре и осуществляется для отслеживания уровня усвоения материала программы и корректировки процесса обучения. Контроль проводится в форме подготовки с помощью родителей проектов по заданным темам, конкурса рисунков, экскурсии по достопримечательностям города и района, посещение выставок.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Его цель – выявить усвоенный уровень знаний и умений, предусмотренных программой. Итоговый контроль может проводиться в форме итоговой беседы или теста по пройденным темам.

9. Формы обучения, методы,  педагогические технологии.

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым разделам, темам. Цикл занятий по знакомству с родным городом, районом целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины, занятий - путешествий в прошлое, будущее, настоящее. Возможно организовать целевые прогулки, которые помогут детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, об обитателях водоемов и т.д.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога дополнительного образования с детьми, так как воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки, расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование как чувство любви к Родине. В совместной деятельности педагог широко использует дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые помогают формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки.

Чтобы достигнуть определенного результата в программе,  используются новейшие технологии.  Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Педагогические принципы реализации программы

В основу реализации программы положены следующие принципы:

  • Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим разделам.
  • Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: гербарии, иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
  • Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от Страны к Городу), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
  • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
  • Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств;
  • Принцип научности. Одним из важных принципов программы является её научность - на основе сведений об истории и культуре родного края и родной страны;
  • Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
  • Принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.
  • Принцип культуросообразности. Этот принцип выстраивает содержание программы   как последовательное усвоение и выработку на этой основе ценностных ориентаций.

Цели-ориентиры для педагогов

по патриотическому воспитанию

  • Помогать ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края, приобретать знания о растительном и животном мире, явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи. Знакомить с элементарными правилами поведения в природе, ориентировать ребенкана их соблюдение.
  • Совместно со специалистами учреждения дополнительного образования и учреждений культуры и искусства (краеведческого музея, библиотеки) организовывать неформальное вариативное семейное/родительское патриотическое образование, создавая условия для непрерывного образования воспитывающих взрослых.
  • Ориентировать родителей на организацию совместных с детьми прогулок по районам города и за его пределами с целью знакомства с объектами природы родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность. Рекомендовать родителям для домашнего чтения произведения местных поэтов и писателей, раскрывающие детям богатство природы родного края (сказки, стихи, загадки и пр.).
  • Изучать историю и культуру Мордовии, города Ковылкино, района. Понимать значение развития общекультурных и профессиональных компетенций для решения задач развития у детей интереса к познанию культурного наследия родного края.
  • Приобщать детей к культурно-историческому наследию родного края. Знакомить их с культурно-историческими объектами города, села (музеями, библиотекой, памятниками истории), созидательным и боевым прошлым, традициями, легендами родного края.
  • Изучать изобразительное искусство края. Понимать значение развития общекультурных и профессиональных компетенций для решения задач развития у детей интереса к познанию искусства родного края.
  • Создавать условия для развития эстетического восприятия изобразительного искусства родного края, творческого самовыражения ребенка: посещать выставки работ местных художников в краеведческом музее города, в модельной библиотеке «Саморазвитие», направленные на ознакомление с искусством мастеров района.

10. Материально-техническое обеспечение программы

В процессе реализации программы овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками воспитанникам помогают средства обучения. Для непрерывного и успешного учебного процесса в наличии имеется: 

 - помещение (кабинет) 35 кв.м.;

- качественное электроосвещение;

- столы и стулья;

- шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;

- канцелярские принадлежности.

Для занятий требуются:

- фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеомагнитофон), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

- компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.

- дидактические и наглядные пособия;

- методическая, краеведческая, художественная литература;

- репродукции и иллюстрации картин;

- электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;

- политическая, административная  карты  России; физическая и административная карты республики Мордовия, административная карта Ковылкино;

- символика России, республики Мордовия, города Ковылкино;

         Информационно-методический ресурс:

- Ковылкинский краеведческий музей;

- Модельная библиотека «Саморазвитие»;

- Районный Дом культуры;

- Дом детского творчества 

Ресурсное обеспечение программы:

наличие  квалифицированных педагогических кадров, владеющих технологиями;

кабинеты;

мебель учебная – 15 компл.

Техническое оснащение:

мультимедийное оборудование;

компьютер;

ноутбук – 4 шт;

экран для проектора – 1 шт.;

проектор;

ксерокс;

DVD-плеер;

фотоаппарат;

Дидактическое оснащение:

игры: комплекты учебно-дидактических игр;

конструкторы;

дидактические пособия;

плакаты;

аудио и видеозаписи;

комплект плакатов-раскрасок с методическим сопровождением ФГОС ДО – 4 шт;

паспорт кабинета.

11. Список литературы.

Для педагога:

    1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. – АСТ-ПРЕСС, 2019.

    2. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину / Ю.Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2011.

    3. Вераксы, Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика - Синтез, 2014.

    4. Виноградова, Н.Ф. Наша Родина / Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 2009.

