Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 14 «Золотой ключик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно–речевому направлению развития детей»

 

 

Методическая разработка участника

Всероссийского конкурса, посвященного Дню отца

«Папа, папочка, папуля!»

 

Номинация: Методическая разработка

Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников                       

в  проектной деятельности»

Форма проведения: консультация для педагогов

Адресат: педагоги ДОУ

 

Автор-составитель:

Ускова Надежда Андреевна,

воспитатель первой категории

 

Красноярский край, г. Минусинск

2021

 

 

На современном этапе образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает, прежде всего, развитие познавательной активности и раскрытие его творческого потенциала.

В связи с этим возникает необходимость выбирать более эффективные методы воспитания и обучения, дающие детям не исчерпывающую сумму знаний, а ключ к познанию действительности.

Поэтому основным структурным компонентом познавательного развития дошкольника становится проблемность, которая обеспечивает постоянную открытость ребёнка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, а одним из наиболее эффективных способов организации педагогического процесса – метод проектов.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.

В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности целесообразнее использовать в работе со старшими дошкольниками, т. к. в этом возрасте дети отличаются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке и стремлению к совместной деятельности.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

 

Задачи развития:

• Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

• Развитие познавательных способностей;

• Развитие творческого воображения;

• Развитие творческого мышления;

• Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем возрасте – это:

• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

• формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

 

В старшем дошкольном возрасте – это:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной цели, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

 

В настоящее время проекты классифицируются:

по составу участников;

по целевой установке;

по тематике;

по срокам реализации.

Классификация проектов по составу участников подразумевает, что образовательное проектирование может осуществляться одним и трёх способов:

• разработка проектов педагогами,

• разработка проектов совместно с детьми;

• разработка проектов детьми, педагогами и родителями.

 

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов (по целевой установке):

• исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, журналов наблюдений, драматизации;

 

• ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, организация выставки, мини – музея, составление буклетов на значимую тему и др.);

 

• творческие(оформление результата в виде детского праздника, спектакля)

 

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

 

Значимы и другие виды проектов:

• комплексные

• межгрупповые

• групповые

• проекты в рамках сотрудничества (с библиотекой, художественной школой)

 

По срокам реализации проекты подразделяются на:

краткосрочные (одно или несколько занятий),

средней продолжительности (один - несколько месяцев),

долгосрочные (на учебный год).

 

Длительность конкретного проекта находится в прямой зависимости от решаемых задач и от учёта психофизиологических особенностей детей (так как у детей, например, 2-ой младшей группы, преобладает чувственное восприятие, то и предлагаемые им проекты – краткосрочные).

Основные этапы проектирования:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени

 

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

• К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

• В каких источниках можно найти информацию;

• Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.

Проектная деятельность предполагает практический выход, т. е. итог работы. Педагоги проводят ее в форме:

• презентации;

• создание тематических альбомов;

• организации праздников и развлечений;

• выставка рисунков, поделок;

• организация игр-драматизаций, театральных постановок;

• оформление мини-музеев;

• выпуск стенгазет, буклетов, памяток;

• игры-импровизации с педагогами и родителями;

• организация пресс-конференций с родителями и педагогами.

Таким образом, образовательное проектирование в дошкольном учреждении используется как педагогическая технология, направленная на развитие познавательной и социальной сферы детей.

 

 

Литература:

1. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010

2. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения - М.: АРКТИ, 2005