«Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 103 Г. ТОМСКА
ПРОГРАММА
«Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Сроки реализации: 2017-2018 учебный год
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………………3
1.1. Пояснительная записка...................................................................................................... 3
1.2. Основные планируемые результаты…………………………………………………….6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.......................................................................................... 7
2.1 Механизм управления программой.................................................................................. 7
2.2 Этапы реализации программы.......................................................................................... 8
2.3 План реализации программы…………………………………………………………... 10
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ...................................................................................... 12
3.1 Кадровые условия............................................................................................................ 12
3.2 Материально-техническое обеспечение........................................................................ 12
3.3 Учебно-методическое обеспечение……………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………………………………….14
1.1 Пояснительная записка
Перспективность процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Практика инклюзивного образования доказывает необходимость организации тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одного из аспектов реализации специального ФГОС для детей с ОВЗ.
Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Тьюторство – это практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал педагога, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Дети с ОВЗ могут социально адаптироваться лишь при условии включения их в среду сверстников начиная с дошкольного возраста и вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворяя как общие, так и особые образовательные потребности с учетом характера нарушения их психофизического развития. Данные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи, которые в совокупности трудно решать в одиночку, но несложно с помощью положительного опыта педагогической общественности ДОУ г. Томска, уже внедряющей практико-ориентированные технологии к воспитательно-образовательному процессу и имеющей желание поделиться этим опытом. Появилась потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов, обмене педагогическими идеями, а также обсуждении и решении новых проблем при использовании уже имеющегося потенциала в ДОУ.
Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны современная ситуация и требования ФГОС ДО предъявляют требования к педагогу по вопросам получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; с другой стороны недостаточно разработаны организационно-методические механизмы (формы) деятельности педагогов педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Какие механизмы (формы) должны быть использованы педагогом в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений? Помочь педагогу в вопросах социально-образовательного процесса и социального становления детей с ОВЗ призвана данная программа.
МБДОУ № 103 посещают один ребенок-инвалид с РАС и 10 детей с ОВЗ, из них с ТНР- 7 детей, с РАС – 2 ребенка, с СДВГ – 1 ребенок. В связи с этим сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ является актуальным.
Цель программы: создание условий для повышения личностной компетентности и профессионального роста в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида.
Задачи программы:
- создать систему тьюторской поддержки педагогов по работе с детьми ОВЗ;
- организовать психолого-педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов педагогов;
- стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации педагогических работников;
- повысить эффективность и качество педагогической деятельности по инклюзивному образованию;
- способствовать развитию личностного потенциала педагогов через разнообразие практико-ориентированных форм взаимодействия;
- изучить динамику повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации по результатам реализации программы;
- подготовить тьюторов для сопровождения педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ.
Практическая значимость программы
Практическая значимость программы «Тьюторское сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения» заключается в:
- наличии обобщенного практического опыта разработки и реализации программ методических служб, направленных на сопровождение педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ;
- программе подготовки тьюторов, сопровождающих педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения и реализации ФГОС ДО, которая может быть востребована методическими службами образовательных организаций, муниципальными методическими службами;
- наличии управленческих механизмов реализации программы, представленных в системе сетевого взаимодействия;
- методических рекомендациях по организации тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения образования.
Целевая группа: воспитатели, руководители физического воспитания, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования МБДОУ № 103.
Срок реализации программы тьюторского сопровождения – 1 год, с мая 2017 года по июнь 2018 года. После завершения программы планируется переход на новую ступень – разработка проекта тьюторского сопровождения педагога ДОУ в рамках сетевого взаимодействия.
Нормативно-правовая база:
- Конвенция о правах ребенка (1989г.)
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1993г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013г. № 1155)
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 1 мая 2017 г.)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», раздел III « Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья»
- Устав МБДОУ № 103.
1.2. Основные планируемые результаты программы
- Разработан системный подход к организации работы с педагогами в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Реализована программа тьюторского сопровождения педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Внедрены управленческие механизмы тьюторского сопровождения.
