Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

урок по рассказу гранатовый браслет

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники»

Разработка урока по теме

Размышляем о любви… Рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Аликина Е.Ю.,

Республика Башкортостан, Уфа

Аннотация

Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплекс по теме «Размышляем о любви…Рассказ А.Куприна «Гранатовый браслет»

При изучении темы используется технология личностно-ориентированного подхода. Основной задачей этой  технологии является создание условий для проявления познавательной активности студентов. Осуществлению этой задачи способствуют диалоговый метод, сотрудничество, методы проблемного обучения, создание ситуаций выбора.

Цели занятия

Познавательная

Раскрыть концепцию любви в рассказе; показать, как писатель изображает влияние любви на человека.

Развивающая

Способствовать интеллектуальному развитию студентов: сформировать навыки литературного анализа посредством медленного прочтения произведения; развивать умение аргументировать своё мнение, обращаясь к тексту и к жизненным ситуациям.

Воспитательная

Воспитание эстетического вкуса, культуры речи, уважения к чувствам другого человека; пробудить понимание того, что любовь – сложное и прекрасное чувство; формирование умений осуществлять сотрудничество.

Оборудование урока.

Наглядные пособия

Портреты А. И. Куприна и Бетховена, иллюстрации к рассказу, раскладушки: «Фотолетопись жизни А. И. Куприна», «Иллюстрации к рассказам А. И. Куприна о любви», «Творчество студентов: стихи о любви».

Раздаточный материал.

Методические рекомендации к изучению рассказа, методические рекомендации по участию в дискуссии, вопросы викторины, анкета для социологического опроса, план урока.

ТСО

Цифровой проектор, экран, компьютер.

Используются фрагменты фильма по мотивам рассказа «Гранатовый браслет», запись Второй сонаты Бетховена.

Методика урока.

Методы: наглядно-иллюстративный (лекция, демонстрация наглядности, показ фрагментов фильма); исследовательский (анализ текста, использование элементов проблемного обучения); репродуктиный (аналитическая беседа, викторина). Формы: коллективная, частично групповая, индивидуальная, интегрированная (литература и музыка, литература и психология, литература и культура речи).

Технологии: сотрудничества, личностно-ориентированного подхода, информационная.

 

По завершении изучения темы студент должен

знать

содержание рассказа;

значение трудных слов, встречающихся в тексте;

литературоведческие понятия: тема, идея, эпитет, символ.

уметь

пересказывать эпизоды рассказа;

выдвигать гипотезы,

аргументировать своё мнение, обращаясь к тексту произведения;

работать в группе;

соблюдать нормы литературного языка.

понимать

авторскую позицию;

любовь – сложное и прекрасное чувство;

настоящая любовь существует;

важно уважать чувства другого человека

Время проведения занятия – 90 минут.

 

Этапы занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студента

Достижение цели

Время

 

1

2

3

4

5

1

Организационный

момент.

Взаимное приветствие.

Взаимное приветствие. Доклад дежурного.

Воспитание организованности.

Психологическая подготовка к занятию.

2мин.

2

Вступительное слово.

Чтение стихотворения, приглашение к сотрудничеству. Объявление темы и целей занятия (демонстрация слайда и проговаривание).

Напоминание о правилах дискуссии.

Эмоциональный отклик. Запись темы.

Эмоциональное

 воздействие, подготовка к творческой деятельности.

Помощь в овладении способами саморегуляции.

3мин мин.

3

Проведение викторины.

Объявление целей проведения викторины. Чтение вопросов. Оценивание ответов.

Устные ответы.

Консультант фиксирует правильные ответы.

Проверка знания

текста. Стимулирование деятельности

студентов.

4 миминмин.

4

Первоначальные впечатления от рассказа.

Проявление интереса к впечатлениям студентов. Создание ситуации выбора. Рассказ о

собственных впечатлениях.

 

Делятся своими

впечатлениями.

Некоторые студенты используют лексику из раздаточного материала.

Обращение преподавателя и студентов к своему субъективному опыту. Признание ценности мнения

каждого. Создание атмосферы сотрудничества.

4мин.

5

Корректировка целей занятия.

Демонстрация слайда и проговаривание целей, знакомство с планом занятия. Рекомендации по конспектированию.

Зрительное и слуховое восприятие целей. Чтение плана занятия.

Концентрация внимания, активизация мыслительной деятельности.

3мин.

6.

Аналитическая беседа с постановкой проблем.

 

Демонстрация слайда с результатами анкетирования студентов по проблемам любви и брака.

Акцентирование внимания на вечности темы любви, просьба ещё

Восприятие и осмысление анкеты, слов преподавателя.

Предоставление студентам возможности опираться на

субъективный личностный опыт,

формирование внимательного отношения к мнению других,

51

мин.

 

 

раз обратить внимание на раскладушку «Мои стихи о любви».

Просмотр фрагмента фильма по мотивам рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» (Куприн о замысле своего произведения).

Создание проблемных ситуаций.

Реализация диалоговых методов сотрудничества всех субъектов занятия (ученик – ученик, ученик – учитель – ученик). Демонстрация слайдов, фрагмента фильма по мотивам

рассказа А.Куприна, иллюстраций, карточек, позволяющих организовать работу по развитию речи студентов.

 

 

 

Размышление над словами писателя.

 

 

 

 

 

Реализация выполнения групповых, индивидуальных

заданий, ролевое

чтение фрагментов рассказа А.Куприна.

Поиск эпитетов, выполнение задания на исключение эпитетов, толкование значения некоторых слов.

Обращение к тексту произведения и плану занятия, к схемам, составленным студентами, обобщение на каждом этапе аналитической беседы.

 

интереса к творчеству сверстников.

Эмоциональное воздействие на учащихся, развитие интеллектуальных умений.

 

Ориентация студентов на освоение процесса обучения. Формирование жизненного опыта, стремления определять собственное отношение к проблемам. Развитие творческих способностей, эстетического вкуса, речи студентов, умений вдумчиво читать произведение, находить аргументы, систематизировать материал.

Формирование толерантности.

 

 

7.

Закрепление.

Постановка вопросов, позволяющих обобщить материал и оценить урок (внутренняя обратная связь).

Ответы на вопросы, осмысление понятого на занятии. Оценка

занятия.

Формирование умений обобщать, делать выводы.

Обучение студентов рефлексии, самооценке действий, усилий, результатов.

15мин.…....

8.

Заключительный этап.

Оценка деятельности студентов, пожелания.

Эмоциональный отклик.

Мотивация деятельности на последующих

занятиях.

5мин.

9.

Домашнее задание.

Объявление тем устного сочинения (предложены

темы разного уровня сложности).

Рекомендация преподавателя: при подготовке к сочинению обратиться к методическим рекомендациям.

Запись домашнего задания (темы сочинений напечатаны в методических рекомендациях).

Мотивация 

творческой деятельности.

3мин.

