Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Внеклассное мероприятие во 2 классе по теме: «Что такое лес»

МБОУ СОШ № 10 Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Внеклассное мероприятие во 2 классе по теме:

«Что такое лес»

 

Хидиятова Мунира Галимзяновна 

 

 

 

Цель: воспитывать интерес к природе и еѐ обитателям.

Задачи:

-расширение кругозора детей о лесе, как о природном сообществе;

- раскрыть и объяснить связи между жителями лесного сообщества;

 -воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

-воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы

                                         Ход занятия:

Учитель: Дорогие ребята! Любите ли вы путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир природы. Как же называется этот уголок,предлагаю вам отгадать загадку:

Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом-
Чудеса увидишь в нём. (Лес)

 

Учитель: Что такое лес? Ответить на вопрос поможет  нам рассказ

Ю. Дмитриева «Один художник решил нарисовать лес»

Страница 1

Учитель: Жил-был один художник. Решил он нарисовать лес. (На сцене появляется художник)

Художник: Что такое лес?(размышляет)

-  Конечно, деревья(рисует)

Учитель: Ребята, какие же деревья он нарисовал? Отгадайте загадки:

Русская красавица,

 Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна,

 Одежда зелена. (Береза).

 

Летом знойным зацветет –

 Сразу пчел к себе зовет.

Круглые листочки,

Светлые цветочки.

 Вкусен, сладок их нектар...

 Кто-то дерево узнал? (Липа).

 

Кто в мороз и в зимний холод
Утоляет птичий голод?
Прилетают в гости к ней
Стайка алых снегирей. (Рябина)

 

Если дунет ветерок,
Задрожит её листок. (Осина)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)

 

Высока, стройна, душиста,

 В небо тянется она.

 Вся одежда золотиста,

Только шапка зелена. (Сосна)

 

Десять лет теплом согретый,

В зной и в пору летних гроз

Ввысь — по десять сантиметров,

 Вглубь — по метру за год рос.  (Дуб)


Учитель: Посмотрите на  картину художника. Нарисовал он березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Получилось очень красиво. Найдите,где здесь береза, дуб, сосна. А ещё какие деревья растут в наших лесах?

Учитель: Художник повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

Художник: Что случилось? Почему засох мой лес?

Страница 2 (появляется «Старичок – лесовичок»)

Старичок-лесовичок:Это не  лес?Разве лес это только деревья?  Лес  это ещё трава, цветы, ягоды, кустарники.

Художник: Как же я об этом забыл?

 Старичок-лесовичок: Помогите, ребята, художнику, напомните какие кустарники, цветы и травырастут в лесу.

(Ученики рассказывают стихи, на экране появляются картинки)

1 ученик:   

Шиповник

Куст с шипами, куст колючий,

Но совсем, совсем не злючий!

Розой он цветет прелестной,

Ягод нет его полезней!

 

2 ученик

Калина 

Лес осенний засыпает,
Гол и пуст,
А калина не снимает
Красных бус.
Степь под снегом холодеет,
Вся бела.
А калина ярко рдеет
Вокруг села.

 

 

3 ученик

Барбарис

Словно праздничный салют,

Эти кустики растут.

Только осень наступает –

Всеми красками играют.

 

Лист зелёный, золотой,

С ярко-красною каймой.

Алых ягодок не счесть,

Их горстями можно есть.

 

Пчёлки любят барбарис,

Как конфеточки – ирис,

И летят, как на пожар,

На живительный нектар

 

4 ученик

Подснежник

Выглянул подснежник
В полутьме лесной,
Маленький разведчик,
Посланный весной.

 

5 ученик

Ландыш

Родился ландыш в майский день, 
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень, -
Он тихо зазвенит,
И этот эвон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг

 

6 ученик

Фиалка

Фиалочка душистая
С весною расцвела
Ароматом нежным
Весь лес заполнила она.

Художник: (рассматривает свою картину)  Вот теперь хорошо,  вот теперь – то у меня получился настоящий лес.  Спасибо, ребята. Вы мне очень помогли.

Учитель:Но прошло немного времени, лес продолжал чахнуть.

Старичок-лесовичок:  Ты забыл нарисовать грибы.

Художник:  Да,  но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто.

Старичок-лесовичок:  Это ничего не значит,  грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.

Учитель: И художник нарисовал в своём лесу грибы. Какие же были грибы?

