Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Требования ФГОС дошкольного образования к организации конструктивной деятельности детей младшего возраста. (Опыт работы)

МБДОУ Общеразвивающего вида детский сад № 19 г. Ливны Орловская область

 

Требования ФГОС дошкольного образования к организации конструктивной деятельности детей младшего возраста.

(Опыт работы)

 

Красова Тамара Сергеевна

воспитатель

 

Конструирование – один  из важнейших интереснейших видов продуктивной деятельности, это практическая деятельность, направленная на получение определенного заранее задуманного реального продукта, соответствующего по функциональному назначению. В нем отражается окружающая действительность.

Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.

Актуальность проблемы развития конструктивной деятельности  в группе детей младшего возраста состоит в том, что на данном этапе развития общества конструированию уделяется недостаточно времени и внимания  и недостаточность методического обеспечения.

Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.

В контексте ФГОС дошкольного образования конструктивно-модельная деятельность включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на приобщение к конструированию. Развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов и их элементами.

Но, однако,  прослеживается интеграция конструктивной деятельности с другими образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие (выделены задачи по развитию конструктивных способностей детей), например в области познавательное развитие, обозначено ознакомление детей с цветом, величиной, формой (шар, кирпичик, кубик).

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку, где происходит сохранение самооценки дошкольного детства. Каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему.

Особенностями конструктивной деятельности детей младшего возраста является построение образовательного процесса с учетом дидактических принципов: наглядности, образности, доступности, посильности, практичности. Реализация названных принципов осуществляется через использование яркого и привлекательного материала, дидактических игр, игрушек, методически грамотно построенной конструктивной деятельности, сочетание разнообразных методов и приемов работы с детьми.

Организация конструктивной деятельности в режиме дня осуществляется в двух основных направлениях: совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности. Объем образовательной нагрузки в режиме дня определен рабочей программой педагога, основанной на основе образовательной программы учреждения, осуществляется в виде непрерывной образовательной деятельности, которая систематически организуется в первой половине дня. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет12- 15 минут.

В свободное время дети заняты предметными играми, которые под руководством воспитателя плавно переходят в сюжетно-ролевую игру. Во время игры продолжаю учить детей конструировать. Но делаю это ненавязчиво, так, чтобы дети не чувствовали, что их обучают.

Первоначально использую объемное конструирование (игры со строительным материалом), так как детям в младшем возрасте нужно не только видеть из чего они будут сооружать постройки, но и обязательно потрогать те детали, которыми будут пользоваться.

На первоначальном этапе работы мной было проведено обследование детей с занесением результатов в мониторинговую карту. Изучив интересы и способности воспитанников, выяснилось, что не все дети могут различать строительный материал по форме, не знают название деталей, не умеют строить элементарные постройки.

Прежде  чем, приступить к конструктивной деятельности с детьми, мной  была изучена методико-педагогическая  литература, рекомендации  по организации и проведению обучающих занятий и совместной  деятельности  детей,  составлена рабочая программа воспитателя, на основе основной  образовательной программы МБДОУ «Детский сад №19», в которой обозначено содержание, методология, оценка развития детей, целевые ориентиры, предусматривающие результативность образовательной деятельности, составлено ежедневное планирование, в котором отражены задачи по конструированию в непрерывной образовательной деятельности, индивидуальной и самостоятельной работе, разработана картотека занимательных игр и упражнений по конструированию.

 Для успешного овладения игровой строительной техникой и существенной организацией работы по развитию конструктивной деятельности создана развивающая предметно-пространственная среда. Работу по организации развивающей предметно-пространственной среды постаралась построить в соответствии с ФГОС к условиям реализации образовательной программы.

В доступном для детей месте в группе создан центр конструктивной деятельности. В него вошли мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, конструкторы, имеющие различные по сложности, способу соединения деталей, элементарные игрушки-вкладыши, мягкие модули, яркий красочный дидактический материал. Имеются мелкие резиновые, пластмассовые игрушки, фигурки животных, птиц, транспорт. Дети пользуются ими при создании построек (соизмерение построек с игрушками, обыгрывание их). Представлен  нетрадиционный  материал : пробки, выпиленные плашки, различные контейнеры, игры «Логический домик», «Куб» и другие. Имеются простейшие схемы построек, «алгоритмы» их выполнения, мозаика крупная, схемы выкладывания узоров из неё, конструкторы типа «Лего» с деталями разного размера, игрушки застежки, шнуровки, игрушки трансформеры. Для удобства строительный материал и конструктор разложен по коробкам разной величины. Они соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически безопасных материалов.