 

                                             ХОД УРОКА

                                                       Скажу одно, что ничего более

                                                       целомудренного я ещё не писал.

                                                                                            А. И. Куприн

                                                       Меня влечёт к героическим сюжетам.

                                                       Нужно писать не о том, как люди

                                                       обнищали духом и опошлели,

                                                       а о торжестве человека, силе и власти его                                                                                                            А.И. Куприн.

I. Вступительное слово

Я говорю всем: «Здравствуйте!»

 

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

 

Я приглашаю вас к совместному творчеству, к сотрудничеству. Каждый урок литературы – это дискуссия. Пожалуйста, не забывайте о правилах дискуссии.

Запись темы

Объявление целей урока

Надеюсь: вы читали рассказ медленно, размышляя над предложенными вам вопросами. Это поможет вам понять мысли автора, высказать своё мнение и аргументировать его, обращаясь к тексту.

Проведение викторины

Внимательно ли вы прочитали рассказ Куприна «Гранатовый браслет»?

Проверим это при помощи вопросов викторины.

Вопросы викторины

  1. В каком году написан рассказ «Гранатовый браслет»?(1910)
  2. Кто был прототипом Василия Шеина? (высокопоставленный чиновник Любимов)
  3. Кто был предок княгини Веры? (Тамерлан).
  4. Что подарил Вере муж? (Серьги из грушевидных жемчужин).
  5. Чей это портрет: «…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах? (Вера).
  6. Имя знаменитой пианистки, подруги Веры по Смольному институту? (Жени Рейтер).
  7. Имя мужа Веры? (Князь Василий Львович).
  8. Фамилия Веры до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская).
  9. Имя Желткова? (Георгий).
  10. Кому из персонажей принадлежат эти слова:
    1. « Мне жалко этого человека. И мне не только, что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать».

а) Николаю Николаевичу;

б) князю Василию Львовичу Шеину;

в) Желткову;

г) генералу Аносову.

  1. Кому принадлежат слова: « Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»:

а) Желткову;

б) Вере Николаевне;

в) генералу Аносову;

г) князю Василию Львовичу Шеину.

Выявление первоначальных впечатлений студентов от прочтения рассказа, рекомендации по конспектированию

В воспоминаниях современницы автора рассказа«Гранатовый браслет» писательницы Надежды Теффи есть такие слова: «Читатели Куприна любили… Может быть, оттого, что писал он просто… честно писал, не красуясь и не презирая читателя».

А мне интересны ваши впечатления от рассказа.

Может быть, к концу занятия кто-то из вас изменит своё мнение о рассказе.

Корректировка целей урока

Не знаю, изменятся ли ваши впечатления от рассказа. Но предлагаю попытаться понять позицию автора, быть может, насладиться языком произведения, поразмышлять о любви, о сложных жизненных ситуациях, в которые попадают мужчины и женщины, а значит, и мы с вами.

II.Аналитическая беседа

(В беседу включены игровые моменты, выступления студентов)

  • Какова тема рассказа? ( Тема любви.)

Всё начинается с любви…

Твердят: « Вначале было слово».

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви!

Р.Рождественский

О любви слагали мифы и легенды, стихи и песни, любимых изображали на картинах. Без любовных историй нет ни одного произведения (вспомним хотя бы «Грозу», романы «Обломов», «Отцы и дети», «Война и мир»). Некоторые из вас тоже пишут о любви. С творчеством студентов вашей группы вы уже познакомились (оформлена раскладушка «Мои стихи о любви»).

Каждый человек на вопрос о любви отвечает по-своему.

Вот ваши ответы (приводятся результаты анкетирования).

Судя по вашим ответам, тема любви вам интересна.

Своё толкование любви и у А. Куприна. Писатель обратился к теме любви в то время, когда современная Куприну литература опошлила её.

Послушаем, почему А. Куприн обращается к теме любви.

Просмотр фрагмента фильма

А Куприну ненавистны были писатели, в произведениях которых описывались низменные животные страсти в откровенных порнографических сценах.

Создание проблемной ситуации

В центре рассказа – любовь мелкого чиновника Желткова. Но для чего-то в «Гранатовом браслете» автор приводит ещё около 10 историй любви, на которые при анализе рассказа часто не обращают внимания. Подумаем, какова роль этих историй.

Подбор материала для ответа на проблемный вопрос и его анализ

Вспомним некоторые истории любви, представленные в рассказе.

Реализация выполнения группового задания

Варианты ответов

Перескажите любовные истории, рассказанные Аносовым.

1.Любовь Аносова к болгарочке ( гл.7)

Во время одного из военных походов в Букаресте Аносов увидел «прехорошенькую болгарочку». «И вот среди разговора взгляды наши встретились, между нами пробежала искра, подобная электрической, и я почувствовал, что влюбился сразу – пламенно и бесповоротно», - рассказывает генерал. Однажды во время танцев Аносов вошёл в сенцы, где скрылась девушка. Здесь он впервые поцеловал её. После этого он каждый вечер спешил к возлюбленной. Заканчивает историю генерал так: «Когда же последовал наш поход из этих мест, мы дали друг другу клятву о вечной любви и простились навсегда». Эту любовь сам Аносов называет приключением.

2.История женитьбы Аносова (гл. 8)

Собираясь рассказывать истории Аносов, говорит: « Я, правда, знаю два случая похожих. Но один продиктован глупостью, а другой… так… какая-то кислота… одна жалость…».

Герой объясняет причину своей женитьбы соблазном невинности («свежая девчонка», кожа «нежная», шейка «невинная»). Да тут ещё папа с мамой смотрят «грустными» глазами. А через три месяца после замужества куда-то исчезает нежность и невинность. Молодая жена «ходит в затрапезном капоте, волосёнки жиденькие, нечесаные… с денщиком собачится, как кухарка, с молодыми офицерами ломается, сюсюкается, взвизгивает, закатывает глаза». А через некоторое время жена сбежала с проезжим актёром, «пленясь бархатной курткой и кружевными манжетами».

  • Какой вывод вы сделали для себя, прочитав историю женитьбы Аносова?

Любили ли молодые?

( Может быть, женились потому, что пришла пора? Это тоже расчёт.).

3.История молодого прапорщика и жены полкового командира (гл.8)

Генерал Аносов рассказывает историю любви молодого прапорщика и жены полкового командира. По описанию и характеристике героини понимаем, она не симпатична рассказчику: «Рожа, я тебе скажу, Верочка, преестественная. Костлявая, рыжая, длинная, худущая, ротастая…Штукатурка с неё так и сыпалась, как со старого московского дома». Властная, презирает людей, вдобавок – морфинистка.

В полк прислали прапорщика, только что из военного училища. «Через месяц старая лошадь совсем овладела им. Он паж, он слуга…». Прапорщик скоро надоел женщине, она вернулась «к одному из своих испытанных пассий». А «желторотый воробей» продолжает ходить за ней как привидение, ревновать.