Названия грибов  найдите среди букв.(Каждый ученик получает распечатку)

ТРЛШБОРОВИКЕНГУЖХ

ВАЕНУРЛЦМУХОМОРГД

КРЫЖИКОБЖНЧСФНШЮ

ПРОЛДУЧСЫРОЕЖКАТР

ЯФЙОПЯТАМИНОЛШЩД

ЕНПОДБЕРЕЗОВИКСМИ

Учитель: Какой гриб  здесь «лишний» и почемуА какие есть еще несъедобные грибы?Можно сбивать  ногами несъедобные грибы? Почему?

Ученики (рассказывают стихотворение)

Мы рано встали по утру, 
Чтобы грибов собрать в лесу.
Я, раньше, их не собирала,
А, только их названья знала.
Пока мы по дороги шли,
Мне бабушка сказала,
Что надо подрезать грибы, 
Не рвать их как попало.
«Ты, Маша, ножку подрезай,
В земле, же, корень оставляй.
Тогда, на будущий годок.
Здесь новый вырастит грибок,
А если корень повредить,
Грибку мы можем навредить.
В лесу грибов не будет.
Учитель: Нарисовал  художник траву, кусты и цветы, грибы, но лес опять засох.

Художник: Но что –то не хватает на моей картине?

Страница 3.

Старичок-лесовичок: А насекомых нарисовал?

Художник:  Нет.

Старичок-лесовичок:  Нарисуй насекомых.

Старичок-лесовичок:   Ребята, каких насекомых мы должны увидеть на картине нашего художника? (Муравей, жук – олень)

Учитель: Наш художник пока будет рисовать, а мы проведем небольшую викторину.

  1. Эти насекомые живут группами, сами они очень маленькие, но дома строят себе огромные, преимущественно в лесу и лесопарковых зонах. Каждый член группы приносит свою пользу, и никто не остается без работы. Что это за насекомые? (Муравьи)
  2. Как муравьи через канавы и ручьи перебираются? (Муравьи делают живой мост, сцепившись друг с другом ножками и челюстями, по которому переходят остальные муравьи.)
  3. Самый крупный жук?  (Жук – олень)
  4. Почему жук – олень так называется?  (Из – за своих ветвистых рогов)
  5. У кого нос как спица? (У комара)
  6. Это насекомое строит свое жилище из листьев: вырезает из листа овалы и переносит челюстями в свое гнездо сотни таких кусочков. (Пчела – листорез)
  7. Какое насекомое обладает самым большим мозгом по отношению к своему телу? (Муравей)

Старичок-лесовичок:

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки.

Природа – мать им жизнь дала,

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой!
 

Учитель: Художник взял кисти, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жучки. Полюбовался на картину и уехал. А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И деревья стояли голые, как зимой. Даже ели и сосны потеряли свои иголки. Художник подошёл к картине и отшатнулся. Всё было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.

Художник: (Лесовичку) Это ты виноват! Ты велел нарисовать насекомых. А они съели весь лес!

Старичок-лесовичок:  Конечно, конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.

Старичок-лесовичок: Ребята, когосейчас должен нарисовать художник?(птиц) Почему?

Старичок-лесовичок: Да,настоящий лес не может быть без птиц! 

 

Страница 4.

Фонограмма "Голоса птиц"

Учитель: Прекрасен и многолик мир певчих птиц. Украшают эти птицы наши леса.

Учитель: Какие же птицы живут в нашем лесу? (На экране появляются картинки птиц, дети называют и рассказывают о них)

Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. У дятла очень длинный язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».

Сова - хищная птица, ведущая  преимущественно ночной образ жизни. Питаются, в основном, мышевидными грызунами. Совы на зиму остаются жить в лесу.

Кукушкане любит общаться с другими птицами.Её любимое блюдо — мохнатые гусеницы, которыми «брезгуют» остальные птицы.

Тетерев отлично умеет нырять. Но только не в воду, а в снег. В снегу эти птицы ночуют, а в сильные морозы могут и целыми днями сидеть в сугробе, выбираясь только один раз в день за пропитанием. Слух у тетерева отличный. Если, сидя в снегу, он услышит, как скрипит снег под лапами лисицы или под лыжами охотника, тетерев моментально выбирается из сугроба и улетает от опасности.

Синица. Синица питается семенами, ягодами и является одним из основных истребителей вредных насекомых. Хороши песенки синички, они похожи на звук колокольчика.

Снегирь. После первого значительного снегопада снегири покидают свои родные леса и начинают кочевать, залетая почти во все области нашей страны. Кормится семенами сирени, крапивы или почками, в том числе плодовых растений, выкусывая их клювами как кусачками

Ученик:

Я начал птичку рисовать
С душой, ни как попало
Ведь птичек нужно охранять,
Их так на свете мало

Внизу хочу я написать:
По птицам не стреляйте
Не надо птичек убивать
И гнёзд не разоряйте!