    5. Воронин, И. Д. Достопримечательности Мордовии: природные, исторические, культурные / И. Д. Воронин. –  Саранск : Мордовское книжное издательство, 2012.

    6. Гамаль, Е.В. Герб, флаг и гимн России: методические рекомендации по изучению государственной символики / Е.В. Гамаль. – СПб.: Полиграфуслуги, 2016.

     7. Голубчик, Е.М. Саранск: история и современность / Е.М. Голубчик, С.С. Маркова. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2011.

     8. Данилина, Г.Н. Дошкольнику  - об истории и культуре России / Г.Н. Данилина. – М.: АРКТИ, 2005.

     9. Дерябина, Л.Б. Моя Родина – Россия / Л.Б. Дерябина. – СПб.: Литера, 2017.

     10.  Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Скрипторий, 2013

     11. Логинова, Л.В. Что может герб нам рассказать: нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию / Л.В. Логинова. –

М.: Скрипторий, 2011.

12. Мокшин, Н.Ф. Этническая история мордвы / Н.Ф. Мокшин. – Саранск.: Мордовское  книжное  издательство, 1977.

13. Седова, Л.В. Сказания о мордве: легенды и предания / Л.В. Седова. – Саранск: Мордовское книжное издательство.

14. Терехин, А.Ф. Достопримечательности Мордовии / А.Ф. Терехин,

И. Терешкин. –  Саранск: Мордовское книжное издательство, 1989.

15. Шмырев, Н. П. Ковылкино / Н. П. Шмырев. Саранск : Мордовское книжное издательство, 1969.

12. Ковылкино: Фотоальбом / сост. А. М. Умняшкин, Е. А. Котиков. – Саранск.: Мордов. кн. изд-во, 2001.

13. Музеи Мордовии : справ. / сост. Г. М. Измалкин. - Саранск:  Мордовское книжное издательство, 1995.

Для родителей и обучающихся:

1. Белоусова, Л.Е. Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного возраста / Л.Е. Белоусова. – М.: Детство-Пресс, 2016.

2. Конкевич, С.В.  Беседы с детьми о Великой Отечественной войне /

С.В. Конкевич. – М.: Детство-Пресс, 2021.

3. Смирнова, Т.В. Дошкольникам о Москве и родной стране / Т.В. Смирнова, Т.Ю. Филиппова. – М.: Скрипторий, 2001.

Интернет-ресурсы:

1. Дошкольник.РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doshkolnik.ru/patriotizm/16839-nasha-rodina-rossiya.html

2. Sibmama [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sibmama.ru/Den-Rossii-detyam.htm

3. Для дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа:   http://raguda.ru/ds/doshkolnikam-o-rossii.html

4. Арт-талант. Академия развития творчества [Электронный ресурс]. Режим доступа:   https://www.art-talant.org/publikacii/20947-mordoviya-moya-narodov-drughnaya-semyya

5. Maam.ru . Ковылкино – любимый город [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-kovylkino-lyubimyi-gorod-konspekt-nod-po-nravstveno-patrioticheskomu-napravleniyu-v-podgotovitelnoi-k-shkole-grupe.html

6. Заповедники Мордовии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-mordovskiy-gosudarstvenniy-prirodniy-zapovednik-imeni-p-g-smidovicha-3686645.html

 

Приложение 1

Планируемые промежуточные результаты усвоения  темы

«Вместе дружная семья»

Цель:  Определить уровень развития  интегративных качеств у детей в процессе формирования у дошкольников   патриотических чувств

Задачи:

Определить степень освоения ребенком  программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.

Выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный подход образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

(Марцинковская Т.Д.)

Ф.и. ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Родная страна:

Название страны

Название города

Домашний адрес

Название достопримечательностей города

Название зеленых зон

Название улиц, площадей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Символика

Флаг России

Герб России

Герб родного города

Гимн России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.История народной культуры и традиций

Народная игрушка

Народные праздники

Жилище человека и предметы быта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Историко-географический и природный компоненты

Природные богатства нашей страны

Различные природно- климатические зоны (тундра, лес),

Виды ландшафта (горы, равнина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Личностный компонент

Отношение к окружающей среде

Забота о близких людях

Проявление дружелюбия

Умение управлять своими чувствами, договориться

Умение анализировать свои поступки и поступки других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий уровень-

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес. Называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, районы города, 4- 5 улиц. Знает и узнает флаг, герб, гимн России, Мордовии; герб города. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства Республики Мордовия, своего края; знает природно-климатические зоны, ландшафты. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень-

Знает свое имя, фамилию, знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, Мордовии, герб города. Затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, районы города (делает это после пояснений взрослого).  Затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства Мордовии, природно-климатические зоны. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь, анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень-

Не знает названия страны, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства края, природно-климатические зоны. Не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия. Не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

 

Приложение 2.

Анкета для родителей

«Патриотическое воспитание».

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего  города Гая? Если нет, то почему?