Творческая мастерская «Поддержка особого ребёнка. Весенние букеты»
ГБОУ Самарской области СОШ № 1 «ОЦ» п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области Структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»
Творческая мастерская
для родителей и их детей с ограниченными возможностью здоровья
«Поддержка особого ребенка. Весенние букеты»
Номинация: методические материалы
Вид методической продукции: конспект
Ф.И.О.: Борзило Лилия Вениаминовна
Место работы: ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ»
СП «Детский сад «Янтарик»
Должность: педагог-психолог
Квалификационная категория: высшая
Пояснительная записка
Вашему вниманию представлен конспект совместной деятельности родителей и детей в рамках реализации психолого-просветительской программы для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной целью, которой является оказание психолого-педагогической поддержки семье, в вопросах воспитания, обучения и развития детей с особыми потребностями.
Задачи программы:
- познакомить родителей с особенностями детей данной категории;
- стимулировать родителей к активному взаимодействию с детьми при помощи психологических методов и приемов;
- повысить уровень психологической компетентности родителей в вопросах психологии;
- овысить мотивацию родителей к позитивному решению проблем, возникающих при воспитании и развитии ребенка с ограниченными возможностью здоровья.
Адресат программы: родители (законные представители), обучающихся с ограниченными возможностью здоровья, дети 4-7 лет.
Продолжительность курса: 9 встреч, три мероприятия из которых проходят совместно с детьми.
Ожидаемые результаты реализации программы:
В результате реализации программы родители:
- расширят свои психологические знания об особенностях развития детей с ограниченными возможностью здоровья.
- повысят уровень психологической компетентности в выстраивании продуктивного общения с детьми.
- научатся применять навыки психологической поддержки детей в соответствии особенностями детей данной категории.
Продолжительность программы (курса): 8 встреч.
Конспект творческой мастерской
«Поддержка особого ребенка. Весенние букеты»
Цель: повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) по использованию и необходимости применения пальчиковых игр и упражнений для психического и интеллектуального развития ребенка.
Задачи:
Коррекционно - развивающая:
- продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через совместную творческую деятельность взрослого и ребенка.
- формировать положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности у родителей и детей.
Обучающие задачи:
- расширять знания у родителей о практических приемах развития мелкой моторики у детей;
- совершенствовать навыки взаимодействия родителей с детьми.
Участники:
- Герой «Весна»
Предварительная работа:
- Подготовить презентацию «Наши руку не для скуки» (фото детей в процессе выполнения различных пальчиковых упражнений);
- Подготовить слайды с картинками букетов цветов, образцами украшенных ладошек,слайд – заставку с темой мероприятия и высказыванием В. А. Сухомлинского «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».
- Разработать буклет «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики в домашних условиях»;
- Изготовить приглашения для родителей и детей на мероприятие;
- Подготовить 3 листа ватмана. Два ватмана для рефлексии один для родителей, второй для детей (приклеить по 2 стебля на каждый ватман для лепестков /начало и конец мероприятия/). Один ватман для оформления композиции из ладошек (приклеить 2 стебля);
- Вырезать из цветной бумаги лепестки для рефлексии «Цветок настроения».
- ватман;
- влажные, сухие салфетки;
- цветная бумага;
- клеенка;
- тарелочки;
- бусины, пайетки;
- фломастеры, карандаши;
- ленточки;
- ножницы;
- клей.
Технический материал:
- ноутбук;
- мультимедийное оборудование;
- музыкальное сопровождения (голосовая музыкальная запись для «Игрового массажа», спокойная мелодия для сопровождения практической части, музыка для появления «Весны» и игры «Назови цветок»).
Методы и приемы:
Практические: приветствие, разминка, игровой массаж, игры и игровые упражнения, практическая совместная деятельность, рефлексия.
Наглядные: информационно-коммуникативные технологии (просмотр презентации, слайдов), рассматривание выполненных композиций букетов.
Словесные: чтение художественной литературы, вопросы, объяснения, обсуждение, поощрения, слушание музыки и голосовых сопровождений к слайдам.
