"Земля-наш общий дом" дополнительная общеразвивающая программа
ОГБУ ДО "Дворец творчества детей и молодёжи" естественнонаучный комплекс г. Ульяновск
"Земля-наш общий дом" дополнительная общеразвивающая программа
Чернышева Нина Леонидовна
педагог дополнительного образования
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Природа и творчество» - краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа для обучающихся 7 – 11 лет, рассчитанная на реализацию в летний период., составлена на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242
Уровень освоения программы: Базовый.
Актуальность программы
Актуальность программы «Земля – наш общий дом» в том, что она помогает подростку организовать свое свободное время, занимаясь изучением природы родного края и творчеством, что способствует обучению экологической грамотности детей и их воспитанию, что является актуальной проблемой современности, где изучению экологической обстановки и помощи окружающей природе отводится большое место. Естественное для ребёнка желание– жить в гармонии с окружающим миром, учиться бережно относится ко всему живому и уникальному эффективно подкрепляется в процессе освоения программы.
Отличительные особенности программы «Природа и творчество». Основной идеей подбора содержания является комплексный подход к изучению флоры и фауны нашей планеты. В программе представлено несколько взаимосвязанных между собой тематических блоков, позволяющих наиболее полному достижению поставленных в ней задач.
Новизна программы заключается не только в комплексном подходе к изучению материала, взаимоотношений природы и человека, также в систематизации этих знаний с привлечением новых компьютерных технологий, электронных ресурсов и экскурсий в природу, что способствует формированию представлений о целостности природы.
Педагогическая целесообразность. Обучение по данной программе позволяет решать проблему занятости свободного времени детей, адаптации в социуме, развития любви к природе и бережного отношения к ней. Использование разнообразных форм и методов работы способствует развитию устойчивой мотивации к изучению предмета.
Адресат программы
Программа «Земля – наш общий дом» ориентирована на обучающихся в 7 - 11 лет, проявляющих интерес к вопросам устройства и взаимодействия всего живого на нашей планете. Достаточным условием для обучения по программе является знание школьного курса окружающего мира.
Объем программы
Программа общим объемом 28 часов рассчитана на реализацию в каникулярное время.
28 часов (2 раза в неделю по 2 часа), обучающиеся в возрасте 7-11 лет.
Формы обучения и виды занятий
Занятия по программе включают теоретические, практические, экскурсионные, контрольные часы. Большая часть занятий состоит из теоретического, практического блоков, которые неразделимы, их нельзя отнести к определённому виду: только теории, или только к практике. В учебном плане они отнесены к комплексным. Их количество и соотношение представлено в учебном плане.
Как видно из количественного соотношения часов, программа имеет ярко выраженный практикоориентированный характер. Как показал опыт автора, практические занятия более привлекательны для подростков.
Режим занятий
Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ «ПРИРОДА И ТВОРЧЕСТВО»
Цель программы – дополнительное экологическое образование детей и формирование у обучающихся начального уровня экологической культуры и экологической компетентности.
Задачи программы.
Образовательные:
• способствовать удовлетворению естественного интереса детей в области природоведения и экологии;
• расширить и углубить знания детей о влиянии деятельности человека на природу и о влиянии окружающей среды на здоровье человека;
• познакомить детей с правилами наблюдения в природе и простейшими способами исследовательской деятельности.
Развивающие:
• способствовать овладению детьми навыков экологически грамотного поведения в природе;
• создать условия для развития творческого потенциала ребенка, выявления его способностей;
• способствовать развитию у детей навыков общения и умений совместной деятельности.
Воспитательные:
• создать условия для общения, взаимодействия и сотрудничества в коллективе, развития культуры межличностного общения на основе гуманистических принципов;
• воспитывать бережное, ответственное отношение к окружающему миру. формирование основ экологической культуры
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Обучающиеся должны знать:
- Ассортимент растений для гербария
- Правила заготовки, консервации, хранения природных материалов
- Какие растения являются лекарственными и как их можно выращивать на участке
- Что такое чистая энергия, способы её добычи.
Обучающиеся должны уметь:
- Собирать и заготавливать природный материал
- Уметь работать с Красной книгой и ориентироваться в её разделах
- Находить в природных условиях лекарственные растения.
1.4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:
1. Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: опрос, тестирование.