- Педагоги повысили свой профессиональный уровень и приобрели определенные навыки работы:
- ориентируются в вопросах инклюзивного образования, в особенностях воспитания и образования детей с ОВЗ;
- «видят» и владеют всем коллективом детей с учётом индивидуальных возможностей и потребностей каждого;
- умеют самостоятельно грамотно подбирать дидактический материал, донести его до ребёнка с ОВЗ;
- методически правильно составляют документацию, работая по адаптированным образовательным программам;
- самостоятельно грамотно дают советы и рекомендации родителям;
- могут самостоятельно решить проблему, выйти из конфликтной ситуации, владеют методами управления своим эмоциональным состоянием;
- имеют педагогический такт, обладают педагогической зоркостью и педагогическим оптимизмом;
- нацелены на творческий подход к своей работе, владеет способами самоанализа и саморегуляции.
- Подготовлены тьюторы для сопровождения педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья детей в условиях ДОУ.
Формируемые тьюторские компетенции:
- Организационно-управленческая деятельность: уметь разрабатывать и реализовывать стратегии развития самообразования, быть способным консультировать по вопросам создания команд, обладать способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры.
- Информационно-аналитическая деятельность: уметь собирать, обрабатывать и анализировать информацию о факторах внешней и внутренней среды объекта деятельности, для проведения критического анализа проблемной ситуации и поиска оптимальных вариантов ее разрешения, уметь предоставлять (презентовать, визуализировать, моделировать) актуальную информацию для принятия решений по проблемам.
- Исследовательская деятельность: обладать способностями к критическому анализу проблемной ситуация, выявлению симптомов проблем, выделению затруднений, противоречий, проблемных зон, выявлению смыслов, причинно-следственных связей, сравнению и оценке различных точек зрения, обладать способностями к критическому анализу потенциальных возможностей и угроз, выделению аргументов и основании, построению доказательств, оценке альтернатив, разработке рекомендаций и принятию оптимальных решений, адекватных конкретной проблемной ситуации.
- Проектировочная деятельность: обладать способностями к целеполаганию, уметь разрабатывать конкретные рекомендации по проблеме.
- Педагогическая деятельность: владеть техниками активизации обучения взрослых, уметь проводить различные обучающие, развивающие и диагностические мероприятия, основанные на использовании современных образовательных технологий и техник, уметь организовать рефлексию деятельности по развитию собственного образования.
- Личностные компетенции: быть стрессоустойчивым, открытым к новому и другим людям, находится в позиции «равного» - партнерская позиция, обладать терпимостью к другому мнению (толерантность), быть коммуникабельным, способным к критическому мышлению, системному мышлению, проектировочной деятельности.
2.1 Механизм управления программой
Управление программой осуществляется координационным советом МБДОУ № 103, в состав которого входят старшие воспитатели и координаторы по работе с детьми ОВЗ. Руководителем координационного совета является заведующий ДОУ.
Схема управления программой
Формы сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ |
Система тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ
|
Результат: Динамика развития педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОУ |
Тьюторы |
Тьюторанты |
Координационный совет |
Заведующий МБДОУ |
2.2 Этапы реализации программы
1.Подготовительный этап
Основное содержание деятельности:
- изучение и анализ психолого–педагогических и научно–исследовательских источников по организации тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- разработка структуры и содержания модели тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на базе дошкольного образовательного учреждения: определение цели, задач, направлений, этапов, средств, форм и методов реализации тьюторского сопровождения;
- подбор диагностических методик, методов, обеспечивающих мониторинг результативности тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
- разработка структуры и содержания индивидуального тьюторского маршрута на каждого педагога;
- разработка программы по подготовке тьюторов на основе сетевого взаимодействия.
Прогнозируемый результат этапа: аналитическая справка, программа по сопровождению педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Основной этап (Сроки: сентябрь 2017 г.- апрель 2018 г.)