Однажды после гуляния, где было много выпито, возвращались вдоль железнодорожного полотна. Жена командира шепчет ему: «Вы всё говорите, что любите меня. А ведь, если я вам прикажу, – вы, наверное, под поезд не броситесь». Он, не ответив ни слова, прыгнул под поезд. Кто-то хотел его вытащить, но прапорщик схватился за рельсы, так ему обе кисти и оборвало. Он оставил службу. Ему собрали деньги и отправили в город. Он стал попрошайкой … замёрз где- то на пристани в Петербурге.

Вспомним, что генерал Аносов называет эту историю глупой. Обратим внимание на такие слова: «Ужасная штука, когда свежий и чистый мальчишка положит свою первую любовь к ногам старой, опытной и властолюбивой развратницы».

У жены полкового командира – «страсть к разнообразию» (расчёт?).

В чувствах прапорщика к жене полкового командира Аносов видит любовь-зависимость.

  • Рабская любовь – это настоящая любовь?

4.История капитанской жены и поручика Вишнякова

Историю капитанской жены и поручика Вишнякова Аносов называет «двумужественным браком»: «Так втроём и жили в двумужественном браке – точно это самый законный вид супружества».

  • Какие чувства вызывают у вас капитан, его жена, поручик? Почему героине не разойтись с мужем, не выйти замуж за поручика? Почему поручик ничего не предпринимает? (Расчёт? Всё всех устраивает.)

В каждой из этих историй любовь предстаёт в каком-то извращённом виде. Поэтому генерал Аносов выносит свой приговор: «… Люди в настоящее время разучились любить. Не вижу я настоящей любви ». И обвиняет в этом мужчин: «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью».

Прочитаем эти обвинения (гл. 8, стр. 396).

  • Что же Аносов понимает под «настоящей» любовью?

Любовь, по мнению Аносова, должна быть бескорыстной, самоотверженной, не ждущей награды. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».

5.Расскажите об отношениях Анны, сестры Веры Николаевны, с мужем (гл. 2, 5)

  •  Это настоящая любовь?

Анна вышла замуж за богатого и глупого человека (может, тоже по корысти). «Мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей», она часто и охотно флиртовала, «но никогда не изменяла мужу». Муж «обожал Анну, как и в первый день замужества и ухаживал за нею так влюблено и самодовольно, что часто становилось за него и жалко и неловко». ( Расчёт?)

6.Что вы можете сказать об отношениях Веры и её мужа князя Василия Шеина?

«Княгиня Вера, у которой прежняя, страстная любовь перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы всеми силами старалась помочь князю удержаться от разорения», - читаем в рассказе.

  • Что вы можете сказать о таких отношениях в семье?
  • Только общие заботы – это любовь?

В одной телепередаче о семейных отношениях были сказаны такие слова: «Многие семейные пары живут по инерции. Живут как в коммунальной квартире».

Дружба, взаимопомощь – это очень хорошо, но спросите у своих родителей, чего бы они больше хотели в семейных отношениях, дружбы или любви? Я – любви!

Рассказывая об отношениях Веры с мужем, можно опираться на вопросы:

  • Как князь Василий относится к своей жене? (Эпизод с юмористическим альбомом помогает это понять). Он тактичен?

Нет душевной тонкости, чуткости.

  • Способен ли князь Шеин глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа? (Аносов о Васе).

Возражая Аносову, утверждавшему, что настоящей любви нет, Вера говорит: «А вы свой несчастный опыт переносите на всё человечество. Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно наш брак назвать несчастливым?» И дальше читаем: «Аносов довольно долго молчал. Потом протянул неохотно: «Ну хорошо… скажем – исключение…». Молчание героя, паузы в его речи… Видимо, он не согласен с Верой. (гл. 8, стр. 396) И чуть дальше (гл.8, стр.397) Аносов продолжает: « Постой, постой, Вера, ты мне опять про своего Васю? Право же я его очень люблю. Он хороший парень. Почём знать, может быть, будущее покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю». «Каждый любит, по-своему, способность любить – это талант редкий, как и любой другой, если он настоящий…»

Вывод

  • Для чего в рассказе о любви Желткова приведены и эти истории?

Эти истории Аносов приводит как доказательства того, что в жизни настоящую любовь ему не приходилось видеть. Кроме того автор рассказа противопоставляет все эти истории любви Желткова.

Создание проблемной ситуации

Сформулируем ещё один ключевой вопрос.

Аносов, выслушав рассказ Веры о любви «какого-то безумца» (это выражение Веры), задумчиво, очень серьёзно проговорил: «Может быть, это просто ненормальный малый, маниак, а – почём знать? – может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и не способны мужчины».

  • Может быть, настоящая любовь всё-таки есть? Может быть, любовь маленького чиновника Желткова настоящая? А он не маниак (не сумасшедший)?

Не будем торопиться отвечать на эти вопросы. Вспомним некоторые эпизоды рассказа, воспроизведём историю любви главного героя.

Подбор материала для ответа на проблемный вопрос и его анализ

  • Расскажите историю любви Желткова к Вере Николаевне.

Чиновник Желтков восемь лет тому назад увидел княгиню Веру Николаевну в ложе. Он сразу же понял, что Вера – любовь его жизни, она – его судьба. С тех пор Желтков стал всюду следовать за княгиней и вскоре начал писать ей письма. Сама же Вера Николаевна ни разу не видела тайного обожателя и не знала, как его зовут. Желтков никогда не писал о себе, а лишь однажды обмолвился, что служит в каком-то казённом учреждении маленьким чиновником. Когда Вера Николаевна письменно попросила Желткова не утруждать её своими признаниями и письмами, Желтков стал писать реже, лишь на праздники.

По речи человека, особенно письменной, очень многое можно о нём понять. Помните, я вам читала письма И. С. Тургенева к Полине Виардо? А о романе в письмах революционера Василия Шмидта? Свою любимую он видел лишь миг (они были попутчиками в поезде) и любил всю жизнь.

Послушаем письмо главного героя.

Ролевое чтение писем Желткова.

Реквизиты: стол, 2 настольные лампы под старину. Девушка и юноша читают под музыку Второй сонаты Бетховена. Юноша изображает, что он пишет письма и проговаривает написанное вслух, девушка – читает полученные письма. На экране – портреты героев.

Наверное, втайне каждая девушка мечтает о таких письмах.

Реализация выполнения индивидуального задания

по теме: «История любви Желткова в письмах» (см. задание в методических рекомендациях к уроку)

  • Назовите эпитеты, подходящие к определению любви главного героя, которые вы нашли непосредственно в рассказе.

«Исключительная» (гл.12, Вера), безнадёжной и вежливой называет свою любовь сам герой («Но семь лет безнадёжной и вежливой любви дают мне на это право», - говорит он мужу Веры.)

Выпишите эпитеты, которые характеризуют любовь Желткова.

