Тема урока: М.М. Пришвин "Ребята и утята"
МАОУ "СОШ №38" Республика Бурятия город Улан - Удэ
Тема урока: М.М. Пришвин "Ребята и утята"
Соколова Наталия Митрофановна
учитель начальных классов
Цели:
познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; прививать любовь к животным и интерес к чтению
развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста;
воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомить ребят с жизнью и творчеством М.Пришвина, с его новым произведением, умение прогнозировать содержание текста по его заглавию
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия
Коммуникативные: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка произведений М.М. Пришвина.
Ход урока
I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
1.Приветствие: Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга стоя, повернитесь лицом к соседу слева, кивните головой. Повернитесь лицом к соседу справа, подмигните ему, а теперь поднимите руки вверх, прижимая ладони друг к другу и улыбнитесь. Вот мы с вами и настроились на работу.
II. Актуализация знаний
А сейчас внимание на экран. (Видеоролик о животных)
- Кто догадался, почему именно это видео вы посмотрели? (Изучаем раздел "О братьях наших меньших")
- Кто они наши «меньшие братья»? (птицы, рыбы, звери)
- Что нас связывает с ними общее? (Нас связывает с ними общее, это жизнь)
- Мы продолжаем с вами путешествовать по страницам учебника, по разделу «О братьях наших меньших». –
Давайте вспомним изученные произведения.
Игра «Соответствие»
-Работаем в группах (карточки)
- На столах лежат белые листочки, переверните и с соседом укажите соответствие отрывка и автора произведения -2 мин.
-Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски
А.Шибаев
Жила - была собака,
Она была большая,
И был у той собаки
Огромный рыжий хвост
И.Пивоваров
Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка
Б.Заходер
Жеребенок – с каждым днем
Подрастал и стал конем.
Бык, могучий великан,
В детстве был теленком
В.Берестов
М.Пришвин
А что вы заметили? (остался один автор), назовите его (М.Пришвин)
Ш. Сообщение темы урока
Итак, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?(о М.Пришвине)
Какова тема нашего урока? (творчество М. М. Пришвина)
–- Сегодня мы познакомимся с человеком, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе.
Чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?
- Узнать о жизни и творчестве писателя
- Познакомиться с новым произведением
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1.Выставка книг.
- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений.
2.Биография писателя.
- Вы лучше поймёте творчество писателя, прочитав выдержки из его биографии.
Работа в группах (На чтение – 2 минута, читают про себя)
Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета
Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
- Что узнали о жизни М.М.Пришвина?
Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»
|
- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
Текст для 3 группы на бумаге красного цвета Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.
-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?
V/ФИЗМИНУТКА
– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.
Vl. Знакомство с новым произведением.
Откройте учебники
- Прочитайте заглавие рассказа. (Ребята и утята)
.Как вы думаете, кто главные герои этого рассказа?
(уточка, ребята)
Что это за уточка, чирок – свистунок?
(Звучит свист утки чирок-свистунок)
(Дети рассказывают о птичке сами)
ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток. Обитают эти птицы на небольших водоёмах Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок — один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами
Учитель добавляет
(В Бурятии чирок – свистунок обитает в болотистых местах, на озерах, в дельте реки Селенги, там, где река впадает в озеро Байкал, образуя отмели, протоки, болота. На Байкал уточка прилетает в начале апреля, последние утки покидают наши края в середине ноября).
VII. Работа над содержанием рассказа.
Работа в группах, задания на столе
1 группа
Вы должны будете описать уточку. У вас на столах лежат иллюстрации героев, внизу вы должны будете написать ключевые слова, относящиеся к данному герою
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Найти в тексте подтверждение своих мыслей
(мать бегала с раскрытым клювом в великом волнении, бросилась спасать своих сыновей и дочерей )
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
(мать бегала с раскрытым клювом в великом волнении, бросилась спасать своих сыновей и дочерей )
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
– Мать.
– А какая она мама?
– Заботливая.
– Вам её жалко? Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.
– Мать.
– А какая она мама?
– Заботливая.
– Вам её жалко? Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.
2 группа задания на столе
(вы должны описать ребят, что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят, найти в тексте подтверждения))
Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Зачем ребята это делали?
Как поменялось состояние ребят при встрече с Пришвиным?
3группа задания на столе
(опишите, как вел себя автор, найдите в тексте подтверждение своих мыслей)
Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
– Знак уважения.
– Перед кем этот знак уважения?
– Знак уважения.
– Перед кем этот знак уважения?
Vlll. Какие вам встретились незнакомые слова, найдите их в словарике
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Далее учащиеся выходят к панно, вешают свои рисунки с надписями на панно и рассказывают о данном герое
VIII. Итог урока
- Понравился рассказ?
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?
– Как автор назвал свой рассказ?
– Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
Самооценивание ( на столах листы самооценивания)
1.Удалось ли мне сформулировать тему урока?
2.Смог ли я понять, какова главная мысль рассказа?
3.Удалось ли мне описать главных героев, их поступки?
X. Домашнее задание: Нарисовать рисунок
XI. Рефлексия - Оцените свои действия на уроке с помощью «утят», которые вместе с мамой отправляются на озеро ( на панно прикрепляют утят)
-Кто чувствовал себя хорошо на уроке (желтый)
-У кого настроение менялось на уроке (коричневый)