Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Урок музыки в 5 классе по теме «Что за прелесть эти сказки» ( Сюита  Римского-Корсакова «Шахерезада»)

МКОУ "Иванинская СОШ"

 

Урок музыки в 5 классе по теме «Что за прелесть эти сказки» ( Сюита  Римского-Корсакова «Шахерезада»)

 

Баландина Татьяна Валентиновна

учитель музыки

 

Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Постижение образного мира художественного произведения на примере первой части сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шахерезада».
 Задачи
 обучающие:
формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться в музыку;
развитие умения сравнивать, сопоставлять;
формирование навыка интеграции различных видов искусства;
развивающие:
развитие импровизации в доступных для детей формах;
создание  атмосферы творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят.
воспитательные:
воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;
воспитание грамотного слушателя;
обогощение духовной культуры обучающихся.
Методы: словесный (беседа, диалог), наглядно-иллюстративный, сопоставление, слушание, практический.
Планируемые результаты
Личностные – формирование эмоционального отношения к музыке за счёт создания положительно направленной атмосферы урока; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке; слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения;  описывать и характеризовать музыкальные образы;  определять и правильно употреблять в речи изученные понятия;
Предметные – овладение знаниями по предмету;   устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира; элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметные -   развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств; ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.
                                                                                                          