Кратковременная, бескорыстная, не ждущая награды, всепоглощающая, мучительная, чистая, гордая, неразделённая, безответная, грешная, идеальная, неземная, негаснущая, нелепая, гордая, необыкновенная, целомудренная.

Что значит «целомудренная»? (строгая нравственность, чистота)

Неслучайно Куприн назвал свой рассказ целомудренным (обращение к эпиграфу).

Желтков принимает своё чувство как божий дар, как великое счастье: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Ни тени обиды или жалобы в словах героя. Он жил этой любовью, пусть неразделённой, безответной, но она была для него лучом яркого света, глотком чистого воздуха, смыслом жизни. Он, несмотря на безответное чувство, был счастлив. Этому герою сострадаешь, но он не жалок. Это не пошлое, это красивое чувство. Этот человек не был похож на других, он не погряз в унылой и убогой повседневности, его душа стремилась к прекрасному и возвышенному. Любовь изменила, возвысила его.

  • Мог ли Желтков рассчитывать на взаимность?

Составление таблицы

Вера                                                                 Желтков

Муж –      губернский предводитель               мелкий чиновник ,беден

                 дворянства

Мать –     англичанка                                              

Отец –      князь                                              

Род восходит до Тамерлана

(Тамерлан – среднеазиатский государственный деятель, полководец, эмир с 1370года).

Между героями – пропасть. В любви героя нет никакого расчёта. Поверьте: и неразделённая любовь может приносить счастье, если думать не о себе и своих обидах, радоваться тому, что ты любишь.

Большое значение в рассказе имеют символы (на экране – значение слова «символ»).

Реализация выполнения индивидуального задания

по теме: «Роль символов в рассказе Куприна «Гранатовый браслет».

(см. тезисы в приложении)

Обобщение

Гранатовый браслет – символ любви Желткова. Определим ещё одно значение этого символа.

Тревога ощущается в рассказе с самого начала. Уже в названии заявлен красный цвет – цвет крови. Эпиграф рассказа – название сонаты Бетховена. Музыка этой сонаты трагичная.

Но вот на именинах Вера Николаевна, которому, посвящена большая часть рассказа (2 – 9 гл.), кажется всё идёт обычно, спокойно.

  • Чем занимаются гости?

На именинах играют в покер, слушают музыку, развлекаются сатирическими рассказами князя Василия Львовича. Но тревожное настроение усиливается. Середина сентября, клумбы с цветами опустели и имели «беспорядочный вид», деревья роняли жёлтые листья (грустно, когда всё увядает, умирает); на именинах оказалось 13 гостей, и Вера подумала: «Вот это нехорошо!», к вечеру вдруг появилась багровая полоска догорающего заката. И вот получение Верой браслета с пятью выделяющимися на нём красными гранатами.

Продолжение выступления студентки

 «Точно кровь!» – с неожиданной тревогой подумала Вера». Подарок Жеткова всколыхнул обычную, размеренную жизнь. Вера чувствует, что что-то случится. Вероятно, гранатовый браслет уже передал ей дар предвидения (в выступлении было сказано об этой особенности браслета).

Основным средством характеристики героев в рассказе является их отношение к чувству Желткова и гранатовому браслету.

  • Каково отношение Николая Николаевича, Василия Львовича, генерала Аносова к чувству Желткова и гранатовому браслету? (гл. 9)

Николай Николаевич взбешён. Он раздражённо говорит князю Василию: «Я давно настаивал прекратить эти дурацкие письма». Браслет называет идиотским, требует не только вернуть браслет, но и принять меры, обратиться к жандармскому полковнику, чтобы не «попасть в глупое положение». У него нет желания попять другого, он груб в сцене визита к Желткову, угрожает, кичится своим положением: «… мы примем меры, которые нам позволят наше положение, знакомства». (Груб, высокомерен, бесчувствен, всё в этой истории видится оскорбительным и подозрительным). Не все, к сожалению, способны понять чувства другого человека.

В начале произведения князь Василий рассказывает о любви ещё незнакомого ему Желткова как анекдотический случай, показывает гостям юмористический альбом с историей любви телеграфиста к княгине. Интересно, что первое упоминание о любви Желткова к Вере нарочито снижено, карикатурно. Ни Вера, ни князь Василий, ни гости не принимают всерьёз этого «влюблённого Г.С.Ж.»: да и как телеграфист(!) может быть влюблён?

Решая, как поступить с гранатовым браслетом, князь Василий Львович более снисходителен к незнакомому юноше, посмевшему преподнести подарок его жене. Он против обращения жандармскому полковнику. Но тоже боится слухов: «Пойдут слухи, сплетни…Мы все достаточно хорошо знаем наш город. Все живут точно в стеклянных банках…Лучше я сам пойду к этому юноше… Вручу ему браслет и прочитаю хорошенькую строгую нотацию».

  • Но осуществил ли князь Василий свои намерения? Почему?

Но даже князь Шеин способен оценить благородство души и силу любви этого худощавого телеграфиста, когда увидел и услышал его: «… но вот я чувствую, что присутствую при какой-то трагедии души и не могу здесь паясничать». Именно поэтому он разрешит написать последнее письмо Вере. «… Он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Для него не существовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают», - так скажет князь Шеин своей жене после смерти «докучливого» влюблённого (гл.11).

Пожалуй, только старый генерал Аносов сразу отнёсся к любви Желткова всерьёз. И Веру он настраивает отнестись к любви таинственного Г.С.Ж тоже серьёзно. Мы уже читали раздумья генерала о любви Желткова: «…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

За всю свою жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но продолжает верить в возвышенную любовь и передаёт свою уверенность Вере Николаевне.

Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым (глава 12).

Просмотр фрагмента фильма («Вера в комнате умершего Желткова»)

  • Какое настроение передаёт музыка в этой сцене? (Грустное, тревожное).

В этот трагический момент Желтков и Вера впервые оказались вдвоём.

Обратите внимание, как режиссёр фильма выделяет красную розу. Красная роза – это тоже деталь-символ. В финале рассказа «Олеся» упомянуты коралловые бусы, в «Суламифи» - красный цвет – символ любви.

(«Вот анфракс, священный камень…Погляди, как он красен, как кровь, как, вечерняя заря, как распустившийся цвет граната… Это камень любви, гнева и крови».)

  • Почему Вера приносит именно красную розу?

(Поняла, что Желтков любил по-настоящему)

Момент прощания Веры с Желтковым – поворотный момент в жизни Веры.

Прочитайте, каким видится Вере Желтков, кого он ей напоминает?

Умерший Желтков приобретает «глубокую важность, «… как будто бы он перед смертью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю его человеческую жизнь» Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».

  • В чём смысл сравнения героя с Пушкиным и Наполеоном?

Пушкин и Наполеон – великие люди. Талант любви Желткова также велик. Куприн приравнивает талант любви к талантам признанных гениев.

  • В начале рассказа мы читаем: Вера «холодна», «царственно спокойна». Такой ли мы видим Веру в этой сцене?

