«Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кадуйского муниципального района «детский сад № 4 «Солнышко»
(МБДОУ «детский сад № 4 «Солнышко»)
Методическая разработка по речевому развитию в старшей группе: «Знакомство с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Воспитатель
Иванова Наталья Михайловна
Педагогическая цель: формирование связной диалогической и монологической речи детей.
Детская цель: познакомиться с басней И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с литературным термином " басня ", с её жанровыми особенностями.
-Расширить знания об Иване Андреевиче Крылове.
- Познакомить детей с басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Развивающие:
-Развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде.
-Развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом.
-Развивать память, внимание, мышление детей.
-Побуждать детей исполнять главные роли при театрализации басни,
-развивая навыки выразительного чтения, инициативу, артистичность, самостоятельность, коммуникативные навыки детей.
-Развивать артикуляционный аппарат детей, органы дыхания.
Воспитательные:
-Воспитывать нравственные качества – трудолюбие, справедливость, честность, стремление осознавать, признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.
-Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Предварительная работа: Чтение и заучивание пословиц и поговорок, сказок, рассказов и стихов о труде и лени.
Материалы и оборудование :портрет Ивана Андреевича Крылова,
письмо для детей в конверте, посылка с книгами –баснями Ивана Андреевича Крылова для выставки, иллюстрация к басне «Стрекоза и Муравей», атрибуты для театрализации басни: крылышки для стрекозы, шапочки с усиками для Муравья, макет домика Муравья.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Выполнение с детьми дыхательной гимнастики:
-Дыхание вдох-выдох, игровое упражнение «Ветерок».
Артикуляционная гимнастика: «Грибок», «Трубочка-улыбка», «Лопатка» и др. (дети выполняют упражнения).
2.Мотивация:
-Ребята, вспомните, мы с вами недавно ходили в библиотеку. Понравилось ли вам в ней?-Как зовут библиотекаря? (Галина Николаевна).
-Дети, Галина Николаевна прислала вам посылку. Наверное, вы уже догадались, что в этой посылке? (книги).
-Давайте откроем посылку и проверим, что в ней находится. (Выкладываю книги и формирую выставку с книгами).
-Ребята, здесь ещё и письмо от нашего библиотекаря. Давайте откроем его и прочитаем:
«ДОРОГИЕ РЕБЯТА! СЕГОДНЯ ВЫ БУДЕТЕ РАССМАТРИВАТЬ И ЧИТАТЬ НОВЫЕ КНИЖКИ, УЗНАЕТЕ, КТО ИХ АВТОР. ПОЗНАКОМИТЕСЬ С НОВЫМ ЖАНРОМ ВХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ! ПРИХОДИТЕ В БИБЛИОТЕКУ И ЧИТАЙТЕ КНИГИ!»
-Ребята, давайте посмотрим, какие книги нам прислала Галина Николаевна.
(рассматриваем книги, читаем название и автора книг на обложках).
Кто автор всех этих книг? (Иван Андреевич Крылов).
3.Основная часть:
Показываю портрет и рассказываю о немного из биографии И.А.Крылова:
«Иван Крылов родился в Москве. Иван был очень способным, много читал, тем самым, восполнил пробелы скудного образования. Богатые соседи симпатизировали умному, способному мальчику. Они, бесплатно, по-соседски, обучили Ивана французскому языку. Иван Андреевич написал более 200 басен, но сюжеты большинства из них были заимствованы из произведений Лафонтена и Эзопа. Его считали великим баснописцем, а он сам более всего гордился тем, что составил русско-славянский словарь. Творческое вдохновение автор получал, путешествуя по России. Десять лет своей жизни он провел в дороге».
-Ребята, какие жанры литературы вам известны? (Сказка, стихотворение, рассказ, пословицы и поговорки).
-Какие пословицы о труде вы знаете?Чему они учат?(ответы детей).
-Вы знаете уже много сказок, в которых герои умели и любили трудиться и добивались своего счастья. Назовите их («Крошечка-Хаврошечка», «Золушка», «Госпожа Метелица», «Морозко» и др.). Молодцы, ребята!
Цель занятия:Сейчас я познакомлю вас с басней И. А. Крылова.
Басня-это короткая поучительная история. Басни стали придумывать давно, как и сказки в них часто говорится о животных, а подразумеваются люди.
-Послушайте басню «Стрекоза и Муравей» и скажите, что в ней высмеивается?» (Дети внимательно слушают произведение. Во время прочтения показываю детям красочную иллюстрацию из этогопроизведения).
Вопросы после прочтения:
-О ком говорится в басне?
-О чем Стрекоза просила Муравья?
-Что ответил Муравей?
-Так что же высмеивается в этой басне? (ответы детей).
-Послушайте еще раз басню и скажите, что она вам напоминает-рассказ, сказку или стихотворение ?...чтение…ответы детей.
-В басне много интересных слов и выражений, например:
- «Зима катит в глаза» -что это значит, как сказать по-другому?(ответы детей); «помертвело чисто поле»?
-Что значит «злой тоской удручена?» - изобразите мимикой. Молодцы!
Показываю детям атрибуты к басне:
-Как вы думаете, каким героям принадлежат эти атрибуты? ( ответы детей).
-Давайте попробуем разыграть эту басню по ролям.
Но для этого необходимо правильно выбирать интонацию для выражения просьбы, насмешливого отказа, восторга.
-Вспомните, каким голосом просилась Стрекоза к Муравью? Как она рассказывала о летних забавах? Как ей отвечал Муравей?
-Давайте поупражняемся, порепетируем басню. (Дети показывают несколько мини-сценок из этого произведения).
4.Инсценировка басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей». Хвалю детей за их смелость и инициативу выступить перед всеми.
5.Подведение итогов. Рефлексия.
-Ребята, понравилась вам басня? Кто её автор? Что больше всего запомнилось сегодня на занятии? Что показалось вам трудным? (ответы детей).
После занятия по развитию речи дети «проигрывают» басню в течение дня в группе, используя атрибуты.
Использованный интернет-источник : факты из биографии И. А. Крылова: https://reshator.com/sprav/literatura/biografija/krylov/