Тема: "Оставайся же Победа самой вечной из побед"
МБДОУ Детский сад №1 "Березка"
Тема: "Оставайся же Победа самой вечной из побед"
музыккальный руководитель: Уварова Марина Юрьевна
«Через века, через года – Помните!
О тех, кто уже не придет никогда – Помните!»
Р.Рождественский «Реквием»
Пояснительная записка
Обоснование актуальности темы
В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и, прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне.
В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что, дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны. Не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Оставайся же Победа самой вечной из побед».
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Патриотизм – высокое человеческое чувство, оно многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой народ. Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту.
Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в дошкольном воспитании по ряду причин:
- особенности дошкольного возраста,
- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...»
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Психологи утверждают, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные психологи и педагоги отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в обществе, позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, дети получают право на саморазвитие.
В МБДОУ детский сад № 1 «Березка»» сложилась целая система нравственно-патриотического воспитания дошкольников, через авторскую программу «Дети и этикет», воспитательную систему «Сообщество воспитывающих взрослых», дополнительное образование «Я зачерпну рукой родник души твоей», проекты и т.д., целью которых является развитие личности гражданина и патриота России, способного отстаивать свои интересы и интересы своей Родины.
Задачи системы нравственно-патриотического воспитания:
- Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, поселку.
- Формирование бережного отношения к родной природе.
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
- Формирование элементарных знаний о правах человека.
- Расширение представлений о России, ее столице.
- Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном страны, а также символами Нижегородской области.
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины (победа в ВОВ, первый полет человека в космос, наш Вачский район – «кладезь исторических мест», достижение соотечественников - Вачкасов и др.).
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание мы реализуем по основным направлениям:
1. Духовно–нравственное.
2. Музейная педагогика.
4. Гражданско-патриотическое.
5. Музыкальное.
Выше перечисленные задачи и направления решаются в различных видах детской деятельности:
- во время образовательной деятельности,
- в двигательной,
- в играх,
- на целевых прогулках по улицам поселка и к памятникам,
- на экскурсиях,
- во взаимодействии с социумом,
- в проектной деятельности,
- в приобщении детей к духовному наследию народа (работа кружка «Я зачерпну рукой родник души твоей»),
- в приобщении детей к традициям спорта – проведение малых зимних и летних Олимпийских игр.
Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги нашего ОУ, ориентируясь на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников, приняли решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Организатором и руководителем детской проектной деятельности выступает воспитатель, который становится для ребенка не только источником информации, консультантом и экспертом, но и партнером, и помощником в его саморазвитии.
Каждый год наш народ отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. Для многих педагогов встаёт непростой вопрос: как донести до дошкольников смысл этого праздника? Ведь тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.
Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об освобождении родного города от немецко-фашистских захватчиков, участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне, был составлен проект «Оставайся же Победа самой вечной из побед». Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.
Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи. В данном проекте мы обращаемся к теме 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, потому что это способствует связи поколений.
Гипотеза. В результате проведения проекта «Оставайся же Победа самой вечной из побед» должны получить следующие результаты
- У детей старшего дошкольного возраста сформируется осознанное отношение к празднику Победы.
- Они с большим желанием примут участие во всех праздничных мероприятиях, посвящённых этому дню.
- Активно и творчески подойдут к созданию фотоальбома.
- С уважением и благодарностью будут относиться к ветеранам.
Объект: воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников на примере участников Великой Отечественной войны.
Возраст детей на которых рассчитан проект: старшая и подготовительная к школе группа (6-й и 7-й год жизни)
Участники проекта: дети, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители
Срок реализации проекта: 08.04.2018г.- 08.05.2018г.
Тип проекта: творческий.
По характеру: внутри ДОО.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: краткосрочный
Форма проведения: занятия, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальные занятия, работа с родителями, проведения праздника.
Цель: Формирование у детей осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне на основе изучения истории своей семьи и страны.
Задачи:
- Показать детям, какой ценой была достигнута Победа, насколько трудными были шаги к ней.
- Знакомить детей с главными событиями и памятными датами в истории страны в период Великой Отечественной войны, познакомить с понятием «знамя Победы»;
- Дать представления о памятниках, установленных в честь воинов-победителей.