Вера неожиданно заплакала.

  • Почему? Как вы думаете?

Душа Веры словно пробуждается. Теперь её нельзя назвать холодной. Она поняла, что «мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется один раз в тысячу лет». Вера узнала, какая она – настоящая любовь. Теперь для неё Желтков не безумец, а великий человек.

Огромна роль музыки в рассказе.

Реализация выполнения индивидуального задания по теме:

«Роль музыки в рассказе «Гранатовый браслет» (см. тезисы в приложении).

Желтков хотел жить любя, и он попытался соединить две судьбы, продлить жизнь и любовь даже после смерти музыкой бетховенской сонаты. Вера слушает сонату Бетховена, и в её проснувшейся душе слагаются куплеты.

Чтение фрагмента текста под музыку Бетховена

Эти слова звучат как стихи. Многие фрагменты рассказа, согласитесь, очень поэтичны.

Вам понятно, что в этих куплетах – судьба Желткова.

  • Как вы думаете, что Вера чувствует в этот момент? (горечь, сочувствие к Желткову и восхищение им, счастье от того, что её жизнь пересекла настоящая любовь)

III.Выводы. Закрепление

1. Для героев рассказа чувство Желткова – любовь или сумасшествие?

2. Любовь, Желткова, по замыслу автора, настоящая. В чём состоит сила настоящей любви? (Вспомните, что мы говорили об отношении Василия Львовича и Веры к Желткову).

Любовь способна изменить человека. Меняется князь Шеин, Вера да и Желтков тоже.

Идея рассказа – настоящая любовь существует, она изменяет, возвышает человека.

3.Что вы сумели понять на занятии?

4.Изменились ваши впечатления от рассказа после нашего урока?

5.Что вам больше всего понравилось в ходе занятия?

6.«Любовь должна быть трагедией», - говорит Аносов. И эту мысль утверждает автор.

Согласны вы с автором?

Обратимся к эпиграфу: « Меня влечёт к героическим сюжетам. Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, силе и власти его» Так говорил Куприн. Подлинный героизм в прозе Куприна определяется чистотой и силой чувств и способностью к поступку, подтверждающему эти чувства. В этом смысле героичен Георгий Желтков.

7.Рассказ не так прост. Я, например, не могу однозначно оценить самоубийство героя. Один из литературоведов считает, что писатель изменил концовку реальной истории, услышанной им, написал о смерти героя, чтобы придать рассказу трагичную окраску и таким образом опоэтизировать любовь. Может быть, на самом деле это так.

Как бы изменился рассказ, если бы он закончился визитом брата и мужа княгини Веры к Желткову?

Не узнали бы, как изменилась княгиня, о её вере в настоящую любовь, ли шились бы поэтичных куплетов, которые слагаются в душе Веры под воздействием музыки Бетховена.

Думаю, вы согласитесь со мной: о суициде нельзя говорить второпях, об этом нужно размышлять обстоятельно, не торопясь, например, на классном часе. А сегодня я лишь спрошу: «Самоубийство – это выход из сложных жизненных ситуаций?»

8.Чувство Желткова можно назвать идеальным, романтическим. Сам он земной человек и любит земную женщину. Значит, настоящая любовь существует?

Хотели бы вы, чтобы вашу жизнь пересекла любовь, «которая бывает один раз в тысячу лет»?

IV. Заключительные слова преподавателя. Объявление оценок

«Любовь должна быть…» Так хочется в размышлениях Аносова выделить именно эти слова. Я желаю вам, дорогие мои, настоящей любви. Любить! Это так прекрасно!

V.Домашнее задание

Подготовить устное сочинение по одной из тем

1.Какую любовь Куприн не считает настоящей? Согласны ли вы с автором «Гранатового браслета»?

2.Какова роль любовных историй в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»?

3.История любви Желткова. Согласны ли вы с автором «Гранатового браслета», что любовь этого героя – настоящая?

4.Почему Куприн обращается к теме любви?

5.Мои раздумья о любви после прочтения рассказа Куприна «Гранатовый браслет».

ПРИЛОЖЕНИ 1

Методические рекомендации к изучению

рассказа А. И.Куприна «Гранатовый браслет»

  1. История создания рассказа

«Гранатовый браслет» создавался осенью 1910 года в Одессе. Это был сложный период в жизни Куприна. После событий 1905 года он испытывал разочарование, тревогу. В это время он тяжело переживал смерть горячо любимой матери. Материальное положение было таким тяжёлым, что писатель был вынужден закладывать вещи в ломбарт. И в это время он отказывается от актуальных социально-политических тем и обращается к вечной теме любви.

  1. Реальные факты, которые легли в основу сюжета рассказа

Реальную историю, которую А.И. Куприн взял за основу рассказа, писатель услышал в семье высокопоставленного чиновника Любимова.

Телеграфный чиновник П.П. Жолтов действительно существовал и был влюблён в жену Любимова, губернатора Вильно. Любимов вместе с братом жены действительно имел серьёзный разговор с Жолтовым, после чего он о себе не напомнил.

Сын Любимова вспоминает:

« В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось – Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит в телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры). Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения…

Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста».

Куприн изменяет реальную историю, придаёт ей лирическую, романтическую тональность.

III. Вопросы и задания

1.Княгиня Вера

1.1. Как характеризует княгиню Веру Николаевну автор и Анна в начале рассказа? (Выпишите самые яркие слова). Почему автор подчёркивает, что Вера похожа на мать?

1.2. Как героиня относится к мужу? Как это её характеризует?

1.3.Каково отношение Веры к письмам Желткова, к его любви?

1.4. Каким образом автор подчёркивает музыкальность княгини Веры уже в начале рассказа?

2. Желтков

2.1.Рассказать историю любви Желткова.

2.2. Индивидуальное задание

Прочитайте письма Желткова к княгине Вере и ответьте на вопросы.

  • Какова тональность письма? Какая лексика используется?

Справка Лексика может быть общеупотребительной (нейтральной). Такая лексика употребляется во всех стилях и не заключает в себе оценки (молодой, браслет). Слова могут быть с пониженной стилистической окраской (сниженная лексика, н-р, белобрысый) и повышенной (высокая лексика, н-р, безответный).

  • Как Желтков обращается к Вере Николаевне?
  • В письме, обращаясь к Вере, Желтков пишет: «Да святится имя Твоё». Несколькими годами раньше в одном из стихотворений цикла о Прекрасной Даме их использовал поэт-символист Александр Блок:

Ты в поля отошла без возврата

Да святится имя Твоё!

Снова красные пятна заката

Протянули ко мне остриё.

(Приведено первое четверостишие)

Уместны ли эти слова в письме чиновника Желткова?

  • Сравните письмо Желткова с письмом-признанием в любви, помещённом в юмористическом альбоме князя Василия.
  • На основании прочитанного дайте герою свою характеристику, расскажите историю любви героя.
  • О любви героя мы узнаём и из рассказа Веры Николаевны. Что этот рассказ добавляет к истории любви?
  • Какими были первые письма Желткова к княгине? Изменился ли герой, полюбив Веру?