Существенным фактором в планировании методике проведения непрерывной образовательной деятельности является взаимосвязь обучения. Интеграция обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость всех образовательных направлений и областей; позволяет понять целостную картину мира, которая заключается во взаимосвязи всех предметов, явлений, событий. Интеграция обогащает представления о предметах и явлениях благодаря познанию их с разных сторон, через разное содержание образовательной работы, характеристики образов, предметов. Кроме этого интеграция  способствует образованию ассоциаций, без которых невозможно развитие творчества и разнообразных способностей, подводит детей к овладению обобщенными знаниями и умениями. Конструктивная деятельность логично увязывается с познавательной сферой (сенсорным развитием, знакомство с предметным и социальным окружением), развитием речи, экспериментально-исследовательской  деятельностью, прослеживается на прогулке в песочнице -  изучаем свойства песка, делаем простейшие постройки; художественной литературой, знакомство со сказкой «Три медведя», «Теремок», прочли сказку, рассмотрели иллюстрации и сооружаем элементарные постройки.

При планировании непрерывной образовательной деятельности учитываю возраст детей и уровень их развития.  Непрерывную образовательную деятельность провожу систематически  согласно планированию с подгруппами детей в первой половине дня. Распределение детей по группам осуществляю по принципу разных возможностей с учетом «зоны ближайшего развития». Для меня существует определенный «алгоритм» проведения непрерывной образовательной деятельности:

  1. Мотивация к деятельности.
  2. Знакомство с новым материалом (детали строительного материала).
  3. Работа по усвоению знакомых деталей строительного материала.
  4. Показ образца (если постройка сложная, показ поэтапно).
  5. Самостоятельная деятельность детей (помощь).
  6. Идентификация с образцом.
  7. Обыгрывание постройки (подведение итога на основе результата).

Кроме систематических занятий провожу один раз в месяц занятие-закрепление, оно состоит из игровых заданий, которые направлены на закрепление знаний и умений и приобретение на их основе новых.

С целью развития конструктивных способностей в работе с детьми использую различные методы и  приемы. Ведущими в обучении конструктивной деятельности являются наглядно-образные и наглядно-действенные:  наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ способов действия.

Основное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемого показом и подробным объяснением процесса возведения постройки. Прежде чем  обучать детей приемам создания той или иной постройки, знакомлю детей с реальным предметом, объясняю из каких частей он  состоит, его  практическое назначение. Пояснение часто сочетаю с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы (совет, напоминание, поощрение, из практических методов и приемов использую игровые упражнения). Для развития конструктивных навыков у детей использую различные игрушки, которые помогают детям хорошо ориентироваться на высоту и другие размеры постройки.

Одним  из важных направлений развития конструктивной деятельности является взаимодействие с семьей.  Общаясь с родителями, получаю возможность наметить пути действенной помощи семьи, дать конкретные советы.

С родителями моей группы было проведено родительское собрание, на тему: «Конструктивная деятельность детей 3-4 лет», подготовлена консультация «Значение конструирования в жизни младшего дошкольника», оформлена папка-раскладушка «Приемы и методы конструирования», представлен вниманию родителей мастер-класс «Алгоритм проведения непрерывной образовательной деятельности», даны советы и рекомендации по обучению детей конструированию, родители привлечены к изготовлению нестандартного оборудования для игры.

Успешность осуществления работы прослеживается в постепенном подходе к овладению целевыми ориентирами:

- сооружают элементарные постройки по образцу;

- овладели простейшими приемами конструирования;

- различают детали по величине, форме, цвету;

- называют детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма);

- выкладывают изображение по образцу;

- разворачивают игру вокруг собственной постройки;

- разбирают постройки и аккуратно выкладывают детали в коробки.

Результаты обследования детей в мае будут занесены в мониторинговую карту. Я хочу видеть своих воспитанников  любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями.

Следовательно, учитывая особенности конструктивной деятельности детей младшего возраста, можно успешно и качественно реализовывать задачи Образовательной программы группы и детского сада.