тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

21.04.2019 г.
V Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
21.04.2019 г.
VIII Всероссийский конкурс лэпбуков «От идеи до воплощения»
18.04.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню Победы «Нет, не состарилась Победа!»
17.04.2019 г.
Всероссийский конкурс профессионального самоопределения «Столько есть профессий разных!»
12.04.2019 г.
I Всероссийский конкурс программ и методических материалов в сфере организации отдыха и...
12.04.2019 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая героизму советских людей в тылу во время Великой...
10.04.2019 г.
Всероссийский конкурс творческих работ «Животные забавные - они такие славные!»

Занятие детского объединения «Школа юных друзей природы» по теме: перелётные птицы - зяблик и малиновка

Занятие детского объединения «Школа юных друзей природы»

по теме: перелётные птицы - зяблик и малиновка

Ширинкина О.А., учитель биологии МБОУ «Моховская ООШ»,

педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДОД»

Цель: расширение знаний обучающихся о перелётных птицах.

Задачи:

Формирование метапредметных УУД

  1. Регулятивные УУД:

• вместе с учителем формулировать тему и цель занятия.

  1. Познавательные УУД:

• развивать умение классифицировать – делить на группы по определённому признаку;

• развивать умение добывать новые знания из рассказа учителя, иллюстраций, текста;

• перерабатывать полученную информацию и заносить её в таблицу;

• перерабатывать полученную информацию – сравнивать разные виды птиц между собой, находя черты сходства и различия;

• перерабатывать полученную информацию – делать выводы.

  1. Коммуникативные УУД:

• доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи;

• развивать умение – внимательно слушать других;

• развивать умение работать в паре и в группе.

Формирование предметных УУД

• расширение кругозора о перелётных птицах;

• понимать значение птиц в природе и в жизни человека;

Формирование личностных УУД

• обучающиеся проявляют любознательность и интерес к изучению перелётных птиц;

• обучающиеся понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться;

• обучающиеся демонстрируют интеллектуальные и творческие способности;

• обучающиеся учатся объективно оценивать себя по определённым критериям.

Оборудование

  1. Видеоролик «Весенние явления в природе» под музыку Эдварда Грига «Утро»;
  2. Иллюстрации перелётных и зимующих птиц;
  3. Таблички: «Перелётные птицы», «Птицы зимы»;
  4. Атласы – определители;
  5. Иллюстрации зяблика и малиновки;
  6. Фломастеры и листы бумаги для составления схемы;
  7. Табличка «Значение птиц»;
  8. Текст «Перелётная птица – зяблик»;
  9. Запись звучания песни малиновки;
  10. Презентация для занятия;
  11. Тетрадь для занятий;
  12. Лист личных достижений;
  13.  Медали для подведения итогов.

Ход занятия:

  1. . Оргмомент:

Педагог: сегодня на занятии мы приветствуем не только друг друга, но ещё и наших гостей – педагогов Кунгурского района.

Начинаем очередное занятие в Школе юных друзей природы.

Чтобы наше занятие прошло успешно, хочу поделиться с Вами весенним настроением.

Видеоролик «Весенние явления в природе» под музыку Эдварда Грига «Утро».

  1. . Основная часть занятия.
  1. Актуализация знаний:

Педагог: весна вступила в свои права, весна набирает обороты!

• Какие же явления произошли в природе с наступлением весны?

• Что такое явления природы?

• Постараемся назвать эти явления последовательно, начиная с самой главной причины.

Беседа: (солнце поднимается выше над горизонтом, происходят изменения в неживой природе, происходят изменения в живой природе – первоцветы, просыпаются насекомые, прилетают птицы…)

!!! Педагог: ребята, сегодня на занятии вы будете сами себя оценивать. На столах у каждого лежит лист достижений. Кто принял активное  участие в беседе о весенних явлениях природы,  поставьте себе в этот лист – 2 балла, кто – просто участие – 1 балл.

  1. Педагог: многие птицы уже прилетели, некоторые  – ещё в пути.
  2. : я предлагаю вам проверить свои знания - насколько хорошо вы знаете перелётных птиц. Вам нужно заполнить таблицу: в одну колонку записать номера перелётных птиц, в другую – птиц которых можно было встретить в нашей местности зимой. Индивидуальная работа с дальнейшей проверкой.

!!! Самооценка: все птицы правильно – 3 балла; 1 – 2 неправильно – 2 балла, 3 – 4 неправильно – 1 балл.

  1. Формулирование темы и цели занятия.

На доске осталась иллюстрация птицы Зяблик, которую обучающиеся не знают.

  • давайте вместе сформулируем задачи урока.

Педагог: о какой птице мы будем сегодня говорить? Где мы можем узнать её название? Работа с атласом определителем.

Педагог: вот сейчас мы можем сформулировать тему занятия «Перелётная птица - зяблик».

!!! Самооценка: все обучающиеся, которые приняли участие в формулировке темы и задач занятия, могут поставить себе 1 балл в лист достижений.

4. Педагог: информации о зяблике в Атласе – определителе очень мало. Предлагаю сейчас поработать с текстом, чтобы больше узнать об этой птице.

Работа с текстом. Сведения заносятся в таблицу. Работа в парах с дальнейшей проверкой.

!!! Самооценка: все обучающиеся, которые заполнили правильно все пункты таблицы, могут поставить себе 2 балла, если допущены небольшие неточности – 1 балл.

5.Педагог: показывает птицу малиновка. А это тоже  зяблик?

Чтобы нам дать точный ответ, я предлагаю поработать вам экспертами.

Первая группа экспертов будет находить черты сходства между этими птицами. Вторая группа экспертов будет находить черты различия. Руководители групп ….. Время для работы – 3 минуты.