2.3. Найдите описание внешности Желткова. Что можно сказать о герое по этому описанию?

Индивидуальное задание

2.4. Как зовут Желткова? В словаре русских имён найдите толкование его имени. Как вы думаете, почему А. Куприн даёт своему герою именно это имя?

«Кульминация сюжета «Гранатового браслета» - на страницах, где описано, как смерть Желткова, раскрыв красоту его любви, нравственно покорила княгиню Веру. Это третья моральная победа Желткова. Решающая, оплаченная кровью» - таково мнение литературоведа Е. Добина. Каковы же, по вашему мнению, первая и вторая победы?

2.5. Мог ли герой рассчитывать на взаимность княгини Веры? Для ответа на этот вопрос вспомните предков Веры Николаевны, каково социальное положение её мужа, каков характер героини.

3. Почему рассказ назван «Гранатовый браслет»?

4.Отношение героев рассказа к любви Желткова

 Основным средством характеристики героев в рассказе является их отношение к любви Желткова и гранатовому браслету – символу этой любви. Как к любви Желткова и гранатовому браслету относятся брат Веры Николай, Василий Шеин, Аносов?

5.Истории любви в рассказе

В «Гранатовом браслете» около 10 историй любви. Какова их роль в рассказе?

Можно ли отношения героев этих историй назвать настоящей по мнению Аносова и вашему мнению? Отвечая на этот вопрос, вспомните слова Аносова о любви:

5.1. Расскажите об отношениях Веры и её мужа.

Прочитайте слова автора об их отношениях.

Как князь Василий Львович относится к своей жене (Вспомните эпизод с юмористическим альбомом).

Найдите в тексте ответ на вопрос, способен ли князь Василий глубоко и сильно любить? (Генерал Аносов о Васе).

5.2. Дайте характеристику Анны. Каковы её отношения с мужем. (Обратите внимание на конец второй главы)

5.3. Перескажите любовные истории, рассказанные Аносовым (любовь Аносова к болгарочке, история его женитьбы, история молодого прапорщика и жены полкового командира, история капитанской жены поручика Вишннякова).

Обратите внимание на слова, которыми генерал Аносов характеризует героев этих историй и какие выводы делает.

6.Перескажите сцену прощания Веры с умершим Желтковым. Какие изменения в ней произошли? Прочитайте, каким видится Вере Желтков, кого он ей напоминает?

7. Индивидуальные задания

7.1. Подготовить выступления

  • Роль символов в рассказе «Гранатовый браслет».
  • Роль музыки в рассказе «Гранатовый браслет».

7.2. Выучить наизусть фрагменты рассказа.

  • Последнее письмо Желткова.
  • Куплеты, которые слагаются в уме Веры, когда она слушает сонату Бетховена.

V.Словарная работа по теме занятия

1. Найдите в словаре значения слов

Благоговение, романтический, целомудренный, власяница, аскетический, лицемер, флиртовать, флирт, самодовольство, компромисс, маниак, паясничать, карикатура, рефрен, грезить, мажорный.

2. Найдите в тексте рассказа эпитеты, характеризующие любовь Желткова.

3. Подберите другие эпитеты, характеризующие любовь Желткова.

4. Литературные термины

Тема – это то, о чём говорится в произведении.

Идея – это то, что хотел сказать автор, авторская позиция.

Символ – предмет или слово, условно выражающий какое-либо явление.

Так роза – символ любви и красоты, парус в стихотворении М.Ю. Лермонтова символизирует мятежность человеческого духа.

Эпитет — слово, выделяющее в предмете или явлении какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т. с. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство.

 Эпитет оценивает предмет и передает отношение к нему. ь, но которых нет. Например, в стихотворении С.Есенина мы читаем:

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком…

Ясно, что пейзаж – осенний, осень – поздняя, роща – лиственная. Помогают это понять эпитеты.

Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.

VI. Рекомендации по организации дискуссии

Дисскусия - обмен мнениями по определенной проблеме с целью расширения своих знаний по теме, проверки верности собственной позиции, поиска верного решения рассматриваемых вопросов.

Рекомендации:

 1. К дискуссии надо хорошо подготовиться:

a) чётко уясните тему, которую будете обсуждать;

б) продумайте логику последовательного раскрытия своей позиции по рассматриваемому вопросу, наметьте план своего выступления в дискуссии;

в) в соответствии с планом сформулируйте свои основные идеи, суждения по проблеме в пользу своего мнения;

г) проверьте правильность логической аргументации в пользу своего мнения.

2. Во время дискуссии ведите себя спокойно и достойно:

а) старайтесь не горячиться; говорите убедительно, не давайте перебивать репликами свое выступление и не перебивайте репликами выступления своих оппонентов;

б) объективно анализируйте замечания оппонентов: если осознаете, что их замечание ошибочно, то приведите новые аргументы в пользу своей позиции.

3. В процессе дискуссии внимательно, терпеливо, до конца выслушивайте мнения оппонентов.

4. При выступлении с критикой позиции оппонентов избегайте оценок их личных качеств, обязательно укажите те идеи оппонента, которые вам кажутся верными, отметьте те доказательства, которые звучали убедительно, и лишь затем мягко и корректно изложите свои замечания и контраргументы.

5. Избегайте категоричности как в своих суждениях, так и в оценках оппонентов.

6. Дискуссия завершается подведением итогов. Постарайтесь дать себе отчет, в чем ваши взгляды изменились и почему, а в каких вопросах вы утвердились в своей позиции. Если вы проиграли в дискуссии, то разберитесь, почему это произошло: виной тому слабость ваших доводов или неумение вести полемику с оппонентами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Раздаточный материал

Тема занятия

Раздумья о любви…

Рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

I. Ваши впечатления от прочитанного рассказа.

Отвечая на вопрос, можете использовать слова: понравился, не понравился, читать было интересно, с трудом дочитал(а), вызвал много эмоций, оставил равнодушным, многое в этом произведении непонятно.

II. Цели занятия

Предлагаю попытаться понять позицию автора, быть может, насладиться языком произведения, поразмышлять о любви.

III. План анализа рассказа.

1. Тема рассказа.

2.Истории любви в рассказе. Их роль.

3. Чувство Желткова – любовь или сумасшествие?

  • История любви Желткова в письмах.
  • Мог ли Желтков рассчитывать на любовь княгини Веры?
  • Как символы и музыка Бетховена помогают понять чувство Желткова и смысл рассказа?

4.Отношение к любви Желткова брата и мужа Веры.

5.Вера генерала Аносова в настоящую любовь.

6.Отношение Веры Николаевны к Желткову и его любви в конце рассказа.

7.Идея рассказа.

IV. Задание

Выпишите эпитеты, которые характеризуют любовь Желткова.