- Познакомить детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны.
- Рассказать о жизни детей в годы войны;
- Привить детям уважение к истории своей семьи и страны.
- Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
- Воспитывать патриотизм и высокие моральные качества у дошкольников, желание защищать свою Родину и беречь мир.
- Организовать домашние беседы детей с родителями о родственниках-участниках ВОВ (Организация поисковой деятельности детей по сбору информации о родственниках-участниках Великой Отечественной войны) и систематизировать собранный материал в виде фотоальбома.
- Провести праздник, посвящённый Дню Победы с приглашением ветеранов, родственников детей.
Ожидаемые результаты: создание фотоальбома для мини-музея группы и показ презентации работы ОУ по нравственно-патриотическому воспитанию родителям наших воспитанников.
Этапы работы:
Организационно - технологический – срок: апрель.
1 этап Начальный
Цель: Формулировка проблемы, темы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Данный этап позволил определить проблему, тему и выбор участников данного проекта.
2 этап Планирование
Цель: Формулировка цели, задач и методов для их достижения
Определение критериев оценки результатов.
Использованная форма работы позволила получить первый результат. Разработаны документы: приказ «О проведении в ОУ тематического месяца, посвящённого 70летию дня Победы» и Положение о проведении в ОУ тематического месяца, посвящённого 70летию дня Победы, а также теоретическая часть проекта, оформленная в соответствии с требованиями.
Внедренческий - срок апрель
3 этап Принятие решения Цель: Выбор оптимального варианта планов деятельности.
Работа с информацией, синтез и анализ идей позволил выбрать оптимальный вариант плана деятельности
4 этап Выполнение Цель: Реализация проекта в образовательную практику.
Заявленные формы работы должны оказаться результативными: беседы, экскурсии, совместная деятельность детей и педагогов, поисковая деятельность. Теоретические основы проекта должны были быть реализованы в практику, проект оформлен
Презентационный - срок май
5 этап Оценка результатов Цель: подведение итогов
Участие проектной группы в коллективном анализе проекта и самооценке позволит сделать выводы о достигнутых результатах (успехах и неудачах). Рассматривание участников проекта по награждению, согласно Положению о проведении в ОУ тематического месяца, посвящённого 70летию дня Победы.
6 этап Защита проекта Цель: Проведение праздника, посвященного Дню Победы, с приглашением ветеранов; презентация фотоальбома. Награждение участников проекта, согласно Положению о проведении в ОУ тематического месяца, посвящённого 70летию дня Победы.
План мероприятий
Одним из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – мы считаем метод акций, позволяющий создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых (включая родителей).
- акция «70 дней до Победы»
Цель: Изготовить календарь обратного отсчёта времени до Дня Победы и вести отсчет дням до 70летия Победы.
Предварительная работа:
- Организация кружковой работы по изготовлению календаря и цифр для календаря. Количество дней уменьшается, приближая Великую памятную дату. Дети вместе с педагогами самостоятельно меняют цифры на дате.
- акция «Герои-земляки моего Вачского края»
Цель: Воспитывать патриотические чувства, гордость за наших земляков. Расширять представления детей о войне и детях военных лет, как они защищали Родину (в годы Великой Отечественной войны, воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов).
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне,
- просмотр диафильмов,
- посещение музейной кладовой ОУ,
- экскурсия в краеведческий музей,
- к обелиску павших воинов в годы ВОВ Вачского района,
- просмотр портретов детей-Героев ВОВ Вачского района.
- акция «Алея Славы»
Цель: Обогащение и расширение знаний детей о местах памяти родного села, о памятниках, установленных в память о погибших земляках.
Предварительная работа:
- Посещение обелиска павших воинов в годы ВОВ и возложение цветов героям ВОВ Вачского района,
- экскурсии по улицам поселка,
- встречи с ветеранами, беседы о войне,
- чтение произведений, заучивание стихотворений и рассматривание репродукций о войне.
- акция «Георгиевская ленточка»
Цель: Дать детям понятие, что Георгиевская лента - это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений, символ вечной памяти о героях войны и гвоздики, как символ уважения и преклонения всем людям ковавшим победу и на фронтах и в тылу страны.