Коллективная работа экспертов: находят черты сходства и черты отличия между двумя птицами. Затем представляют своё заключение.

!!! Самооценка: все обучающиеся, которые приняли участие в обсуждении, ставят себе по 1 баллу. Все обучающиеся, которые сообщили нам информацию о птице, ставят ещё по 1 баллу. Руководители группы – дополнительно по баллу, если группа хорошо слаженно поработала и справилась со своей задачей.

6. Педагог: Эта птица – малиновка.Рассказ учителя о малиновке.

Малиновка весну предвещает! Малиновка, или Зарянка – небольшая красивая птичка семьи дроздовых. Сверху она оливково-бурая, лоб, щеки и зоб ярко рыжие, будто отсвечиваются. Имеет беловатое брюшко и светло-малиновую грудь.

Старый самец выглядит ещё наряднее – горло и зоб у него ярко – красные. Молодые птицы – пёстрые: сверху бурые с рыжеватыми пятнами.

Живёт малиновка и на равнинах и в горных лесах, встречается на огородах и в садах. Гнёзда нередко вьёт просто на земле, под кустами и деревьями, пряча их в корнях, пеньках и других укромных местах.

Гнездо мягкое, искусно сплетённое из сухих стеблей травы и листьев, устлано внутри пухом. Яйца беловато-розовато-жёлтые с красными пятнышками.

Прилетают с юга порознь – сначала самцы, потом – самочки. Самцы выбирают гнездовые участки, строят гнёзда так упорно, что на первых порах даже самок не подпускают.

Малиновки очень осторожны, приблизиться к ним трудно. Умело отводят от гнезда врагов. Сначала прыгают по земле, затем взлетают на ветку, снова начинают передвигаться прыжками или перелетая с ветки на ветку. Перелетает потревоженная малиновка неуклюже, то зависая, то подпрыгивая в воздухе, хотя вообще летает хорошо.

Первых птенцов выводит в мае, если корма достаточно, может быть вторая кладка. С кормом «родители» прилетают к гнезду по 300 раз в день. Оставив гнездо, птенцы быстро бегают в траве, так как плохо умеют летать. Родители ещё около двух недель кормят своих чад вне гнезда и предупреждают об опасности.

Малиновка днём почти не летает на открытой местности, т.к. она маленькая, летает медленно и может стать лёгкой добычей хищных птиц.

Она очень красиво поёт – особенно на рассвете и после заката, поэтому её прозвали – зарянка. В отличие от других птиц, её песня не смолкает и осенью, когда птицы собираются на юг.

Птица очень общительная. В литературе описаны случаи, что она ухаживает за другой птицей, когда та болеет и не может сама добывать корм. Если малиновка увидит голодных птенцов в чужом гнезде, начинает носить им корм. Случается это, когда оба родителя или один из них погибли ,а второй не способен прокормить выводок.

Питается мелкими насекомыми, пауками, а осенью семенами и ягодами. Приносит пользу лесу, так как регулирует численность насекомых и разносит семена кустарников.

7. Педагог:  давайте уточним тему занятия. Тема: перелётные птицы: зяблик, малиновка.

8. Педагог:  в отряде перелётных птиц добавились ещё две птицы. Все птицы разные: по размерам, по окраске, по способу питания, по местам гнездования. Однако мы их объединяем в одну группу – перелётные птицы. Давайте назовём признаки, которые объединяют всех этих птиц. Беседа.

!!! Самооценка: все обучающиеся, которые приняли участие в обсуждении, ставят себе по 1 баллу.

9. Педагог:  их объединяет также то, что они играют большую роль в природе и в жизни человека. Подводя итог нашему занятию, давайте составим схему «Значение птиц». У вас на столах лежат маркеры и бумага. Обсудите значение птиц в парах и напишите на листе. Работа в парах: обсуждение значения птиц и составление схемы.

!!! Самооценка: все обучающиеся, которые приняли участие в обсуждении, ставят себе по 1 баллу.

  1. . Подведение итогов занятия.

Педагог:  посчитайте, сколько баллов вы сегодня заработали на занятии.

□ Отлично!!! – 10 – 12 баллов

□ Так держать!!! – 7 – 9 баллов

□ Молодец!!! – 4 – 6 баллов

Подведение итогов. Вручение медалей.

Лист достижений

Ученика(цы) 4 «Б» класса ____________________________________________

№ п/п

Вид деятельности

Критерии оценки

Баллы

  1.  

Беседа «Весенние явления»

1 – 2 балла

 

  1.  

Заполнение таблицы «Птицы»

1 – 2 – 3 балла

 

  1.  

Формулирование темы и задач занятия

1 балл

 

  1.  

Работа с текстом, заполнение таблицы

1 – 2 балла

 

  1.  

Работа экспертов

1 – 2 балла

 

  1.  

Обобщение: общие признаки перелётных птиц

1 балл

 

  1.  

Составление схемы «Значение птиц»

1 балл

 

  •  

Max – 12 баллов

 

Лист достижений

Ученика(цы) 4 «Б» класса ____________________________________________

№ п/п

Вид деятельности

Критерии оценки

Баллы

  1.  

Беседа «Весенние явления»

1 – 2 балла

 

  1.  

Заполнение таблицы «Птицы»

1 – 2 – 3 балла

 

  1.  

Формулирование темы и задач занятия

1 балл

 

  1.  

Работа с текстом, заполнение таблицы

1 – 2 балла

 

  1.  

Работа экспертов

1 – 2 балла

 

  1.  

Обобщение: общие признаки перелётных птиц

1 балл

 

  1.  

Составление схемы «Значение птиц»

1 балл

 

  •  

Max – 12 баллов