Основное содержание деятельности:
- внедрение тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на базе дошкольного образовательного учреждения;
- разработка рекомендаций для педагогов по организации образовательного пространства с учетом образовательных потребностей и психических особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- реализации программы тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы и технологии, применяемые при тьюторском сопровождении: технологии консультирования, тренинговые, рефлексивные методы, технологии профильных и профессиональных проб, активизирующие методики, проектные технологии, информационные технологии, игровые методы обучения (деловые, ролевые) кейс-метод – метод коллективного анализа ситуаций.
Прогнозируемый результат этапа:
Внедрены управленческие механизмы тьюторского сопровождения.
Педагоги повысили свой личностный и профессиональный уровень в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.Заключительный этап
Основное содержание деятельности:
- анализ результатов тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формулирование основных выводов и рекомендаций по программе тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- описание результатов программы (отслеживание количественных и качественных показателей);
- осуществление оценки эффективности программы тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы: анализ, экспертная оценка.
Прогнозируемый результат этапа: оценка эффективности программы тьюторского сопровождения педагога в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.3План реализации программы
№ п/п |
Содержание деятельности |
Сроки реализации |
Ответственный |
Организационно-диагностический этап (май-сентябрь 2017г.) |
|||
1. |
Изучение нормативных документов |
Май – июнь 2017 г. |
Старшие воспитатели |
2. |
Анкетирование педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью выявления профессиональных потребностей педагогов |
Май – июнь 2017 г. |
Старшие воспитатели |
3. |
Организация планирования работы с педагогами в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья - Разработка ресурсной карты МБДОУ № 103 - составление ИОПМ педагогов. |
Август- сентябрь 2017 г. |
Старшие воспитатели |
4. |
Составление календаря образовательных событий ДОО |
Август 2017 г. |
Старшие воспитатели |
Реализационный |
|||
1. |
Проведение тьюториалов с применением практико-ориентированных технологий в работе с педагогами в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья |
|
|
1.1 |
Тренинги личностного роста «Сила внутри нас», «Искусство общения», «
|
Сентябрь-ноябрь 2017 г. |
Педагоги-психологи |
1.2 |
Семинар-практикум «Как начинать работу с родителями детей с ОВЗ». |
Октябрь 2017 г. |
Старшие воспитатели |
1.3 |
Практикум «Методические рекомендации по эффективному взаимодействию с детьми с СДВГ» |
Ноябрь 2017 г. |
Педагоги-психологи |
1.4 |
Комплексный подход к преодолению ТНР у дошкольников. |
Декабрь 2017 г. |
Учителя-логопеды |
1.5 |
Мастер-класс «Приемы педагогической работы по воспитанию детей с РАС». |
Январь 2018 г |
Учителя-логопеды, педагоги-психологи |
1.6 |
Деловая игра «Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУв рамках ПМПК» |
Март 2018г. |
Старшие воспитатели, специалисты |
1.7 |
Особенности организации предметно-пространственной среды для детей с РАС – посещение детского центра «Умничка» г. Томска. |
Апрель2018 г |
Старшие воспитатели |
2. |
Посещение мероприятий с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья |
Сентябрь-май 2018г. |
Старшие воспитатели |
3. |
Активизация работы педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья через выступления на МО, конференциях, семинарах |
||
Ш. Оценочно-результативный |
|
||
1. |
Самоанализ педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья |
Апрель-май 2018 г. |
Педагоги |
2. |
Мониторинг профессионального роста педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (анкетирование, результаты динамики развития детей с ОВЗ) |
Старшие воспитатели |
|
3. |
Анализ реализации программы |
Июнь 2018 г. |
Старшие воспитатели |
4. |
Представление результатов реализации программы. Трансляция и обобщение педагогического опыта педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Кадровые условия
Требования к кадровым условиям реализации программы включают:
1)укомплектованность ДОУ педагогическими работниками;
2)уровень квалификации педагогов;
3)непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ.
В соответствии ФГОС ДО, деятельность педагогических работников в группе должна исключать перегрузки, влияющие на ненадлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей с ОВЗ.
Педагогические работники, реализующие программу, должны обладать основными, обозначенными в ФГОС ДО компетенциями, необходимыми для обеспечения развития детей с ОВЗ.