Предварительная работа:
- слушание песен «Георгиевская лента»
- кружковая работа: конструирование праздничных открыток для ветеранов
- вручение георгиевской ленточки сотрудникам, детям
- посещение ветеранов и вручение им георгиевской ленточки
- акция «Мир без войны»
Цель: Воспитывать у детей уважение к боевому прошлому нашей Родины, чувство гордости за героизм нашего народа.
Предварительная работа:
- кружковая работа: аппликация из бумаги белых голубей для танца «Белая птица»
- разучивание стихов о птице мира
- разучивание песни «Мы рисуем голубя»
- разучивание танца «Белая птица»
- представление на районном танцевальном фестивале музыкальной композиции «Птица белая»
- акция «Тюльпаны к 70летию Победы»
Цель: Цель: Учить коллективной работе, в память о тех, кто отстоял наш мир.
Предварительная работа:
- кружковая работа: аппликация из бумаги для оформления зала к празднику.
Назначение: украшение интерьера
- акция «Посылка солдату»
Цель: Формировать нравственно-патриотическое отношение к детям-героям ВОВ и современным солдатам, проходящих службу в рядах вооруженных сил служа Отечеству.
Предварительная работа:
- пишут письмо и собирают посылку солдату в Армию
- акция «Война глазами детей»
Цель: Дать понятие, что такое война и воспитывать гордость за подвиги наших солдат. Учить рисовать, в память о тех, кто отстоял наш мир.
Предварительная работа:
- выставка рисунков «Живем - не тужим, своей Родине служим»
- выставка поделок «И значит, нам нужна одна Победа»
- акция «Наша Победа»
Цель: Помочь понять значение слов «война», «мир». Обеспечить развитие умения читать стихотворения с выражением. Пробудить у детей патриотические чувства.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением вечного огня, георгиевской ленточки, Знамени Победы, Ордена Победы.
- чтение книг о войне, разучивание стихов
- конкурс маленьких чтецов
- акция «Наследники Победы»
Цель: Активизировать познавательную деятельность детей, умение понимать неразрывную связь событий прошлого и настоящего. Воспитывать мужество, желание защищать свою Родину, чувство гордости и уважение к ветеранам.
Предварительная работа:
- военно-спортивная эстафета «Вперед, к победе»,
- разучивание танца «Граница»
- акция «Песни нашей Победы»
Цель: Помочь детям ближе познакомиться с событиями прошлых лет. Воспитывать чувство гордости и патриотизма к воинам-защитникам.
Предварительная работа:
- Разучивание песен о войне,
- слушание диска «Песни нашей победы»,
- проведение фестиваля песни «Вечный песенный огонь», посвященного ВОВ
- акция «Будем помнить»
Цель: формирование уважения к ветеранам и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примере событий ВОВ, интереса к истории своей страны, своей семьи, воспитания чувства гордости за подвиг своего народа и своего родственника.
Предварительная работа:
- Беседа с родственниками дома с целью: воевали ли старшие члены семьи и были ли у них медали и за что.
- При помощи родителей запись этих рассказов, создание рисунков, фотографий.
- оформление уголков «Дорогами войны» в группах старшего дошкольного возраста
- акция «Спасибо, Вам, что мы войны не знали!»
Цель: Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и всем защитникам Родины. Раскрыть значение победы в Великой Отечественной войне
Предварительная работа:
- посещение ветеранов ВОВ, детей войны
- приглашение ветеранов ВОВ, детей войны,
- оформление родителями воспитанников газеты,
- проведение торжественного утренника, посвященного 70летию Победы в ВОВ
- минута молчания
- акция «Свеча памяти»
Цель: Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны.
- часть торжественного утренника, посвященного 70летию Победы в ВОВ
- акция «Бессмертный полк»
Цель: Не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте сохранить ростки памяти о прадедах, их мужестве.
Предварительная работа:
- Провели цикл занятий, посвящённых дню Победы. Особый интерес детей вызвало занятие на тему: «Участники войны», материал для которого собирали в семьях воспитанников и педагогов.
- Подготовка фотографий с участниками ВОВ от наших воспитанников и сотрудников
- Сбор рассказов детей о своих прадедушках и о дедушках сотрудников ОУ
- часть торжественного утренника, посвященного 70летию Победы в ВОВ.