2. Итоговая диагностика проводится по окончании всего курса обучения: обучающиеся представляют итоговую творческую работу.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
программы «Земля – наш общий дом»
№ занятий |
Дата проведения |
Темы занятий |
Количество часов |
|||
Всего |
Теор |
Практ |
Экскурсия |
|||
1-5 |
|
Добрый пёстрый мир |
10 |
4 |
4 |
2 |
1 |
|
Мелодия лета |
|
2 |
|
|
2 |
|
Радуга природных красок |
|
2 |
|
|
3 |
|
Зеленая лаборатория, сбор образцов для гербария |
|
|
2 |
|
4 |
|
Составление экологической тропы |
|
|
|
2 |
5 |
|
Экологический конкурс по страницам Красной книги «Они просят защиты» |
|
|
2 |
|
6-11 |
|
Экология слова и дела |
12 |
2 |
6 |
4 |
6 |
|
Туристу об охране природы |
|
2 |
|
|
7 |
|
День экологической книги |
|
|
2 |
|
8 |
|
Экологические катастрофы мира |
|
|
2 |
|
9 |
|
Цветами улыбается Земля |
|
|
|
2 |
10 |
|
Жалобная книга природы |
|
|
2 |
|
11 |
|
Аптека под ногами |
|
|
|
2 |
12-14 |
|
Всё в наших руках |
6 |
2 |
2 |
2 |
12 |
|
Чистая энергия будущего |
|
2 |
|
|
13 |
|
Колокольчик тревоги |
|
|
|
2 |
14 |
|
Акция «Тихая охота» |
|
|
2 |
|
Итого |
28 |
8 |
12 |
8 |
2.1.2. Содержание учебно-тематического плана
программы «Земля – наш общий дом»
Раздел 1. Добрый пёстрый мир
Теория. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности труда. Способы сбора и заготовки материала для гербария. Изучение Красной книги Ульяновской области, флоры и фауны родного края.
Практика. Работа на участке по посадке лекарственных растений, наблюдение и уход за ними. Сбор растений для гербария. Экологический конкурс по страницам Красной книги «Они просят защиты».
Экскурсия. Заготовка сухоцветов, дикорастущих и культурных растений для гербария на участке цветоводства естественнонаучного комплекса Дворца творчества детей и молодежи, в парках города.
Демонстрации: Гербарии культурных и дикорастущих растений.
Оборудование и материалы: плотный картон, бумага бела, бумага цветная, клей ПВА, кисточка, ножницы, утюг.
Раздел 2. Экология слова и дела
Теория. Изучение экологических проблем Ульяновской области и России в целом, путей их решения. Чтение художественных и научных книг о флоре и фауне Ульяновской области.
Практика. Создание стенгазеты «Экологические катастрофы мира», презентаций на тему «Моя любимая книга».
Контроль. Выставка стенгазет учащихся.
Демонстрации: Презентации об экологических книгах.
Оборудование и материалы: ватман, фломастеры, карандаши, ножницы, клей ПВА, распечатки или журналы о природе.
Раздел 3. Всё в наших руках
Теория. Изучение понятий «чистая энергия», история солнечной, ветровой и гидроэнергетики.
Практика. Подготовка и проведение акции, изготовление буклетов, наблюдение за состоянием окружающей среды в ближайшем парке и на территории естественнонаучного комплекса Дворца творчества детей и молодежи, в парках города.
Контроль. Выступление детей с докладами.
Демонстрации: Выставка буклетов учащихся.
Оборудование и материалы: бумага, фломастеры, цветные карандаши, линейка, ножницы, колба или другой стеклянный сосуд.
2.1.3. Перечень материалов и оборудования к программе
«Земля – наш общий дом»
- Картон
- Белая бумага
- Цветная бумага
- Колба
- Ножницы большие и маленькие
- Утюг
- Клей ПВА, «Момент», кисточки для клея
- Линейка, треугольник
- Ватман
- Папки и файлы
- Мультимедиаоборудование
Литература:
- Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
- Беляев В. С., Василевская С. Д. "Изучаем природу родного края". М.: Просвещение, 2002г.
- Величковский В.Т., «Здоровье человека и окружающая среда», М: «Новая школа», 1997.
- Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
- Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
- Лихарев В.С. Удивительное на грядке. – Саратов: Информационно – издательский центр государственно – кооперативного объединения «Заволжье», 1992.
- Моисеев, В. Наедине с природой Текст /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993
- Ошмарин А.П., «Экология» Школьный справочник, Ярославль, «Академия развития», 1998г.Жигарев А., «Основы экологии», сборник задач, упражнений, практических работ. «Дрофа», 2002г.
- Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
- Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
- Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- Тетюрев В. Спросим мнение самого растения. -М.: Детская литература, 1980.