«Знакомство с дымковской игрушкой»
МДОУ – ЦРР детский сад № 38 «Ивушка»
г. Клин, Московская область
Информационно – практико – ориентированный
проект в дошкольной группе детей3 – 4 лет:
«Знакомство с дымковской игрушкой»
Разработала: Мишурина Елена Евгеньевна,воспитатель первой квалификационной категории
Содержание:
- Актуальность.
- Цель проекта.
- Задачи.
- Тип проекта.
- Продолжительность.
- Участники.
- Основные формы и методы решения задач проекта.
- Ожидаемый результат.
- Этапы работы над проектом.
- Перспективный план работы.
- Технология проведения диагностики.
- Анализ диагностики (диагностическая карта прилагается).
- Продукты проекта.
- Обеспечение.
- Используемая литература.
- Приложение.
Актуальность проекта:
Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами.
Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проектаразвивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.
Знакомство с одним из старинных промыслов России - Дымковскойигрушкой, будет способствовать не только художественно - эстетическому развитию детей, но и повышению нравственно- патриотических качеств младших дошкольников.
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видамидекоративно – прикладного искусства и с народными традициями. У детей слабо развитпознавательный интерес. Не сформированы знания об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностяхросписей дымковской и других игрушек. Недостаточно создаются условия приобщения детей кнародному творчеству. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детейвоспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. Дымковские игрушки привлекаютдетей яркостью и оригинальностью. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мирвеселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детямпочувствовать себя в роли художника – декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и
чувствование красоты окружающего мира, природы.
Информационная карта проекта.
Название проекта: «Знакомство с дымковской игрушкой».
Участники проекта: дети 3 – 4 лет, воспитатели, родители.
Вид проекта: информационно – практико – ориентированный.
Продолжительность: краткосрочный (срок реализации: 1 неделя с 19 марта по 23 марта 2018г).
Направление: художественно – эстетическое.
Разработан: воспитатель Мишурина Е. Е.
Проблема проекта:
«Игрушка, в которую никто не играет…»
Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке.
Цель проекта: Развивать эстетическое восприятие детей через приобщение к декоративной деятельности, формировать интерес к изучению русского прикладного искусства, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских).
Задачи проекта:
1. Создать благоприятные условия для успешности реализации проекта по ознакомлению с Дымковской игрушкой.
2. Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.
3. Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов.
4. Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре.
5. Формировать навыки использования инструментов и материалов для рисования (как держать карандаш, кисть, промывать ее, как набиратькраску и т. д.) и аппликации (как намазывать кисточкой фигуру, прижимать салфеткой,формировать навыки аккуратной работы.
6. Вызвать желание самим создавать узоры по мотивам Дымковскихмастеров.
7. Привлечь родителей воспитанников к реализации проекта.
Основные формы и методы решения задач проекта
Исходя из сформулированных задач, нами были определены формы и методы работы с разными категориями участников проекта. Безусловно, основное внимание в своей работе мы уделяли детям, однако вовлекали и родителей в активное взаимодействие.
Предложенное ниже деление форм и методов по категориям – условно, так как большинство мероприятий, проводимых в рамках проекта рассчитано как на детей, так и на взрослых. Поэтому мы старались выбрать универсальные приемы, учитывающие возрастные возможности и потребности участников.
Перечислим основные, применяемые нами,формы и методы работы.
С детьми: беседы, непосредственно – образовательная деятельность, совместная деятельность, просмотр обучающих мультимедийных презентаций, оформление детских поделок и работ.
С родителями: беседы, индивидуальные и групповые консультации, оформление наглядной агитации в родительских уголках, создание из глины и теста дымковских игрушек.
С педагогами: разработка материалов конспектов для родителей.
Ожидаемый результат:
Дети:
У дошкольников будут развиваться творческие способности, историческая и культурная память. Этап способствует расширению и уточнению знаний обучающихся о народных промыслах. Сформируется устойчивый интерес к дальнейшему изучению Дымковской игрушки.
Научить детей рисовать и лепить игрушку по мотивам дымковской росписи, использовать в работе знания об узорах, умение составлять орнамент из геометрических фигур при оформлении игрушки.
Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи. Доказать, что в наше время игрушка, сделанная своими руками может принести радость и быть полезной.
Родители:
1. Размещение на информационном стенде печатного материала: «Чем мы будем заниматься».
2. Внести в родительский уголок сообщение «Влияние народного промысла «Дымка» наэстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
3. Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, просьба опомощи в подготовке развивающей среды группы к проекту).
4. Дать рекомендации о чтении литературных произведений по теме проекта дома с детьми(загадки, стихи).
5. Приглашение родителей к оформлению уголка «Дымковские расписные».
6. Предложить родителям посмотреть коллаж из фотографий детей «Мы знакомимся с Дымкой».
7. Организовать выставку работ «Дымковские расписные», сделанных совместно детьми иродителями, с последующим оформлением уголка дымковской игрушки в группе.
8. Рекомендовать родителям закрепить дома с детьми освоенные элементы дымковской росписи.
Итог:
Заинтересованность и активное участие родителей в проекте;
Приобщение к миру Дымковской игрушки, где родители не зрители, а участники и создатели.
Помощь в преобразовании развивающей среды группы, которая будет способствовать развитию устойчивого интереса у детей к народным промыслам.
Совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный этап:
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
- Составление тематического планирование мероприятий;
- Подобрать необходимую литературу, иллюстрации, наглядные пособия.
- Создание презентации «Дымковская игрушка»
- Выбор форм, методов и средств достижения ожидаемого результата;
- Беседа – консультация с родителями на тему: «Дымковская игрушка».
II. Основной этап реализации проекта:
-Создание благоприятных условий в группе для успешности реализации проекта;
- Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси.
- Изучить историю дымковской игрушки, проследить её развитие.
- Изучить узоры при росписи игрушки.
- Применить знания об узорах при росписи игрушки; продумать свой узор.
- Нарисовать эскизы игрушек: козлик, баран, барыня.
- Изготовить (слепить) и расписать дымковскую игрушку.
III. Заключительный этап:
- Обобщение результатов работы.
- Оформить выставку рисунков и поделок «Народная игрушка из Дымково».
- Оформить панно «Дымковская деревня», в котором используются поделки, созданные детьми.
- Организовать выставку работ «Дымковские расписные», сделанных совместно детьми иродителями, с последующим оформлением уголка дымковской игрушки в группе.