Кратковременная, бескорыстная, не ждущая награды, всепоглощающая, мучительная, чистая, гордая, неразделённая, безответная, грешная, идеальная, неземная, негаснущая, нелепая, гордая, необыкновенная, целомудренная.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Роль символов в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет».

В рассказе А.Куприна много деталей-символов. Главные из них – гранатовый браслет, Аппассионата, красная роза.

Поговорим о символе - гранатовый браслет. Этот символ помогает понять силу чувств Желткова. В его письме читаем: «Этот браслет принадлежал ещё моей пробабке…его носила моя покойная матушка». Значит, своей любимой бедный чиновник дарит самое дорогое – семейную реликвию.

Вера же видит в подарке лишь украшение не очень высокого качества. Вот каким видит браслет княгиня: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый старинными, плохо отшлифованными гранатами». Понимает ли в этот момент Вера Николаевна, что значит для Желткова браслет. Нет. Понимает ли силу его чувств? Нет, в начале рассказа героиня не понимает, что гранатовый браслет – символ любви Желткова.

Сам Желтков в письме указывал на символический смысл зеленого (редкого) граната: «По старинному преданию…он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти».

Подарив Вере браслет, Желтков лишается защиты. И мы ещё раз убеждаемся, что прежде всего герой думает о любимой (вспомним: браслет сообщает женщинам дар предвидения и отгоняет тяжелые мысли).

Символ гранатовый браслет выполняет ещё и другую функцию.

И вот посреди вечера Вера получает подарок Желткова. Это самый напряженный момент описания именин. Вера, видит на браслете пять красных гранатов. «Точно кровь!», - с неожиданной тревогой подумала Вера.

Гранатовый браслет усиливает тревогу. Подарок Желткова всколыхнул обычную, размеренную жизнь. Вера чувствует, что что-то случится. Вероятно, гранатовый браслет уже передал ей способность предвидения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Роль музыки в рассказе Куприна «Гранатовый браслет».

А.Куприн в одном из писем Ф.Д.Батюшкову пишет: «Есть Ор. 2 №2 Largo Appassionato у Бетховена; оттуда вся соль моей повести».

В рассказе Куприна «Гранатовый браслет» музыка является не только средством раскрытия персонажей, выражения авторского отношения, но и одним из главных образов.

Говоря об опере Бизе «Кармен», Куприн заметил, что любовь – всегда трагедия, всегда борьба и достижение, радость и страх, воскрешение и смерть. Не случайно писатель предлагает свой финал – самоубийство Желткова. Не случайно и другое: настроение рассказа столь тревожно, что Куприну как будто недостаточно реалистических средств выражения – и писатель активно обращается к лейтмотивам, цветообозначению, символике, усложняя реалистическую основу «Гранатового браслета» символизма.

Музыка, выбранная писателем, очень тонко соответствовала общей идее рассказа.

Именно вторую часть фортепианной сонаты №2 Бетховена выбрал для «Гранатового браслета» Куприн. Что же это за музыка? Бетховен указал не только темп звучания этой музыки, но и характер её исполнения – appassionato, что переводится как «страстно». Главная тема второй части сонаты действительно неторопливая, широкая и в то же время страстная. Но эта страстность не открытая, а сосредоточенная. Как ни парадоксально, эта трагическая музыка звучит вместе с тем как-то просветлённо, торжественно и величественно – перед нами «трагедия в мажоре». Главная тема настойчиво повторяется, становясь к тому же основной идеей второй части, а между повторениями ведущей темы проводятся другие музыкальные партии, в которых присутствуют и лёгкая печаль, и неторопливые раздумья, и временное успокоение. И вот, наконец, финал второй части сонаты: очевидное проведение главной темы происходит в миноре, в ней слышится надрыв, отчаяние, душевная боль – на таких чувствах Бетховен мог бы завершить Largo Appassionato. Но, впервые прозвучавшая так нескрываемо трагично, главная тема повторяется композитором в последний раз – и снова в мажоре! Опять просветление и вместе с ним облегчение, очищение.

Музыка Бетховенской сонаты сопрягается в первую очередь с содержанием рассказа Куприна. Соната – как тема любви, она звучит на протяжении всего рассказа.

 Рассказ Куприна посвящен теме любви. Писателю было важно показать, что это чувство многолико, индивидуально.

Любовь – трагедия. Она возвышается в рассказе над всеми остальными концепциями любви, только она может иметь звучание в музыке, вечной и прекрасной, как сама любовь. И звучит на протяжении всего рассказа музыкой бетховенской сонаты, той же сдержанно-страстной, трагической, как любовь Желткова. Музыка бетховенской сонаты не просто органично соответствует характеру любви Желткова, но ещё и делает её более открытой, понятной, возвышенной и в своей возвышенности непостижимой:

            Божественно! – Дыханья нет … нет слова …

            Божественно! – Лей эти звуки – лей!

            Ещё! ещё! – О, дай ожить мне снова!

            Дай умереть под музыкой твоей!..

                                       В.Г.Бенедиктов. «О! не играй!..»

Разница в общественном положении, тот факт, что Вера Николаевна была замужем, усложняют ситуацию и делают любовь заведомо обреченной, трагической, но вместе с тем возвышенной – никакие препятствия не смогли помешать любви Желткова, он жил любя и умер, не отрекаясь от любви. Вообще любовь ставит Желткова нравственно неизмеримо выше в сравнении с другими героями – может быть, потому Желтков так одинок? Очевидно, что ни князь Шейн, ни Николай Николаевич не способны на великую любовь, на постижение тайны бетховенской музыки – к этому приходит только Вере Николаевна, и то благодаря Желткову, точнее, через потрясение его смертью. Трагизм любви в рассказе подчеркнут музыкой Бетховена.

Почему рассказ о любви Куприн начинает эпиграфом из бетховенской сонаты?

 Музыка Бетховена тайно связывала В.Н и Ж. на протяжении нескольких лет.

Мы «читаем» музыкальный эпиграф, причём это не описание звучащей бетховенской сонаты, как в финале рассказа, а всего лишь её название, полный смысл которого откроется позднее, в письме Желткова. И пока бетховенское Largo звучит как бы в отдалении, таинственно и одиноко, являясь трагическим предисловием создавая тревожное настроение, как и пейзаж.

                   И, звуками исполнен неземными,

                   Я весь горю в торжественном огне.

                   Я в них воскрес, их силой стал могуч я,

                   И, следуя внушенью твоему,

                   Когда-нибудь я лиру обойму

                   И брошу в мир их полные отзвучья!

                                                  В.Г.Бенедиктов «О! не играй!..»

Музыка сонаты Бетховена связана с сюжетом и композицией рассказа. Она выделяет наиболее важные эпизоды. Именно в этих эпизодах упоминается соната или звучит.

Экспозиция 1 главы сменяется описанием именин В.Н., которому посвящена большая часть рассказа, со 2 по 9. Куприну важно показать быт, интересы, семейные отношения, круг общения княгини Шеиной и вместе с тем определённого сословия.

