Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...

Урок в 5 классе «Корень слова. Однокоренные слова»

МБОУ «Ульт-Ягунская СОШ»

 Сургутского района ХМАО-Югра

 

«Корень слова. Однокоренные слова» 5 класс.

 

 

Арутюнова Майра Ураковна

учитель русского языка и литературы

 

Цели урока: - дать понятие о корне как морфеме; - научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова.

Задачи урока: Образовательные: конкретизация полученных знаний о корне и однокоренных словах; закрепление умения распознавать однокоренные слова; обогащение речи детей.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость; развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную); развивать кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты.

1. Личностные: - достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

2. Метапредметные: - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; - способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в обсуждениях.

3. Предметные: - освоение базовых основ лингвистики; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста; - осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Ход урока

I. Орг.момент. Эмоциональный настрой. - Добрый день, ребята! Вы готовы начать урок? Улыбнитесь друг другу. Внимательно слушайте – и всё услышите. Внимательно смотрите – и всё увидите. Думайте – и всё поймёте. Откройте тетради, запишите: число, классная работа.

II. Групповая работа над ассоциативным рядом со словом «корень» Запишите слова или словосочетания, которые приходят к вам, когда вы слышите слово «КОРЕНЬ». Дети записывают у себя на листочке, получается примерно следующее: корни дерева, корень цветка, корень слова, однокоренные слова. О каких понятиях корня идёт речь? Таким образом, дети выходят на два понятия корня – ботаническое и грамматическое.

III. Сопоставление с культурно-историческим аналогом. - Прочитайте, что по этому поводу говорят ученые. Каждой группе предлагаются листы с информацией: словарные статьи из толковых словарей С.И. Ожегова и В.И. Даля.

Словарь С.И. Ожегова Корень – 1. Подземная часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы. 2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба (корень зуба), волоса, ногтя. 3. Начало, источник, основа чего-то (перенос.) (корень зла). 4. В грамматике: основная часть слова без ¬ и ^. 5. В математике: математический квадратный корень.

Словарь В.И. Даля Корень – 1. Подземная часть всякого растения. 2. Корень зуба, волоса, ногтя, пера – та часть, которая вросла в тело. 3. Мой корень – родина. 4. Корень слова – слог или звук, от которого слово произошло. 5. Математический корень.

Диагностика (степень личного приращения знаний) Найдите общее в вашем выводе и у ученых.

IV. Формулировка темы урока учащимися - Прежде чем сформулировать тему урока, скажите, какое значение слова «КОРЕНЬ» из перечисленных в толковых словарях важно на уроке русского языка? Создание проблемной ситуации(образовательной задачи) Работая в группах, вспомните, что вам известно об однокоренных словах и выясните, какие из предложенных слов являются однокоренными? Сформируйте из них группы однокоренных слов Гора, гористый, гореть, горелый, горный, загорал. В чём трудность? С чем вы столкнулись? (корни одинаковые, а лексическое значение у них разное) Что же необходимо знать для того, чтобы правильно определить, являются ли слова однокоренными? (лексическое значение слов) - Определите тему нашего урока «Корень слова. Однокоренные слова» - А разве эта тема для вас новая? - Каковы же тогда цели нашей работы? (научиться правильно выделять корень в словах, подбирать однокоренные слова, узнать новое о корне слова).

V. Определение корня и однокоренных слов. Актуализация знаний для «обычных детей»: – Вспомните, какое определение корня вы давали в начальных классах? Начните заполнять таблицу, которая у вас на листочках Знаю Хочу узнать Узнал новое, научился - Какую колонку вы заполните в конце урока?

Работа с «особенными» детьми. - Перед вами карточки с упражнением. Прочитайте данное упражнение. Стоит чудесная погода. Пёстрыми цветами покрыты лесные поляны. Цветочная роспись украшает тропинки и дорожки. В тенистом лесу цветут ландыши. Ландыш – это подарок весны. – Что вы прочитали и докажите почему? (текст, потому что предложения связаны по смыслу). – Вставьте пропущенные орфограммы в тексте (работа учащихся). – Как можно озаглавить данный текст? (мнение учащихся). – Найдите в тексте родственные слова, запишите их в тетрадь и продолжите данный ряд своим словом, выделив корень в родственных словах (работа учащихся).

Работа со всеми учащимися - Ребята, вспомните, что такое лексическое значение слова. Работа в парах с упражнением учебника 393 (выполняют «обычные» дети) - Найдите родственные слова, выпишите их, обозначьте в них корни. Устно объясните лексическое значение данных слов. - Сделайте вывод о том, как правильно найти корень слова и какие слова называются однокоренными. Учитель работает с «особенными» детьми. «Придумай родственников». К слову «домики» подберите родственные слова и выделите корень (Домик – дом, домовой, домашняя, домовничать, домишко, домовитый, надомный, бездомный; общий корень – дом). Работают все учащиеся. – Какое время года находится между зимой и летом? – … (весна).

VI. Физкультминутка Весна! Весна! Пришла весна! (хлопки в ладоши) Тепло на крыльях принесла. (взмахи руками) И вот на самом солнцепёке (ходьба на месте) Расцвел подснежник голубой. (руки в стороны) «Родственники». Учитель называет пары слов. Если слова родственные – учащиеся хлопают в ладоши, а если нет, то приседают. Весна – весенний, лужа – лужайка, подснежник – снеговая, река – ручей, поле – полюшко, почка – почтовая, скворец – скворечник, апрель – апрельский, куст –лист.

VII. Тренировочные упражнения Работа в группах с упражнением в учебнике 394 Задание. Записать предложения, выбрав нужную букву, и выделить корень. Устно объяснить свой выбор - Проверьте по ключу правильность своей работы. Сделайте вывод по вашим наблюдениям. Индивидуальное задание у доски. На доске ряды слов. Найти «четвёртое лишнее», объяснить свой выбор: вода – водяной – водитель – подводник; узнать – узко – узенький – поуже; ложь – положить – сложу – приложить. Проверка выполненной работы.

IX. Рефлексия – осознание пройденного пути. - Какие цели сегодня были достигнуты? Закончите фразу: «сегодня на уроке я…» - Закончите заполнение третьей колонки нашей таблицы. «Особенные» дети проговаривают эту фразу вслух с учителем.

XII. Домашнее задание по выбору: составить игру «четвёртое лишнее»; выполнить упражнение 395; выписать из Толкового словаря 5-6 однокоренных слов со словарной статьёй.