Средства обучения:                                        
1.компьютер
2. презентация « Музыкальный  – сказочник»
3. 1-ая часть сюиты «Шахерезада» (7 минут)
4. проектор
5. репродукции картин И.К.Айвазовского «Бриг «Меркурий», В бурю», «Девятый вал».
Ход урока.
1. Организационный и мотивационный этап.
Музыкальное приветствие, основанное на мажорном трезвучии (нисходящее, арпеджированное).
Уч: - Здравствуйте, ребята.                                                                                                 Обуч: - Здравствуйте, Татьяна Валентиновна.
2. Сообщение новой темы.
Уч:- Ребята, вы любите сказки?
Обуч: Да, конечно.
Уч: -А за что вы любите сказки?
Обуч: - Они интересные. В них добро побеждает зло. Они волшебные.
Уч: - А как называют человека, который сочиняет сказки?
Обуч: - Сказочник.
Уч: - Мы сегодня с вами поговорим о сказочнике, но не о том , кто сочиняет сказки и записывает их на бумаге. Мы поговорим о сказочнике, который сочиняет сказки с помощью музыки.
Звучит вступление и первая часть сюиты «Шахерезада» Н.А.Римского-Корсакова.
Уч: - Ребята, знакомо вам это произведение?
Обуч: -Это произведение называется «Шахеразада».                                             Уч:-Да, вы назвали верно- это симфоническая сюита  «Шахерезада».  Вспомним с вами – в чём особенность  жанра сюиты? Чем он отличается от других музыкальных жанров?                               
Обуч:-Это произведение, состоящее из контрастных частей или пьес.
Уч: - А кто автор этой сюиты?
Обуч: - Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Уч: - Вот мы сегодня с вами постараемся поближе познакомиться с одной из частей сюиты, и узнаем – что же такого интересного в ней придумал композитор.
3. Актуализация знаний.
   Уч: - Давайте с вами вспомним - что мы знаем об этом композиторе? (По ходу презентации обучающиеся дают ответы о жизнедеятельности и творчестве композитора).
Презентация о творчестве Н.А.Римского-Корсакова «Музыкальный сказочник».                                                          
Обуч:- Русский композитор.
Уч: - Спасибо, Николай Андреевич Римский-Корсаков –великий русский композитор, дирижёр, педагог. Его имя носит консерватория в Санкт-Петербурге.                                              
Родился будущий композитор в городе Тихвине Новгородской губернии. Мама, Софья Васильевна, научила маленького Нику любить и почитать природу. А отец Андрей Петрович Римский – Корсаков был вице-губернатором Новгорода.                                                                                  
Уч:- Давайте с вами вспомним, где учился Николай Андреевич?
Обуч: Он учился в Морском корпусе.                                                                                                                                  Уч: - Действительно, родители хотели ,чтобы их сын стал военным  (также как его старший брат и дядя). Поэтому в 12 лет его отдают учиться в Морской корпус.                                                       
Пройдя курс обучения, гардемарин Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях с помощью музыки.                                                                            
Римского-Корсакова называют музыкальным сказочником. Почему? Давайте вспомним, с какими произведениями композитора мы с вами уже знакомы?   
Обуч: - Опера «Сказка о царе Салтане».
Уч: - Да, мы с вами слушали симфоническую картину «Три чуда» из этой оперы. Ещё?
Обуч: - Опера «Золотой петушок» 
Уч: - Хорошо. Давайте вспомним весеннюю сказку композитора.                            
 Обуч: - Опера «Снегурочка».                         
Уч: - А как называется опера о новгородском гусляре, который играл на гуслях для морского царя? И кому царевна Волхова пела свою колыбельную песню?
 Обуч: - «Садко».                                                
Уч: - Опера «Садко», молодцы ребята. Кроме этого он автор опер «Майская ночь», «Ночь перед рождеством», «Кащей бессмертный».                                       
Какие сюжеты лежат в основе произведений композитора?
Обуч: - Сказки.
Уч: -  Правильно сказки. Кто написал «Сказку о царе Салтане…», «Сказку о золотом петушке»?
Обуч:- А.С.Пушкин.
Уч: - Сказки «Снегурочка» и «Кощей бессмертный» написаны по мотивам русских народных сказок. Садко» это русская былина.
4. Слушание музыки.
А какая же музыка лежит в основе произведения, которое мы слушали в начале урока? Давайте послушаем и подумаем, похожа эта музыка на русскую музыку или в ней звучат мотивы совсем других народов. 
Звучит фрагмент сюиты.
Уч: - Что вы можете сказать о мелодии, она напоминает вам русские песни?
Обуч: - Нет, она больше напоминает восточную музыку.
 Уч: - Действительно, и это не случайно. Симфоническая сюита «Шахерезада» была сочинена  по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь».                                                                                                                                                        Вспомните ,пожалуйста, какие сказки из этого сборника вы знаете? Обуч: - «Али-Баба и сорок разбойников», «Волшебная лампа Алладина», «Синдбад – мореход».
Уч: - Эти сказки вы могли прочитать, но в этом сборнике много других замечательных сказок. Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение. В сюите четыре части, которые объединяются общим художественным замыслом, сказочным характером и музыкальными образами. Римский-Корсаков дал произведению краткую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи;                                                                         
но султанша Шахерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шахерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».
В сюите два контрастных образа - султан Шахрияр и мудрая Шахерезада. (Звучит вступление). Охарактеризуйте, пожалуйста, эти образы. Какими увидел и изобразил композитор эти персонажи:
  Шахрияр? (Звучит тема султана).
Обуч: -Грозный, злой, страшный, и т.д.
Уч: - Шахерезада? (Звучит тема Шахерезады).
Обуч: - Красивая, умная, находчивая и т. д.
Уч: - Эти два образа композитор показал  в конфликте и во взаимодействии. Мальчики встаньте и попробуйте с помощью мимики и жестов изобразить Шахрияра.( Мальчики изображают царя). Молодцы! А теперь девочки таким же образом покажут нам Шахерезаду. Умницы! Какой инструмент создаёт образ девушки?
Обуч: - Арфа и скрипка.
Уч: - Правильно.
5.Первичное понимание.
Уч: - И вот Шахерезада начала свою сказку… Первая часть сюиты называется «Море и корабль Синдбада». Как вы думаете, где разворачивается действие этой сказки? Что нам «рисует» музыка композитора? Что мы можем услышать в этой музыке? (звучит начало первой части сюиты).
Обуч: - Как будто плывёт корабль.
Уч: - Музыка «рисует» картину моря. Отважный Синдбад- мореход ведёт свой корабль по бескрайней морской равнине. Я сегодня хотела показать вам репродукции картин русского художника И.К.Айвазовского - художника, который на большинстве своих картин запечатлел морскую стихию. (Просмотр картин). Она может быть доброй и ласковой как на картине «Бриг «Меркурий», и страшным, беспощадным как на картинах «В бурю» и «Девятый вал».
6. Физминутка.
Уч: - Ребята, давайте представим себе, что каждый из нас – это волна. И, слушая музыку, мы попробуем показать – как двигаются волны на море. Встаньте со стульчиков, вытяните руки в стороны и под музыку мы будем качаться, изображая  волну. (Звучит фрагмент первой части сюиты  – дети имитируют движение волн).
Уч: - Ребята, мы с вами качались одинаково на протяжении  музыки или нет?
Обуч: - Нет, то сильнее, то медленнее.
Уч: - А как вы думаете – почему?
Обуч: - Потому что музыка звучала не одинаково. То громче, то тише.
Уч: - Как вы думаете – почему?
Обуч: - Потому что море было разным: сначала на море были небольшие волны, потом  разразился шторм, но затем оно стало спокойным.
Уч: - Давайте послушаем сюиту дальше. Прислушайтесь – мы слышим движение воды или нет. Не слышим. Почему?
Обуч: -  Потому что корабль пристал к берегу, и команда сошла на сушу.
Уч: - Мы слышим знакомые звуки – звучит скрипка. Мы говорили с вами о том, что во вступлении нам скрипка нарисовала образ Шахерезады, а здесь что могло произойти на берегу? Кого могла встретить команда?                   
Обуч: -  Команда встретила девушку.
Уч: -  Вероятно, да. Дальше музыка стала спокойнее? Композитор нам показывает, что все приключения Синдбада и его команды закончились?
Обуч: - Нет, музыка звучит тревожно, набирает силу.
Уч: - Как вы думаете, почему?
Обуч:- Девушка от кого- то убегает, ей  грозит опасность.
 Уч: Ребята, Синдбад и его команда помогут ей или нет? Мальчики, вы бы оставили своих девочек в беде?
 Обуч: - Нет, мы бы им помогли.
Уч: - Вот и Синдбад пришёл на помощь девушке и не оставил её в беде. И вот мы слышим, как снова бушуют волны и действие сказки вновь разворачивается на море. О чём нам хочет сказать композитор? Охарактеризуйте музыку, которая звучит.
Обуч: Тревожная, злая, страшная…
Уч: - Наверно, корабль и Синдбада кто-то преследует. Кто бы это мог быть?
Обуч: - Разбойники, чудища, пираты...
Уч: - Как вы думаете – Синдбад победил своих преследователей.
Обуч: - Да, конечно.
Уч: - А дальше музыка становится спокойной. Как закончилась наша сказка?
Обуч: - Сказка закончилась хорошо.
Уч: - Смотрите – у нас с вами в сказке получилось три части:
1-ая происходит на море;
2-ая – на берегу;
3-я – снова на море.
7.Первичное закрепление.
Уч: - Мы с вами делимся на три команды. Я даю вам карточки с планом, по которому вы должны придумать сюжет каждый своего фрагмента, и потом у нас должна получиться полная сказка. Которая называется…( как? )
Обуч: - «Море и корабль Синдбада».
 