Сюрпризный момент: появление «Весны»
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность педагога-психолога |
Деятельность воспитанников и родителей |
Ожидаемые результаты |
1. |
- Здравствуйте дорогие ребята, мамы, папы я очень рада вас всех видеть. Давайте встанем в круг. Я надеюсь, что вам понравится все то, чем мы будем сегодня заниматься. Знакомство «Как живешь» (3 мин) - Чтобы узнать друга лучше, давайте поиграем в игру. Я, буду вас спрашивать, а вы будете отвечать жестами. - Как живешь? (вот так) - А плывешь? (вот так) - А бежишь? (вот так) - Вдаль глядишь? (вот так) - Ждешь обед? (вот так) - Машешь вслед? (вот так) - Утром спишь? (вот так) - А шалишь? (вот так) - Замечательно. Какие все молодцы! |
Дети и родители отвечают и выполняют жесты в соответствии с текстом. |
Формирование доброжелатель-ного отношение друг к другу, настроить на совместную деятельность. |
2. |
Рефлексия «Цветок настроения» (5 мин). Участники стоят в кругу. - На улице весна, скоро начнут расцветать цветы. Пусть они начнут распускать здесь, у нас. Перед вами на столе лежат разноцветные лепестки. Выберите лепесток, который соответствует по цвету вашему настроению, и объясните почему. Теперь из выбранных лепестков вы составите цветы настроения. Дети выкладывают и наклеивают свой цветок, родители свой. (педагог предлагает пройти к столам, где расположены приготовленные лепестки и мольберты. Для родителей и детей разные ватманы.) - Какие замечательные разноцветные цветы у нас получились! |
Дети и родители выбирают лепесток, наклеивают их на подготовленные ватманы (на мольбертах) и рассказывают о своем настроении. |
Это упражнение позволяет увидеть эмоциональный настрой участников и наглядно продемонстри-ровать целостность группы.
|
3. |
Разминка «Молекулы» (3 мин) - А сейчас предлагаю вам образовать круг. Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Сейчас все дети и родители по сигналу (музыкальное сопровождение) начнём быстро двигаться по музыкальному залу, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы – по три атома в каждой, если назову число два, то объединиться нужно по два и так далее. Начали! - Молодцы, какие дружные у нас получились атомы. |
Совместная игровая деятельность |
Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоционально-го и мышеч-ного расслаб-ления. |
4. |
(родители и дети приглашаются за столы, на доске появляется презентация «Наши руки не для скуки», слайд с букетами цветов и голосовым сопровождением) (4 мин) Ой, вы гости-господа! Долго ль ехали? Куда? Добро за морем, иль худо? И какое в свете чудо? Чтобы оказать вам честь, И сказать, что чудо есть Мы по доброй вашей воле Пригласили в наше ДОУ Педагоги здесь встречают На занятье приглашают. Я занятие начну, В праздник вас всех приглашу. Ладошки будем украшать Наши пальцы развивать. Букеты будут у нас красивые И весна нам скажет всем спасибо! - Сегодня мы будем развивать наши пальчики, для того чтобы лучше запоминать, правильно говорить, ориентироваться в пространстве, быть внимательнее. Я познакомлю вас с некоторыми приемами развития мелкой моторики. Возможно, что-то из увиденного сегодня вам покажется интересным, и очень бы хотелось, чтобы вы применяли полученные знания во время прогулки и в свободной игровой деятельности дома. |
Рассматривают слайды, слушают стихотворение. |
Мотивация на получение новых знаний и на творческую деятельность. |
5. |
Игровой массаж «Ладошка» (3-4 мин) - Дорогие родители, а сейчас возьмите в свои ладони ладошки своих детей и повторяйте за мной все движения. (включается музыкальное сопровождение со словами): Твоя ладошка — это пруд, по ней кораблики плывут, Твоя ладошка как лужок, а сверху падает снежок, Твоя ладошка как тетрадь, в тетради можно рисовать, Твоя ладошка как окно, его помыть пора давно, Твоя ладошка как дорожка, а по дорожке ходят ножки. - Молодцы! У вас очень хорошо получается. |
Упражнение выполняется в паре с ребенком, родители повторяют все движения за педагогом, выполняется два раза. |
Укрепление эмоциональной связи между родителями и детьми, через тактильные ощущения. |
6. |
Практическая деятельность (15 мин) - Давайте подготовимся к встрече весны, сделаем разноцветные цветочные букеты друг для друга. Сегодня мы будем работать творчески, у нас должно получиться единое произведение, |
