«Туризм в каждую школу»
МОУ «Средняя школа №21 имени А.М. Достоевского»
Автор: Лончаков Максим Андреевич, преподаватель-организатор ОБЖ, высшей квалификационной категории
Программа объединения внеурочной деятельности
«Туризм в каждую школу»
Пояснительная записка.
Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751, в качестве одной из основных целей определены формирование здорового образа жизни и развития детского и юношеского спорта.
Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека является туризм. Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала ХIХ и обозначат экскурсию или путешествие.
Под школьным туризмом понимается туристская деятельность учащихся, выходящая за рамки учебных программ.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные туристы-спасатели»» разработана в соответствии с требованиями:
-Федерального Государственного образовательного стандарта начального (основного) общего образования,
-письмом Министерства образования и науки Российской Федерации №08-1786 от 28.10.2015г. «О рабочих программах учебных предметов»;
на основе:
-Основной образовательной программы Начального (основного) общего образования средней школы №21 г.Ярославля;
-Плана внеурочной деятельности средней школы №21 г.Ярославля на 2016-2017 учебный год.
-Рабочей программы по туризму для 5-7 классов, ФГОС.М.: «Просвещение», 2013г.
-Программой внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность» общего образования под редакцией Л.П.Савельевой.
Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.
Целью внеурочной деятельности является: развитие познавательной, двигательной и коммуникативной активности обучающихся, укрепление их физического здоровья.
При этом предполагается решение следующих задач:
-Дать начальное представление о средствах необходимых для безопасной жизнедеятельности в окружающей природе
-Познакомить с технологией здорового образа жизни
-Изучить основы туристского мастерства
-Сформировать первичные представления о правилах поведения при автономном существовании.
Учебный план и программа занятий предусматривают обучение ребят азбуке туризма - сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, общей физической подготовке, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.
Реализация программы рассчитана на 1 год, объёмом в 68 часа, 2 часа в неделю. Продолжительность занятия 45 минут. Из них 12 часов отводится для проведения экскурсий, соревнований, походов выходного дня.
Занятия проводятся во внеурочное время детей.
Место проведения занятий - учебные кабинеты, улицы района, спортивный зал, спортивная площадка школы.
Форма организации внеурочной деятельности
Обучая детей навыкам туризма необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это тематические и игровые уроки, тематические занятия, эвристические беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, использование компьютерных программ, экскурсии, просмотр видеофильмов, игры, тренировки, соревнования, социально-значимые акции и др.
Так как игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, то есть в интерес к содержанию задания, который лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, следует активно использовать все известные игровые методики. Эти методики включают в себя практически все формы работы:
- тематические праздники;
- ролевые, деловые, обучающие, дидактические игры,
- конкурсы;
- эстафеты;
- диалоги;
- беседы;
- диспуты;
- тренинги;
Они представляют широкие возможности для творческой деятельности и интеллектуального развития ребенка. Игра способствует развитию воображения. Поскольку оно необходимо для создания новых ситуаций и правил игры. Чаще всего игры используются при контроле знаний. Виды контроля: текущий контроль умений и навыков; контроль домашней подготовки; итоговый контроль.
Ценностные ориентиры: программа имеет туристско-краеведческую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Педагогическая эффективность программы будет выше, если каждый участник туристской прогулки, сюжетно-ролевой игры, экскурсии или похода будет выполнять посильные и интересные для него поручения. Дети могут самостоятельно распределить следующие социально-профессиональные роли: командир, ремонтный мастер, направляющий, замыкающий, штурман, проводник, дежурный, костровой, санинструктор, завхоз по снаряжению, знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток достопримечательностей, знаток туристской кухни, знаток водотоков и водоёмов, знаток рыб, знаток туристской фотографии, знаток туристских песен, знаток истории родного края и т. п.
Совершенствуя полученные в начальном образовании универсальные учебные действия, обучающиеся получают новые теоретические знания и практические умения в области истории и культуры малой родины через различные виды практико-ориентированной деятельности в системе должностно - ролевого туристско-краеведческого самоуправления, проявляют уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям прежних времён, а также в процессе обучения формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности родного края. Ведущим методом внеурочной деятельности является метод решения практических задач (познавательных, исполнительских, творческих).
Формы и виды контроля.
Для реализации программы используются следующие методы обучения:
1. Поисково-исследовательский метод.
2. Метод самореализации, самоуправления через участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях, через различные творческие дела.
3. Метод контроля врачебный, самоконтроль.
4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию.
Также разнообразны формы работы:
- лекционные занятия;
- практические занятия;
- тренировка по развитию физических качеств, закреплению различных практических умений и навыков;
- проведение соревнований по спортивному ориентированию;
- участие в туристических слётах;
- участие в военно-спортивных играх;
- проведение викторин, конференций по охране природы;
- краеведческие экспедиции, походы, экскурсии;
- метод проектов;
Планируемые результаты освоения программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Требования к результатам освоения программы задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждом году обучения.
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
К личностным результатам относится система ценностных ориентаций школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет школьнику выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные роли («путешественник», «знаток», «дежурный», «командир», «капитан», «штурман» и др.).
К метапредметным результатам относятся освоенные школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
К предметным результатам относятся усвоенные школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.
Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на местности пешком и на лыжах, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях памяти героев отечественных войн, русских народных играх, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в туризме и краеведении, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к физкультуре и занятиям туризмом, к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
3. Результаты третьего уровня (приобретение младшими школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта актуализации физкультурно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта волонтёрской деятельности, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, социально-коммуникативных компетенций и компетенции в сфере сохранения и укрепления здоровья. Социокультурная идентичность — осознание школьником себя в контексте управления социокультурным пространством собственного существования, принятие себя как субъекта социокультурного взаимодействия, личности и индивидуальности.
Социально-коммуникативная компетенция предполагает высокую степень эффективности самовыражения и самореализации школьника в социальном взаимодействии (при соблюдении этикета, принципов коммуникативной толерантности), осознанное позиционирование себя как субъекта межличностного взаимодействия, владение управленческими (организаторскими) компетенциями (изучение потребностей аудитории, поиск наиболее адекватных вариантов удовлетворения потребностей и т. д.).
Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.
Ожидаемое развитие УУД у учащихся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к своему здоровью, к природе, к труду, к другим людям
- первоначальные туристские умения и навыки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- экологического мышления;
- познавательной мотивации к истории возникновения туризма;
- умений и навыков, способов ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе;
- понимания значения занятий туризмом для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека;
Предметные
Учащиеся научатся:
- выполнять правила поведения на занятиях по туристской подготовке;
- рассказывать об истории возникновения туризма;
- называть правила ведения ЗОЖ
- определять подбор одежды и инвентаря для туристических прогулок и походов;
- самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста в природе, в быту, в необустроенных условиях.
Регулятивные
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- следовать на занятиях инструкциям учителя;
- вносить коррективы в свою работу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- - первоначальным туристическим умениям и навыкам;
- работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- беречь и защищать природу экологическое мышление.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- понимать,«читать» простейшие топографические знаки, данные в географическом атласе;
- изучать «Кодекс туриста»;
- различать понятия «Здоровье человека», «физическая культура и туризм», «физические упражнения», «турист», «туристическая группа»;
- определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом на здоровье человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ориентируясь в естественной природной среде по природным ориентирам, используя топографические карты, справочную
литературу;
- различать виды туристской деятельности;
- характеризовать основные физические качества;
- устанавливать причины, приводящие к плохой осанке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- выслушивать друг друга;
- рассказывать о режиме дня младших школьников, об истории возникновении туризма, о личной гигиене;
Учащиеся получат возможность научиться:
- различать виды туризма ( пеший, лыжный, равнинный, горный, самодеятельный, спортивный)
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, детском коллективе;
- безопасному поведению во время занятий в природной среде;
- участвовать в походах, туристских слетах.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов
|
||
Всего
|
|
|||
Теория |
Практика |
|||
|
Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Инструктаж по ТБ |
1 |
1 |
|
|
Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности нашего края. |
1 |
1 |
|
|
Понятие о карте. Условные знаки топографических карт. Масштаб и его виды. Компас. |
2 |
1 |
1 |
|
Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. |
2 |
|
2 |
|
Способы ориентирования. Движение по азимуту в походе, обход препятствий. Определение разметки маршрута. |
2 |
1 |
1 |
|
Ориентирование по местным приметам. Действия в случае потери ориентировки |
2 |
|
2 |
|
Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка |
4 |
1 |
3 |
|
Узлы и их применение в туризме. Узлы: стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный |
4 |
1 |
3 |
|
Узлы и их применение в туризме. Узлы шкотовый, брамшкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн |
4
|
1 |
3 |
|
Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабины, репшнуры, альпеншток |
1
|
1 |
|
|
Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. |
1 |
1 |
|
|
Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. |
1 |
1 |
|
|
Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение |
1 |
1 |
|
|
Определение места для бивака и организация бивачных работ |
1 |
1 |
|
|
Требования к месту бивака. Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря |
2 |
|
2 |
|
Установка палатки в различных условиях. Подбор группы и распределение обязанностей |
2 |
1 |
1 |
|
Туристские должности в группе. Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки похода |
1 |
|
1 |
|
Горизонтальный и вертикальный маятник. Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. |
2 |
1 |
1 |
|
Разрядные требования по спортивному туризму, спортивному ориентированию. |
1 |
1 |
|
|
Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе |
2 |
2 |
|
|
Правила подачи сигналов бедствия |
2 |
|
2 |
|
Определение погодных условий до и во время проведения похода |
2 |
|
2 |
|
Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, каны, топоры и пилы, чехлы к ним. |
1 |
1 |
|
|
Калорийность, вес и нормы дневного рациона. Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход. |
2 |
|
2 |
|
Обеспечение группы продуктами питания в походе |
2 |
|
2 |
|
Способы добычи огня и обустройство кострового бивака |
2 |
|
2 |
|
Подготовка к походу, путешествию. Составление плана-графика движения. Подготовка снаряжения. |
1 |
1 |
|
|
Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях |
1 |
1 |
|
|
Первая медицинская помощь в природных условиях |
3 |
|
3 |
|
Использование лекарственных растений при различных заболеваниях |
2 |
2 |
|
|
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
|
Совместное осуществление и последующий анализ походов выходного дня, экскурсий, соревнований с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала. (в течение учебного года) |
12 |
|
12 |
|
Итого |
68 |
23 |
45 |