Кажется, что на именинах всё идет обычно, спокойно. Но в этой замедленной сюжетной части Куприн продолжает усиливать тревожное настроение музыкального эпиграфа и пейзажной экспозиции. В этой части сюжета музыка бетховенской сонаты не звучит: и потому, что она не соответствует характеру именин Веры, и потому, что трагический ход событий ещё не достиг наивысшей точки. После именин всё развивается предельно стремительно, тревога усиливается. В 11 главе становится известно о смерти Желткова. Кульминацию рассказа – самоубийство Желткова – писатель даёт в сухом газетном сообщении, что очень точно подчёркивает характер Желткова. ОН хотел только любить, не требуя ничего взамен и избегая суеты вокруг себя, он мечтал жить любя, поэтому, несмотря на предчувствие, известие о смерти Желткова было во многом неожиданным и почти неправдоподобным. Трудно было поверить, что человек мог умереть от любви. И действительно, после известия о смерти Вера вдруг получает письмо от Желткова. Может быть, он жив? Тревожное, напряженное настроение усиливается всё больше, вместе с тем возникает мотив бессмертия – Желткова нет, но он жив в своей любви, в бетховенской музыке, которая вновь звучит: в письме Желтков вспоминает о бетховенских квартетах и просит сыграть сонату №2 Бетховена. Трагическая тональность сонаты, передающая характер любви Желткова, обогащает мотивами бессмертия и вечности любви.

Тревожное настроение сохраняется и в 12 главе, которая тоже содержит кульминационный эпизод, - княгиня Шеина идёт к мёртвому Желткову, и вновь читает в записке, переданной Вере хозяйкой квартиры: «Бетховен. Соната №2.Ларго Аппассионато». Желтков пытался соединить две судьбы, продлить жизнь и любовь даже после смерти, музыкой бетховенской сонаты. Это становится ещё очевиднее в последней, 13 главе, которая является главной кульминацией «Гранатового браслета» и вся построена на описании звучащей бетховенской сонаты, той музыкальной трагедии, трагедии любви, которая бывает один раз в тысячу лет. Желтков и В.Н. снова вместе – и уже навсегда, пока будет звучать вечная музыка Бетховена. В финале «Г.б» бетховенская соната впервые звучит так долго и ярко, доводя до максимальной точки и тревожное настроение, и напряженные сюжетные ситуации 5,10,11,12 глав рассказа, и мотивы самого бетховенского ларго в эпиграфе, 11 и 12 главах. На четвёртом, самом полном и кульминационном для всего рассказа проведении бетховенской сонаты и завершается «Гранатовый браслет».

Рассказ начинается и заканчивается звучанием бетховенской сонаты, что образует необычное композиционное кольцо – музыкальное.

Музыка сонаты связана с образами рассказа. Мелодия сонаты то грустная, то становится более весёлой. Она похожа на жизнь Желткова: то он страдает, безответно любя Веру, то в его жизни звучат светлые ноты. Соната Бетховена – это и соната Желткова. Бетховенская музыка стала для Желткова своеобразным символом любви к Вере и помогла ему выжить в этом мире и справиться со своими чувствами.

В финале бетховенская соната воплощает не только музыкальность Желткова, трагическую судьбу, характер его любви, но и идею вечности такой любви – потому соната Бетховена становится вместе с тем сонатой Желткова. С бетховенской сонатой связан ещё один образ «Гранатового браслета» - княгини Веры Николаевны Шеиной. Через музыку Вера начинает понимать Желткова; она переживает его любовь, а не принимает его стороны, как раньше. В.Н. вырастает до осознания истинного величия любви-трагедии. Как и Желтков, Вера была музыкальной, потому что ей ясна тайна музыкального «завещания» Желткова, выраженная бетховенской сонатой,- она уже никогда не будет никем так любима и в то же время будет любима вечно. Соната Бетховена становится также сонатой княгини Шеиной. Музыкой Бетховена Куприн определяет кульминацию рассказа – не событийную (самоубийство Желткова), а нравственную: музыка, как и любовь, очищает душу человека.

В конце Вера понимает, что огромная любовь прошла мимо неё, как и закончилась соната Бетховена, но музыку можно возобновить, а любовь нет. Соната – как память о Желткове, о его любви. Когда Вера просит Жени сыграть сонату, она как бы просит у Желткова прощения.

В бетховенской сонате звучит трагедия этого рассказа. Куприн услышал в бетховенской сонате интонации просветленности, обновления, очищения и сообщил их финальной части «Г.б». Рассказ заканчивается на светлых эмоциях. Вере как будто чудятся слова Желткова, слагающиеся в её сознании под музыку Бетховена: «Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко». И вслед за этим успокаивается сама: «Он меня простил теперь. Всё хорошо». Пафос (чувства) «Г.б», как и бетховенского Ларго, точнее было бы назвать не трагическим – это бесспорно, а «трагедией в мажоре».

Бетховенская музыка вырастает в своём значении до образа-символа: бетховенская соната – символ любви Желткова и Веры; для Веры соната стала символом прощения, умиротворения и спокойствия, а в целом – успокоением всего живого.

Бетховенская музыка неразрывно связана с ещё одним символом, вынесенным в название рассказа, - гранатовым браслетом. Он, как и любовь Желткова, трагически красного цвета. Аналогично гранатовому браслету, бетховенская соната – это символ любви, но, в отличие от гранатового браслета, Largo Бетховена – это ещё и символ успокоения.

Чтобы понять общее значение бетховенского Largo Appassionato для рассказа Куприна, необходимо хотя бы на минуту представить «Г.б» без музыки Бетховена: сюжет из трагического превращается в мелодраматический, образ Желткова из возвышенного – в приторно-сентиментальный, а идейно-содержательный строй рассказа становится откровенно банальным.

В «Гранатовом браслете» бетховенская музыка становится без преувеличения всем. Бетховенская музыка четырежды повторяется в «Г.б», безусловно, служит лейтмотивом и вместе с тем важным сюжетно-композиционным элементом, который выделяет наиболее значимые сюжетные эпизоды, образует музыкально-композиционное кольцо рассказа. Бетховенская музыка способствует утверждению основной идеи произведения: великая любовь, как и великая музыка, всегда трагедия, именно поэтому она способна обогатить и возродить человеческую душу, «Гранатовый браслет» - гимн великой любви. Наконец, бетховенская музыка, неразрывно связана с названием рассказа и вобравшая в себя огромный семантический пласт, становится в «Г.б» образом-символом: во-первых, символом великой, трагической и, что особенно важно, вечной, бессмертной любви; во-вторых, символом взаимного прощения, а значит умиротворения и успокоения. Бетховенская музыка в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» - не просто музыка, а нечто большее, «музыка в слове»:

                 Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,

                 Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

                  Н.А. Заболоцкий. «Бетховен».