Рассматривание слайдов, обсуждение родителей и детей как они будут украшать ладошки, совместная творческая |
Развитие мелкой моторики, совершенство-вание навыков сотрудничества |
|
состоящее из отдельных частей – ладошек, нарисованных взрослыми и детьми, из ладошек мы сделаем букеты, которые будут наполнены добрыми чувствами, радостью и теплом. А делать ее будем так. Для начала нужно обвести ладошки взрослые и детские, вырезать их и украсить их по своему желанию. (на доске появляется слайд с украшенными образцами ладошек) - Ну, а сейчас, что бы цветы получилась праздничными и разноцветными, давайте приступим к изготовлению весенних цветов. У вас на столах есть разнообразный материал, которым будем украшать ладошку: это мелкие предметы, ленточки, цветная бумага, бусины, пайетки, фломастеры, карандаши. Чем праздничнее будет ваша ладошка, тем красивее получатся букеты. Можете приступать к работе. (во время работы звучит спокойная музыка, педагог-психолог наблюдает за совместной деятельностью родителей и детей, по необходимости помогает) |
деятельность участников |
родителей с детьми |
7. |
(обсуждение процесса совместного творчества) (5-7 мин) - Какие замечательные, интересные, красивые ладошки у вас получились. - Расскажите о своих ладошках, чем вы их украшали? - Понравилось ли вам работать вместе? - Какие чувства вы испытали? - Теперь нужно приклеить ваши украшенные ладошки на ватман, что бы у нас получились красивые букеты. - Посмотрите, какие красивые весенние букеты у нас получились. |
Дети и родители отвечают на вопросы, приклеивают ладошки на подготовленный лист ватмана
|
Оценивание своего творчества, своих чувств, эмоций. |
8. |
(звучит музыка, появляется Весна) (5мин) Здравствуйте, дорогие дети, родители! И в зале весна наступила у вас, От света, сиянья и добрых глаз. Так пусть же весна принесет навсегда Здоровье и радость в наши дома. - Какие красивые, разноцветные у вас получились весенние цветы. Вы очень постарались. Я — волшебница - Весна, С вами поиграть пришла. - Давайте все встанем в круг и поиграем в игру «Назови цветок». Нужно передавать мягкую игрушку под музыку, когда музыка остановиться, тот, у кого игрушка говорит название цветка. - Молодцы, какие вы умные - сколько названий цветов вы знаете. (Весна остается до конца мероприятия) |
Совместная игровая деятельность. |
Закрепление положительных эмоций |
9. |
Рефлексия «Цветок настроения» (5-7 мин) - А я опять предлагаю вам выбрать лепесток, который соответствует по цвету вашему настроению, но уже после совместной деятельности. (педагог предлагает пройти к столам, где они уже приклеивали лепестки в начале занятия. Для родителей и детей разные ватманы. Сравнить изменился ли второй цветок по цветовой гамме.) - Расскажите, изменилось ли ваше настроение? Почему? - Понравилось ли вам мероприятие? |
Дети и родители выбирают лепесток, наклеивают их на подготовленные ватманы (на мольбертах) и рассказывают о своем настроении, отвечают на вопросы
|
Отследить наглядно эмоциональный настрой участников в конце мероприятия и сравнить с началом деятельности. |
10 |
(педагог предлагает встать участникам в круг) (3 мин) - Закончить сегодняшнюю встречу хочется словами детской писательницы Ольги Высотской: Берегите друг друга, |
Слушают стихотворение |
Закрепление положительных эмоций. |
11 |
Упражнение «Аплодисменты по кругу» (2 мин) - Мы хорошо поработали сегодня, и в завершении мне хочется предложить вам игру. Я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты, аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее. Педагог начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников. Они вдвоем начинают хлопать, участник, которого выбрали, выбирает из группы следующего, хлопают уже втроем и т.д. пока все участники не начнут хлопать. |
Выполняют упражнение |
Формируется положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности родителей и детей. |
12 |
Раздать буклеты родителям «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики в домашних условиях». |
|
Повысить педагогические знания у родителей по совершенство-ванию мелкой моторики у детей. |