Они не только ведь поют
И просто так летают,
Они ведь гусениц клюют
И мух уничтожают.

Они для нас поют весной
Поможем им, ребятки
Чтоб сад сиял наш чистотой
И зеленели грядки!!! 

Учитель: Дорисовал художник птиц, но лес все равно стал чахнуть.

Старичок-лесовичок: Нарисуй жабу, и ящерицу!

Учитель: Художник согласился. Как вы думаете, ребята, кого  дальше будет рисовать наш художник? Почему?

Правильно, он нарисовал и жабу, и ящерицу, и много разных зверей.

 

Страница 5.

Учитель: Какими дикими животными богат наш лес?

 Отгадайте загадки:

Хожу в пушистой шубе,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
орешки я грызу.  (Белка)

Рыжая плутовка 
Спряталась под ёлкой. 
Зайца ждёт хитрюга та,
Как зовут её?..(Лиса)
 

Кто зимой холодной
Бродит по лесу злой, голодный? (Волк)

 

Лежала между ёлками 
Подушечка с иголками. 
Тихонечко лежала, 
Потом вдруг убежала. (Ёж)

Вперевалку зверь идет 
По малину и по мед. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны, 

Где он спит и видит сны. (Медведь)
 

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

 

Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага -

Есть копыта и рога! (Лось)

 

Учитель:Оказывается, без птиц и животных лес жить не сможет

Ученики (рассказывают стихотворение)

Где-то на лесной опушке 
Живут разные зверушки. 
Маленькие зайки скачут, 
Мамы бережно их прячут. 

Волки, лисы и медведи, 
Все в лесу они соседи. 
Дружно водят хоровод. 
Так идет за годом год. 

Вот кукушка пролетела 
И тихонько где-то села. 
Прокукует вдалеке 
Не найти её нигде. 

Вон, смотри ещё зверушка. 
Белка скачет по верхушкам 
И в дупло скорей бежит 
Своих деток покормить. 

Лес всем зверям служит домом, 
Ну а дятел управдомом. 
Все мечтают об одном - 
Сохранить свой хвойный дом! 

Учитель: Художник закончил работу. Было уже темно, и он хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье – то фырканье.

Старичок-лесовичок: Вот это лес! Теперь он будет жить. Потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это – лес. (исчезает)

Учитель: Куда – то исчез Старичок-лесовичок, а может не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в нем тысячи жителей. И все они  и есть лес.Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.

 

Страница 6.

Учитель: Теперь мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас, чтобы лес был таким же красивым,  как на картине нашего художника. Послушайте рассказ Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой»

(Рассказ читает ученик)

Оля и Лида, маленькие девочки пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

-Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля. Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

-Чьё поведение в лесу вы считаете правильным? Почему?

Учитель: Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако, с каждым днем, леса все больше нуждаются в защите.  Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила? Давайте вместе составим памятку.

Дети:

  1. Нельзя ломать деревья и ветки.
  2. Нельзярвать цветы.
  3. Нельзя рвать незнакомые растения, грибы, ягоды.
  4. Нельзяоставлять мусор в лесу.
  5. Нельзяразорять муравейники и птичьи гнезда.
  6. Нельзяловить диких животных и уносить их домой.
  7. Нельзяразжигать костры в лесу.
  8. Нельзясбивать  ногами несъедобные грибы.

Учитель: А что можно, ребята?

-сажать больше деревьев;

-любоваться цветами;

-не допускать возникновения пожара;

-съедобные грибы аккуратно срезать;

-помогать птицам и животным в зимнее время;

Учитель. Изобразите на листе бумаги одно из правил поведения в лесу. (Дети рисуют, а потом устраивается выставка работ.)

Учитель: Путешествие закончим  со стихотворением Г. Сапгира «Уголок»

Осторожней, не порвите

Эти шелковые нити.

Дело в том, что я знаком

С этим быстрым пауком.

 

Свой сачок оставьте дома;

Мотылек — он мой знакомый.

А сердитый этот жук —

Мой надежный старый друг.

 

В речке тоже не удите.

Вон плывет она, глядите,

С острым красным плавником...

Я прекрасно с ней знаком.

 

Барабанит гулко дятел.

Этот дятел —

Мой приятель.

И щебечет часто-часто

Мне синица:

— Здравствуй, здравствуй!

 

И береза мне знакома,

И трава,

И облака.

И другого

Никакого

Мне не надо уголка.