Воспитательные стратегии в рамках системно-деятельностного подхода
МБОУ СОШ №10 г.Куйбышева Новосибирской области
Жукова Ирина Александровна
«Воспитательные стратегии в рамках системно-деятельностного подхода»
Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи»
И. Г. Песталоцци.
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Одной из особенностей новых стандартов является определение значимости воспитания. Конечно, очень важно выбрать такие формы и методы, которые стали бы наиболее эффективны в организации воспитательного развивающего пространства для обучающихся.
Процесс воспитания и социализации происходит непрерывно, об этом прописано и в программе развития воспитательной компоненты. В нашей школе она реализуется с 2014 года. Но наиболее значимые возможности для воспитания предоставляет время внеурочной деятельности.
Выделяются определенные виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе: познавательная деятельность, ценностно-ориентированная, общественная, эстетическая, досуговая. В нашей школе имеется система воспитательных мероприятий, программа внеурочной деятельности, составлено планирование воспитательной работы каждым классным руководителем, разработана тематика родительских собраний по параллелям. Таким образом, задействованы все участники образовательного процесса и создана определённая система воспитания. Но мало составить планирование, необходимо продумать формы и методы реализации каждого мероприятия плана.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Его использование ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся, понятие “деятельности” занимает одно из ключевых мест. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе, формирование творческой личности. Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают проблему. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Форм воспитательной работы огромное множество, они могут быть классифицированы по различным признакам. Например, по уровню взаимодействия, по степени воздействия, по направлению, и т.п. Наиболее общая классификация позволяет выделить три основных типа форм: мероприятия, дела, игры. Мы считаем, что принципам системно-деятельностного подхода наиболее соответствуют коллективно-творческие дела, ролевые и деловые игры, проектная деятельность. Коллективно-творческое дело – это форма работы, которая направлена на развитие творческих, интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы. Традиционными в нашей школе является организация новогодних праздников, когда непосредственными участниками становятся практически все присутствующие. Вклад каждого участника очень важен, а из выступлений классов-команд складывается общий праздник. Также в форме КТД мы проводим Рождественские встречи, фестиваль-конкурс патриотической песни и другие дела.
Широко используем и проектные технологии. Благодаря им успешно реализуются программы внеурочной деятельности школьных кружков, учащиеся участвуют в научно-практических конференциях различного уровня, в школе близится к завершению большой проект по созданию и благоустройству площадки для отдыха и игр.
Поиск новых форм работы привел нас к использованию во внеурочной деятельности интерактивных форм КТД. Одним из примеров служит уже ставшая традиционной интерактивная патриотическая акция «1941-1945». Учащиеся заранее выбирают «роли» - участники «боевых» действий, представители медицинской службы и другие в зависимости от сюжета. Так, в 2013 году были те, кто олицетворял узников концлагерей, в 2014 – дети и другие работники тыла, в 2015 был воспроизведён караул у Вечного огня. В 2014 году в сражении появилась техника, таблички городов-героев, городов воинской славы. Это дети в процессе подготовки вносили предложения и изменения в сценарный план. Впрочем, сами дети и были главными режиссёрами, исполнителями, зрителями…
Мы не останавливаемся на уже реализованных воспитательных планах и проектах, продолжаем искать новые содержательные изюминки и воспитательные стратегии, формы и методы.