1-ая группа. План:
1.      Что в трюмах корабля Синдбада?
2.      Что представляет собой его команда?
3.      Охарактеризуйте самого капитана.
4.      Куда плывёт корабль?
5.      Что происходит во время шторма?
6.      Как команде и капитану удалось справиться с опасностью?  
Ключевая фраза: «По морю плывёт корабль…»
 
2-я группа. План:
1.      Как команда оказалась на берегу?
2.      Что увидели матросы и Синдбад, когда оказались на суше?
3.      Кого они встретили?
4.      Что между ними произошло?
5.      Почему команде пришлось спасаться?
Ключевая фраза: «Команда оказалась на берегу…»
3-я группа. План:
1.      Как команда оказалась на корабле?
2.      Кто пытался догнать корабль?
3.      В чём причина погони?
4.      Удалось ли противнику захватить корабль?
5.      Чем закончилась сказка?
Ключева фраза: «Команда поспешила на корабль…»
 
Уч:  - Можете приступать к работе. У вас 7 минут. (Звучит фрагмент первой части сюиты, дети сочиняют свои варианты сказки).
8.Рефлексия.
 Дети читают свои сказочные фрагменты.
Уч: - Видите, ребята, какая замечательная сказка у нас получилась. Сегодня дома не мама будет вам рассказывать на ночь сказку, а вы ей или своим младшим братикам и сестричкам расскажите сказку, которую все вместе сочинили  на уроке. Оказывается вы не просто ученики, а самые настоящие сказочники.
9.Домашнее задание. Ребята, сказка намного интереснее, когда к ней есть иллюстрации. Вы дома попробуете нарисовать рисунок к этой сказке и на следующем уроке, мы послушаем музыку и посмотрим ваши иллюстрации к ней. А кто захочет, может сочинить полностью свою сказку и прочитать нам её.
6. Музыкальное прощание (нисходящее мажорное трезвучие):                                                                                                      Уч: - До свидания.
Обуч: - До свидания.
 
Источники:
Сайт: Н.А.Римский-Корсаков – Композиторы – Презентации по музыке.900 igr/net/prezentatsii/muzyka/N.A.Rimskij-Korsakov.html.
 
Сайт: Николай Римский-Корсаков Стимфоническая сюита «Шехерезада».Orhyeusmusik/ru/publ/nikolaj-rimskij-korsakov-simfonicheskaj-sjuita-quot-shekherezada-quot/479-1-0-850