Педагоги ДОУ, готовые (мотивированные) стать тьюторами, сопровождающими педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО должны пройти курсы повышения квалификации по теме «Тьюторство как форма методической поддержки педагогов образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
3.2 Материально-техническое обеспечение
Материально-технические ресурсы ДОУ № 103
Наименование |
Место, назначение |
Телевизор |
в музыкальном зале, группах предназначены для просмотра обучающих фильмов |
Видеомагнитофон, видеоплеер |
предназначены для просмотра обучающих фильмов |
АРМ (компьютер, ноутбуки, копир, сканер, принтер) |
В группах, подготовка материалов к совместной деятельности с детьми |
Мультимедийное оборудование |
В музыкальном зале, для просмотра видеопрезентаций
|
Интерактивные доски |
Предназначена для непосредственной образовательной и совместной деятельности |
Столы для рисования песком |
Предназначены для развития творческой активности, снятия психоэмоционального напряжения |
3.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение
< >«Адаптированная образовательная программа для детей с РАС»,«Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР»,«Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР»Методические рекомендации «Адаптация образовательной программы обучающегося с РАС», М.С. Гончаренко, Н.Г. МанелисМетодическое пособие «Формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС» , Н.Г. Манелис, Е.И. АксеноваМетодическое пособие «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС» А.В. Хаустов, П.Л. Богорад.Программа «Коррекция нарушений речи» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Материалы семинаров:«Дифференцированный подход к коррекции СДВГ у детей дошкольного и младшего школьного возраста», О.А. Осипова, методист по дошкольной психологии МАУ ИМЦ города Томска«Аутизм: жизнь и восстановление» Е. Мень, г. КрасноярскИнтернет-ресурсы:http://thetutor.ru/ - Тьюторская Ассоциацияhttp://www.edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=3897 – Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора»http://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html - Тьюторство в образовательном процессеru.wikipedia.org/wiki/ Тьютор - Тьютор – ВикипедияСборник материалов V Всероссийской конференции по альтернативному образованию С-Пб, 2009 ж-л «На путях к новой школе»; о конференции http://hpsy.ru/edu/785.htmwww.alteredu.ru - Открытый авторский институт альтернативного образования имени Януша Корчака (Санкт-Петербург)www.fondedu.ru - Образовательный центр «Участие»(Санкт-Петербург)Перекрестки психологии и педагогики, Роль и место тьютора/ Екатерина Александрова/ «1 сентября» http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200700306
ЛИТЕРАТУРА
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
2.Гаджикеримова Э.Г. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в структуре инклюзивного образования // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. – М., 2016. - С. 185-186.
3.Гунченко Д.С. Основные этапы индивидуального тьюторского сопровождения детей с ОВЗ // Современная психология образования: проблемы и перспективы. – Воронеж,
2016.- С. 251-252.
4.Королева Ю.А. Тьюторское сопровождение социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании //Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - Т. 35. - С. 75-78.
5.Лавлинская О.И. Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях // Педагогика XXI века: стандарты и практика. – М., 2016. - С. 265-268.
6.Саввиди М.И., Далгатова Н.Х., Истомина И.А. Тьторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // В сборнике: Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве сборник материалов I Международного Интернет-симпозиума. под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко.- 2015.- С. 38-41.
7.Тарских С.Д., Пугнер И.В. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения (на примере МБДОУ д/с № 59 «Ягодка» г. Тамбова) //Образование и наука в современных условиях. - 2016.- № 1 (6).- С. 190-192.
8.Фефилова М.Л., Фридман С.О. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ: вызов современности // Образование и наука в современных условиях. - 2014. - № 1 (1).- С. 150-151.
9.Чередилина М.Ю.Тьюторское сопровождение в дошкольном возрасте: характеристики и модели// Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2017. - № 1 (38). - С. 263-267.
10.Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Тьюторство в социально-образовательной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья //Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 358.
11.Ярая Т.А., Рокотянская Л.О. Опыт работы сети площадок, реализующих инклюзивные практики в южном федеральном округе //Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 50-2. - С. 176-182.